ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2019.02.029. ЦИФРОВАЯ ЭПОХА. ЗАНЯТОСТЬ И УСЛОВИЯ ТРУДА В ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ЦИФРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Employment and working conditions of selected types of platform work / European foundation for the improvement of living and working conditions. - Luxembourg, 2018. - 77 p.
Ключевые слова: Евросоюз; цифровая экономика; цифровые платформы; занятость; оплата труда.
Среди европейских исследователей цифровой деятельности отсутствует единое определение понятия «платформа». В настоящее время используется широкий спектр терминов (долевая экономика, гиг- экономика, экономика сотрудничества, экономика спроса и экономика одноранговой сети) с аналогичными или идентичными значениями. Широко обсуждаются аспекты функционирования платформы, в частности включение онлайн-сервисов, предоставляемых потребителям.
Масштабы функционирования цифровых платформ и их значение для рынка труда в Евросоюзе практически не исследованы, отмечают авторы. Попытки исследовать этот вопрос приводят к различным результатам, что связано с качеством предоставляемой информации, ее полнотой, точностью и сопоставимостью. Эти различия усложняют возможность объективно оценить различные типы цифровых платформ и их особенности.
Некоторые платформы предлагают работу на основе трудового соглашения или иного статуса занятости. Однако часто условия трудовой деятельности на цифровых платформах регулируются соглашением, которое определяет статус работника как посредника в общении с клиентом. В этом случае работники платформы относятся к категории самозанятых. Данное определение статуса работ-
ника было оспорено в судах нескольких европейских стран, где рабочие платформы поддерживаются местными профсоюзами, которые следят за их деятельностью и условиями работы. Занятым в данном виде деятельности, считают специалисты, должен быть обеспечен статус наемного работника.
Использование современных технологий создает специфические условия для занятых на цифровых платформах. Например, технологии позволяют проводить постоянный мониторинг деятельности этих работников и оценивать их производительность. Однако автоматический учет производительности работника не позволяет учитывать ситуации, возникающие за пределами рабочего контроля (отказы оборудования, несчастные случаи, неправильный адрес клиента или организации), которые могут негативно повлиять на производительность и, соответственно, на рейтинги занятых. Были случаи, когда платформа останавливала работу в результате забастовок сотрудников, рейтинги которых падали ниже определенного порога в результате негативной оценки их деятельности.
Работники, занятые цифровой деятельностью, существенно меньше контактируют с клиентами, по сравнению с работниками, выполняющими аналогичную работу на традиционном рынке труда. К тому же они получают ограниченную поддержку со стороны руководства и коллег. Если же такая поддержка оказывается, то часто с задержкой во времени, что ущемляет права работников.
Авторы отмечают как рост, так и снижение рисков дискриминации и притеснения работающих на цифровых платформах. Так, с одной стороны, использование онлайн-профилей (online profiles) при приеме на работу может стать препятствием для найма по каким-либо соображениям (возраст, пол и т.д.). С другой стороны, в онлайн-профиле претендент на работу может скрыть о себе определенные данные, которые помешали бы при приеме на работу в традиционной сфере деятельности. На некоторых платформах при найме используются пробные задания, выполнение которых оценивается с помощью объективных критериев результативности. Использование на платформах, предоставляющих услуги (такси, доставка продуктов и т.п.), программ, объективно определяющих производительность труда работников, без предубеждения в отношении их возраста, пола или этнической принадлежности, приве-
дет, по мнению авторов, к существенному снижению уровня дискриминации по сравнению с традиционными сферами труда.
Весьма сложной является проблема оплаты труда работников, занятых на цифровых платформах большинства типов. Наиболее предсказуемые доходы у самозанятых, поскольку они сами устанавливают размер вознаграждения и время работы, а также объем выполняемых задач. Оплата труда в сфере цифровых платформ определяется почасовой занятостью и сложностью выполняемых задач (или комбинацией этих факторов). Если оплата осуществляется по сумме выполняемых задач, время между периодами их выполнения не оплачивается. Онлайн-занятые обладают наименьшим контролем над своими заработками, которые во многом зависят от конкуренции в этом сегменте рынка труда. Вследствие этого лишь небольшая часть работников получают основной доход от этого вида деятельности. Кроме того, многие работодатели ограничивают количество желающих участвовать в работе платформы с целью снижения своего налогового бремени.
Соблюдение налогового законодательства наилучшим образом обеспечивается, когда работодатели несут ответственность за декларирование доходов работников платформы. Многие опрошенные в рамках данного исследования работники сомневаются в достоверном отражении их доходов работодателем. Это менее характерно для работающих на цифровых платформах, с которыми заключены трудовые соглашения, или для самозанятых.
В большинстве случаев работающие на цифровых платформах не имеют своих профессиональных коллективных представительств. Такие представительства организуются по инициативе самих работников или профсоюзов. В этом случае работники имеют статус сотрудников, как обычные работники, и заключают коллективные договоры с работодателями. Однако это характерно для тех работников, которые трудятся по найму. Что касается самозанятых, то многие профсоюзы и организации считают, что работники этой категории не имеют права на членство в коллективных представительствах. В последнее время эта ситуация в ряде стран ЕС изменилась в результате организации специализированных союзов для самозанятых работников. Кроме того, работающие на некоторых платформах, специализирующихся на предоставлении определенных услуг, используют социальные сети и WhatsApp для создания
групп по обмену опытом и координации акций протеста и забастовок с целью недопущения ухудшения условий их труда.
На некоторых платформах активность работников и их успешность оцениваются по их клиентской базе. Авторы считают необходимым провести исследования по стандартизации такой оценки для разных типов цифровых платформ. Отсутствие таких объективных оценок затрудняет привлечение новых работников. Возможность межплатформенного обмена результатами объективной и справедливой оценки сотрудников, выполняющих аналогичные задачи, позволила бы расширить рынок, увеличить мобильность работников и повысить конкуренцию между платформами.
Неопределенным все еще остается и статус занятости работающих на платформах. Неоднородность труда в этой сфере не позволяет работникам быть включенными в единую систему государственной занятости. Некоторые платформы контролируют трудовую деятельность своих работников, что предполагает определенный уровень взаимной ответственности и обязательства работодателя по созданию рабочих мест, а также определению круга и объема выполняемых задач. Однако многие платформы практикуют внештатную занятость. Авторы считают, что необходимо четко дифференцировать специфические особенности отдельных видов цифровых платформ, с тем чтобы труд работающих на них сотрудников справедливо и единообразно оценивался.
Б.Г. Ивановский
2018.02.030. С.Н. СМИРНОВ. НЕРАВЕНСТВО В ДОХОДАХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. (ОБЗОР).
Ключевые слова: доходы населения; индекс Джини; межрегиональные различия; Латинская Америка; страны ЕС; неравенство доходов; смертность.
В последние годы неравенство распределения населения по уровню доходов стало одной из наиболее обсуждаемых тем не только в академической среде, но и в обществе в целом. Это связано с углублением этого неравенства в последние 30-40 лет, которое наблюдается во многих странах вне зависимости от уровня их экономического развития. Количественная характеристика данного феномена впервые дана в 2014 г. Т. Пикетти в его книге «Капитал в