и США. Что касается нынешних сложностей во взаимодействиях со странами Запада, большая часть молодежи считает их временными. Сравнивая российский и западный «миры», их сходства и различия, молодежь преимущественно ориентирована на рассуждения в рамках бесконфликтного дискурса. Это, по нашему мнению, делает новое поколение россиян силой, способной в будущем преодолеть существующее политическое противостояние и наладить полноценный диалог со странами Запада.
Список литературы
Горбачев А. Молодежь к Западу относится сдержанно // Независимая газета. - 2015. - 16 апреля. - Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2015-04-16/1_west.html [Дата обращения: 10.02.2019.]
Журавлев В.В., Родионов В.А., Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: Состояние, динамика, направленность / Под ред. Б. А. Ручкина. - М.: Социум, 2002. - 123 с.
«Запад»: Восприятие и стремление эмигрировать: Пресс-выпуск Левада-Центра. - 2015. - 13.10. - Режим доступа: http://www.levada.ru/old/13-10-2015/ zapad-vospriyatie-i-stremlenie-emigrirovat [Дата обращения: 10.02.2019.]
Молодежь новой России: Образ жизни и ценностные приоритеты: Аналитический доклад / Под. ред. М.К. Горшкова. - М.: ИС РАН, 2007. - 95 с.
Мясникова Л. Российский менталитет и управление // Вопросы экономики. -М., 2000. - № 8. - С. 38-44.
Плотникова А. Российская молодежь: Между Западом и Востоком // Голос Америки. - 2016. - 29.11. - Режим доступа: https://www.golos-ameriki.ru/a/ai-russia-youth-survey/3615936.html [Дата обращения: 10.02.2019.]
Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи // Социологические исследования. - М., 2012. - № 1. - С. 114-125.
Inkeles A., Smith D.H. Becoming modern: Individual changes in six developing countries. - Cambridge (MA): Harvard univ. press, 1974. - 437 p.
2019.02.015. ИВАЛЬДИ Ж. ИСПЫТАНИЕ ЕВРОСОЮЗА В КРИЗИСНЫЕ ВРЕМЕНА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ И ПОЛИТИКА ЕВРОСКЕПТИЦИЗМА ВО ФРАНЦИИ.
IVALDI G. Contesting the EU in times of crisis: The Front National and politics of euroscepticism in France // Politics. - L., 2018. - Vol. 38, N 3. - P. 278-294.
Ключевые слова: кризисы ЕС; евроскептицизм; Национальный фронт; популизм; правые радикалы.
В своей статье Жиль Ивальди (Университет Ниццы - Софии Антиполис, Франция), анализируя изменения в саморепрезентации «Национального фронта», раскрывает механизм взаимосвязи между кризисами в ЕС, правым радикализмом, евроскептицизмом и партийной конкуренцией.
По мнению Ж. Ивальди, за прошедшее десятилетие Евросоюз существенно пострадал от трех кризисов: финансового, кризиса беженцев и Брексита. Эти кризисы создали новые условия для партийной конкуренции в странах - членах ЕС, поспособствовав повышению уровня политизации европейских вопросов и росту пессимизма в отношении будущего Евросоюза.
Автор считает, что популистские праворадикальные партии, утверждающие приоритет национальных интересов, традиционно выступают движущей силой в рядах противников европейской интеграции. Выбор французского «Национального фронта» (далее -НФ) в качестве объекта исследования обусловлен тем, что данная партия не только послужила прототипом западноевропейских праворадикальных партий, но и продемонстрировала своим развитием яркий пример политизации проблем ЕС в контексте предвыборной борьбы [с. 279].
На сегодняшний день НФ остается ведущей праворадикальной партией на политической сцене страны и главным ретранслятором евроскептических настроений во французском обществе. Сторонники НФ последовательно выступают за восстановление суверенитета Франции, возврат к «Европе наций» - Европе старых, больших народов, унитарных государств, централизованных или частично децентрализованных [с. 280].
Периферийные партии, с точки зрения Ж. Ивальди, используют евроскептический курс для дистанцирования от «традиционных партий» (established parties) с целью привлечения электората. В случае с НФ это проявляется в стратегии «де-демонизации» (de-demonization)1, которая позволяет ему позиционировать себя как независимого актора партийной системы и, в конечном счете, добиваться высоких результатов на выборах, играя на противоречиях между сторонниками и противниками ЕС [с. 281].
1 Под «де-демонизацией» автор подразумевает нахождение праворадикальным НФ баланса между сохранением своего ядерного электората и внедрением партийных представителей в официальные госструктуры. - Прим. реф.
В работе рассматривается развитие евроскептической риторики НФ с начала 2000-х годов. Выводы исследования опираются на контент-анализ программных документов НФ и публичных выступлений партийных лидеров за период с 2002 по 2017 г. [с. 282].
