Научная статья на тему '2017.04.017. БАРИШЕЛЛА А. ЕВРОПЕЙСКИЙ РАЗВОРОТ К АЗИИ: ПОИСК НОВОГО РАВНОВЕСИЯ? BARICHELLA A. LE PIVOT EUROPéEN VERS LʼASIE: UN NOUVEL éQUILIBRE à TROUVER? // QUESTION DʼEUROPE. - P., 2017. - N 436. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.ROBERT-SCHUMAN.EU/FR/QUESTIONS-D-EUROPE/0436-LE-PIVOT-EURO PEEN-VERS-L-ASIE-UN-NOUVEL-EQUILIBRE-A-TROUVER'

2017.04.017. БАРИШЕЛЛА А. ЕВРОПЕЙСКИЙ РАЗВОРОТ К АЗИИ: ПОИСК НОВОГО РАВНОВЕСИЯ? BARICHELLA A. LE PIVOT EUROPéEN VERS LʼASIE: UN NOUVEL éQUILIBRE à TROUVER? // QUESTION DʼEUROPE. - P., 2017. - N 436. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.ROBERT-SCHUMAN.EU/FR/QUESTIONS-D-EUROPE/0436-LE-PIVOT-EURO PEEN-VERS-L-ASIE-UN-NOUVEL-EQUILIBRE-A-TROUVER Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / АЗИЯ / КИТАЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.04.017. БАРИШЕЛЛА А. ЕВРОПЕЙСКИЙ РАЗВОРОТ К АЗИИ: ПОИСК НОВОГО РАВНОВЕСИЯ? BARICHELLA A. LE PIVOT EUROPéEN VERS LʼASIE: UN NOUVEL éQUILIBRE à TROUVER? // QUESTION DʼEUROPE. - P., 2017. - N 436. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.ROBERT-SCHUMAN.EU/FR/QUESTIONS-D-EUROPE/0436-LE-PIVOT-EURO PEEN-VERS-L-ASIE-UN-NOUVEL-EQUILIBRE-A-TROUVER»

На практике все сотрудничают со всеми ради удовлетворения насущных потребностей независимо от религиозных предпочтений. Причем Юго-Восточная Турция полностью интегрировалась в эту жизненно необходимую в хаосе войны торговую сеть. Однако пока не ясно, какое влияние окажут на эволюцию торговых платформ и стыковочные города торговой сети в охваченной войной Сирии российское военное участие на стороне сирийского правительства и военная поддержка сирийских курдов американцами.

И.Ю. Жилина

ПРОБЛЕМЫ СТРАН И РЕГИОНОВ

2017.04.017. БАРИШЕЛЛА А. ЕВРОПЕЙСКИЙ РАЗВОРОТ К АЗИИ: ПОИСК НОВОГО РАВНОВЕСИЯ?

BARICHELLA A. Le pivot européen vers l'Asie: Un nouvel équilibre à trouver? // Question d'Europe. - P., 2017. - N 436. - Mode of access: http://www.robert-schuman.eu/fr/questions-d-europe/0436-le-pivot-euro peen-vers-l-asie-un-nouvel-equilibre-a-trouver

Ключевые слова: экономическая политика; свободная торговля; климатические изменения; Европейский союз; Азия; Китай.

В статье рассматриваются проблемы укрепления экономических связей ЕС с азиатскими странами.

Превращение Китая в великую державу оказывает растущее влияние на Европу. При этом председатель КНР Си Дзиньпин не жалеет усилий, представляя Китай поборником свободной торговли и принципа многосторонних отношений. Однако автор полагает, что таким образом Пекин стремится обосновать и распространить концепцию «нейтральности государственного строя» («neutralité du régime»), которая позволяет отделить международную деятельность от внутренней политики. По мнению автора, эта концепция узаконивает авторитаризм и дискредитирует идею о том, что либеральную внешнюю политику может проводить только демократическое государство. Учитывая нарушения прав человека в Китае, агрессивный экспансионизм в Южно-Китайском море, государственный протекционизм в отношении некоторых секторов внутреннего рынка, эта позиция выглядит не вполне искренней.

