вторжение американских вооруженных сил в Ирак в 2003 г., целенаправленные убийства предполагаемых террористов в Пакистане, Сомали, Йемене и других странах, их трансграничное преследование, экстерриториальное применение права, экстраординарная выдача подозреваемых, их задержания без суда, применение пыток. Такая практика поставила под сомнение основы концепции «ответственность по защите», обусловила ее оценку как еще одного средства оправдания неоколониализма либо неоимпериализма.
Специалисты, поддерживающие развитие концепции «ответственность по защите», ратуют за ее использование в декларациях государств в системе ООН, в резолюциях Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. Таким образом, через opinio juris и государственную практику концепция может развиться в международный правовой обычай. В то же время они сознательно отграничивают концепцию ответственности по защите от концепции гуманитарной интервенции и одностороннего использования силы без санкционирования Советом Безопасности ООН. Несмотря на то что, как полагает автор, концепция имеет исконную связь с обоснованием одностороннего вмешательства во внутренние дела государства, Устав ООН и толкования Международного суда ООН ясно указывают на то, что отдельные государства не могут действовать и как судьи, и как исполнители решений о том, когда гуманитарные интервенции допустимы (с. 751).
Т. В. Захаров
2017.02.044. МАУРЕР П. ГУМАНИТАРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ПРИНЦИПИАЛЬНО ОБОСНОВАННЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
MAURER P. Humanitarian diplomacy and principled humanitarian action // International review of the Red Cross. - Cambridge, 2015. -Vol. 97, N. 897/898. - P. 445-452.
Ключевые слова: международное гуманитарное право; гуманитарные принципы; гуманитарные акции; Международный комитет Красного Креста; гуманитарная дипломатия.
В статье воспроизводится речь Президента Международного комитета Красного Креста (МККК) П. Маурера, произнесенная им 2 октября 2014 г. в Доме мира (Maison de la Paix) (Женева, Швей-
цария) на конференции Женевского института международных отношений и развития (Graduate Institute of International and Development Studies). Речь посвящена вопросам значимости гуманитарных принципов в современных условиях. Автор выражает озабоченность недостатком их общего понимания и политизированностью применения в гуманитарных акциях. Речь дала старт второму циклу исследований и дебатов МККК, посвященных принципам проведения гуманитарных акций.
Более 20 млрд долл. США расходуется каждый год на обеспечение основных потребностей лиц, пострадавших в гуманитарных кризисах. Около 250 тыс. работников задействованы в гуманитарных операциях. Многие из операций ведутся в исключительно опасных условиях, например, в Украине, Сирии, Ираке, Южном Судане, Центральной Африканской Республике, Восточном Конго, Либерии (с. 446).
Программы по оказанию помощи и защиты основаны на принципах, отражающих столетний опыт гуманитарной работы, и не связаны с политикой и благотворительностью.
Гуманитарные принципы очерчивают рамки работы в реальных условиях конфликтов, ставящих участников перед острыми дилеммами. Сложно установить приоритеты в ситуациях неодолимых трудностей и ограниченных ресурсов. Требование гуманности трудновыполнимо в условиях злоупотребления властью, несправедливости и дискриминации. Доступ к пострадавшему населению ограничен необходимостью безопасности гуманитарных работников.
Некоторые принципы появились в последние годы: принципы ответственности и участия заинтересованных сторон, принцип «не навреди» (do not harm) и стремление к осуществимости (устойчивости) усилий по оказанию помощи. Они не противопоставляются исторически значимым принципам гуманности, беспристрастности, нейтральности и независимости, лежащим в основе миссий МККК. Более того, они были восприняты Руководящими принципами оказания гуманитарной помощи ООН (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 46/182 от 19 декабря 1991 г.) и легли в основание большинства гуманитарных операций последнего столетия.
