2016.04.045
нят полный рабочий день. Что касается крупных немецких городов, то МОТ в размере 8,5 евро в час будет недостаточной без дополнительного социального обеспечения, полагают авторы. Социальные выплаты могут быть отменены только при условии, если уровень МОТ будет поднят выше 9 евро, а в крупных городах, таких как Мюнхен, МОТ должна быть не ниже 11,5 евро (с. 18).
Б.Г. Ивановский
2016.04.045. АРТНЕР А. ВЕНГЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ТРУДОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ».
ARTNER A. Inside Hungary's «Work-based society» // ATT AC Magyarorszag. - Budapest, 2016. - Mode of access: http://www.attac. hu/2016/05/annamaria-artner-inside-hungarys 2 -work-based-society/
Ключевые слова: Евросоюз; Венгрия; безработица; система социального обеспечения; солидарная экономика.
До вступления в ЕС в Венгрии наблюдался значительный рост безработицы, указывает А. Артнер, старший научный сотрудник Института мировой экономики Венгерской академии наук. Самая высокая численность безработных была зарегистрирована в 2012 г. - 506 тыс. человек против 252 тыс. в 2004 г. Основная часть такого прироста безработных приходилась на период финансово-экономического кризиса 2008 г. Высокий уровень безработицы держался до 2012 г., а в дальнейшем он начал снижаться в результате принятия правительственной программы «Трудового социального обеспечения» (Workfare program). Если в 2011-2012 гг. уровень безработицы составлял 11%, то в начале 2016 г. он снизился до 6,1%. Доля безработных среди молодых людей в возрасте до 25 лет в этот период сократилась с 26-28% до 14,2% соответственно. Доля длительно безработных, которые не имели работы в течение 12 месяцев, составляла в 2011-2012 гг. около 50% всех безработных и продолжает оставаться на этом уровне в настоящее время.
Число лиц, ищущих работу, согласно данным Национального бюро по безработице (National employment service, NES), более чем на 30% превышает число официально зарегистрированных безработных. В январе 2016 г. последних насчитывалось 269 тыс. человек, в то время как соискателей работы было 359 тыс. Обе цифры не полностью отражают реальный уровень безработицы, но осо-
2016.04.045
бенно ненадежной является первая, полагает автор. Так, в соответствии с «драконовским» режимом Программы пособие по безработице может выплачиваться только в течение 90 дней. В результате в феврале 2016 г. 175 тыс. человек, ищущих работу, не получали ни пособия по безработице, ни другие социальные выплаты. Начиная с 2012 г. те, кто потеряли работу, были лишены социального пособия в размере примерно 76 евро в месяц. Результатом Программы является рост безработицы: если в 2013 г. среднемесячная численность безработных составляла 129,1 тыс. человек, то в январе 2016 г. -197 тыс.
Минимальная оплата труда в Венгрии равна примерно 357 евро в месяц, а среднемесячный ее размер у включенных в Программу работников составляет 71-72% от этого минимума. Одним из основных шоковых эффектов от Программы трудового социального обеспечения является то, что организации, которые боролись за более высокий уровень оплаты труда, оказались не в состоянии противостоять реформированию системы социального обеспечения.
После 2008 г. в результате затяжной рецессии уровень потребления и реальных доходов населения в Венгрии упал ниже уровня 2004 г., значительно увеличилось неравенство, что автор объясняет действием следующих факторов:
1) более быстрыми темпами роста (с 2006 г.) средней заработной платы в частном секторе по сравнению с государственным; это привело к тому, что зарплата в госсекторе в 2014-2015 гг. составляла лишь 86-87% от уровня зарплаты в частном секторе, хотя в 2004 г. она была на 16% выше;
2) введением плоского подоходного налога в 2011 г.;
3) увеличением разрыва между уровнем зарплаты так называемых «белых» и «синих воротничков» во всех отраслях экономики.
Сокращение социальных льгот в таких посткоммунистических странах, как Румыния, Болгария и Венгрия, где уровень зарплаты, как правило, ниже среднеевропейского, ставит под сомнение фундаментальные принципы, лежащие в основе концепции солидарной экономики, которые должны быть приоритетными в развитии стран Евросоюза, заключает автор.
Б.Г. Ивановский