2019.02.003. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОБЫТИЙ: Интегрированный подход с позиции когнитивных наук / Отв. ред. Заботкина В.И. -М.: Издат. Дом ЯСК, 2017. - 360 с. - (Разумное поведение и язык. Language a. reasoning).
Из содерж.:
ДЕМЬЯНКОВ В.З. Событие как предмет гуманитарных наук. -С. 21-27.
ЗАБОТКИНА В.И. Репрезентация событий в когнитивных моделях и дискурсе: Аксиосфера культуры. - С. 28-45. КОННОВА М.Н. Прецедентное событие как аксиологическая основа категоризации темпоральности бытия. - С. 279-297. БЕЛОУСОВ К.И., ГАТАУЛИНА ВН., ЕРОФЕЕВА ЕВ. Ментальная репрезентация научного события: Содержание, структура, вариативность. - С. 131-149.
ШАБАТ Г.Б. О сближении двух культур в цифровую эпоху. -С. 178-189.
Ключевые слова: событие; темпоральность; событие в СМИ; репрезентация событий в ментальных моделях; явление прецедентности; наука и культура; язык современной науки.
Авторы коллективной монографии исследуют вопросы языковой репрезентации событий, интегрируя в рамках когнитивной науки методики разных антропологически ориентированных дисциплин: лингвистики, психологии, философии, культурологии, а также формальной логики. По мнению авторов, интегрированный подход способствует возможно полному изучению такого сложного и многоаспектного понятия, как «событие».
В.З. Демьянков обосновывает необходимость междисциплинарного исследования событийности в текстах СМИ. Создание и восприятие сообщений в СМИ являются актами интерпретации. Тексты о событиях обретают воздействующую функцию в зависимости от индивидуальных особенностей читателей и отношений между системой текстов и «обыденным миром» читателей (с. 22), и эти особенности по-разному анализируются различными дисциплинами.
В плане психологии, наиболее действенными оказываются тексты, активизирующие в читателе чувство сопричастности к описываемому событию, в первую очередь - эмпатию по отноше-
нию к его главной фигуре. Для современной цивилизации характерна активная демонстрация сопричастности к событию. Культурологический аспект выявляет варьирование оценки и эмоций по отношению к событию в разных культурах, а также определяет выбор событий, заслуживающих упоминания в СМИ.
На основе когнитивного подхода к категории события в логике и философии В.З. Демьянков предлагает различать три значения термина: событие как идею; референциальное событие; событие как текст. События как сосуществующие идеи могут противоречить друг другу, например, разные версии о том, каким образом произошел тот или иной несчастный случай (с. 25). Рефе-ренциальные события являются прообразами событий-идей, при этом одному референциальному событию могут соответствовать разные события-идеи, т.е. разные интерпретации. Событие как текст создается как упорядоченность, которая может быть различной: опираться на логику, хронологию (прямую или обратную), или же излагать события «как бы в хаотическом порядке» (с. 26). Интерпретация события читателем является гипотетической, осуществляемой через текст.
В.И. Заботкина анализирует процесс репрезентации событий через ментальные модели. Автор отмечает, что ментальные модели не являются копиями реальных событий - они конструируются как результат индивидуального восприятия и опыта, общего социокультурного опыта и уже существующих моделей. Предлагаемая В.И. Заботкиной модель события основана на фреймовой семантике Ч. Филлмора, однако ее элементы модифицируются. Предлагается объединить категории агенса, пациенса и экспериен-цера (в терминологии Ч. Филлмора это участник события, на которого оно производит определенное воздействие) в единую категорию «участник». В результате общая ментальная модель события состоит из следующего набора элементов: пространственные и временные параметры; агенты / участники; отношения между участниками / субъектами события; причина; действие; инструмент (стимул или участник события, оказывающий непосредственное физическое воздействие); цели; задачи; результат; эффект (с. 34).
