Цифровое общение позволяет также завязать новые контакты. Треть участников пополнили свой круг общения, добавив к своим контактам людей, которых никогда ранее не встречали, но их профиль в сетях показался им интересным. 47% завязали отношения с новыми людьми, 16% с помощью этих контактов даже встретили свою любовь. Вопреки довольно распространенному мнению, что эти новые контакты будут пустыми, они могут иметь благотворное влияние на социальную сплоченность, позволяя установить отношения между лицами, которые не привыкли к соприкосновению в социальном или географическом плане.
Дальнейшее развитие социальных сетей во многом будет зависеть от того, насколько они будут соответствовать требованиям защиты частной жизни своих пользователей. Именно этот вопрос вызывает сильную обеспокоенность французов, считает Л. Биго. Как свидетельствуют опросы, французы более осторожны, чем другие европейцы, когда речь идет о размещении в сети частной информации. 94% французов избегают этого против 87% в среднем в других странах ЕС (с. 64). Пользователи социальных сетей чаще, чем другие пользователи Интернета, становятся жертвами нежелательного доступа к их личным данным. Они также чаще попадают в неловкое положение из-за распространения в Интернете фактов, касающихся их личной жизни, и сожалеют о том, что сами обнародовали их в социальных сетях.
С.Н. Куликова
2017.02.043. ГАРСИА-ПЕНАЛОЗА С., ВАСМЕР Э. ПОДГОТОВИТЬ ФРАНЦИЮ К РАСТУЩЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ТАЛАНТОВ.
GARCÎA-PENALOSA C., WASMER É. Préparer la France à la mobilité internationale croissante des talents // Note du Conseil d'analyse économique. - P., 2016. - N 31. - P. 1-12.
Ключевые слова: Франция; ЕС; миграция населения; утечка мозгов; иностранные студенты; пенсионное обеспечение.
Эксперты Совета экономического анализа при премьер-министре Франции рассматривают проблемы, связанные с мобильностью квалифицированных кадров, и пути их решения.
Согласно данным Национального института статистики и экономических исследований (Institut national de la statistique et des études économiques, INSEE), приблизительно 3,3-3,5 млн человек, родившихся во Франции, проживали за границей в 2013 г. (с. 2). Чаще всего эмигрируют люди в возрасте 25-55 лет, т.е. экономически активные граждане. Одновременно отмечается и высокий приток квалифицированных специалистов в страну. По данным на 2013 г., 5,8 млн резидентов Франции родились за границей, а 39% мигрантов, прибывших в 2012 г., имели высшее образование. В целом люди, возвращающиеся во Францию после временной экспатриации, имеют более высокий уровень образования, чем иммигранты, родившиеся за рубежом. Так, по расчетам INSEE, в 2013 г. среди французов, вернувшихся во Францию после эмиграции, 44% имели диплом на уровне Bac+5 (т.е. диплом бакалавра плюс еще пять лет обучения) против 27% среди иммигрантов, родившихся в других странах. Кроме того, между этими двумя группами мигрантов существует и возрастное различие: иммигранты, родившиеся в других странах, в целом моложе экспатриантов (с. 4).
В период 2006-2011 гг. наблюдалось увеличение чистого годового потока уезжающих на границу французов, и в 2011 г. он достиг 120 тыс. человек. Напротив, чистый поток в страну лиц, родившихся за границей, уменьшился с 170 тыс. человек в 2006 г. до 155 тыс. в 2011 г. В итоге миграционное сальдо осталось положительным, но меньшим по величине.
Хотя за 1980-2010 гг. доля эмигрантов в возрасте старше 25 лет в общей численности резидентов этой возрастной группы во Франции удвоилась, этот показатель по-прежнему значительно ниже, чем в других европейских странах (Германия, Нидерланды, Великобритания).
Оценка масштабов экспатриации квалифицированных французов является достаточно трудным делом из-за отсутствия необходимых статистических данных. С этой целью используются разные источники, в том числе данные консульского учета, расчеты INSEE, сведения о подоходном налоге, переписи населения в принимающих государствах, данные социальных сетей (Linkedln). Полученные таким образом результаты носят фрагментарный характер и позволяют проследить лишь общую тенденцию.
Для анализа потерь талантов используются также данные об известности ученых, которая оценивается по количеству их публикаций и упоминаний о них1. Основанное на соответствующих данных исследование известности ученых, приезжающих в ведущие страны Запада и уезжающих из них, показало, что чистый выигрыш от такой миграции получают главным образом Великобритания, США и Испания, а потери несут Италия и Греция. Франция не относится ни к первой, ни ко второй группе стран: у нее известность ученых, родившихся за границей и работающих во Франции, примерно такая же, как ученых, родившихся во Франции, но работающих за границей.