Тем не менее стремление Китая защитить глобализацию вполне объяснимо, поскольку глобализованная свободная торговля, обеспечившая значительной части Восточной Азии высокие темпы экономического роста, в настоящее время более чем когда-либо находится под угрозой из-за подъема протекционизма на Западе. Даже в нынешний период замедления развития и реформирования экономики Китай нуждается в свободной торговле для поддержания роста, на который опирается легитимность коммунистического режима. Следствием этого является решение китайского руководства ускорить реализацию проекта «Один пояс - один путь» (One belt, one road), предполагающего масштабные инвестиции в транспортные инфраструктуры, которые соединят Китай с остальным евразийским континентом и усилят, таким образом, его присутствие на основных морских и сухопутных торговых путях.

В то же время явное стремление Китая к укреплению сотрудничества с Европой дает ей реальную возможность усилить свое стратегическое присутствие в Азии. Позиционируя себя необходимым партнером для азиатских стран, ЕС ответил на «поворот к Азии» Б. Обамы заключением дву- и многосторонних торговых соглашений со многими странами региона и укреплением сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Основным элементом, обеспечивающим равновесие между Европой и Азией, является экономическая политика. Китай, будучи первым торговым партнером Европы в регионе, участвует в проекте стратегического партнерства с ЕС с 2003 г. Стратегический проект сотрудничества ЕС - Китай (L'agenda stratégique de coopération UE - Chine) до 2020 г. включает меры, направленные на укрепление сотрудничества и диалога между Европой и Китаем. Объем торговли между КНР и ЕС превышает 1 млрд евро в день. Европа импортирует из Китая в основном промышленную продукцию и потребительские товары, а экспортирует в Китай главным образом машины и оборудование, автотранспортные средства, самолеты, химическую продукцию. Тем не менее Европа потеряла десятки тысяч рабочих мест в результате растущей конкуренции дешевой китайской продукции.

Автор также подчеркивает, что следует учитывать использование Китаем нечестных методов торговли (манипуляции с валютой, кражи и передача технологий), большую роль государствен-

ных предприятий во всех секторах, оказывающих влияние на внутренний рынок. Кроме того, не стоит забывать, что Китай и США являются конкурентами ЕС в завоевании долей рынков в других странах Азиатского региона.

ЕС следует добиваться большей открытости китайского рынка. Однако экономика КНР носит гибридный характер, сочетая в себе рыночные сектора и сектора, контролируемые государством. Этот «полупротекционизм» означает, что западные предприятия не имеют тех же возможностей доступа на китайский рынок, что и местные предприятия, в то время как китайские предприятия пользуются гораздо более благоприятными условиями доступа на западные рынки. В этой ситуации ЕС должен использовать метод «кнута и пряника», стимулируя Китай к большему открытию экономики. Чтобы добиться подобных уступок Европа могла бы, например, воспользоваться своим правом голоса в ВТО, в рамках которой Китай отстаивает свое право на получение статуса рыночной экономики.

Если Китай откажется от компромисса, список товаров и технологий двойного назначения, запрещенных к экспорту, может быть расширен, а китайские инвестиции в стартапы, производящие подобную продукцию, ограничены. Хотя, по мнению автора, этих мер достаточно для мотивации Пекина, переговоры с Китаем необходимо вести очень осторожно, так как он может прибегнуть к репрессалиям, а тотальная торговая война будет иметь тяжелые последствия для всех сторон.

Другое направление стратегии ЕС состоит в активизации переговоров, касающихся соглашений о свободной торговле со странами региона. Из-за трудностей с продвижением Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) при президенте Д. Трампе у ЕС нет другого выбора кроме усиления торговых связей с Азией, которая уже сейчас является основным торговым партнером ЕС. Наряду с этим после выхода США из Транстихоокеанского партнерства (ТТП) многие азиатские страны ищут альтернативные решения, которые способны уравновесить влияние нового американского протекционизма.