В работе также предлагается ментальная модель события культуры, в которой учтена его специфика по сравнению с другими типами событий. В моделях культурных событий происходит
выдвижение, или профилирование, элемента «эффект», который включает в себя эстетический, эмоциональный и ассоциативный компоненты, на основе которых происходит аксиологизация или деаксиологизация. Предлагаемая В.И. Заботкиной модель события культуры имеет следующий набор элементов: эффект; инструмент (музыкальный инструмент, кисть, голос и т.д.); способ создания; пространственные и временные параметры; участники; отношения между участниками события; причина; действие; цель (с. 38).
В дискурсе культурное событие репрезентируется различными средствами, при этом, согласно Т. ван Дейку, «интенцио-нальная роль ментальных моделей для производства дискурса заключается в том, что пользователи языком способны соотнести дискурс и его значение с событиями реального мира, которые он репрезентирует» (цит. по реф. работе, с. 38).
Далее автор рассматривает англоязычную лексику, обоза-чающую новые направления искусства. Дискурс, имеющий в своей основе такую лексику, рассматривается как специфический вид презентации событий в современной англо-саксонской культуре1. На материале статей из американских журналов «Time» и «American annual» автор выявляет присутствие в них разных элементов модели. Устанавливается также то, что дискурс может быть направлен как на аксиологизацию события (содержать его позитивную оценку), так и на деаксиологизацию (т.е. содержать негативную оценку или стремление пересмотреть те или иные установки направления). Например, в рассматриваемых текстах ак-сиологизация выражается через упоминание большого числа посетителей шоу или выставки, а деаксиологизация - через оценочное словосочетание to avoid aggressive electronics «избегать агрессивной электроники».
В работе М.Н. Конновой исследуется роль концепта 'прецедентное событие' в структуре категории 'праздник'. 'Праздник' рассматривается как темпоральная по своей сущности ментальная категория, при этом в ней могут сводиться воедино концептуальные признаки по меньшей мере двух взаимосвязанных событий:
1 Автор выделяет следующие направления: концептуальное искусство (conceptual art, antiform art, impossible art); цифровое искусство (digital art); минимализм (minimalism, reductivism, ABC art); кинетическое искусство (kinetic art); люминистское искусство (luminist art) (с. 39). - Прим. реф.
прецедентного события, соотносящегося с темпоральным планом истории, и сложного концепта 'празднование', связанного с темпоральным планом настоящего. Исследование проводится на материале словосочетаний, описывающих и характеризующих празд-
ники1.
Субстантивные генитивные конструкции, называющие религиозные праздники, являются основным типом наименования праздников вплоть до начала ХХ в. Их структура и устойчивость характеризуют важность церковных праздников для русской картины мира. Указание на прецедентное событие может быть в этих конструкциях как эксплицитным (праздник Рождества Христова; праздник Богоявления), так и имплицитным (праздник Иоанна Крестителя; праздник Петра и Павла). Религиозные праздники ориентированы на прецедентные события из Священной Истории, которые осмысляются в картине мира православного русского человека как «вечно настоящее» (с. 280). Таким образом, прецедентное событие в концептуализации и в наименовании религиозного праздника соотносит темпоральные планы прошлого, настоящего и будущего с категорией вечности.
Постепенно изменения в социально-политической жизни и в мировоззрении трансформировали характер культуры праздника в России. В первой четверти XVIII в., в период правления Петра I, религиозная в своей основе культура страны была преобразована в культуру светскую, главной ценностью стало государство. Соответственно этому, в концепте 'праздник' прецедентным становится событие из истории государства («торжественный праздник рождения Ея Императорского Величества декабря 18 дня» - из сочиненного М.В. Ломоносовым проекта празднования дня рождения императрицы Елизаветы) (с. 288). На рубеже ХК-ХХ вв. происходит вытеснение религиозной веры из многих сфер жизни, мировоззрение многих индивидов и целых социальных групп складывается вне религии. Возникают гражданские праздники, посвященные знаменательным датам истории (дни основания городов, политических событий, юбилеи известных людей). После 1917 г. праздники в стране обретают выраженный идеологический
1 Исследуются образцы текстов из Национального корпуса русского языка, охватывающие период с конца XVII в. - до настоящего времени (с. 282). -Прим. реф.
