НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
2018.04.041. ИЛЬИН Г.Л. «ТРАНСГУМАНИЗАЦИЯ» СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Высшее образование в России. - М., 2018. - Т. 27, № 1 (219). - С. 133-142.
Ключевые слова: трансгуманизм; НБИКС-технологии; сингулярность; информационное общество; обучение и образование; непрерывное образование; гуманистические ценности.
Г. Л. Ильин - профессор Московского педагогического государственного университета (Россия). Автор статьи описывает изменения в высшем образовании, произошедшие в последнее время в условиях стремительного развития науки.
Сегодня, по словам автора, термин «трансгуманизм» стал весьма популярным не только среди философов и социологов, но и среди ученых других областей науки. Прежнее понимание человека (гуманизм) заменяется современным пониманием, заложенным в понятии «транс-» - выходящий за пределы гуманизма.
Нынешний период в жизни человечества характеризуется небывалым развитием науки и технологий. Это развитие сопровождается тесным взаимодействием наук друг с другом, появлением новых научных направлений, синтезирующих различные дисциплины, как, например, НБИКС-технологии. Их взаимодействие создает кумулятивный эффект, который воздействует не только на ученых, но и на все общество, вызывая в нем большие перемены.
Многие исследования ученых, например в области ядерной энергетики, генетики, космоса, вызывали опасения общества в связи с угрожающими последствиями. Но особую тревогу сегодня вызывают исследования в области искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники, которые могут привести к кардинальному изменению сущности человека, его способностей, а возможно, и к
его исчезновению. Механические аппараты наделяются способностью принимать решения, и по мере развития программирования зависимость робота от человека становится слабее и может вовсе исчезнуть. Может наступить технологическая сингулярность - переход робота на автономное существование, независимое от человека.
Эта сингулярность, считает автор, и есть переход от гуманизма к трансгуманизму, от человеческого сообщества к сообществу роботов, в котором люди выполняют служебную функцию, становятся «служебными» людьми (с. 135). Признаки появления такого рода людей, по мнению автора, можно наблюдать уже сегодня: такие люди имеют ограниченное самосознание, регулируемое извне, идет управление их размножением, и они получают дешевый корм - генно-модифицированные продукты. Создается генерация людей со слаборазвитыми и несвойственными человеку качествами. О серьезности сторонников идей роботизации говорит инициатива Европарламента, согласно которой совершенствование ИИ, роботов должно повлечь присвоение им статуса «электронных личностей» (там же).
Далее автор статьи рассматривает перспективы проекта трансгуманизации общества в контексте реалий современного российского образования, которое, по его мнению, сегодня направлено на культивирование свойств, присущих «служебным» людям. Этому в немалой степени способствуют реформы в разных сферах, которые проходят под знаком экономической целесообразности, а также обстоятельства общемирового значения.
1. Прежде всего это изменение условий современного обучения: рост информации - не только научной, проверенной, получаемой из достоверных источников (от учителя), но и сопутствующей, недостоверной и непроверенной; совершенствование средств связи, передающих массовую информацию (сведения любого характера, чаще выражающие мнение говорящего), а не знаний (проверенного практикой результата познания действительности); развитие Интернета, который постепенно заменяет естественную память; неустойчивость и кратковременность получаемой информации (с. 136).
2. Вторая особенность современного образования - проблема ценности знаний. Знания, на которые в свое время были потра-
чены большие интеллектуальные ресурсы, ныне могут потерять всякую ценность, а потребность в знании или информации может удовлетворяться суррогатами, созданными на скорую руку, но оцениваемыми высоко из-за отсутствия подлинных знаний (с. 137). Автор предлагает две шкалы оценки учебных знаний -культурно-историческую и актуальную. Преподаватели, как правило, используют первую шкалу, определяющую ценность знания по объему интеллектуальных усилий и материальных средств, затраченных на их добывание и подтверждение их истинности. Обучающиеся и работодатели, напротив, используют вторую шкалу, которая оценивает полезность знаний и информации, пригодность к использованию в повседневной жизни. Истинные знания, не отвечающие актуальным потребностям, могут игнорироваться и даже отвергаться.
Идет процесс разделения образования даже не на общее и высшее или фундаментальное и прикладное, а на элитарное для немногих и массовое для учащихся, утративших мотивацию к учению. Это нежелание учиться переносится и на высшее образование, ставшее более доступным благодаря введению платного обучения, целью при этом становится получение диплома. Такое разделение образования означает расслоение общества на элиту и «служебных» людей.
3. Третья особенность современного образования - появление непрерывного образования и отделение образования от обучения. Непрерывное образование - это образование, длящееся в течение всей жизни. Оно не может называться обучением, поскольку обучение - это процесс, протекающий в специально организованных условиях по учебному плану, имеющий цели, задачи и средства обучения. Обучением руководит преподаватель. Непрерывное образование протекает вне стен учебных организаций и определяется не учебными планами, а интересами и задачами личности, вытекающими из ее собственных жизненных потребностей. При этом источником информации может выступать любой носитель сведений (с. 138). Таким образом, непрерывное образование - это личное дело обучающегося, проявление его собственной активности. Этому способствует дистанционная форма обучения, которая дает свободу в отношении времени занятий, порядка и скорости усвоения материала и т.д. Поэтому нужно различать обучение (преподавание знаний) и образование (усвоение знаний учащимся).
Качество образования - явление субъективное. Каждый участник образовательного процесса имеет свой критерий качества образования. Для учащихся и преподавателей основными критериями качества выступают предметные знания, развитие личности, для работодателей - компетентности, для учащихся и общества в целом - социальные качества выпускника. Поэтому проблема повышения качества образования осложняется превращением образования в непрерывный процесс.
В заключение автор статьи отмечает, что, говоря о тенденциях развития российского образования, можно утверждать становление двух форм образования: массового, базирующегося на обучении, и элитарного, основанного на качестве образования. «Все описанные выше изменения - информационный бум, изменение отношения к знаниям и информации, появление непрерывного образования, введение ЕГЭ, замена педагогического мастерства педагогическими технологиями, небывалое усиление административного контроля за учебным процессом, утрата мотивации учения, - способствуют все большему распаду бывшего советского образования, ориентированного на общее образование всего населения, и потере его гуманистической направленности, выраженной в социальной функции государства» (с. 140). Похоже, сетует автор, что прежний мир с его гуманистическими ценностями сменяется «трансгуманистическим» миром с новыми ценностями, мало похожими на гуманистические.
М.П. Булавинова
2018.04.042. КАРМАЕВА Н. КАРЬЕРНЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В РОССИИ.
KARMAEVA N. Career aspirations of young academics in Russia // European education. - 2018. - Vol. 50, N 3. - P. 283-299. - DOI: 10.1080/10564934.2018.1446177.
Ключевые слова: Россия; академическое сообщество; подготовка научных кадров; карьерные траектории; мобильность ученых.
Сотрудница Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, Россия) рассматривает проблемы формирования начального этапа карьерных траекторий