количеством военных судов на поверхности. А если Пекин начнет контролировать Тайваньский пролив, он начнет контролировать все Южно-Китайское море.
Военная стратегия Пекина находится в сильной зависимости от экономических успехов КНР. Пока непонятно, насколько серьезно экономический кризис скажется на Китае, и если никак -вполне вероятно, что соседям КНР придется признать ее доминирование в регионе бесспорным. В случае же серьезного экономического упадка неожиданным образом может выиграть Индия: во-первых, это снизит напряжение на северной границе Индии, во-вторых, это позволило бы вытеснить Китай из Бирмы и получить доступ к ее богатым минеральным ресурсам, что в свою очередь облегчило бы вход Индии в воды Южно-Китайского моря. В любом случае век бесспорного и однозначного военного доминирования США приходит к концу, если уже не завершился.
А.А. Новикова
2017.02.022. ТВАЙНИНГ Д. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ США И ИНДИИ ПОСЛЕ 1991 г.
TWINING D. The US engagement of India after 1991 // Engagement of India. -Wash.: Georgetown univ. press, 2014. - P. 19-37.
Ключевые слова: Индия; США; сотрудничество; международные отношения; ВПК; демократия; средний класс.
Дэниел Твайнинг - директор азиатской программы Германского Фонда Маршалла США (German Marshall Fund of the United States, Washington, DC) ранее работал в отделе политического планирования аппарата госсекретаря США, советником по внешнеполитическим вопросам сенатора Джона Маккейна, в Управлении торгового представителя США. В настоящее время также является членом Совета национальной разведки США.
Взаимоотношения США и Индии в период после холодной войны являются примером изменения характера взаимодействия между ранее отчужденными великими державами. Вслед за четырьмя десятилетиями, когда характер отношений двух стран менялся от холодного до откровенно антагонистического, последовала переоценка их взаимоотношений в свете тех структурных изменений, которые происходили в международной системе.
Незначительную роль Индии в международной политике второй половины XX в. можно считать исторической аномалией. В годы британского господства Индия представляла краеугольный камень британской имперской мощи, ее экономика была второй в мире после китайской. Уинстон Черчилль был убежден, что даже если германская армия оккупирует Англию, Великобритания будет в состоянии продолжать борьбу против стран Оси благодаря ресурсам Индии.
После обретения независимости Индия во внутренней политике стала ориентироваться на госцентрализацию экономики по советскому образцу, а во внешней взяла курс на «неприсоединение», которое позднее вылилось в негласный альянс с Советским Союзом. Вашингтон же установил связи с Пакистаном и Китаем -основными соперниками Индии. Войны с этими странами привели к тому, что Индия начала тайную программу по созданию ядерного оружия, что в свою очередь подтолкнуло США и их союзников к введению широкомасштабных санкций в отношении торговли технологиями с Индией.
Вдобавок, в отличие от Китая, который провел ядерные испытания до введения режима нераспространения, и, таким образом, ядерный арсенал которого оказался легитимирован с точки зрения международного права, ядерные испытания Индии поставили ее в положение «государства-изгоя», что привело к введению против Индии дальнейших санкций, которые сказались на ее экономических перспективах.
После окончания холодной войны противостояние между Вашингтоном и Дели по поводу ядерного нераспространения продолжалось на протяжении 1990-х годов. Кульминацией этого противостояния стало введение США еще более жестких санкций в отношении Индии после ядерных испытаний 1998 г. Это, а также передача Китаем Пакистану в нарушение Договора о нераспространении необходимых компонентов для создания ядерного оружия при попустительстве Запада, убедило индийское руководство в лицемерии ведущих мировых держав и в том, что они полностью игнорируют интересы Индии в сфере обеспечения безопасности.
Вместе с тем индийские ядерные испытания показали США, что Индия - это страна с огромным потенциалом, и американо-индийское сотрудничество может стать сдерживающим фактором в
отношении растущей мощи Китая. Символом надежд на улучшение отношений между двумя странами стал визит президента США Билла Клинтона в Индию в 2000 г., который стал первым визитом главы США в Индию со времен Дж. Картера. Последовало также заявление индийского премьер-министра А.Б. Ваджпаи о том, что США и Индия являются «естественными союзниками» (с. 22). Поддержка Индии Клинтоном в ходе индийско-пакистанского конфликта 1999 г. и призывы А.Б. Ваджпаи к созданию союза, основанного на общих ценностях и интересах двух стран, послужили прологом к прорыву в развитии двусторонних отношений между США и Индией.
