туализировать их способность к конструированию публики и выполнению функции легитимации, а также отношения, в которые они вписываются.
В заключение авторы останавливаются на проблемах, которые возникают, если принять доминирующую версию в интерпретациях концепции Дж. Дьюи в качестве «золотого стандарта» (с. 142-143). Задачей будущих исследований в этой области, считают они, будет выяснение того, до какой степени низведение политики до корпоративной технонауки, дерегулирование и рынки представляют «новую, постдемократическую нормативность» (с. 144).
Р.Р. Белялетдинов Т. В. Виноградова
2019.01.002. МАСЛАНОВ Е. КРАУДСОРСИНГ В НАУКЕ: НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАУЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ // Философия науки и техники. - 2018. - Т. 23, № 1. - С. 141-155. - Б01: 10.21146/2413-9084-2018-23-1-141-155.
Ключевые слова: краудсорсинг; Интернет; знание; цифровая эра; общество знания.
Автор, сотрудник Института философии РАН, обсуждает технологию краудсорсинга, которая все чаще применяется учеными и научно-исследовательскими подразделениями корпораций для привлечения непрофессионалов к решению научно-исследовательских задач. Технология краудсорсинга - это использование времени, интеллектуальных или других ресурсов «толпы», большого количества людей, для решения какой-либо задачи. Автор статьи пытается показать, что краудсорсинговые проекты в области науки и техники могут стать одним из элементов научно-исследовательской инфраструктуры.
Традиционно научная инфраструктура включает в себя научное оборудование различного назначения и масштаба, ресурсы, электронные инфраструктурные элементы и услуги, используемые научным сообществом для проведения исследований1. Автор
1 Инфраструктура исследований и разработок, большая наука и международное научно-технологическое сотрудничество / Под ред. Г.В. Трубниковой. -М.: Министерство образования и науки РФ. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2016. - 43 с. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2016/06/29/ 1115938709/05_ТгаЬшкоу^
предлагает рассматривать систему краудсорсинговых площадок как часть нового инфраструктурного элемента науки, способствующего вовлечению все большего количества людей в деятельность, связанную с решением научно-технических задач, и росту инновационной культуры.
Чтобы решить поставленную задачу, автор анализирует систему распределенного знания. Активное участие в краудсорсинго-вых проектах приводит к тому, что ситуативные знания становятся частью системных знаний участника проекта, но часть знаний может использоваться лишь однократно. Формируется сообщество профессионалов, которые, не обладая формальным институциональным признанием, все же владеют достаточными компетенциями для решения научно-технических задач на высоком профессиональном уровне. И в результате применения технологии краудсорсинга создается массив «распределенного знания», который может использоваться любым участником проекта.
Автор перечисляет уже сложившиеся элементы современной инфраструктуры, которые сделали возможным быстрое развитие научного краудсорсинга. Так, новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволили создать пространства, в которых люди могут активно взаимодействовать друг с другом, не выходя из дома, и получать доступ практически к любой информации. В результате были сформированы онлайн-сообщества, объединившие пользователей по всему миру. С помощью современных ИКТ краудсорсинговые платформы могут привлечь к решению научно-технических задач большое количество людей, которые на данном этапе не вовлечены в производство научных и технических знаний.
Участники краудсорсинговых проектов используют, в том числе, и знания, почерпнутые из интернет-источников, но часто они оказываются отрывочными и недостаточными. В качестве примера автор приводит опыт известного проекта Fold.it, в котором в игровой форме решалась научная задача по упорядочиванию структуры белка1. В проекте участвовало большое количество доб-
1 Predicting protein structures with a multiplayer online game / Cooper S., Khatib F., Treuille A., Barbero J., Lee J., Beenen M., Leaver-Fay A., Baker D., Pop-ovic Z.; Foldit players // Nature. - 2010. - Vol. 466, N 7307. - P. 756-760.
ровольцев, которые могли не только «собирать» головоломки, но и получать нужные знания.
При этом краудсорсинговые проекты в области науки и технологий, которые ориентируются не только на использование времени и интереса участников, предполагают активное использование данных из различных источников. К таким проектам относится, например, один из проектов NASA, в котором участникам нужно решать техническую задачу. В этом случае используемые «данные» могут постоянно обновляться. После решения определенной задачи часть из них может больше никогда не использоваться и быть заменена на новые, необходимые для участия в следующем проекте.
