2017.03.025. ЧУДАКОВ Ф.И. «ЧАША СТРАДАНЬЯ ДОПИТА ДО ДНА!..»: ИЗ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ САТИРИКА НАЧАЛА XX ВЕКА / Сост., подгот. текста, вступ. ст., комментарии Урманова А. - Владивосток: Тихоокеанское изд-во «Рубеж», 2016. - 716 с.
Ключевые слова: Ф.И. Чудаков; очерк жизни; сатира; стихи; проза; драматургия; театр; детали и динамика повседневности; аллюзии и реминисценции; демократические ценности.
В книге российского сатирика начала ХХ в Ф.И. Чудакова (1888-1918) впервые за 100 с лишним лет собраны самые известные тексты писателя, ранее публиковавшиеся на страницах периодических изданий Приамурья и ставших библиографической редкостью. Издание реферируемой книги - важное событие для отечественного литературоведения: в научный оборот вводится литературное наследие, в большинстве своем считавшееся утраченным. Масштаб автора позволяет признать его творчество явлением общенационального, а не регионального характера. В однотомное собрание включены стихи, проза, драматургия Ф.И. Чудакова, а также воспоминания современников и материалы о гибели самого яркого литератора Приамурья, трагически ушедшего из жизни во время подавления в 1918 г. в Благовещенске так называемого Га-мовского мятежа1. Книга снабжена научным аппаратом, подготовленным А.В. Урмановым (проф. Благовещенского гос. пед. ун-та).
В предисловии к изданию представлен очерк жизни писателя, восстанавливается история обретения текстов Ф.И. Чудакова современными читателями; дано представление о масштабной работе, проделанной для осмысления наследия сатирика. Реконструируя своеобразие личности писателя, А. В. Урманов отметил его «обширные познания в разных сферах жизни и культуры», начитанность, «развитый эстетический вкус и богатый словарный запас» (с. 10). Отмеченные особенности обусловливают специфику творчества Ф.И. Чудакова, произведения которого, по мнению литературоведа, «насыщены литературными аллюзиями и реминисценциями, содержат явные и скрытые параллели и цитаты, обна-
1 Гамовский мятеж - трагические события кровавой мартовской недели 1918 г. в Благовещенске, вызванные столкновением противников и сторонников Советской власти.
руживающие знание писателем греческой, римской, восточной и славянской мифологии, фольклора, а также мировой, русской классической и современной литературы» (с. 10). Важную роль в понимании специфики творческого дара Ф.И. Чудакова играет кропотливо изученная А.В. Урмановым и тщательно восстановленная канва жизни автора и редактора, многократно подвергавшегося давлению цензуры и даже отсидевшего в тюрьме.
Доказывая, что «наследие Фёдора Чудакова - уникальный феномен, требующий осмысления в свете событий сегодняшнего дня» (с. 18), А.В. Урманов приводит ряд основополагающих для понимания писателя утверждений:
- «произведения Чудакова являются ценнейшим художественным документом эпохи, в котором... отражается - последовательно, буквально день за днем - динамика российской действительности предреволюционного десятилетия, сам ход российской истории, ее поступь» (с. 17);
- «творческое наследие Амурца [один из псевдонимов Чудакова. - Прим. реф.] представляет собой колоссальную познавательную ценность», позволяя «в новом свете и беспрецедентно полно, в живой последовательности увидеть жизнь Приамурья начала XX в.: почти во всех ее ключевых событиях, фактах, именах, выразительных подробностях» (с. 17);
- «произведения Чудакова, представленные в хронологическом порядке, позволяют проследить за образом мыслей, за переменами в сознании, за изменениями в мировоззрении человека из демократического лагеря, проходящего через драматические и трагические события революционной эпохи, избавляющегося от многих заблуждений и либеральных иллюзий, прозревающего, но, к сожалению, слишком поздно» (с. 18).
Поскольку «анализ многочисленных произведений Ф. Чуда-кова, печатавшихся на протяжении почти десяти лет в разных периодических изданиях Приамурья, невозможен в ограниченных пределах предисловия» (с. 17), А.В. Урманов продолжает начатый анализ, обращаясь к произведениям разных разделов собрания сочинений писателя.