Главным препятствием на пути развития взаимоотношений между двумя странами оставался режим санкций, введенных в отношении Индии после ядерных испытаний 1974 г. Решением этой проблемы стало заключенное в 2005 г. Ядерное соглашение между Индией и США, по условиям которого Индия выразила согласие разделить свои военные и гражданские ядерные объекты и поставить последние под контроль мирового сообщества, а также дала ряд обязательств по нераспространению ядерных технологий и материалов. В обмен на это Индия получила доступ на международный рынок ядерных компонентов гражданского назначения. Так Индия вошла в международный ядерный клуб в качестве равноправного партнера.
Заключение Ядерного соглашения с США открыло путь для дальнейшего сотрудничества, расширения взаимодействия между двумя странами в сферах торговли высокими технологиями, освоения космоса, обороны и др. Накануне заключения Ядерного соглашения, США и Индия в июне 2005 г. подписали соглашение о взаимодействии в оборонной сфере сроком на десять лет. Причиной стало осознание общих угроз, исходящих от Китая, Пакистана и распространения терроризма.
Таким образом, период второго президентского срока Дж. Буша стал временем, когда Индия вышла на ведущие позиции в американской внешней политике. С избранием на пост президента США Барака Обамы в 2009 г. американо-индийские отношения были осложнены начавшимся сближением США с Китаем. Если администрация Джорджа Буша-младшего четко обозначила Индию в качестве приоритета в своей политике баланса сил в Азии, то ад-
министрация Обамы на какое-то время увлеклась идеей американо-китайского кондоминиума, что стало разочарованием для индийского руководства.
Последовавшие за этим события привели к изменениям в отношениях США и Индии, поскольку усилившаяся в 2010-2011 гг. военная активность Пекина напомнила Вашингтону о потенциальной угрозе со стороны Китая. Это вновь заставило США обратиться к Индии как к союзнику в Азии, однако урон американо-индийским отношениям уже был нанесен, и многие индийские политики перестали воспринимать США как надежного партнера в сдерживании Китая.
В правящих кругах Вашингтона также были те, кто скептически оценивал перспективы сотрудничества с Индией по ряду причин - невысокий экономический рост, непоследовательность в модернизации вооруженных сил, плохое административное управление и пассивность во внешней политике. Разочарованием для индийцев стало решение о выводе американских войск из Афганистана, поскольку индийское руководство рассчитывало, что США как союзник помогут Индии справиться с одной из ее главных проблем в сфере безопасности - экспортом терроризма из соседних стран. Другими препятствиями во взаимоотношениях двух стран стали нежелание Индии поддержать американский режим санкций в отношении Ирана, а также пассивность Индии на мировой арене во время событий «арабской весны», когда США ждали от нее более активной позиции. Так или иначе, развитие двусторонних отношений продолжается, особенно активно оно идет в сфере военно-технического сотрудничества, борьбы с терроризмом, обмене разведданными.
США заинтересованы в усилении Индии по ряду причин. Индийский средний класс на сегодняшний день превосходит по численности все население США. По мнению членов Национального совета разведки США, к 2030 г. Индия станет основным регионом мира, за счет которого будет прирастать численность среднего класса, благодаря чему она станет главным заокеанским рынком сбыта американских товаров и услуг, а также объектом капиталовложений.
Экономический рост будет усиливаться за счет «демографического дивиденда» - это означает, что в течение нескольких сле-
дующих десятилетий в Индии будет продолжаться рост рождаемости и вступления новых поколений на рынок труда, в то время как в других мировых державах - как западных демократиях, так и в Китае, а также во многих развивающихся странах Южной и Восточной Азии, например Южной Кореи, население стремительно стареет.
Другой важный момент состоит в том, что обе страны находятся на передовой линии борьбы с терроризмом. Как США, так и Индия заинтересованы в том, чтобы Афганистан и Пакистан эволюционировали в государства, способные контролировать свои территории, отвечать потребностям населения, создавать ответственные органы управления, что позволит направлять недовольство различных слоев общества в ненасильственное русло, положить конец экспорту терроризма и экстремизма. Обе страны заинтересованы в сдерживании Китая, недопущении создания однополярной Азии под китайским сюзеренитетом.
Возможно, наиболее важный момент заключается в том, что США хотят, чтобы в мировом порядке доминировали демократические ценности, и с этой точки зрения особенно важен союз США и Индии, как двух крупнейших демократических держав, способных не допустить возникновения «автократического и государственно капиталистического китаецентричного миропорядка» (с. 36). Индия может показать пример демократического развития в Азии, стать моделью плюралистического, мирного, процветающего и привлекательного для соседей государства.
