4. Yazigi J. Une année 2019 pleine de défis pour l'économie syrienne // Le Commerce du Levant. - 2018. - 30.11. - Mode of access: https://www.lecommercedulevant. com/article/28689-une-annee-2019-pleine-de-defis-pour-leconomie-syrienne
2019.02.015. ЖИЛИНА И.Ю. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ. (Обзор).
Ключевые слова: Объединенные Арабские Эмираты; ресур-созависимость; экономика; диверсификация.
В обзоре рассматриваются специфика экономики Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ, Эмираты) и перспективы ее развития.
ОАЭ - небольшое федеративное государство, объединившее в 1971 г. семь монархий Персидского залива (Дубай, Абу-Даби, Шарджа, Аджеман, Рас-эль-Хайма, Фуджейра, Умм-эль-Кайвайн). В последующие годы развитие страны определяли открытые в середине 1960-х годов месторождения нефти и газа1, но, в отличие от большинства ресурсозависимых стран, ОАЭ сумели воспользоваться плодами нефтяного бума 1970-х годов, осуществив масштабную программу развития «ненефтяного сектора».
В силу ряда обстоятельств2 руководство ОАЭ довольно быстро взяло курс на открытость и диверсификацию экономики. Стратегия диверсификации включала полный контроль над доходами от экспорта нефти и газа; поддержание высокого уровня жизни граждан (подоходный налог и налог на добавленную стоимость до недавнего времени не взимались3); централизованное инвести-
1 По разным данным, ОАЭ занимает шестое-седьмое место в мире по объему доказанных запасов нефти (98 млрд баррелей) и пятое-седьмое - по запасам природного газа. Стране принадлежит четвертое место среди стран ОПЕК по добыче нефти и четырнадцатое в мире - по добыче газа (2). ОАЭ является второй экономикой Персидского залива после Саудовской Аравии (12, р. 2).
2 Небольшая территория и невысокая численность населения страны, непредсказуемое окружение, расположение между двумя враждующими полюсами исламского мира (шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией) стали толчком к формированию максимально открытой и связанной с неисламским миром экономической политики (1).
3 В 2018 г. по рекомендации МВФ ОАЭ ввели 5%-ную ставку НДС. От налога освобождены некоторые товары первой необходимости. - Прим. авт.
рование в развитие неуглеводородного сектора; прямое и косвенное субсидирование государством государственных и частных компаний, обложение налогом на корпорации только предприятий нефте- и газодобывающей промышленности и банков; снижение барьеров для международной торговли, движения капитала, рабочей силы и сокращение рисков ведения бизнеса1 (1).
Весомый вклад в развитие экономики ОАЭ внесли трудовые мигранты. Учитывая низкую численность населения (557,9 тыс. человек в 1975 г.) и его неготовность к включению в процесс модернизации страны, власти Эмиратов активно привлекали в страну дешевую рабочую силу из Индии, Пакистана, Бангладеш, Филиппин и других стран. Квалифицированная рабочая сила в ОАЭ в основном представлена западными специалистами, которые принесли в страну новые технологии, новые формы организации производства, что способствовало реструктуризации экономики страны. В результате к 2017 г. из 10,1 млн человек населения Эмиратов только 12% являются гражданами страны (9).
Нетипичность ОАЭ как ресурсозависимой страны обусловлена рядом факторов. Во-первых, создание страны совпало с бурным ростом цен на нефть, что избавило ее от необходимости адаптироваться к наследию предшествовавшего периода и дало возможность использовать лучшие практики, существовавшие в мире к 1970-м годам. Во-вторых, в силу особенностей административного устройства ОАЭ, основанного на праве каждого эмирата распоряжаться запасами углеводородов на своей территории2, объединение эмиратов вокруг возглавляемого семьей аль Нахаян Абу-Даби превратило последний в естественного спонсора остальных членов федерации, которые предоставили ему значительные полномочия в проведении централизованной политики (1). В то же время федеративная структура подтолкнула другие эмираты к развитию собственной экономики. Лидером этого движения стал возглавляемый семьей аль Мактум эмират Дубай.
1 В 2006 г. ОАЭ занимали 69-е место из 155 стран в рейтинге Всемирного банка Doing Business, а в 2018 г. - 21-е из 190 стран (7, р. 4).
