Научная статья на тему '2017.02.021. КОФФИНЕ Ж., ЖАДО К., ПЕРИЙО С. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КРЕДИТЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. COFFINET J., JADEAU CHR., PERILLAUD S. TENDANCES RéCENTES DU CREDIT à LA CONSOMMATION // BULLETIN DE LA BANQUE DE FRANCE. - P., 2016. - N 208, NOVEMBRE - DéCEMBRE. - P. 29-41'

2017.02.021. КОФФИНЕ Ж., ЖАДО К., ПЕРИЙО С. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КРЕДИТЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. COFFINET J., JADEAU CHR., PERILLAUD S. TENDANCES RéCENTES DU CREDIT à LA CONSOMMATION // BULLETIN DE LA BANQUE DE FRANCE. - P., 2016. - N 208, NOVEMBRE - DéCEMBRE. - P. 29-41 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КРЕДИТЫ / РЫНОК КРЕДИТОВАНИЯ / КРЕДИТНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.02.021. КОФФИНЕ Ж., ЖАДО К., ПЕРИЙО С. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КРЕДИТЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. COFFINET J., JADEAU CHR., PERILLAUD S. TENDANCES RéCENTES DU CREDIT à LA CONSOMMATION // BULLETIN DE LA BANQUE DE FRANCE. - P., 2016. - N 208, NOVEMBRE - DéCEMBRE. - P. 29-41»

Выгоды, которые получают суверенные государства и инвесторы от OIP, способствуют укреплению финансовой стабильности в мире, заключают авторы. И этот факт является серьезным основанием для координированных действий государственных властей, включая регуляторов, направленных на ликвидацию препятствий для эмиссии таких государственных долговых обязательств.

Г. В. Семеко

2017.02.021. КОФФИНЕ Ж., ЖАДО К., ПЕРИЙО С. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КРЕДИТЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. COFFINET J., JADEAU Chr., PERILLAUD S. Tendances récentes du credit à la consommation // Bulletin de la Banque de France. - P., 2016. -N 208, novembre - décembre. - P. 29-41.

Ключевые слова: Франция; потребительские кредиты; рынок кредитования; кредитная задолженность; процентные ставки.

Эксперты Банка Франции анализируют развитие рынка потребительских кредитов после глобального финансового кризиса, уровень кредитной задолженности домашних хозяйств и пути ее сокращения.

После сокращения в 2012 и 2013 г. потребительское кредитование во Франции начало постепенно расти. В 2016 г. темпы роста рынка потребительских кредитов (+5,6% во втором квартале) превысили соответствующие показатели в Германии (+4,2%) и в зоне евро в целом (+3,5%). Более высокие темпы роста были зарегистрированы у Испании (+11,8%) и Италии (+6,3%) (с. 30).

Основным фактором динамизма рынка потребительских кредитов стало увеличение продаж автомобилей, на которые приходятся почти все лизинговые кредиты и кредиты на месте продажи товара. Отмечается корреляция между расходами домашних хозяйств на автомобили и потоком новых потребительских кредитов.

В структуре потребительских кредитов самым крупным сегментом являются возобновляемые кредиты. Их объем в последние годы сокращался, в то время как объем погашаемых займов и лизинговых кредитов возрастал. В итоге произошло снижение доли возобновляемых кредитов в общей сумме потребительских кредитов. Так, если в начале 2010 г. при общей сумме потребительских кредитов в 148 млрд евро сумма возобновляемых кредитов состав-

ляла 28 млрд евро, то во втором квартале 2016 г. из общей суммы потребительских кредитов в 156,6 млрд евро на возобновляемые кредиты приходилось только около 20 млрд (с. 31). Такая тенденция обычно сопровождается перераспределением долей на рынке в пользу банковских сетей и в ущерб специализированным финансовым учреждениям.

Другая примечательная тенденция последних лет - рост лизинговых кредитов (или лизинга с правом последующего выкупа). Речь идет об операции потребительского кредитования, в результате которой кредитор предоставляет в пользование заемщику (физическому лицу) товары длительного пользования или автомобиль на определенный срок в обмен на периодические платежи. Кредитор остается собственником имущества в течение всего срока, предусмотренного лизинговым соглашением, а после его окончания заемщик может выкупить объект лизинга. Соглашения с правом последующего выкупа становятся все более популярными, и с начала 2000-х годов отмечается очень быстрый рост их общей суммы. 99% таких соглашений в 2015 г. касались автомобилей. Согласно проведенным опросам данный кредитный инструмент используется в основном семьями с уровнем годового дохода выше среднего (более 20 тыс. евро).

Указанные тенденции на рынке потребительских кредитов вписываются в общий контекст исторически низких процентных ставок как по погашаемым, так и по возобновляемым кредитам. Потребительские кредиты во Франции остаются дешевыми: так, по состоянию на середину 2016 г. процентная ставка по погашаемым кредитам равнялась 6,0% против 10% в Великобритании и 7,3% в среднем по зоне евро, а по возобновляемым кредитам и овердрафту -4,0% против, соответственно, 7,1 и 5,7% (с. 33).

