Несмотря на справедливую критику отдельных теоретических положений В.И. Ленина, в работе В.М. Сырых встречается множество широко известных фактов, банальных утверждений и устаревших выводов. Это позволяет нам заключить, что суть данного исследования не соответствует своему названию - «Неизвестный Ленин». К тому же книга написана не «без пристрастия и подобострастия» - ее автор является убежденным ленинистом, поэтому рецензируемая работа не лишена субъективности.
О. В. Бабенко
НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
2018.01.017. ШОССАНД Д. КИТАЙ В XVIII в. РАСЦВЕТ ИМПЕРИИ ЦИН / Пер. с франц. Зубкова Н.Н. - М.: Вече, 2016. - 288 с.
Ключевые слова: Китай, XVIII в.; династия Цин; Китай и европейская цивилизация.
Книга французского исследователя Д. Шоссанда посвящена периоду расцвета последней императорской династии Китая - династии Цин, имевшей маньчжурское происхождение и в течение двух с половиной веков правившей многонациональной империей. Исследование написано на основе материалов из официальных архивов династии Цин, сочинения Цао Сюэциня «Сон в красном тереме», которое считается энциклопедией китайской жизни рассматриваемого времени, и разноязычной историографии.
Монография состоит из введения, двух обширных разделов («Империя Цин», «Человек в империи Цин»), состоящих из десяти глав, и приложений в виде биографических справок. Воцарение династии Цин в 1644 г. (правила до 1911 г.) сопровождалось многочисленными жестокостями, но XVIII в. стал золотым веком ее правления, эпохой небывалого процветания. В то время империя достигла своих максимальных размеров и включила в себя не только собственно Китай, но и другие завоеванные ею области: Маньчжурию, Восточный Туркестан, Монголию и Тибет. Современный Китай с точки зрения территории унаследовал ойкумену Цин. Представители новой династии добились политической стабильности, экономического подъема и «редкого в истории демографического роста» (выделено автором. - Реф.) (с. 4).
Во времена Цинской империи невиданный расцвет переживали литература и искусство, а китайская административная система была приспособлена к потребностям самой династии. Однако при всей утонченности культуры этой эпохи ее не следует идеализировать: «Это было очень жесткое иерархическое общество (выделено автором. - Реф.), а его богатства концентрировались в руках ничтожной доли населения» (с. 5).
Архивы династии Цин полностью сохранились, поэтому историки имеют в своем распоряжении богатейший и очень ценный комплекс источников. В Китае история считалась царицей наук, поэтому маньчжуры стремились запечатлеть для потомков все события своего правления.
Начало династии Цин положили три вождя из клана Айсин Гёро: Нурхаци (1559-1626), Хун Тайцзи (1592-1643) и Доргоня (? -1650). В царствование Юнчжэна (1723-1735) в империи был наведен порядок. Новый император уничтожал всех, кто сомневался в легитимности его царствования (его воцарение оспаривали некоторые принцы), ограничил военную власть принцев, изменил правила назначения на командные посты. Более того, Юнчжэн внимательно конролировал работу над историческими хрониками, вычеркивая из них не подходящие ему места. Автор утверждает, что он был способным и деятельным монархом, укрепившим центральную власть и законодательство, взявшимся за проблему коррупции чиновников. При Юнчжэне был создан Большой совет, который впоследствии стал важнейшим представительным органом при дворе. Он передал своему преемнику Цяньлуну богатую, процветающую державу, к тому же, желая «повысить нравственность народа», он распространял «конфуцианские ценности, способствующие укреплению династии» (с. 21).
В царствование Цяньлуна (1736-1795) проявилось величие династии Цин. Он провел множество военных походов, часть из них заметно расширила территорию империи, особенно в Центральной Азии, что помогло решить джунгарский вопрос. Император был покровителем наук и искусств: «Он понимал, что культура играет важнейшую роль в политике, и желал явить себя подданным, особенно китайским ученым, защитником и хранителем знаний» (с. 24). При дворе он окружал себя европейскими учеными и художниками. Крупнейший литературный проект его времени -
«Полное собрание в четырех разделах», в котором были опубликованы все основные произведения китайской литературы. В то же время Цяньлун вел борьбу с сочинениями, признанными «антиманьчжурскими или вредными для нравственности» (с. 25).
К моменту воцарения династии Цин в Китае уже 60 лет пребывали иезуиты-итальянцы. Они стремились обратить в христианство китайскую элиту, объявив себя учеными и пытаясь насаждать знания и культуру европейской цивилизации. Благодаря иезуитам, Канси, Юнчжэн и Цяньлун принимали при своих дворах европейских астрономов, инженеров, живописцев и дипломатов. Самыми знаменитыми миссионерами были художники Джузеппе Кастильо-не и Жан-Дени Аттире, а также Мишель Бенуа, которому Цяньлун поручил создание фонтанов и водных аттракционов в Саду совершенной ясности.
В XVII-XVIII вв. начался масштабный экспорт китайской керамики и фарфора в Европу. Последний был открыт европейцами благодаря иезуиту Француа Ксавье д'Энтреколю. Но позднее масштабы коммерции уменьшились из-за того, что цинские императоры «отказались широко открыть двери своей империи для европейской торговли, что не устраивало европейских государей» (с. 26-27).
