Научная статья на тему '250 лет Андрею Никифоровичу Воронихину'

250 лет Андрею Никифоровичу Воронихину Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
266
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «250 лет Андрею Никифоровичу Воронихину»

250 лет Андрею Никифоровичу Воронихину

1759 - 1814

А.Н.Воронихин. Портрет неизвестного художника. В ряде изданий представлен как автопортрет

Картина А.Н.Воронихина «Вид Строгановской дачи». 67,5х 100,5. Масло, ГРМ, 1797.

Павильон для парадных приемов. Среднее помещение на первом этаже служило входом в сад.

В 1800-х годах по проекту Воронихина к восточному фасаду была пристроена новая лестница

Родился в Пермской губернии 17 (28) октября 1759 года в семье Никифора Воронихина - крепостного графа Александра Сергеевича Строганова (1733-1811), будущего президента Петербургской академии художеств (1800-1811). По другой версии он был сыном крепостной девицы Марфы Чероевой (жилицы в семье Никифора Воронихина) и графа А.С.Строганова.

В конце 1760-х - начале 1770-х годов учился при одной из художественных школ на Урале у иконописца Гаврилы Юшкова. В 1772 году был отправлен для обучения архитектуре и живописи в Москву.

В 1775-1779 годах пользовался консультациями В.И.Баженова (выполнял роль помощника мастера) и М.Ф.Казакова. В это же время писал миниатюрные портреты на эмали, рисовал архитектурные пейзажи, выполнял отдельные заказы по росписи и реставрации фресковой живописи в Трои-це-Сергиевой лавре.

С 1779 года по настоянию А.С.Строганова жил в Петербурге во дворце графа на углу Невского проспекта и набережной Мойки. Имел там свою комнату и мастерскую для чертежной работы и живописи. Пользовался постоянной поддержкой графа и получал от него первые заказы по архитектуре.

В 1785 году получил «вольную» и перестал считаться крепостным. В этом же году был послан графом вместе с сыном Строганова Павлом и гувернером французом Роммом в путешествие по России и Украине.

В 1786-1790 годах в том же составе совершили поездку в Германию, Францию и Швейцарию для изучения архитектуры, математики, физики и естественных наук. В Париже гувернер Шарль Жильбер Ромм распрощался с воспитанниками и целиком занялся политикой, увлеченный идеями революции, был избран в Законодательное собрание и Конвент. По его докладу во Франции был введен республиканский календарь. Ромм способствовал появлению в стране первого оптического телеграфа. После термидорианского переворота в числе последних якобинцев-монтаньяров Ромм был предан суду и приговорен к смертной казни. В 1795 году покончил жизнь самоубийством. В первый год революции Андрей Воронихин и Павел Строганов участвовали вместе с Роммом в захвате оружия из Дома инвалидов, присутствовали на площади во время взятия Бастилии. Специально посланный графом Строгановым родственник вернул Андрея Воронихина и Павла Строганова домой в Петербург. Во время пребывания во Франции и Швейцарии Воронихин старательно изучал основы западной и античной архитектуры.

В 1791-1793 годах занимался перестройкой (совместно с Ф.И.Демерцовым) внутреннего корпуса Строгановского дворца, построенного по проекту Растрелли, созданием новых интерьеров картинной галереи, бильярдной, столовой, минерального кабинета, вестибюля. Рисовал эти интерьеры.

В 1794 году за акварель «Вид картинной галереи графа Строганова» (Государственный Эрмитаж) Совет Академии художеств присвоил автору звание профессора живописи.

В 1795-1796-м перестраивал интерьеры Строгановской дачи на Черной речке.

В 1797 году за картину «Вид построенной Строгановской дачи» (масло, ГРМ) Воронихину было присвоено звание академика живописи и миниатюры Академии художеств.

В 1799 году Воронихин участвует в конкурсе на проект нового храма вместо старой церкви Рождества Богородицы (1730-е годы, арх. М.Г.Земцов ?) на Невском проспекте. Участники - Ч.Камерон, П.Гонзаго, Ж.Тома де Томон и др. Лучшим считался проект Чарльза Камерона, но по совету графа А.С.Строганова, ставшего президентом Академии художеств, император Павел I выбрал проект А.Н.Воронихина. Была создана «Комиссия о построении Казанской церкви», которая 8 января 1801 года утвердила этот проект с изогнутой колоннадой, напоминавшей императору колоннаду Бернини у Собора Святого Петра в Риме (впечатление от юношеского путешествия с молодой женой).

В 1800-е годы работал в Павловске, сотрудничал с Чарльзом Камероном.

В 1801 году женился на англичанке Мэри Лонг, помощнице Ч.Камерона, чертежнице, с которой работал над объектами в Павловске.

1801-1811 - годы строительства Казанского собора.

А.Н.Воронихин. «Фонарик» - кабинет императрицы Марии Федоровны во дворце в Павловске, 1807

15 сентября 1811 года состоялось торжественное освящение Казанского собора. Граф Строганов вручил императору символические ключи и через 12 дней скончался.

25 января 1932 года самое главное творение Воронихи-на - Казанский собор был закрыт, а в ноябре этого же года в нем открылся Музей истории религии и атеизма. 25 мая 1991 года в боковом приделе Собора вновь начались богослужения. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест, а с 2000 года храм стал кафедральным.

В Казанском соборе венчали членов царской семьи. 28 октября 1893 года в Соборе отпевали П.И.Чайковского.