В первом и самом объемном разделе отмечается, что «Сатира Чудакова, особенно последних трех-четырех лет жизни - вершина его творчества: Чудаков-сатирик удивительно разнообразен в про-
блемно-тематическом, жанрово-стилевом, изобразительно-выразительном, ритмико-интонационном. отношениях» (с. 16). А.В. Урманов включил в этот раздел не только фельетоны, составляющие основной массив творческого наследия писателя, но и стихотворения, басни, анекдоты, сатирические рассказы, разного рода прозаические и стихотворные миниатюры. Структура раздела «Сатира» определяется хронологией периодических публикаций - сначала читателям предлагаются произведения единственного сатирического сборника Чудакова «Шпильки» (1909), а затем тексты, опубликованные с 1909 по 1918 г. в газетах («Амурский край», «Эхо», «Амурское эхо», «Народное дело») и журналах («Колючки», «Зея», «Дятел, беспартийный») Приамурья. «Исключением из этого правила, - как отмечает составитель, - являются многочастные произведения ("Момус на Амуре", "Песнь о Кульдурском ключе", "Песни Дятла, беспартийного" и т.д.), публиковавшиеся в нескольких номерах. В таких случаях действует иной принцип: произведения эти печатаются в целостном виде, а отправной точкой является тот номер периодического издания, в котором начиналась публикация данного текста» (с. 561).
Раздел «Сатира» не только самый объемный в однотомнике, но и наиболее основательно прокомментированный - «в силу того, что наибольший историко-литературный и художественный интерес представляет именно сатирическое наследие Ф. Чудакова, вполне соотносимое с произведениями лучших российских сатириков начала XX века» (с. 561-562). Произведения автора и спустя столетие воспринимаются как не утратившие актуальности и художественной выразительности - потому что писатель никогда не шел на уступки низменным запросам части мещанской публики, не угождал нуворишам, не подчинялся попыткам давления большевистской тематики. Перо сатирика служило народу и России, отстаивало подлинные демократические, нравственные и культурные ценности, нацелено было не на бытовое мелкотемье, а на явления масштабные, государственно, национально и социально значимые» (с. 16).
Во второй раздел книги вошли «стихотворные легенды и сказки сатирической направленности», которые сатирик «собирался выпустить и отдельной книжкой, но не успел» (с. 16). Единственная стихотворная сказка, не вошедшая в раздел, - «Очарован-
ный леший». Ее составитель разыскал уже после выхода книги, а потому включил в новый том избранных произведений Ф.И. Чудакова, который планируется на 2018 г.
Третий раздел составила лирика - занимающая сравнительно небольшой объем творческого наследия, но чрезвычайно важная «для понимания природы художественного таланта Ф. Чудакова, для постижения логики его творческой эволюции» (с. 667).
Если первые три раздела построены по хронологическому принципу, четвертый, включающий прозаические произведения писателя, совмещает хронологический принцип с жанрово-темати-ческим. Отбирая для однотомника прозаические тексты, А. В. Урманов стремился «не к максимальной полноте, а к репрезентативности, к тому, чтобы в книге были представлены основные жанрово-тематические группы произведений», а также исходил из критериев «художественной выразительности» и «актуальности для современных читателей» (с. 676). Произведения в подразделах «Очерки», «Рыбацкие и охотничьи рассказы», «Рассказы о детстве», «Приключенческие повести», «Автобиографическая проза» располагаются в порядке публикации.
Раздел «Драматургия» представлен только одним произведением - пьесой «Изгнанники», хотя на протяжении творческого пути Ф. Чудаков «проявлял огромный интерес к театру и театральной жизни, к драматическим произведениям своих современников и предшественников, к художественным возможностям драматических жанровых форм» (с. 690). Ф. Чудаков регулярно писал рецензии на театральные постановки, высмеивал в своих фельетонах и стихах бесталанных актеров и неумелых антрепренеров, использовал малые драматические формы при создании сатирических и юмористических произведений, включенных в раздел «Сатира».
Завершается однотомник разделом «Отклики на смерть Ф.И. Чудакова. Воспоминания». Эти материалы помогают читателям XXI в. понять причины трагической гибели талантливого сатирика и его семьи и отношение к этому событию его современников.
Реферируемая книга «в подлинном своем масштабе и полноте» возвращает из небытия личность и творчество Ф.И. Чудакова, которого А.В. Урманов справедливо называет «Амурским Сашей Чёрным».
Н.В. Киреева