Каждый цинский император имел личное имя, девиз правления и храмовое имя. В литературе девиз правления часто указывается как императорское имя. Так, например, Канси - это девиз правления. Личное имя этого императора - Сюанье, а храмовое имя -Шэнцзу. Личное имя давалось при рождении, девиз правления избирался императором при восшествии на престол (он же служил названием эпохи его царствования), храмовое имя давалось посмертно и писалось на заупокойной табличке императора. Автор отмечает, что «год смерти императора целиком считается годом его царствования. Эра императора начинается со следующего года, даже если фактически новый монарх царствует уже несколько месяцев» (с. 30).
Для китайцев и их маньчжурских правителей империя была «Поднебесной», т.е. всем цивилизованным миром. Вне ее жили дикие «варвары», которых должно было приводить к подчинению китайскому императору. При такой системе любой народ вне империи мог быть либо врагом, либо вассалом. На этом мировоззре-
нии основывался образ правления внутри Китая и отношения с другими странами. Сюзеренитет империи Цин признавали Вьетнам, Сиам, Бирма, Непал, Филиппины, Корея «и в большей или меньшей степени зависели от нее» (с. 39).
Жизнь китайцев империи Цин была обусловлена рядом традиций и особенностей, которые перекочевали и в современную жизнь. Время у китайцев до сих пор воспринимается как циклическое, а ход мира представляет собой вечное возобновление. Большинство людей в эпоху Цин были земледельцами, и самым наглядным циклом для них была смена времен года и полевых работ. Распорядок жизни императора определялся официальными ритуалами и жертвоприношениями, связанными с временами года. Кроме того, в разработанной китайцами космологии соответствий «все стихии вселенной перекликаются друг с другом, а с их соответствиями связаны и времена года» (с. 124).
Календарь в Китае был принят лунно-солнечный, в нем нет абсолютной точки отсчета: он цикличен, а начало отсчета связано с царствованием правящего монарха. Например, десятый год эры Цяньлун начался 1 февраля 1745 г. и закончился 21 января 1746 г. Дни недели у китайцев не имеют названий, нет и самого понятия неделя. Дни обозначаются порядковым номером в месяце, например: «двенадцатый день третьего месяца» (с. 128).
Идеологической и в целом мировоззренческой основой государства и общества при Цинах считалось конфуцианство - «учение книжников». Из религий в империи Цин были распространены буддизм, даосизм, народные верования. Развивались национальные литература, наука, различные виды искусства. В XVIII в. день простолюдина был полностью занят работой, которую прекращали лишь по некоторым праздникам, особенно на Новый год (в первый день первого лунного месяца). Другими главными праздниками считались всего несколько: Праздник фонарей, Праздник поминовения усопших, Праздник драконьих лодок, Праздник привидений и Праздник середины осени. Поэтому у большинства людей эпохи Цин возможности для отдыха и развлечений были весьма ограничены. Зато чиновники часто выходили в отставку и имели много свободного времени, которое тратили на походы в театр, пиры, садоводство и т.д.
2018.01.018-019
В Цинскую эпоху произошли некоторые перемены в повседневной жизни: мужчинам было предписано носить косу и выбривать лоб до макушки, произошли изменения в одежде. Для семьи была характерна возрастная и половая иерархия, неравенство мужчины и женщины. В высших слоях общества имела место полигамия. Но принципы покорности женщины не всегда строго соблюдались: все зависело от ее возраста и положения в семейном клане.
XVIII век в Европе был во многом синофильским - философы Просвещения слагали похвалы просвещенному деспотизму китайских правителей, а рядовые европейцы восхищались всем китайским. Но уже в XIX в. европейские державы принудили Цинов открыть двери империи военным путем, в частности в результате двух Опиумных войн, и фактически приступили к разделу Китая. Империя Цинов, обескровленная войнами, переживавшая экономический упадок и политические распри, пала в 1911 г.
О. В. Бабенко
2018.01.018-019. ПОСТРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ОПЫТ И ПОЛИТИКА РЕСТАВРАЦИИ В ЕВРОПЕ, 1814-1830-е ГОДЫ. (Сводный реферат).
2018.01.018. РАУШ Ф. «Конституционная лихорадка»? Конституционная интеграция в постреволюционной Франции, Великобритании и Германии, 1814-1835.
RAUSCH F. «Constitutional Fever»? Constitutional integration in post-revolutionary France Great Britain and Germany, 1814-1835 // J. of modern European history. - Chicago, 2017. - N 2. - P. 221-242.
2018.01.019. СИМАЛ Х.Л. «Странный способ управления»: Реставрация в Испании в европейской перспективе (1813-1820). SIMAL J.L. «Strange means of governing»: The Spanish Restoration in European perspective (1813-1820) // J. of modern european history. -Chicago, 2017. - N 2. - P. 197-220.
Ключевые слова: постреволюционная Европа; конституции в постреволюционной Европе; реставрация во Франции; реставрация в Испании.
Фабиан Рауш, руководитель исторического семинара по Новой и Новейшей истории (Фрайбургский университет, ФРГ), рассматривает (018) роль конституций в европейских политических