В 1802 году Воронихин получил звание профессора архитектуры Академии художеств.

В 1803 году участвовал в реставрации дворца в Павловске после пожара.

В 1806 году проектировал фонтаны на дороге в Царское село, сотрудничал с Ж.Ф.Тома де Томоном.

1806 -1811 - годы строительства «Горного кадетского института».

21 февраля 1814 года умер в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Одна из первых архитектурных работ А.Н.Воронихина -строительство дворового корпуса Строгановского дворца на углу Невского проспекта и набережной Мойки, совместно с Ф.И.Демерцовым. Новые интерьеры дворца были созданы в духе классицизма в отличие от барокко Растрелли, построившего дворец в 1752-1754 годах для графа С.Г.Строганова - отца покровителя архитектора. Помещение картинной галереи (1795-1796) в дворовом корпусе Строгановского дворца. Современное состояние. Здесь размещалось одно из лучших частных собраний России

3 2009 5

Объятия колоннады Казанского собора со стороны Невского проспекта - северный фасад. Справа - проездной портал на Казанскую улицу (Плеханова, или Большую Мещанскую). Над ним барельеф И.П.Прокофьева «Медный змий в пустыне», внизу пьедестал от утраченной в 1824 году гипсовой фигуры В.И.Демут-Малиновского «Архангел Гавриил»

Юго-западный угол Казанского собора со стороны канала Грибоедова. Виден южный портик и абсида. Над абсидой - барельеф «Вход Христа в Иерусалим» скульптора Д.Рашетта. С этой стороны Воронихин предлагал построить вторую колоннаду

Колоннада из 92 колонн с капителями и наружная облицовка стен Казанского собора выполнены из блоков и плит пудостского камня. Этот пористый известняк охристого цвета с вкраплениями окаменевших морских организмов добывался на берегах реки Пудость (приток Ижоры) возле Гатчины.

Продольный разрез Казанского собора. Виден трехслойный металлический купол - выдающаяся конструкция в русской архитектуре того времени. Внутренние колонны и пилястры из розовых гранитных монолитов, добытых и обработанных в каменоломнях под Выборгом.

Первоначальный иконостас Воронихина не сохранился. Иконы для него создавались живописцами В.Л.Боровиковским, С.А.Бессоновым, А.И.Ивановым,О.А.Кипренским, Г.И.Угрюмовым, В.К.Шебуевым (частично находятся в Русском музее). В 1834-1836 годах мастером Ж.Гереном по идее К.Тона был создан новый иконостас из серебра, присланного атаманом М.И.Платовым (40 пудов трофейного серебра, отобранного у французов), но и он не сохранился. До 1829 года работами руководил О.Монферран. Внутренние пилястры были покрыты искусственным мрамором, а капители колонн позолочены. После Октябрьской революции интерьер собора был разграблен.

План перспективного развития Казанского собора со второй колоннадой южной стороны выполнен А.Н.Воронихиным в 1811 году после завершения строительства Казанского собора.

[П Г7!

чВьНУ№ з

Главные двери северного фасада Казанского собора - копия дверей баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Отливка копии в бронзе выполнена мастером Академии художеств Василием Екимовым.

10

Размещение барельефов на ветхозаветные темы в нижних рядах флорентийских дверей отличается от дверей Казанского собора: Обнесение ковчега вокруг стен Иерихона, разрушение Иерихона (1). Поражение гордого Никанора, грозившего разрушить Иерусалим (2). Сыновья Иакова в Египте покупают хлеб у Иосифа (3). Благословление Исааком Иакова (4). Встреча Соломона с царицей Савской (5).

9

7

8

6

5

3

4

1

2

Подлинные двери баптистерия во Флоренции. Скульптор Лоренцо Гиберти. 1425-1452. В 1774 году гипсовый слепок с них был подарен Н.А.Демидовым Петербургской академии художеств.

10

Евреи в пустыне и Моисей, принимающий закон на Синайской горе (6). Убиение Моисеем египтянина и выход евреев из Египта (7). Приношение Авраамом в жертву сына Исаака (8). Жертвоприношение Авеля и убиение его Каином (9). Сотворение Адама и Евы. Грехопадение и изгнание их из рая (10).

9

8

7

4

3

6

1

2

5

3 2009 9

Фрагмент фасада Горного института. Символическая скульптура С.С.Пименова «Геркулес, борющийся с Антеем» на фоне греко-дорического ордера главного фасада. Арочные завершения окон появились позже

10 3 2009

А.Н.Воронихин, Горный институт, 1806-1811.

Широкий 12-колонный портик «Горного кадетского института» по просьбе императора Александра I прикрыл старые хаотично разбросанные постройки этого института и как бы организовал западные водные ворота въезда в город. По краям портика установлены скульптурные композиции В.И.Демут-Малиновского «Плутон, похищающий Прозерпину» (слева) и С.С.Пименова «Геркулес, борющийся с Антеем»

План Горного института

А.Н.Воронихин (1759-1814), А.Д.Захаров (1761-1811) и Ж.Ф.Тома де Томон (1760-1813) фактически одновременно в самом начале XIX века создали в Петербурге великие образцы высокого классицизма в русском градостроительстве, которые стали славой, олицетворением и символом северной столицы России. Завершив свою художественную миссию, все трое умерли на пике славы и карьеры, словно посетили сей мир специально по этому случаю.

А.В. Анисимов

3 2009 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.