В другом исследовании2 для оценки известности ученых были проанализированы их страницы в Википедии (учитывались такие критерии, как наличие страницы на английском языке, объем этой страницы, число переводов на другие языки, число ссылок, замечаний и т.д.). Согласно его результатам, специалисты, покидающие Францию, более знамениты, чем те, которые прибывают в страну.
В целом высокий уровень эмиграции дипломированных специалистов Франции компенсируется растущим притоком иностранных специалистов. Более того, во Франции сохраняется положительное миграционное сальдо квалифицированных специалистов. Однако миграционное сальдо в группе ученых, судя по отдельным исследованиям, отрицательное.
Важной составляющей миграции квалифицированных специалистов является мобильность студентов. Развитию студенческой мобильности посвящены многочисленные инициативы программы «Эразмус» и более 8 тыс. двусторонних международных соглашений между университетами и французскими Grandes écoles, в том числе около 4500 соглашений о программах двойного диплома. В 2013 г. на Францию приходилось 6% всех студентов в мире, которые выехали за пределы своей родины для обучения за рубе-
1 Campanella E. Reversing the elite brain drain: A first step to address Europe's skills shortage // J. of international affairs. - 2015. - Vol. 68, N 2. - P. 195-209.
Laouenan M., Gergaud O., Wasmer E. A brief history of human time exploring a database of 'notable' people. Sciences Po Economics Discussion Papers. - 2016. -N 2016-03. - 84 p. - Mode of access: http://econ.sciences-po.fr/sites/default/files/file/ melissa/EconDpt-wp63-gergaud-laouenan-wasmerOptimized.pdf
жом, и она заняла четвертое место в мире по численности иностранных студентов после США, Великобритании и Австралии. По данным министерства высшего образования и научных исследований Франции, в период 1990-2014 гг. численность иностранных студентов в стране увеличилась с 161 тыс. до 299 тыс., т.е. почти в два раза. Доля иностранных студентов в общей численности учащихся вузов за тот же период также выросла с 9% до 12%, в том числе до 15% в университетах, 14% в инженерных школах, 40% в докторантуре (с. 5). В основном студенты приезжают из Европы, африканских государств (бывших колоний), Китая, США и России.
В целом, согласно данным ОЭСР, рост численности иностранных студентов во Франции с 1990 г. был немного выше (+83%), чем в Германии (+70%). Однако Францию опередили по этому показателю в несколько раз англоязычные страны (в 2,7 раза), Швейцария (в 2,7 раза) и Италия (в 3,3 раза) (с. 5).
Миграция образованных людей оказывает положительное влияние на инновации и количество зарегистрированных патентов в принимающих странах. Напротив, эмиграция дипломированных специалистов («утечка мозгов») снижает инновационный потенциал и качество рабочей силы страны-донора. По оценкам, в 1990-е годы поток квалифицированных эмигрантов из Франции в США составлял около 0,5% всех дипломированных французов. Если бы они все вернулись в 2000 г. на родину, то это позволило бы ежегодно увеличить производительность во Франции на 0,1% в краткосрочной перспективе и на 0,7% в среднесрочной (с. 6).
Эмиграция способствует развитию торговых отношений между принимающей страной и страной-донором, поскольку мигранты поддерживают связи с родиной, обмениваются информацией и т.д. Подсчитано, что при росте потоков мигрантов между странами на 10% двусторонняя торговля между ними увеличивается на 1% (с. 6).
Вместе с тем эмиграция негативно влияет на государственный бюджет Франции. Поскольку Францию покидает преимущественно экономически активное население, то государство лишается части потенциальных доходов от налогообложения, а следовательно, сокращаются возможности государственного бюджета по финансированию высшего образования.
В условиях возрастающей эмиграции профессионалов государство должно уделять особое внимание привлечению в страну дипломированных специалистов из-за границы. Однако два фактора во Франции препятствуют этому.
Первый связан с трудностями в обеспечении портативности пенсий (portabilité des retraites)1, т.е. в передаче пенсионных прав и накоплений между странами. Между французскими пенсионными системами и системами пенсионного обеспечения стран ЕС существует определенная координация в рамках регламентаций Евросоюза и двусторонних соглашений с 33 государствами (с. 7). Однако Франция не имеет двусторонних соглашений со странами за пределами Евросоюза. Отмечаются также проблемы, связанные со сложностью расчета пенсий тех людей, которые делали взносы в несколько систем пенсионного обеспечения.
