составляют высококачественные товары крупных индийских компаний (Тата, Махиндра, Ренбакси и др.). Укрепление африканского вектора индийской политики вызвано стремлением повысить достигнутые темпы экономического роста. В 2016 г. в результате практически и политически значимых визитов руководства Индии в отдельные африканские страны наметился новый этап индо-африканского сотрудничества, что привело к выдвижению Индией инициативы «Развитие Африки через индийские технологии и инновации».
Н.Ю. Ульченко (IV, 10) предпринимает осмысление роли государств Африки в реализации стратегии экономического развития Турции. Основа внешнеэкономической стратегии Турции состоит в увеличении экспорта для обеспечения национальной промышленности валютой, импортным оборудованием, сырьем. Турецкий экспорт в Африку составляют товары и услуги, а из Африки импортируются энергоресурсы. Турция оказывает официальную помощь 13 африканским странам, а главным направлением этой политики является Египет. Руководство Турции поставило перед собой амбициозную задачу - увеличить к 2023 г. объем экспорта до 500 млрд долл., и важное место в этом занимают страны Африки. Для стран Африки сотрудничество с Турцией представляет возможность развивать альтернативное географическое направление внешнеэкономического сотрудничества, обеспечивая сбыт собственной продукции.
В заключении монографии анализируется «Повестка-2063» Африканского Союза, как прогноз и план действий для всех стран континента, а также призыва ко всем группам африканского общества «совместно трудиться над созданием процветающей и единой Африки».
Д.В. Михель
2018.03.007. КЛУНИ Дж., ПРЕНДЕРГАСТ Дж. КЛЮЧ К ДОСТИЖЕНИЮ МИРА В АФРИКЕ: БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПРЕКРАТИТЬ КОНФЛИКТ.
CLOONEY G., PRENDERGAST J. The кеу to making peace in Africa: Fighting corruption can help end conflict // Foreign affairs. - New York, 2018. - March 14. - Mode of access: https://www.foreignaffairs.com/ar
ticles/central-african-republic/2018-03-14/key-making-peace-africa?cid= nlc-emc-paywall-free-weekend-reading-clooney-prendergast-20180316
Ключевые слова: африканские страны; коррупция; конфликты.
Основатели организации под названием The Sentry, объединяющей политических аналитиков и расследователей состояния военных конфликтов в Африке, следящих за денежными потоками, Джордж Клуни (знаменитый голливудский актер) и Джон Прен-дергаст анализируют связь военных конфликтов в африканских странах и коррупции.
В декабре 2013 г. в Южном Судане конкурирующие группировки в правящей партии ввергли страну в чудовищную гражданскую войну - эти группировки хотели взять под контроль ресурсы самого нового государства в мире. С тех пор десятки тысяч людей погибли, сотни тысяч оказались на грани голодной смерти, а 4 млн бежали из страны, породив самый страшный кризис беженцев в Африке со времен геноцида в Руанде в 1994 г. И среди всего этого маленькая клика местной элиты получила огромные прибыли от войны. Она выводила из страны нефтяные богатства, помещала их на счета в западных банках, а также приобретала роскошную недвижимость.
Высокопоставленные чиновники Южного Судана, их семьи и друзья полностью опустошили государственный бюджет. В 20142015 гг. сами политики, генералы и компании, принадлежащие политикам и членам их семей, сумели украсть 80 млн долл. Жене президента принадлежит транспортная компания, которая получает платежи от государственной нефтяной компании. Эти платежи идут на военные и полицейские операции. Особенно щедро финансировалась война в апреле-мае 2015 г. в период наиболее интенсивных боев. Разумеется, это финансирование было только прикрытием для обогащения первой семьи государства, которая просто использовала войну в своих личных целях.
Министр нефтедобычи, который имел собственные полицейские части, и глава Генштаба тоже получали от государственной компании деньги на войну - но эти деньги в основном шли на приобретение шикарных имений в соседних Кении и Уганде. Таким образом они выводили деньги за границу, а война, которую они развязали, превратила жизнь остальных граждан Южного Судана в ад.
Пример Южного Судана не уникален. Подобная же картина наблюдается в других раздираемых войной африканских странах: Центрально-Африканской Республике, Демократической республике Конго и в Судане. Нефть, золото, алмазы, медь и кобальт дают находящимся у власти отличную возможность пополнить свои карманы. А жесточайшее подавление любых форм оппозиции считается единственным способом удержать контроль над природными ресурсами.
В настоящее время не существует скоординированной стратегии, которая позволило бы прекратить вывод денег африканскими лидерами и их западными деловыми партнерами. Для этих лидеров потеря власти означала бы потерю контроля над ценными ресурсами, если не опасность столкнуться с уголовным преследованием. Каждый год миллиарды долларов помощи из карманов иностранных налогоплательщиков поступает в Африку. Предполагается, что это нужно для уменьшения бедности, финансирования сил по поддержания мира, строительства инфраструктурных объектов и проведение демократических выборов. Но никакая помощь не способна предотвратить хищение коррумпированными африканскими лидерами и их приближенными огромных сумм.