2 На долю Абу-Даби приходится 94,3% доказанных запасов нефти, Дубая -4,1%, Шарджи - 1,3% (2). На практике влияние тех или иных эмиратов в определении общей политики страны зависит от запасов углеводородов. - Прим. авт.
В настоящее время доминирующие позиции в экономике ОАЭ занимает Абу-Даби, на долю которого приходится более 60% ВВП страны (12, р. 2). Второй экономикой федерации является Дубай (26% ВВП ОАЭ в 2017 г.). Третье место занимает Шарджа, считающаяся производственным центром ОАЭ и обеспечивающая почти половину общего промышленного производства страны (6). Северные эмираты Фуджейра, Аджман, Рас аль-Хайма и Ум аль-Кувейн менее развиты. Однако правительство страны стимулирует их экономическое развитие, создавая новые производства и развивая инфраструктуру.
В структуре ВВП Эмиратов доля сельского хозяйства составляет 0,7%, промышленности - 49,4%, сферы услуг - 49,8% (4, с. 1). Помимо нефте- и газодобычи важную роль в экономике ОАЭ играют энергетика, производство строительных материалов и металлоконструкций, опреснение воды, а также текстильная и пищевая промышленности. Активно развиваются фармацевтика, электроника, высокотехнологичные производства. В стране реализуются крупные природоохранные проекты, направленные на сохранение водных ресурсов, улучшение качества воздуха, развитие возобновляемых источников энергии, долю которых в энергетическом балансе страны власти намерены к 2050 г. довести до 75% (8, р. 9).
Абу-Даби специализируется на нефтяных и энергетических проектах (производит более 90% углеводородов) (12, р. 2); Дубай -на торговле, финансовых, туристических и логистических услугах, информационных технологиях; в Шардже помимо нефте- и газодобычи развиты легкая и химическая промышленность (производство пластика и стеклопластика). Этот эмират, названный в 1998 г. ЮНЕСКО культурной столицей арабского мира, также привлекает туристов.
Дубай за 30 лет превратился в региональный и международный торговый, транспортный, туристический и финансовый центр. Экономические успехи эмирата обусловлены прежде всего развитием портовых и аэропортовых хабов. Построив один из крупнейших портов мира - Djebel Ali1, Дубай сумел воспользоваться своим стратегическим положением между Европой и Азией при переори-
1 В 2015 г. Djebel Ali занимал девятое место среди портов, осуществляющих контейнерные перевозки, опередив Роттердам (13).
ентации в конце 1990-х годов морских торговых перевозок на Азию. Наряду с Гонконгом и Сингапуром Djebel Ali стал крупнейшим перевалочным терминалом для контейнеровозов, связывающих эти континенты. В целом доля торгово-транспортной деятельности в ВВП Дубая составляет 39% (11, р. 1).
Весомый вклад в диверсификацию как экономики Дубая, так и Эмиратов в целом внесло превращение Дубая в популярный туристический центр, предлагающий путешественникам не только морской отдых (доля ресторанного и гостиничного бизнеса составляет 5% ВВП эмирата), но и дешевый шопинг (11, р. 1). В 2017 г. Дубай посетили около 16 млн туристов. Предполагается, что к 2030 г. турпоток вырастет до 20 млн человек (13).
Росту туризма в немалой степени способствовало и развитие воздушного транспорта. Аэропорт Dubai International (88,2 млн пассажиров в 2017 г.) занимает первое место в мире по объему международных пассажирских перевозок. Развивающийся международный аэропорт Al Maktoum, пассажирооборот которого планируется довести до 260 млн человек, может стать самым большим аэропортом в мире (11, р. 1).
В Дубайском международном финансовом центре (DIFC) располагаются ближневосточные штаб-квартиры многих международных компаний. Эмират также получает существенные выгоды от размещения в DIFC многочисленных банков и других финансовых институтов. На банковскую и страховую деятельность в 2017 г. приходилось 10,4% ВВП эмирата (11, р. 2).
Основой промышленности Дубая является металлургия, в первую очередь производство алюминия на экспорт. В настоящее время доля промышленности в ВВП Дубая составляет 9,4%, опережая сектор недвижимости (7) и строительства (6,3%) (11, р. 2). Принятая в 2016 г. промышленная стратегия Дубая до 2030 г. ориентирована на увеличение производства в обрабатывающем секторе; развитие инноваций; создание привлекательной для международных компаний производственной базы; создание мирового центра исламского товарного рынка.
