Человек является сущностью, содержащей в себе биологическое, психическое и социальное начала. Витализм, как часть этой сущности, ее свойство, определяется как нематериальная сила, которая не может быть объяснена с точки зрения физики, химии или биохимии.
«Появившиеся и постепенно развивающиеся концепции внутренней энергии требуют экспериментального испытания дальнейшего теоретического развития феномена витальности» (3, с. 22). Современные исследования связаны с оригинальными концепциями, ориентируясь на более детальное рассмотрение таких явлений, как энергия, бодрость и витальность. Прежде всего, это исследования в области психологии личности и социальной психологии, направленные на изучение факторов повышения и истощения жизненной энергии и витальности.
Список литературы
1. Тищенко П. Д. Конвергентные технологии, социотехнические мнимости и будущее человека // Философские проблемы биологии и медицины. - Тверь, 2017. - Вып. 11. - С. 15-18.
2. Вавилова Т.П., Островская И.Г., Островский Ю.А. Феномен витальности и телесности в социуме и культуре: Гностическое и гедонистическое отношение к боли // Философские проблемы биологии и медицины. - Тверь, 2017. -Вып. 11. - С. 18-20.
3. Васильева И. А. Витальность как философский и психологический феномен: Обоснование дальнейшего изучения // Философские проблемы биологии и медицины. - Тверь, 2017. - Вып. 11. - С. 20-22.
2018.03.016. БОЙД А. «УЛУЧШЕННЫЕ» ЛЮДИ И ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ТОЛЧОК.
BOYD A. Better humans and evolutionary nudge // Eubios journal of asian and international bioethics. - Christchurch, 2017. - Vol. 27, N 3. -P. 116-121.
Ключевые слова: биоэтика; этические, психологические, политические и экономические последствия научного открытия; принцип справедливого распределения медицинских ресурсов.
А. Бойд (профессор биологического факультета Худского колледжа, США) отмечает, что последнее открытие в области генной терапии гена CRISPR (КРИСПР) (короткие палиндромные по-
вторы, регулярно расположенные группами) породило во многих странах острые этические, психологические, политические и экономические дискуссии. В апреле 2015 г. группа ученых из Китая опубликовала результаты своего исследования, в котором с помощью CRISPR были отредактированы геномы человеческих эмбрионов. Однако точность редактирования в этом эксперименте была очень низка, а сам эксперимент был неоднозначно воспринят научным сообществом. В начале 2016 г. ученые из США сообщили, что смогли понизить количество ошибок при работе CRISPR почти до нуля. Использование методик CRISPR для направленного редактирования геномов является перспективным направлением в современной генной инженерии.
Данное открытие, согласно ученым, вызывает оптимизм в деле корректировки дефектных генов и лечения генетических заболеваний. Однако подобные перспективы формируются скорее в области теории, нежели в практической сфере. Возникают логичные вопросы, как, когда и для каких целей результаты этого открытия могут быть использованы? Является ли данное открытие средством для повышения эффективности генной терапии? И это событие должно произойти скорее в ближайшее, чем в более отдаленное время. «С другой стороны, критически мыслящие ученые указывают, что имеющие место в ходе использования открытия КРИСПР генетические мутации могут быть непредсказуемы» (с. 116).
Согласно проведенным в США научным исследованиям в этой области, из 86 использованных эмбрионов выжили 71 и 54 из них способствовали коррекции последовательности ДНК. Вместе с тем были отмечены также факты непредсказуемых мутаций генов. При этом как биологи, так и представители биоэтики подчеркивают, что в условиях подобных экспериментов основными принципами должны выступать безопасность и эффективность возможного лечения пациентов. Даже если признать, что новое открытие обещает фантастические перспективы, ученые призваны действовать медленно, разумно и осторожно. Такова позиция так называемых «биоконсерваторов» в области биоэтики. С другой стороны, «сторонники «биолибералов» настаивают на том, что необходимо использовать все имеющиеся возможности результатов генетических исследований в целях предотвращения генетических заболе-
ваний, таких, как, например, болезнь Хантингтона, на ранних периодах человеческой жизни «здесь и сейчас» (с. 119). «Биолибералы» подкрепляют свою позицию ссылкой на тот факт, что успехи биомедицины способствовали существенному увеличению средней продолжительности жизни людей. Если в 1900 г. средняя продолжительность жизни человека составляла приблизительно 50 лет, то в 2011 г. она во многих странах превышает 80 лет. Согласно некоторым прогнозам, к 2050 г. население Земли может составлять 9,5 млрд человек. В подобных условиях доминирования человеческой расы футурологи высказываются о наступлении новой «ан-тропозойской» эры.
Представители таких организаций, как ЮНЕСКО, Совет Европы и Европейский союз высказались о том, что попытки модификации генов являются неэтичными и нарушают права человека. Администрация американского Национального института здоровья заявила, что никакие средства из фонда института не будут выделены на исследования, связанные с модификацией генов. Неизбежным следствием подобного заявления выступает то, что инвестиции в данной области будут носить частный характер, а, следовательно, возможное использование результатов этих исследований и доступ к лечению генетических заболеваний будет не совсем справедливым. Если практическое применение результатов генетических исследований и произойдет, с вероятность 99% оно будет иметь место в условиях частной клиники для У1Р-персон и будет доступно лишь для малой доли нуждающихся. Иными словами, в данном случае имеет место потенциальное нарушение одного из основных биоэтических принципов - принципа справедливого распределения медицинских ресурсов. «Справедливость должна корректировать несправедливость» (с. 120).
В заключение А. Бойд указывает, что в условиях прогресса науки и технологий возможна перспектива, когда эволюционный процесс будет осуществляться независимо от человека. Технология способна превратиться в онтологическую сущность - возможность становления, так же, как и сам человек. Она олицетворяет связь человека с миром, отражает ценности и желания людей.
О. В. Летов