Второй важный фактор - сложность административных процедур при приеме иностранных специалистов из стран, не являющихся членами ЕС. Трудности получения визы и вида на жительства действуют отталкивающим образом на иностранных специалистов. Срок рассмотрения запросов на получение первого вида на жительство увеличился с 106 дней в 2012 г. до 122 дней в 2014 г., а на возобновление вида на жительство - с 34 до 50 дней. Введенный в 2006 г. вид на жительство для высококвалифицированных и талантливых иностранцев (carte «compétences et talents») должен был привлечь в страну специалистов с высшим образованием, ученых, преподавателей вузов, предпринимателей и инвесторов, независимых профессионалов (артистов, художников и т.д.). Однако доступ к нему был ограничен: в 2012 г. такой вид на жительства был предоставлен всего 284 мигрантам. Для улучшения ситуации законом о правах иностранцев во Франции от 7 марта 2016 г. был введен новый тип разрешения на жительство для квалифицированных специалистов, ученых и т.д. сроком до четырех лет («passeport talent») (с. 8).
Достойный прием иностранных студентов является способом привлечения квалифицированных иммигрантов в случае, когда студенты остаются в той стране, где получили образование. Однако
1 Портативность (перемещаемость) пенсий (pension portability) - возможность перевода пенсионных прав и накоплений из одной компании в другую, из одного пенсионного фонда в другой, из одной страны в другую. - Прим. реф.
на данный момент Франция не преуспевает в этой области: коэффициент «удержания» иностранных студентов (taux de «rétention»), который рассчитывается как отношение численности иностранных студентов, которые после окончания вуза остаются в стране, к общей численности иностранных студентов, составляет только 4% против 47% в Великобритании и 23% в Нидерландах. Согласно опросу, проведенному в 2005 г., 30% иностранных студентов хотят вернуться на родину после окончания учебы во Франции, 25% хотят остаться во Франции, 9% планируют уехать в третью страну, а 36% не определились со своей дальнейшей жизнью (с. 6). Кроме того, большое значение для «удержания» профессиональных кадров играют возможности устройства иностранных студентов после окончания французского вуза на престижную должность, а также налоговый режим, применяемый в отношении доходов иммигрантов. В связи с этим у Франции по-прежнему много проблем, хотя условия трудоустройства иностранных специалистов немного улучшились в последнее время.
Увеличивающаяся мобильность образованных людей дает Франции шанс на решение многих социально-экономических проблем и ускорения экономического роста. Для поддержания мобильности необходимо обеспечить согласованность французской налоговой системы и системы социального обеспечения и улучшить условия приема иностранцев. Основные действия правительства должны быть сосредоточены на трех направлениях: финансирование высшего образования, обеспечение портативности пенсионных прав и привлекательности страны для нерезидентов.
Что касается высшего образования, то, по мнению авторов, следует улучшить координацию государственного вмешательства в эту сферу на уровне ЕС и переориентировать европейский бюджет на финансирование человеческого капитала. Например, лучшие европейские вузы, отобранные международным жюри, могут финансироваться за счет европейского бюджета. Еще одним способом является создание системы компенсаций из бюджета ЕС расходов тех государств, которые привлекают для обучения большее количество иностранных студентов. Данная система успешно применяется в таких странах, как Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия. Кроме того, значительные усилия должны быть направлены на ук-
2017.02.044-045
репление авторитета французских вузов и улучшение приема иностранных студентов.
Для обеспечения портативности пенсионных прав и международной координации в этой сфере необходимы действия по следующим направлениям. В первую очередь - это информирование и консультирование застрахованных граждан по всем вопросам пенсионного обеспечения с помощью единой платформы M@rel (www.marel.fr), где можно в режиме онлайн определить свои пенсионные права и рассчитать пенсию. Помимо этого, крайне полезными могут быть двусторонние соглашения со странами, не входящими в ЕС. Они позволят надлежащим образом учитывать периоды уплаты пенсионных взносов в этих странах. Необходимо также гармонизировать системы налогообложения стран ЕС с целью развития дополнительных общеевропейских пенсионных режимов.
Введение таких видов на жительство, как «passeport talent» (для специалиста) и «passeport talent (famille)» (для членов семьи), является важным шагом вперед с точки зрения привлечения во Францию высококвалифицированных иностранцев. Однако необходимо существенно упростить процедуру их выдачи и создать службу «единого окна» в регионах для приема заявок и документов на получение разрешений на жительство.
Г.В. Семеко
2017.02.044-045. НОВАЯ ФАЗА МИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЕВРОПЕ. (Сводный реферат).
2017.02.044. Urban M. Europe's migrant story enters new phase // BBC News. Europe section. - 2016. - 10.05. - Mode of access: http://www. bbc.com/news/world-europe-36246816
2017.02.045. Why is EU struggling with migrants and asylum // BBC News. Europe section. - 2016. - 03.03. - Mode of access: http://www. bbc.com/news/world-europe-24583286
Ключевые слова: Евросоюз; миграция населения; квоты на прием беженцев.
В 2015 г. Европа подверглась самому большому наплыву беженцев в своей истории: около 1 млн мигрантов прибыли в европейские страны. За первые два месяца 2016 г. к ним присоедини-