характер. Результатом такого сдвига стало вытеснение концепта 'прецедентное событие' из когнитивной структуры концепта 'праздник' и замена его хронологическим концептом 'день', соотносимым с ценностями нового политического строя. Так, в Корпусе регистрируются следующие конструкции с хрононимом первое мая, относящиеся к первой четверти ХХ в. (начиная с первой русской революции): заграничное 1-е мая, праздник рабочих; Первое мая - праздник свободных людей; первомайский праздник, праздник первого мая; праздник Весны и Радости1.
В современных постиндустриальных обществах усилилась утилитарная, часто откровенно маркетинговая составляющая праздника, что проявляется и в русской лингвокультуре: праздник мороженого; праздник пива; праздник хлеба (с. 295). Таким образом, в русской языковой картине мира из концепта 'праздник' в течение трех в половиной веков постепенно исчезало представление о духовно значимом прецедентном событии и вместе с этим стиралась связь праздника с категорией темпоральности.
В работе К.И. Белоусова, В.Н. Гатаулиной и Е.В. Ерофеевой на основе экспериментальных данных анализируется структура понятия «научное событие» в сознании самих представителей научного сообщества. Цель исследования состояла в том, чтобы выявить стабильные и вариативные семантические признаки в структуре данного понятия и определить социально-демографические параметры, обусловливающие их стабильность или вариативность -такие как ученая степень, специальность и пол участников эксперимента.
«Признаки в структуре понятия являются его семантическими составляющими и могут трактоваться как семантические поля (зоны), представленные в сознании респондентов в связи с осмыслением заданного понятия. Все семантические поля - это частота реакций, входящих в данное поле» (с. 133)2. Каждый из респон-
1 Написание строчных и прописных букв сохранено. - Прим. реф.
2 Информантами в эксперименте стали 58 человек, из которых 33 - имеют степени кандидата наук, 25 - доктора наук; 33 участника имели гуманитарные специальности, 25 - естественнонаучные; 25 человек мужчины, 33 - женщины (с. 133-134). Как пишут авторы, исследование осуществлялось в ИС «Семограф» (http://semograph.com). Особые программные средства применялись также для построения графов и для статистической обработки данных (с. 134). - Прим. реф.
дентов должен был написать пять-десять слов или словосочетаний, которые первыми приходят на ум как ассоциаты выражения НАУЧНОЕ СОБЫТИЕ.
Реакции информантов позволили выделить в структуре понятия ядро, среднюю зону и периферию. В ядро вошли 11 полей, среди которых: КОНФЕРЕНЦИЯ, ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ, ОТКРЫТИЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА, СУБЪЕКТЫ и ряд др. В средней зоне оказались поля: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, МАСШТАБ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА, ДИСКУССИОННОСТЬ, Я-СФЕРА и ряд др. (всего десять полей). Периферию понятия составили 13 полей, в числе которых: НАУЧНЫЕ СООБЩЕСТВА, ПОТЕНЦИАЛ, ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА, ЛОКУСЫ, ФОРМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕСУРСЫ / ЖУРНАЛЫ, НАУКОМЕТРИЯ и ряд др.
Ответы информантов дифференцируются в зависимости от статуса: для докторов наук более важными оказались поля, квалифицирующие научное событие как значимое открытие, сделанное определенными субъектами в определенной области (ОТКРЫТИЕ, НОВИЗНА, НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА, ВРЕМЯ). Кандидаты наук в большей степени осмысляют научное событие как требующее интеллектуальных усилий, обсуждения, как нечто, способствующее продвижению (КОНФЕРЕНЦИИ, КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАУЧНАЯ КАРЬЕРА, ПРИЗНАНИЕ). Факторы пола респондентов и их специальности также формируют вариативность представлений. Так, поля ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ и КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ оказались наиболее значимыми для филологов и наименее - для биологов. Для физиков значимее, чем для представителей других специальностей, оказались поля: ИНСТРУМЕНТЫ ПОЗНАНИЯ, ПОТЕНЦИАЛ, ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ, ПРОГНОЗ. Таким образом, изучение социально-демографической обусловленности структуры понятия НАУЧНОЕ СОБЫТИЕ выявило дихотомические основы признакового пространства, его зависимость от оппозиций: кандидаты / доктора наук, мужчины / женщины, естественнонаучные / гуманитарные специальности. Кроме того, таблица, построенная с помощью
инструментария ИС «Семограф», выявила оппозицию признаков, относящихся, с одной стороны, к научной деятельности и ее результатам (РЕЗУЛЬТАТ, ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ, ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), с другой - к полю научной коммуникации (КОММУНИКАЦИЯ, ДИСКУССИОННОСТЬ, СУБЪЕКТЫ, Я-СФЕРА, ПРИЗНАНИЕ).