Автор выделяет две группы знаний: первая группа носит системный характер и формируется в процессе образования и самообразования, а вторая - используется исключительно для решения конкретной задачи. Дело в том, что сама технология поиска формирует два типа используемых в исследованиях знаний: обладающих системным характером и ситуативных. Участник крауд-сорсингового проекта может не выстраивать системные связи между этими группами, так как вторая группа является лишь ситуативной. Однако успешное решение сложных фундаментальных научных и технических задач предполагает не только использование определенных быстродоступных «данных», но и умение находить нетривиальные связи между феноменами, выстраивать сложную систему аргументации, предполагает встраивание нового знания в систему уже имеющегося знания. Достичь этих результатов, опираясь только на ситуативные «данные», представляется достаточно сложным (с. 147).
Важный элемент любого краудсорсингового проекта - нацеленность на решение определенной задачи. В проектах в области науки и техники задачу ставит группа специалистов. Они контролируют проект, поэтому экспертное мнение выступает фильтром, отсеивающим спорные предложения. В таких проектах участвуют люди, которым либо интересна поставленная задача, либо они имеют опыт по решению схожих задач. Они обладают экспертными навыками, основанными на опыте, но не обладают необходимыми навыками взаимодействия с учеными. Краудсорсинговый
проект может использоваться как инструмент выстраивания общего языка.
К числу краудсорсинговых проектов большой значимости автор относит и всемирное хакерское движение. Показано, что ха-керская культура оказала влияние на развитие сети Интернет. Во-первых, культура хакеров - это питательная среда для выдающихся технических инноваций, поскольку она основана на принципах сотрудничества и свободной коммуникации. Во-вторых, она выступает в качестве передаточного звена между знаниями, порожденными так называемой техномеритократической культурой и предпринимательской деятельностью, которая способствует распространению интернета в мировом сообществе (с. 148).
Проекты в области краудсорсинга могут рассматриваться как элемент формирования массива «распределенного знания» в целях решения научной или технической проблемы. При этом ни один из участников проекта не является носителем всех знаний, используемых и созданных в проекте. С одной стороны, построение краудсорсинговой площадки предполагает, что иногда часть работы по оценке проектов может быть осуществлена самими участниками проекта, а поэтому откровенно слабые предложения не анализируются экспертами. С другой стороны, эксперты могут вынести на совместное обсуждение только те проекты, которые уже прошли предварительную оценку со стороны части экспертного сообщества. Поэтому хотя потенциально эксперты и обладают доступом ко всем знаниям, сосредоточенным на платформе, актуально они взаимодействуют лишь с небольшим массивом знаний.
В результате сама краудсорсинговая площадка становится материальным носителем распределенного знания, которое аккумулируется на ней и используется участниками для решения общих задач. Построение краудсорсинговой площадки в области науки и техники на основе принципов сотрудничества, а не соревнования, приводит к интересному эффекту - субъектом познания становится не отдельный индивид, а все участники краудсорсин-гового проекта. В этом случае сложно сказать, кто внес решающий вклад в решение научной проблемы и можно ли вообще выделить такого участника.
Развитие краудсорсинговых проектов в области науки и техники ставит вопрос и о статусе экспертов и участников таких про-
ектов. Распространение краудсорсинговых площадок может привести к снижению статуса научного эксперта. Не только участники проектов, но и все общество могут поверить в то, что для решения научно-технической задачи совершенно не обязательно обладать специальными знаниями - достаточно лишь принять участие в краудсорсинговом проекте.
Дилетантизм участников краудсорсинговых проектов в области науки и техники носит скорее институциональный характер. Они не являются сотрудниками компаний или научных организаций, запустивших краудсорсинговый проект, но, имея университетское образование, обладают компетенциями, позволяющими решать поставленные задачи. Работа на краудсорсинговых площадках напоминает работу в проектных командах, которые создаются для решения конкретной задачи, а после того, как задача решена, команда может быть распущена или направлена на решение следующей задачи. Формирование обычной проектной команды требует подбора персонала, налаживания процесса коммуникации между ее участниками, размещения на территории исследовательского центра, предоставления оборудования. В случае использования технологии краудсорсинга всего этого можно избежать. Профессиональные исследователи должны четко сформулировать задачу, предложить решить ее участникам проекта, а затем заниматься отбором наиболее перспективных предложений.
В заключение автор отмечает, что использование этой технологии связано с несколькими рисками. В настоящее время поиск информации в сети все чаще становится персонализированным, т.е. поисковые алгоритмы ориентируются на поведение в сети конкретного пользователя. В итоге история поиска влияет на полученные результаты. Доверие непрофессионала к полученным при помощи поиска в сети данным может повлиять на результаты краудсорсинговых проектов. В свою очередь, успех или неуспех краудсорсингового проекта влияет на степень охвата сферы науки, технологий и образования новыми элементами инфраструктуры -краудсорсинговыми площадками.
С. В. Егерев