В среднем низкий уровень процентных ставок по потребительским кредитам скрывает существенные колебания процентных ставок, применяемых основными группами кредитно-финансовых учреждений. Например, если в банках средняя ставка по кредитам во втором квартале 2016 г. составляла 4,5%, то в специализированных учреждениях она была значительно выше - 12,0% (с. 33). Такая разница обусловлена, прежде всего, различиями в структуре кредитования этих двух групп кредитно-финансовых учреждений, которые делят рынок примерно поровну. Так, основную часть

(95%) всех потребительских кредитов специализированных учреждений составляют возобновляемые кредиты частным лицам. В банковском секторе структура кредитов более разнообразна: кроме возобновляемых кредитов частным лицам (35%) она включает предоставление овердрафта (22%) и различные компенсационные выплаты (remboursements) (19%). Из-за такой структуры средняя ставка по потребительским кредитам у банков ниже ставки только по возобновляемым кредитам (5,42%) или только по овердрафту (7,01%) (с. 33).

Данные по новым возобновляемым кредитам (2014-2016) подтверждают, что банковский сектор предлагает менее обременительные условия кредитования, чем специализированные учреждения.

Уровень задолженности семей по потребительским кредитам (в процентах к валовому располагаемому доходу) во Франции выше, чем в крупных странах зоны евро и чем в среднем по зоне евро. По состоянию на март 2016 г. он составил 8,7% против 7,7% по зоне евро, 7,7% в Германии, 7,6% в Испании и 6,3% в Италии (с. 34). Причем этот показатель стал расти по Франции с начала 2014 г. по мере возобновления экономического роста. Однако такой рост, по мнению авторов, пока не создает опасности для финансов домашних хозяйств.

Доля возобновляемых кредитов в кредитной задолженности семей в последние годы снижалась: если в 2011 г. она составляла 42%, то в конце 2014 г. - 30%. В последующие годы этот уровень стабилизировался.

Ссуды частным лицам (prêts personnels) по-прежнему ориентированы на наиболее благополучные семьи. Их доходы выше, чем тех, кто берет возобновляемые кредиты: так, годовой медианный доход первых заемщиков по состоянию на начало 2016 г. составил 28 тыс. евро, а вторых - 24 тыс.

Однако возобновляемые кредиты берут не только семьи со скромными доходами: у четверти заемщиков годовой доход превышает 40 тыс. евро. В целом дисперсия доходов семей, берущих возобновляемые кредиты, выше, чем доходов тех, кто выбирает ссуды частным лицам.

Сравнительный анализ средних практикуемых банками и специализированными учреждениями процентных ставок по кредитам и доходов их заемщиков показал сегментацию рынка возоб-

новляемых кредитов: специализированные учреждения кредитуют по более высоким ставкам, а их клиентами являются лица со скромными доходами.

Что касается ссуд частным лицам, то здесь специализированные учреждения проводят дифференцированную политику и стремятся адаптировать свои предложения к запросам клиентов. Они ориентируются не только на высокие процентные ставки и клиентов с высокими доходами. Некоторые специализированные учреждения предоставляют ссуды под низкую процентную ставку заемщикам с годовым доходом ниже 25 тыс. евро.

В последнее время обозначилась тенденция к увеличению суммы овердрафта, которую берут семьи со скромными доходами и задолженностью по кредитам. Этот процесс несет определенные риски, а потому требует мониторинга. Хотя доля овердрафта в общем объеме потребительского кредитования несколько снизилась (с 5,1% в 2010 г. до 4,3% в 2016 г.), его средний размер увеличился с 643 евро в 2010 г. до 734 евро в 2015 г. При этом в 2010 г. овердрафты по большей части (62%) не превышали 100 евро; в 2015 г. более 70% овердрафтов варьировали в диапазоне от 10 до 1000 евро (с. 36).

Заметные сдвиги произошли и в структуре заемщиков данного кредита: доля клиентов с доходом выше медианного снижается (с 4,8% в 2010 г. до 3,3% в 2015 г.), а доля клиентов с доходом ниже медианного, напротив, растет. На последних приходится основная часть овердрафтов выше 300 евро. Семьи, имеющие кредитную задолженность, чаще используют овердрафт (в 2015 г. 6,2% всех семей, имеющих задолженность), чем семьи без задолженности (2,6%), и берут более крупные суммы (в среднем по 705 евро против 539 евро в среднем по всем семьям) (с. 37).

Анализ социопрофессионального состава заемщиков показывает, что наиболее высокая доля кредитов по овердрафту у служащих, ремесленников, сельхопроизводителей, торговцев, владельцев предприятий. Причем у всех этих категорий в 2010-2015 гг. отмечено увеличение среднего размера овердрафта.

Г.В. Семеко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.