Для активизации сотрудничества между Индией и США необходимо, во-первых, заключение всеобъемлющего соглашения о свободной торговле, которое позволит укрепить экономическую основу связей между двумя странами. Прологом к такому соглашению стал двусторонний договор об инвестициях. Кроме того, США должны снять ограничения на доступ к своему рынку труда для индийцев, занятых в сфере высоких технологий, Индия же в свою очередь должна снять инвестиционные ограничения для иностранного капитала.
В военной сфере необходимо привлечь к американо-индийскому сотрудничеству другие страны, являющиеся стратегическими партнерами США и Индии - Индонезию, Японию, Сингапур, Таиланд, Южную Корею. Особенно многообещающим в долго-
срочной перспективе представляется тройственная коалиция США, Индии и Японии.
США всегда выстраивали надежные и долгосрочные отношения с теми странами, которые в той или иной степени разделяют их ценности и приверженность демократии. Если эти элементы у партнера отсутствуют, как в случае взаимоотношений США и Китая, конкуренция и недоверие ограничивают потенциал такого партнерства. Индия в этом отношении является наиболее подходящим партнером для США в Азии, она не только является крупнейшей демократией, но и активно способствует развитию демократических институтов в соседних странах - Бангладеш, Бутане, Непале, Шри-Ланке и, в особенности, в Афганистане, для которого Индия не только стала четвертым по величине государством-донором, вложив более 2 млрд долл. с 2001 г., но и активно участвовала в обучении афганских гражданских служащих, формировании афганского парламента, создании инфраструктуры, а также помогала в проведении выборов.
Несмотря на то что пока признание необходимости выстраивания отношений между США и Индией на основе общих ценностей носило в большей степени декларативный характер и не получило какого-то значительного практического выражения, оно тем не менее имеет большой потенциал и может послужить идейным драйвером для всех остальных сфер сотрудничества.
Автор приходит к заключению, что отчуждение США и Индии было одной из самых значительных аномалий холодной войны, и их сближение начиная с 2000-х годов является одним из ключевых достижений нового мирового порядка, возникшего после окончания американо-советского соперничества. Позиция Индии, которая скоро будет обладать третьей экономикой мира и самым большим в мире населением, становится все более значимой для будущего мироустройства. Поэтому ее развитие в долгосрочной перспективе является центральным фактором в международной политике США и их союзников.
США заинтересованы в поддержке Индии как будущей азиатской сверхдержавы, и их подход к Индии кардинально отличается от подхода к Китаю, которому США с начала 1990-х стремились показать преимущества интеграции в американский миропорядок только для того, чтобы он не эволюционировал в антагониста
США. И если развитию американо-китайских отношений всегда препятствовало военное соперничество из-за опасения, что рост могущества Китая создаст угрозу международной безопасности, то в отношениях с Индией такого сдерживающего фактора нет, напротив, рост индийской мощи воспринимается не как угроза, а как возможность продвижения американских интересов и ценностей в мировой системе. Готовясь к противостоянию с Китаем, США активно инвестируют в Индию, поскольку по мнению вашингтонских стратегов мощная и процветающая Индия будет находится в русле интересов Америки и либерального миропорядка.
Г.Д. Власов
КУЛЬТУРА
2017.02.023-024. КУЛЬТ ИМПЕРАТОРА В ЯПОНИИ. (Реферативный обзор).
2017.02.023. PARAMORE KIRI. Confucian ritual and sacred kingship: why the emperors did not rule Japan // Comparative studies in society and history. - Cambridge, 2016. - Vol. 58, N 3. - P. 694-716.
2017.02.024. RYU DAE YOUNG. Missionaries and imperial cult: Рolitics of the Shinto shrine rites controversy in colonial Korea // Diplomatic history. - Oxford, 2016. - Vol. 40, N 4. - P. 606-634.
Ключевые слова: Япония; синтоизм; культ императора; государственный синто.
Государственный синтоистский культ в Японии - сравнительно популярная тема, которой уже посвящено большое количество работ, но поскольку данное поле исследования не теряет своей актуальности, исследователи находят новые подходы и нераскрытые аспекты.
Кири Парамор (Лейденский университет, Нидерланды), исследователь религиозной и духовной истории Японии (023), пытается на материалах заимствования конфуцианства объяснить отсутствие реальной власти у японских императоров.
Несомненно, конфуцианство и китайская культура в целом оказали существенное влияние на японские представления о государстве и то, как они выражались. Самые ранние японские тексты, первые государственные хроники - «Нихон секи» и «Кодзики» -