Знаковым событием для экономики ОАЭ стало предоставление Дубаю права проведения в 2020 г. Всемирной выставки (ЭКСПО). Ожидается, что ЭКСПО посетят 25 млн человек, из которых 3/4 - иностранцы, что будет способствовать развитию туризма и
торговли. По официальным данным, реализация этого проекта обеспечит создание 270 тыс. рабочих мест (13). Экономические выгоды для Дубая от проведения ЭКСПО оцениваются в 30 млрд долл. (11, р. 2).
ОАЭ уделяют большое внимание развитию на всей территории страны свободных экономических зон (СЭЗ), предоставляющих зарегистрированным в них компаниях облегченный налоговый режим, гарантию прав собственности, свободный вывоз капитала и прибыли, освобождение от валютных ограничений на экспортно-импортные операции. О значении СЭЗ для экономики страны говорит факт освобождения 20 СЭЗ от уплаты введенного в 2018 г. НДС.
Первая СЭЗ - Djebel Ali (JAFZA) - была создана в 1985 г. для привлечения инвесторов и создания безналоговой деловой среды. В настоящее время в этой зоне работает около 6,5 тыс. принадлежащих иностранцам предприятий (13). В 2000-е годы ОАЭ начали создавать специализированные СЭЗ (Интернет, медиа, здравоохранение, финансы, логистика и т.д.) трех типов: классические свободные зоны, технологические парки (например, Dubai Silicon Oasis (DSO) для привлечения международных и региональных технологических компаний) и нишевые СЭЗ (Media City в Дубае, TwoFour54 в Абу-Даби). В 2018 г. СЭЗ Dubai Airport Free Zone (DAFZA) объявила о запуске инновационного стартап-инкубатора Goodforce Labs, нацеленного на превращение компаний, работающих на принципах исламской экономики и халяльной индустрии, в успешные международные организации.
В целом 37 действующих СЭЗ вывели страну в лидеры арабского мира по привлечению прямых иностранных инвестиций, объем которых, по официальным данным, составил в 2017 г. 10,3 млрд долл., объем накопленных инвестиций достиг 128,9 млрд долл. ОАЭ также возглавили арабские страны по количеству привлеченных новых иностранных инвестиционных проектов: в 2003-2016 гг. ОАЭ привлекли 4492 проекта из 12 192 для арабских стран, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности национальной экономики (5; 3).
Объем внешней торговли ОАЭ в 2017 г. достиг 600 млрд долл.: без учета нефти и газа составил 463 млрд долл. (импорт -271 млрд долл., экспорт - 62, реэкспорт - 130 млрд долл.). При этом 32% внешней торговли страны осуществлялось из СЭЗ. В географическом распределении ненефтяной внешней торговли страны
Азиатско-Тихоокеанского региона составляли 42%, Европа - 22, Ближний Восток и Северная Африка - 20, Америка - 9 и Африка -7%. Основными внешнеторговыми партнерами ОАЭ являются: Индия, Китай, Япония, Южная Корея, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Иран и Саудовская Аравия (4, с. 2).
Опора на стратегию диверсификации, высокая политическая стабильность в нестабильном регионе позволили Эмиратам достаточно быстро восстановиться после мирового финансового кризиса 2008 г., пережить резкое снижение нефтяных цен в 2014 г., но главное - постепенно снизить зависимость экономики от углеводородов. В настоящее время на долю нефти приходится менее 30% ВВП, а к 2030 г. власти намерены сократить ее до 20% (9), что подтверждается сравнением данных о динамике углеводородной и неуглеводородной составляющих ВВП (см. табл. 1). (12, р. 4). В 2017 г. ОАЭ занимали 24-е место в мире по ВВП на душу населения (1).
Таблица 1 (12, р. 4)
Основные макроэкономические показатели ОАЭ (май 2018 г).