Ж. Ивальди подчеркивает, что под воздействием кризисных явлений критика НФ в отношении Евросоюза ужесточилась, однако не столь значительно, как этого можно было бы ожидать (см. табл. 1) [с. 283].
Кроме того, Ж. Ивальди приходит к выводу, что стабильная антиевропейская платформа позволила НФ встроить обсуждение последствий европейских кризисов в свой политический дискурс. Так, в ходе президентских кампаний 2002 и 2007 гг. первостепенное внимание уделялось традиционным проблемам, связанным с иммиграцией, тогда как в 2012 и 2017 гг. на передний план вышли вопросы евроинтеграции. В 2012 г. в условиях финансового кризиса и строгой экономии НФ связал критику ЕС с проблемами покупательной способности, безработицы, госдолга и пенсий.
Таблица 1
Позиция в отношении ЕС и частота употребления слов, связанных с проблемами ЕС, в предвыборных программах кандидатов от НФ в президенты Франции (2002-2017)
Год 2002 2007 2012 2017
Лидер Жан-Мари Ле Пен Жан-Мари Ле Пен Марин Ле Пен Марин Ле Пен
1 2 3 4 5
Позиция в отношении ЕС
Пересмотр европейских договоров Прекращение действия всех договоров ЕС Переговоры со странами-членами ЕС о радикальном изменении договоров ЕС Апелляция к статье 50-й Лиссабонского договора1 для пересмотра договоров ЕС Переговоры с целью восстановления суверенитета над валютой, границами и экономикой
1 Формально запускает процедуру выхода из Евросоюза. - Прим. реф.
1 2 3 4 5
Европа независимых наций Да Да Да Да
Национализировать CAP1 Да Не упоминается Да Да
Выход из Шенгенского соглашения Да Да Восстановить национальный суверенитет над границами Да
Реформа Ев-
ропейского
Выход из евро-зоны Да центрального банка (ЕЦБ), возврат к французскому франку в случае ин-ституцио-нального тупика Евро в качестве общей валюты наряду с франком. Референдум по поводу единой валюты Восстановление национального суверенитета над валютой
Выход из ЕС Покинуть ЕС неза-медлительно Референдум по поводу членства Франции в ЕС Использование статьи 50-й Лиссабонского договора для пересмотра договоров ЕС Референдум по поводу членства Франции в ЕС в течение шести месяцев
Частота употребления слов, связанных с проблемами ЕС
Общий размер документов (число слов) 108 424 30 809 6876 6054
Количество слов о ЕС 13 571 3417 964 641
% слов о ЕС 12,5 11,1 14 10,6
В 2017 г., желая получить электоральные преимущества в контексте кризиса беженцев, очередного всплеска исламистского терроризма и Брексита, партия выстроила свою предвыборную риторику вокруг традиционных антииммигрантских лозунгов (в том числе требования выйти из Шенгенского соглашения), обещаний
1 CAP (Common agricultural policy) - Единая сельскохозяйственная политика Европейского союза. - Прим. реф.
значительно сократить число беженцев и провести референдум по поводу членства в ЕС.
Несмотря на достижение локальных успехов на отдельных треках, евроскептический курс подрывает доверие общественности к НФ и мешает партии добиться принципиально значимого расширения своей электоральной базы, что не вписывается в стратегию «де-демонизации». НФ все еще не может избавиться от образа изгоя партийной системы страны и получить поддержку умеренных избирателей [с. 286].
Ж. Ивальди сопоставляет степень влияния каждого из трех европейских кризисов - беженцев, финансового и Брексита - на правые и левые политические партии Франции (см. табл. 2).
Таблица 2
Влияние кризисов ЕС на партийную систему
Партии Кризисы ЕС
Финансовый Кризис беженцев Брексит
Левые Сильное Умеренное Ограниченное
Правые Ограниченное Сильное Умеренное
В качестве примеров сильного воздействия на партии, принадлежащие к противоположным частям политического спектра, Ж. Ивальди выделяет последствия финансового кризиса для левых партий и кризиса беженцев для правых сил. В обоих случаях кризисы привели к внутрипартийным разногласиям в отношении допустимых механизмов разрешения обозначившихся проблем, а также к успеху на выборах новых политических игроков, сумевших воспользоваться недовольством общественности.
Автор утверждает, что противоречивая политика Ф. Олланда в условиях экономического упадка спровоцировала раскол в «стане социалистов», что обусловило заражение идеями евроскептицизма (такими, например, как экономический протекционизм или мораторий на действие европейского Пакта стабильности и роста) отдельных участников президентских праймериз Социалистической партии [с. 287]. Последствия финансового кризиса также объясняют стремительный рост позиций Жан-Люка Меланшона (11,1 и 19,6% голосов на президентских выборах в 2012 и 2017 гг., соот-
ветственно), евроскептическая программа которого содержит призывы бороться с «капиталистической» природой ЕС.