В условиях современных конфликтов встает вопрос об обоснованности основных гуманитарных принципов. Нищета, затянув-
шиеся вооруженные конфликты, внутриобщинное насилие и преступность подрывают слабые государственные и общественные институты (Центральная Африканская Республика, Сомали, Йемен). Военные действия часто распространяются на густозаселенные местности (затрагивая в общей сложности миллионы людей), вызывая массовые разрушения, массовое бегство гражданского населения (сектор Газа, Луганск, Алеппо, Бентиу, Гао). Опасность исходит и от негосударственных вооруженных групп с крайне радикальной идеологией, отрицающих гуманитарные ценности. Кризис в Сирии, начавшийся в 2011 г., уничтожил социальные системы целого региона, что привело к глобальным долгосрочным последствиям.
Традиционное понимание гуманитарной акции как обеспечения продовольствием, водой, убежищем и медицинской помощью меняется. Расширяется перечень гуманитарных действий, составляющих современные гуманитарные акции.
Международное сообщество заинтересовано не только в ликвидации последствий критических ситуаций, но и в устранении причин и предпосылок рецидива. Гуманитарные действия реализуются все более последовательно. Учреждаются надзорные механизмы в Совете Безопасности и Совете по правам человека ООН, развиваются региональные и международные миротворческие инициативы, подкрепляемые мандатами на принудительные и защитные действия. Поощряются программы развития затронутых конфликтами регионов. Возобновляются попытки привлечения к ответственности виновных лиц в специальных трибуналах и Международном уголовном суде ООН. Традиционные реакции на критические ситуации и гуманитарные акции создали комплексную архитектуру программ развития, безопасности, правосудия, политических программ. Они реализуются в правовых режимах международного гуманитарного права, прав человека, права, регулирующего положение беженцев, уголовного права. Программы затрагивают как международную, так и национальные и региональные юрисдикции.
МККК признает важность широкой интеграции гуманитарных программ в международные стратегии борьбы с современными гуманитарными кризисами. Однако также МККК интересует роль гуманитарных принципов в современном национальном и между-
народном противодействии этим кризисам. Растут противоречия между попытками найти приемлемые политические решения непрекращающихся конфликтов, с одной стороны, и усилиями спасти жизни наиболее уязвимых слоев населения в соответствии со строгими требованиями беспристрастности и нейтральности - с другой. В ряде конфликтов, как, например, в Сирии или Украине, содействие спасению пострадавших лиц подчинено политическим маневрам сторон, считает автор. Связь гуманитарных и политических проблем неизбежно затрудняет спасение жизней и негативно сказывается на доверии к участникам гуманитарных операций.
Целью гуманитарной дипломатии является установление пространства «общей гуманности» (shared humanity), которое может противопоставляться стремлению к политическим или военизированным спасательным операциям. Опыт МККК, отмечает автор, показывает, что не все разделяют важность (достижимость) такой цели. Современные условия характеризуются поляризацией, экстремизмом, «демонизацией» противников. Ключевым элементом гуманитарного пространства является то, что все его участники несут одинаковую ответственность за поддержание и защиту уязвимого населения. Равным образом гуманитарная ответственность не является прерогативой одной стороны, государств, негосударственных или военизированных организаций. Присутствие нейтральной и независимой организации, такой как МККК, может сохранить гуманитарное пространство в условиях политических трений, полагает автор.
Гуманитарные принципы все больше ставятся под сомнение в современных конфликтах. Гуманитарные программы в кризисных районах демонстрируют опасную тенденцию предоставления помощи в соответствии с политическими взглядами бенефициари-ев, а не их нуждами. Иногда сущность гуманитарных акций подменяется политическими целями, целями безопасности и развития или им подобными целями преобразования (transformative goals). Растет число выдвигаемых гуманитарными агентами критериев (условий) для предоставления помощи. Гуманитарное пространство становится политизированным. Происходит маргинализация или даже антагонизация сторон. Разрушается вовлеченность в гуманитарные процессы (с. 451).