Г.Б. Шабат исследует тенденции, свидетельствующие о сближении двух явлений современного общества - естественных наук и гуманитарной / общечеловеческой культуры. Начиная со второй половины ХХ в. данному явлению, по мнению автора, способствует ряд обстоятельств. К таким факторам относится, например, освобождение от концепции единственного «реального» мира и признание возможных миров, отображаемых и воссоздаваемых средствами как искусства, так и математики, физики (с. 186). Этому явлению способствуют также социально-исторические условия: в цифровую эпоху резко повысились скорость и доступность разнообразных видов информации и возможность научных контактов, в том числе междисциплинарных и межнациональных. Особенности современного университетского образования также создают предпосылки для такого сближения: программы становятся более гибкими и индивидуализированными, возможно получение дипломов по двум и более специальностям, студенческая мобильность в целом повышается.
Включению естественнонаучных открытий в общекультурный контекст в значительной степени помогает сочетание в языке науки профессиональных и общедоступных языковых средств. Наличие в научном тексте общеупотребительных слов и выражений способствует расширению круга адресатов, настраивает на размышление и стремление понять, даже при невозможности глубокого понимания вопросов современной науки со стороны неспециалиста. Г.Б. Шабат иллюстрирует эту идею примером сделанного недавно (2016) открытия гравитационных волн, связанного с такими понятиями, как «пространство» и «время»: соответствующие лексемы имеют терминологические смыслы в физике и математике, но они также «сохранили общечеловеческую понятность» (с. 184) и имеют длительную историю в языке художественной литературы.
Представители точных наук и гуманитарной сферы «вторгаются» в области друг друга. С одной стороны, философы, как в направлении трансмодернизма, применяют сложные понятия современной математики, с другой - в последние годы появляются гуманитарные тексты представителей точных наук, принимаемые в гуманитарной сфере доброжелательно1.
Г.Б. Шабат подчеркивает, что для развития междисциплинарных исследований и сближения двух культур большое значение имеет изучение языка науки - уточнение терминологии, установление границ формализации, возможность выражения научных понятий и положений «на естественно-подобных языках» (с. 188), структуризация понятийного аппарата.
Е.О. Опарина
ПСИХОЛИНГВИСТИКА
2019.02.004. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ КОМИ, РУССКИХ, ТАТАР: Проблемы взаимовлияния: Кол. монография / Под ред. Н.В. Уфимцевой. - М.; Ярославль: Канцлер, 2017. - 240 с.
Ключевые слова: национальная идентичность; языковое сознание; образы языкового сознания; картина мира; свободный ассоциативный эксперимент; ассоциативная вербальная сеть; ядро и периферия языкового сознания; слово-стимул; слово-реакция.
Цель коллективной монографии состоит в выявлении и описании общечеловеческих и культуроспецифических знаний, отражающихся в значениях единиц национальных языков, в результате чего формируется национальный образ мира, опирающийся на основные константы национальной культуры. Актуальность такого описания обусловлена влиянием глобализационных и интеграционных процессов на эти константы и усложнившимся взаимодействием различных форм национальной идентичности.
Для достижения заявленной цели были проведены психолингвистические эксперименты, в которых участвовали студенты
1 Автор приводит пример литературоведческой работы специалиста по логике и информатике: Лахути Д.Г. Вдумываясь в текст. - М., 2015. - 165 с. - Прим. реф.