На правом фланге политического спектра кризис беженцев привел к усилению существовавших разногласий по поводу иммиграционной политики ЕС. Ж. Ивальди обращает внимание на прай-мериз Республиканской партии в ноябре 2016 г., в ходе которых Н. Саркози и Ф. Фийон предложили реформировать Шенгенское соглашение и ограничить доступ иностранцев к социальным выплатам [с. 288].
Умеренное воздействие проявилось в переменах в поведении и дискурсе политических игроков, а также в ограниченных изменениях политического курса. Например, в разгар кризиса беженцев иммиграционная политика ЕС стала предметом ожесточенного спора двух кандидатов в президенты от Социалистической партии: М. Вальса, ратовавшего за отказ от приема беженцев, и Б. Амона, отстаивавшего идею предоставления убежища для всех.
Традиционная борьба НФ и левых за голоса рабочих обрела особую остроту на выборах 2017 г., так как часть электората социалистов перешла на сторону М. Ле Пен на фоне страхов, порожденных кризисом беженцев. Отметим, что республиканцы также активно использовали антиевропейские лозунги в качестве средства поддержания своей привлекательности среди избирателей, недовольных ЕС [с. 289].
Наконец, примерами ограниченного влияния на партийную систему Франции служат последствия финансового кризиса для правых сил и Брексит - для левых. По мнению Ж. Ивальди, в обоих случаях партии продемонстрировали высокий уровень сплоченности и идеологического единства, при этом на них в минимальной степени воздействовала риторика НФ.
Таким образом, в заключении автор приходит к выводу, что на эволюцию партийных настроений во Франции в наибольшей степени повлиял кризис беженцев. Брексит, в свою очередь, оказал ограниченное воздействие на левые и правые силы в стране. Электоральные достижения НФ наряду со стратегией партии по политизации европейских проблем привели к изменению поведения и программ других акторов. Кроме того, кризисы нашли отражение в усилении внутрипартийных противоречий по проблемам евроинте-грации (в особенности, пострадала Социалистическая партия), а
также обусловили возрастание влияния новых политических игроков, в частности Ж.-Л. Меланшона и Н. Дюпон-Эньяна.
Р. Р. Султанов
2019.02.016. УОЛТ СМ. «БОЛЬШАЯ СТРАТЕГИЯ» США ПОСЛЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ: МОЖЕТ ЛИ РЕАЛИЗМ ЕЕ ОБЪЯСНИТЬ? ДОЛЖЕН ЛИ РЕАЛИЗМ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ?
WALT S.M. US grand strategy after the cold war: Can realism explain it? Should realism guide it? // International relations. - L., 2018. - Jan. 23. - P. 1-20.
Ключевые слова: «большая стратегия»; политический реализм; структурный реализм; Кеннет Уолтц; оффшорное балансирование; международные отношения; США.
В рамках настоящей статьи один из ведущих американских специалистов по международным отношениям Стивен Мартин Уолт (Гарвардский университет, США) критически оценивает попытку США выстроить либеральный миропорядок после окончания холодной войны и призывает совершить очередной «поворот к реализму», взяв за основу стратегию «оффшорного балансирования» (offshore balancing)1.
Несомненным преимуществом парадигмы политического реализма автор реферируемой статьи, Стивен Уолт (Гарвардский университет, г. Кембридж, США), считает ее сосредоточенность «на взаимодействии с реальным миром, а не на заумных политических спорах» [с. 2]. В его представлении, наличие таких известных политиков-практиков, как Ганс Моргентау, Джордж Кеннан и Ген-
1 Концепция «оффшорного балансирования» была сформулирована американским политологом Кристофером Лэйном (Christopher Layne) во второй половине 1990-х годов в ходе очередной развернувшейся в экспертном сообществе дискуссии о «большой стратегии» США. В статье «From preponderance to offshore balancing: America's future grand strategy» (International security. - Cambridge (MA), 1997. - Vol. 22, N 1. - P. 86-124) он предложил исходить из тех новых условий международной среды, что стали формироваться с окончанием холодной войны. Наряду с перспективой превращения Китая во вторую мировую державу предсказывалась утрата США части своих позиций, обусловленная проблемами в сфере экономики. В связи с этим отмечалась опасность возникновения эффекта «имперского перегрева», если бы Вашингтон попытался продолжить выполнять свои внешнеполитические обязательства в прежнем объеме. - Прим. реф.