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. (о)* 2018 г. (п)** 2019 г. (п)
ВВП (млрд долл.) 403,2 357,9 348,7 377,4 411,8 427,8
Темпы роста ВВП (%) 3,3 3,8 3,0 0,5 2,0 3,0
Доля углеводородной составляющей в темпах роста ВВП (%) 0,4 5,4 3,8 -2,5 0,0 2,4
Доля неуглеводородной составляющей в темпах роста ВВП (%) 4,6 3,2 2,7 1,9 2,8 3,3
ВВП на душу населения (долл.) 43 347 37 361 35 384 37 225 39 483 39 802
Сальдо консолидированного бюджета / ВВП (%) 1,9 -3,4 -2,5 -1,8 -1,4 -0,8
Производство нефти (млн баррелей в сутки) 2,79 2,88 3,03 2,93 2,93 3,02
Уровень инфляции 2,3 4,1 1,6 2,0 4,2 2,5
Доля госдолга в ВВП (%) 15,5 18,7 20,7 19,5 19,3 19,3
Сальдо счета текущих операций / ВВП 13,5 4,9 1,4 4,7 5,3 5,1
* оценка; ** прогноз.
В 2017 г. в ОАЭ наблюдалось снижение экономической активности по сравнению с 2016 г., что связано с реализацией подписанного в декабре 2016 г. соглашения стран ОПЕК и ряда нефтедобывающих стран, не входящих в организацию (ОПЕК+), о сокращении добычи нефти в 2017 г. по сравнению с 2016 г.1 В связи с ростом нефтяных цен и снятием ограничений на добычу нефти странами ОПЕК+ в июне 2018 г. в ноябре 2018 г. МВФ повысил прогноз роста экономики ОАЭ до 0,8%, 2,9 и 3,7% соответственно в 2017, 2018 и 2019 гг. (10, р. 14). Положительное воздействие на экономику ОАЭ могут оказать поддерживаемые государством крупные инфраструктурные проекты (ЭКСПО, строительство международного аэропорта А1 Макоиш, диверсификация энергетического сектора).
В настоящее время из всех стран Персидского залива только ОАЭ имеет положительное сальдо счета текущих операций. Однако его размер постепенно с 2013 г. сокращался (с 74 млрд долл. в 2013 г. до 5 млрд долл. в 2016 г.) из-за снижения экспорта углеводородов, отрицательного баланса торговли услугами (-20 млрд долл.) и перевода средств трудовых мигрантов в страны происхождения (35 млрд долл.). В 2017 г. сальдо счета текущих операций повысилось до 18 млрд долл. и, по прогнозам МВФ, в 2018-2019 гг. сохранится на уровне 22 млрд долл. (12, р. 3).
В результате снижения в 2014 г. цен на углеводороды в 2015 г. дефицит консолидированного бюджета ОАЭ составил 3,4% ВВП. В последующие годы дефицит постепенно сокращался; по прогнозам МВФ, в 2018 г. он составит 1,4% (см. табл. 1).
В целом ОАЭ располагают довольно значительными финансовыми резервами (внешние активы Центрального банка - 95 млрд долл. в конце 2017 г.; государственные депозиты в банках Эмирата -55 млрд долл. в январе 2018 г.; активы под управлением суверенных фондов - 1300 млрд долл. в феврале 2018 г.), что свидетельствует о прочном финансовом положении страны (12, р. 3).
1 В декабре 2018 г. участники ОПЕК+ вновь договорились снизить общий объем добычи нефти в течение первого полугодия 2019 г. на 1,2 млн баррелей в сутки от уровня октября 2018 г. для стабилизации нефтяных цен на уровне 6070 долл. за баррель. Соглашение может быть пересмотрено в апреле 2019 г. -Прим. авт.
Тем не менее МВФ предупреждает о том, что множественные и взаимосвязанные риски (ужесточение глобальных финансовых условий, эскалация торговой напряженности, влияющая на глобальный рост, геополитическая напряженность и побочные эффекты региональных конфликтов) могут отрицательно повлиять на перспективы развития ближневосточного региона и, соответственно, ОАЭ (10, p. XII).