Однако, несмотря на развитие двусторонних отношений с Японией и Индией, заключение торговых соглашений с Сингапуром, Вьетнамом и Южной Кореей, разворот к Азии нельзя считать

завершенным. ЕС пока даже не начал торговые переговоры со многими азиатскими странами, а часть переговоров, в том числе с Малайзией, Индонезией, Филиппинами и Таиландом, затормозилась в связи с несогласием азиатских стран с требованиями ЕС, касающимися социальной защиты и окружающей среды (ОС). До сих пор не конкретизированы торговые переговоры с Японией и заключение межкоммунитарного соглашения с АСЕАН.

Сходная ситуация сложилась и на переговорах с Китаем, которые в последние годы идут вяло. В связи с этим ЕС должен удвоить усилия и начать переговоры с Индией. Хотя Европе удалось установить «стратегическое партнерство» с Индией, оно не включает соглашение о свободной торговле, так как переговоры блокированы из-за расхождений по поводу открытия сектора услуг. Учитывая, что США в настоящее время не расположены к ведению торговых переговоров с Индией, соглашение о свободной торговле между ЕС и Индией может значительно усилить стратегические позиции Европы в Азии. По некоторым данным, двустороннее соглашение о свободной торговле и инвестициях с Индией позволит увеличить европейский ВВП на 2,2%, т.е. на 275 млрд евро, и создать 2,2 млн новых рабочих мест, т.е. обеспечить работой 1% экономически активного населения Европы.

Еще один важный аспект «разворота» Европы к Азии касается экологической политики как составной части равновесия глобальной экономики. Решение Трампа о выходе США из Парижского соглашения по климату положило конец лидирующей роли США в международных климатических переговорах. Китай уже заявил о своем желании продолжить играть роль лидера в рамочных соглашениях ООН по климатическим изменениям, независимо от позиции администрации Трампа. В условиях острого экологического кризиса, который угрожает экономическому прогрессу Китая (ежегодно от загрязнения ОС умирает 1,6 млн человек), он заинтересован в более экологичном будущем.

Китай также рассчитывает на международные переговоры по климату для укрепления своего имиджа. Но поскольку он не сможет в одиночку вести за собой международное сообщество, необходимо обеспечить совместное лидерство Китая и ЕС, являющегося важным игроком мировой климатической политики. «Новая рамочная политика ЕС в области климата и энергетики до

2030 года» (Cadre pour le climat et l'énergie à l'horizon de 2030)1 предусматривает сокращение уровня выбросов парниковых газов (ПГ) на 40% к 2030 г. по сравнению с 1990 г. Достижение этой цели предполагает модернизацию системы торговли квотами на выбросы ПГ, доведение до 27% доли возобновляемой энергии в энергобалансе, повышение энергоэффективности на 27%, а также завершение создания внутреннего энергетического рынка. С учетом того что Китай занимает первое, а Европа третье место в мире по выбросам ПГ, вместе они могли бы компенсировать выход из соглашения США (второе место по выбросам).

Однако автор подчеркивает, что, несмотря на важность партнерства с Китаем для защиты Парижского соглашения, ЕС не должен устанавливать с ним «особые отношения», которые могут узаконить концепцию «нейтральности государственного строя» и будут идти вразрез с европейскими демократическими ценностями.

Еще одним направлением усиления экономических позиций ЕС в Азии, по мнению автора, является партнерство в области безопасности. Стратегическое присутствие ЕС в Азии как фактор «мягкой безопасности» дает ЕС возможность действовать в качестве посредника при усилении напряженности в регионе.

В заключение автор отмечает, что Европа должна усилить свое стратегическое присутствие в регионе, одновременно защищая демократические ценности, что позволит нейтрализовать попытки Китая навязать концепцию «нейтральности государственного строя» в международных отношениях.

И.Ю. Жилина

2017.04.018. ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ЗОНЕ ЕВРО В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ. The slowdown in euro area productivity in a global context // Economic bull. - Frankfurt a. Main: European Central Bank, 2017. - Is. 3. - P. 4767.

1 Одобрена Европейским советом на саммите 23-24 октября 2014 г. -Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.