Реализация гуманитарной миссии требует баланса интересов нейтральности, независимости и, в определенных случаях, беспристрастности. В то время как основная цель - сохранение жизней и достоинства всех уязвимых лиц - не обсуждается, сопутствующие политические, социальные цели, вопросы безопасности вызывают проблемы. Задача уже не в реализации абстрактных принципов, а в приведении сторон к прагматическому решению, инспирированному такими принципами.
Переговоры по достижению прагматизма инициируются обладающими соответствующими мандатами институтами, правительствами и международными организациями, объединяющими гуманитарные цели с перспективами трансформации международного сообщества. В теории все мы разделяем стремление к глобальному миру, развитию и безопасности, так же как и осознаем ограниченность гуманитарных мероприятий в устранении причин кризисов. Однако практика показывает, что экстренный доступ к уязвимому населению зависит от возможности отделить гуманитарные цели от целей экономических, политических, социальных и др. В отсутствие признания общей ответственности за гуманитарное пространство способность вмешаться в конфликт в интересах население сводится на нет.
Подобное понимание гуманитарного пространства, безусловно, имеет свои исключения. В ситуациях, когда стороны отрицают свою гуманитарную ответственность и отказывают в доступе к затронутому конфликтом населению, требуются иные, более властные подходы. К примеру, методы, закрепленные Уставом ООН. Однако такие подходы нельзя назвать гуманитарными акциями. Очевидно, что они - политические.
В заключение автор отмечает, что экстренная гуманитарная помощь должна оставаться профессиональной сферой, отграниченной от процессов разрешения конфликтов, программ развития, попыток стабилизации и трансформации обществ. Гуманитарные акции и гуманитарная дипломатия призваны создавать нейтральное, беспристрастное и независимое пространство, воплощающее общую гуманность. Разные подходы к гуманитарным требованиям не означают нежелания или неспособности к кооперации. Напротив, они допускают достижение более широкого консенсуса между различными участниками гуманитарного процесса, вовлеченность
международных программ с более широкой повесткой дня. В современных условиях необходим серьезный и перспективный диалог о том, как гуманитарные мероприятия соотносятся с международными программами, стремлением к миру, безопасности, развитию и правам человека, о том, как справедливо финансировать растущие потребности, как совместить локальные, региональные и глобальные усилия (с. 452).
Т. В. Захаров
2017.02.045. БЕРК К. ЭССЕ О СХВАТКЕ, КОГДА ОДНА РУКА ЗАВЯЗАНА ЗА СПИНОЙ, ИЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАЩИТЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И БУДУЩЕЕ ГУМАНИТАРНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ.
BURKE C. An essay on fighting with one arm tied behind one's back, or: The responsibility to protect, general principles and the future of humanitarian intervention // Michigan state international law review. -Michigan, 2015. - Vol. 23, N 3. - P. 635-674.
Ключевые слова: международное право; международный правовой порядок; гуманитарные интервенции; гуманитарная защита; концепция «ответственность по защите».
К. Берк (профессор факультета права Венского университета Фридриха Шиллера) анализирует концепцию «ответственность по защите», ее связь с проблемами гуманитарных интервенций.
Действия НАТО в Косово в 1999 г., осуществленные без одобрения Совета Безопасности ООН, привели к нарушению сложившегося после Второй мировой войны баланса в международных отношениях. С позиции действующего права (de lege lata) они были противоправными. В научных публикациях появились сложные обоснования действий НАТО в Косово, разделяющие легальность (правовой стандарт) гуманитарной интервенции и ее легитимность (моральный стандарт). Ученые обращаются к анализу интервенции в Косово с позиций состояния, наиболее приближенного к правовому (near-legality), парадигмы защиты граждан других государств (saving strangers), сопоставления ценностей международного сообщества. Проводятся аналогии с правом на самозащиту, с правом необходимости (jus necessitates) и внутригосударственным правом. «Легитимные и универсальные принципы»