Список литературы
1. Мовчан А. Объединенные Арабские Эмираты: Монархический либерализм / Московский центр Карнеги. - М., 2017. - 24.03. - Режим доступа: Мhttps:// carnegie.ru/2017/03/24/ru-pub-68389
2. Нефтяная отрасль Объединенных Арабских Эмиратов // Neftegaz.ru. - 2011. -29.08. - Режим доступа: https://neftegaz.ru/analisis/view/7628-Neftyanaya-otrasl-Obedinennyh-Arabskih-Emiratov
3. ОАЭ лидирует в привлечении ПИИ в арабском мире: Министр экономики ОАЭ // Информационное агентство эмиратов. - Дубай, 2018. - 08.04. - Режим доступа: http://wam.ae/ru/details/1395302680372
4. Обзор экономики и внешней торговли ОАЭ / Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития. - М., 2018. - 16 с. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/uae/
5. Филоник А.О. ОАЭ: Свободные зоны как фактор сбалансированного роста // Восточная аналитика. - М., 2017. - N 2. - Режим доступа: http://www. ivran.ru/articles?artid=6931
6. Эмират Шарджа в ОАЭ. - Режим доступа: http://kurortyoae.ru/shardzha/ shardzha-info/382-emirat-shardzha-v-oae.html
7. Doing business 2018 / The world bank. - Wash., 2018. - 312 p. - Mode of access: http://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB2018-Full-Report.pdf
8. Lettre de la Péninsule arabique / Trésor: Direction generale, Service économique regional. - 2018. - 17 p. - Mode of access: https://www.tresor.economie. gouv.fr/Articles/e673778d-d311-4fc4-b2bb-b9bb7aa08c05/files/3a5e3cc3-ffa3-4008-b8ee-be680bc59a6f
9. Présentation des Emirats arabes unis // France diplomatie. - Mode of access: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/emirats-arabes-unis/presentation-des-emirats-arabes-unis/
10. Regional economic outlook: Middle East and Central Asia. - Wash.: IMF, 2018. -XIV, 78 p. - Mode of access: https://www.imf.org/en/Publications/REO/MECA/ Issues/2018/10/02/mreo1018
11. Situation économique de Dubaï / Trésor. Le Service economique de l'ambassade de France aux Emirats arabes unis. - Abu Dhabi, 2018. - 3 p. - Mode of access:
https://www.tresor.economie.gouv.fr/Articles/2018/10/04/situation-economique-de-dubai
12. Situation économique et financière des Emirats arabes unis / Trésor. Service economique régional de Dubaï, Service economique d'Abu Dhabi. - Abu Dhabi, 2019. - 3 p. - Mode of access: https://www.tresor.economie.gouv.fr/PagesInternatio nales/Pages/7ec3f7a5-21bf-441a-b155-51b426655971/files/1e028064-0363-4f2b-aad4-b11d414da4cc
13. Tetart F. Émirats arabes unis. Dubaï, l'espace mondialisé par excellence? // Diploweb. - 2018. - 27.05. - Mode of access: https://www.diploweb.com/Emirats-arabes-unis-Dubai-l-espace-mondialise-par-excellence.html
2019.02.016. СОЦИАЛЬНАЯ И СОЛИДАРНАЯ ЭКОНОМИКА И ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В СЕУЛЕ.
Social and solidarity economy for the sustainable development goals: Spotlight on the social economy in Seoul / UNRISD. - Geneva: UNRISD, 2018. - 141 p. - Mode of access: http://www.unrisd.org/802 56B3C005BCCF9/search/C271CADE934020E0C1258315004C7DDF? OpenDocument
Ключевые слова: социальная и солидарная экономика; Южная Корея; Сеул; цели устойчивого развития.
В докладе анализируется вклад организаций и предприятий солидарной и социальной экономики (ОПССЭ) в достижение целей устойчивого развития (ЦУР) на примере столицы Южной Кореи -Сеула.
Часть ОПССЭ возникли на основе социальной активности населения и низовых инициатив гражданского общества, в основном связанных с продвижением антиколониальных и антиавторитарных политических идеалов и практик. Колониальные, а затем корейские власти реагировали на возникающие ОПССЭ по-разному: к одним применяли репрессивные меры, другие поддерживали, чтобы контролировать их деятельность. В результате ОПССЭ превратились в «фальсифицированные» формы кооперативных организаций, в которых отсутствовало демократическое самоуправление.
В конце 1950-х годов статус корейских ОПССЭ был закреплен законодательно. Правительство получило право надзора и регулирования деятельности кооперативов, осуществляющих коммерческую деятельность, что позволило властям установить достаточно высо-