Миротворческая деятельность в Африке имеет один решающий недостаток. Она никоим образом не мешает коррупционерам бомбить, бросать в тюрьмы и пытать свой народ чтобы захватить или удержать власть. Мирные переговоры в Южном Судане сорвались, потому что его президент с негодованием отверг любое упоминание о возможности разделить власть с повстанцами.
В течение многих лет приходилось бороться с теми, кто нарушает мир или права человека. Единственным выходом считалось введение персональных санкций. Но эти санкции в Африке применяются крайне редко и распространяются только на отдельных лиц, и совершенно не затрагивают коммерческих партнеров этих лиц, в том числе зарубежных, которые поддерживают преступления коррупционеров. Кроме того, санкции рассчитаны на то, чтобы повредить имиджу африканских правителей в глазах западного общественного мнения, а не поставить под сомнение их власть и богатства.
Однако в прошлом финансовое давление на отдельные страны приносило свои результаты, когда действительно приносило денежный ущерб. Санкции должны затрагивать целые финансовые
цепи, а не только отдельных людей. В прошлом США применяли такой подход по отношению к Ирану и Северной Корее с целью принудить их сесть за стол переговоров. Например, в октябре 2013 г. Министерство финансов США внесло в черный список иранскую сеть, которая включает в себя 37 частных компаний, которые разбросаны по всему миру и явно призваны уклониться от санкций, введенных против самого Ирана. Эти компании осуществляли масштабные инвестиции, которые не проводились по официальным документам и тем самым скрывались от регулирующих органов других стран. Такие «сетевые санкции» эффективны потому, что отрезают от финансовой системы США не только самого лидера страны, но и подконтрольные ему компании, которые просто не успевают приспособиться к санкциям. Система здесь может быть такой же, которая была применена США по отношению к Колумбии. Под санкции попали бухгалтеры и юристы, имевшие отношения к наркокартелям. Сами колумбийские бани, попавшие под санкции США, добровольно согласились сотрудничать с американскими властями. Коррупция ничем не отличается от наркоторговли. Отмывание денег от коррупции является таким же сложным процессом, как и отмывание доходов от наркоторговли. В этом процессе участвуют много людей и санкции против них ударят африканских коррупционеров в самое уязвимое место.
Системные санкции будут эффективны в Южном Судане или в Конго потому, что клептократическая сеть здесь вовлекает политических и военных официальных лиц, связанных с ними бизнесменов, торговцев оружием и международных финансовых посредников.
В декабре 2017 г. власти США, используя «закон Магницкого», позволяющий отзывать визы или отказывать в их выдаче тем, кто вовлечен в нарушение прав человека или коррупцию, сделали решающий шаг в этом направлении, введя санкции против израильского магната Дана Герцлера, занимающегося добычей полезных ископаемых и близкого друга конголезского президента Кабилы. Санкции распространились на делового партнера Герцлера и на 19 компаний, принадлежащих ему и его партнерам. То же самое было сделано по отношению к близкому другу президента Южного Судана и к двум принадлежащим ему компаниям. Министерство
финансов США и министры финансов стран ЕС могли бы усилить давление на Южный Судан и другие зоны конфликтов в Африке.
Разумеется, чтобы такие санкции сработали, нужно наладить систему их реализации. Большинство правительств и банков не придают особого значения нелегальным финансовым потокам в Африке, так что компании, наживающиеся на этих потоках, имеют мало шансов быть пойманными. Однако есть организации, которые санкций боятся. Это крупнейшие американские банки, которые были оштрафованы министерством финансов в последние годы за неисполнение санкций (например, против Ирана) и неисполнение законов о борьбе с отмыванием денег. В сентябре 2017 г. Министерство финансов США выпустило предупреждение о возможном наказании за отмывание денег при ведении бизнеса в Южном Судане или поддержание деловых отношений с южно-суданскими чиновниками и членами их семей, даже если эти контакты поддерживаются за пределами страны.
Американским банкам следует быть особенно осторожными при ведении дел с банками из Уганды и Кении, которые проводят операции в долларах. Эти страны расположены рядом с Южным Суданом и высока вероятность, что южно-суданские власти используют их для получения доступа к мировой финансовой системе.
Всеобъемлющая система финансового давления на страны, где идут военные конфликты, стоит очень недешево. Но она положит конец практике использования местными властями природных ресурсов для личного обогащения и продолжения войн.
С.В. Минаев
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2018.03.008. ДЕ СЕН ПЕРЬЕ Л. КРИЗИС В ЗАЛИВЕ: «OPA» ОБ АФРИКЕ.
DE SAINT PERIER L. Crise du Golfe: OPA sur l'Afrique // Jeune Afrique. - Paris, 2017. - N 2960. - P. 26-31.
Ключевые слова: Персидский залив; Африка; Саудовская Аравия; Катар.
Л. де Сен Перье, журналист «Jeune Afrique», используя материалы «Наблюдательного центра по вопросам культурного насле-