2018.04.059
2018.04.059. ДОЛАР М. ГОЛОС И БОЛЬШЕ НИЧЕГО. - СПб.: Иван Лимбах, 2018. - 384 с.
Ключевые слова: философия; философия голоса; Лакан; Дер-рида; метафизика; культура; психоанализ; Фрейд; Делез; Гватта-ри; Кафка.
Младен Долар (29.01.1951) - словенский психоаналитик и философ. В 1978 г. окончил Университет Любляны. После этого учился в Университете Париж VII и Университете Вестминстера. Изучал философию и французский язык.
Живет и работает в г. Любляны. Вместе с Славоем Жижеком и Растко Мочником является основателем Люблянской школы психоанализа, точнее - «Общества теоретического психоанализа» и «Школы Фрейда», которая возникла в конце 1970-х и существует по сей день. М. Долар близок к деконструктивизму, так что можно говорить об элементах философской и психоаналитической деконструкции в его трудах (с. 7-8).
Совмещает идеи лакановского психоанализа и немецкого идеализма. Преподает в Университете Любляны с 1982 г. С 2010 г. является исследователем в Академии Ван Эйка, Маастрих, Нидерланды. Основные интересы - философия Гегеля, о которой написал несколько книг, и французский структурализм. Является теоретиком музыки и кинокритиком1.
Книга состоит из интересного очерка В. Мазина «Младен Долар», посвященного философии, идеям и концепциям последнего, введения и семи глав.
Автор тематизирует в своем антропологическом и культурологическом исследовании феномен голоса, рассматривает его лингвистический (гл. 1 «Лингвистика голоса»); философский и теологический (гл. 2 «Метафизика голоса»); физический, но от этого не менее философский (гл. 3 «"Физика" голоса»); политический (гл. 5 «Политика голоса»); литературный (гл. 7 «Голоса Кафки»), этический (гл. 4 «Этика голоса»); и иные аспекты (гл. 6 «Голоса Фрейда»), используя инструментарий и концептуальный аппарат психоанализа, философии, лингвистики, музыки, литературы, политики и
1 Долар Младен. - Mode of access: https://ru.wikipedia.org/wiki (Last down load: 20.06.2018.)
2018.04.060
кино. Но при этом что бы и как бы Младен Долар ни писал в этой книге, что бы ни трактовал, к чему бы ни прикасался своей мыслью -у него везде получается и звучит философия, пусть даже в виде реминисценции или аллюзии: удивительно и органично философский труд.
Еще одной ценной особенностью книги является ее эври-стичный синкретизм: так, начиная главу, казалось бы, о психоанализе Фрейда в связи с голосом, Долар органично переходит к работам Р. Якобсона, мыслям Леви-Стросса, текстам Льюиса Кэррола, проблемам поэтики и эстетики и, наконец, дикурсу молчания, его слышанию, феноменологии (опираясь на работу Аббата Динуара), -и все это в границах мысли Фрейда, его смыслов и психоанализа (с. 278-327), а затем вновь переходит к физике звука, уже у Лакана (с. 330-331), и делает собственные заключения, упоминая при этом и акусматику Пифагора (с. 331-336).
Как Вы уже догадались, чтение этой книги - редкое интеллектуальное удовольствие, пир мысли.
Книга переведена на немецкий, французский, испанский, сербский и хорватский языки.
Г.В. Хлебников
2018.04.060. ГЛЭДХИЛЛ Б. ПЕРЕОСМЫСЛЯЯ РИМСКИЙ АЛЬЯНС: ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЭТИКИ И ОБЩЕСТВА. GLADHILL B. Rethinking Roman allians: A study in poetics and society. - Cambridge: Cambridge university press, 2016. - 216 p.
Ключевые слова: ритуал; договор; античная культура; римская цивилизация; римская философия; поэтика; общество; Мани-лий; Вергилий.
Содержание книги: «Пролегомены к феномену ритуального союза», «Атомизируя ритуальный альянс», «Звездные войны в "Ас-трономике" Манилия», «Ритуальный альянс в "Энеиде" Вергилия», «Ритуальный альянс в "Гражданской войне" Лукиана».
Билл Глэдхилл является ассоциированным профессором Университета МакГилла, имеет много публикаций по греко-римской литературе. В рассматриваемой книге Б. Глэдхилл анализирует ритуальный элемент в договорах, основанных на foedius -ритуальном альянсе. Foedius означает связь в широком смысле -
2018.04.060
между нациями, мужчинами, мужчиной и женщиной, друзьями, людьми и богами, богами и богинями и той массой вещей, которая дает все многообразие форм универсума. От частной и гражданской жизни до космологии и вселенских событий, римские авторы используют идею ритуального альянса для конструирования своих нарративов о Риме. Автор показывает, что римская цивилизация в самом широком смысле была обусловлена и основана на ритуальных альянсах. При этом Глэдхилл рассматривает все репрезентативные отношения в Риме, вникает в теневые стороны внутренней социальной и международной жизни, в потаенные аспекты космических законов - туда, где возможны нарушения ритуального альянса, ведущие к бедственным последствиям загрязнения общественного бытия. Переосмысливая феномен римского альянса, Глэдхилл исследует римскую культуру и общество в оптике термина foedius и его косеквентов.
Г. В. Хлебников