7. Ильин Е.П. Система противодействия идеологии терроризма в РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nak.fsb.ru (Дата обращения: 15.06.2013.)
8. Ислам в России: Угрозы радикализации // Российская газета. 2012. 4 апр.
9. Муслимов С.Ш. Религиозно-политический экстремизм глазами дагестанцев. Махачкала, 2011. 146 с.
10. ПржездомскийА.С. Информационная сфера стала полем боя с экстремизмом и терроризмом // ФСБ за и против. 2010. № 11. С. 12-24.
11. Сидоров А. Зеленое знамя с двуглавым орлом // Интерфакс. 2009. 31 авг.
12. Шамов И.А. Религия или светское просвещение // Дагестанская правда. 2001. 8 июня.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».
2018.03.001. Кузнецов И.М. ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО СОГЛАСИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ И МУСУЛЬМАН РОССИИ //
Власть, М., 2018, № 6, с. 136-144.
Ключевые слова: межрелигиозное согласие; традиционалистские ценностные смыслы; секулярно-рациональные (модернистские) ценностные смыслы; православные и мусульмане России.
Кузнецов И.М.,
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
В статье обосновывается подход к исследованию ценностей российского общества, позволяющий изучить общие ценностные основания, обеспечивающие межрелигиозное согласие мусульман и православных России. На большом объеме эмпирических данных, реализующих этот подход, показано, что согласованное восприятие текущих российских реалий представителями разных религий обеспечивается в России одинаковым традиционалистским осмыслением базовых ценностных ориентиров. Автор статьи понимает межрелигиозное согласие как согласованное восприятие и оценку представителями разных религий текущих реалий как внутри, так и вне России.
В концепции исследователя набор ценностей остается относительно постоянным во времени, а процесс их смены сводится к изменению содержательного наполнения понятий, обозначающих
общественные ценности. Эти постепенные изменения содержания той или иной ценности можно расположить между двумя полюсами - традиционалистское толкование ценности и модернистское (секулярно-рациональное). Изложенный подход был использован при исследовании ценностных оснований консолидации россиян в рамках реализации проекта 2014-2018 гг. «Ресурс межэтнического согласия в консолидации российского общества: общее и особенное в региональном разнообразии».
Современное российское сообщество нельзя назвать базирующимся на традиционных ценностях. По преимуществу россияне находятся в процессе переосмысления ценностных приоритетов, хотя и относительно велика доля тех, кто систематически придерживается традиционалистских интерпретаций тех или иных ценностей.
Сопоставление реакций на стандартные жизненные ситуации представителей групп «традиционалистов» и тех, кто находится в процессе переосмысления ценностных смыслов, показало, что реакции «традиционалистов» более согласованы. Причем согласованность взглядов «традиционалистов» прослеживается для респондентов разных возрастов, так и на уровне разных регионов, национальностей и конфессий.
Согласно данным исследования, россияне придерживаются «традиционалистских» ценностных ориентиров преимущественно в вопросах видения места России в мире и в вопросах, касающихся безусловного приоритета моральных норм над рациональными соображениями. Полюс «модернизма» респонденты выбирают, если речь идет об ориентирах, касающихся экономической деятельности, и инновациях, связанных с изменением принципов функционирования российской экономики. По мнению подавляющего большинства респондентов, причисление себя к россиянам связано с лояльностью (или, по крайней мере, с манифестацией лояльности) таким ценностным ориентирам, как признание особого, отличного от европейского, пути исторического развития России, уважение к сложившимся традициям, приоритет моральных норм перед рациональной эффективностью, видение России как великой державы. Это на сегодняшний день и есть те «скрепы», которые, согласно данным исследования, консолидируют российское общество в его социальном, культурном и этническом многообразии.
Автор рассматривает вопрос: насколько перечисленные ценностные основания могут способствовать поддержанию меж-
религиозного согласия, особенно согласия между наиболее многочисленными в России религиозными сообществами православных и мусульман. Исследователь полагает, что межрелигиозное согласие православных и мусульман России может быть основано на общих традиционалистских толкованиях базовых религиозных ценностей.
Исследователь приходит к выводу, что согласованное восприятие текущих российских реалий представителями разных религий обеспечивается в России одинаковым осмыслением ценностных ориентиров. Традиционалистское осмысление ценностных ориентиров обеспечивает стабильное существование сообщества -не только своего религиозного, но и российского, в котором они живут.
Автор реферата В.Н. Сченснович
Асиновский Д.Л.,
младший специалист-исследователь, Европейский университет (г. Санкт-Петербург) СОВЕТСКИЙ СОЮЗ, НАЦИОНАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ В АФРИКЕ И НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ (1955-1980)
Аннотация. Изменение курса советской внешней политики с большей ориентацией на развивающиеся страны Азии и Африки после смерти Сталина спровоцировало также и изменение внешнеполитических инструментов взаимодействия. Так вместе с направлением больших ресурсов на исследование стран Азии и Африки была проведена и переоценка отношения к формирующимся в деколонизирующемся мире режимам, активно использующим национализм и религию в качестве основы идеологии. Статья обращается к изучению сложившихся в результате отчасти парадоксальных для советской идеологии оценок роли религии и национализма в революционном движении в период 1955-1980 гг.
Ключевые слова: религия; национализм; советская внешняя политика; холодная война; деколонизация.
Геополитическое положение середины 1950-х годов создало во многом уникальную ситуацию, в рамках которой Советский Союз был вынужден адаптировать свою идеологическую работу -по крайней мере, в той части, которая была направлена вовне.