освобождения». Получат ли работники выгоды от инвестирования в эти технологии, во многом зависит от создания новых коллективных инструментов регулирования трудовых отношений, заключают авторы (с. 75).
Б.Г. Ивановский
2016.04.043. БЕЗРАБОТИЦА, ВНУТРЕННЯЯ ДЕВАЛЬВАЦИЯ И ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В ЕВРОПЕ. Unemployment, internal devaluation and labour market deregulation in Europe / Ed. by Myant M., Theodoropoulou S., Piasna A. - Brussels: European trade union institute (ETUI), 2016. - 255 p.
Ключевые слова: Евросоюз; рынок труда; внутренняя девальвация; безработица; заработная плата; дерегулирование.
В сборнике Европейского института профсоюзов рассматриваются проблемы развития рынка труда ЕС после глобального финансово-экономического кризиса, причины роста безработицы в отдельных странах и влияние на этот процесс государственной политики.
В результате четырех лет экономического спада, отмечают во введении М. Миант, С. Теодоропулу и А. Пиасна, уровень безработицы в Европе сильно увеличился. В 2013 г. он достиг рекордных показателей - в среднем по ЕС - 10,9% трудоспособного населения, а по зоне евро - 12%. Вместе с тем среди стран ЕС отмечаются существенные различия в уровне безработицы. Так, в Греции и Испании этот показатель составил в 2013 г. 27,5 и 26,1% соответственно, в то время как в Германии и Австрии он был равен 5,2 и 5,4% (с. 7).
Греция только после шестилетней рецессии и реализации двух тяжелейших экономических программ сумела преодолеть кризис, потеряв к началу 2015 г. 25% ВНП, отмечает С. Теодоропулу (гл. 1). Уровень безработицы в стране достиг 27%. Наибольшие потери рабочих мест наблюдались в строительстве, где широко использовались нелегальные формы занятости, которые не обеспечивали работникам социальную защиту, (с. 26).
Более того, бюджетные сокращения и реформа системы коллективных договоров, регулирующей социально-трудовые отношения, размер зарплаты, денежные вознаграждения, пособия и т.д.,
способствовали дальнейшему дерегулированию рынка рабочей силы. Внутренняя девальвация1 представляется автору рискованным процессом для страны, имеющей узкую экспортную базу и практически закрытой для импорта, где доля затрат на рабочую силу в добавленной стоимости труда крайне низка. И хотя номинально стоимость рабочей силы начала сокращаться с 2010 г., влияние этого падения на уровень цен еще полностью не проявилось. Реальная заработная плата резко сократилась, снизился внутренний спрос, включая спрос на импортные поставки, но это никак не отразилось на экспортных возможностях.
Рецессия переросла в депрессию, что еще больше осложнило финансовое положение Греции, а это, в свою очередь, тормозит рост инвестиций, который мог бы помочь восстановлению и реструктуризации национальной экономики. Таким образом, внутренняя девальвация, хотя и была успешной в деле преодоления текущего платежного дефицита, способствовала росту безработицы, заключает автор.
Наиболее значительный рост безработицы в Ирландии в посткризисный период зафиксирован в строительстве и торговле (гл. 2). Вместе с тем значительные потери рабочих мест наблюдались также в здравоохранении, сфере информационных и коммуникационных технологий. Доля занятых в трудоспособном населении в 2013 г. снизилась на 10% по сравнению с 2007 г., что, как считают Т. Макдоннелл и Р. О'Фаррелл, связано с эмиграцией значительной части рабочей силы в период кризиса (с. 61).
Потеря конкурентоспособности явилась фундаментальной причиной возникновения экономических проблем, и именно с этим связано значительное снижение реальной зарплаты в государст-
1 Программы восстановления экономики и бюджетной консолидации, на выполнение которых Греция получала кредиты от МВФ и ЕС, по сути представляет собой проведение масштабной внутренней девальвации. Она подразумевает, что курс национальной валюты остается стабильным (в случае с Грецией это означает, что она не выходит из зоны евро), а стоимость труда и цены намеренно и сознательно снижаются правительством за счет жесткой экономии бюджетных средств, роста налоговой нагрузки и снижения зарплат. В результате доходы граждан падают, издержки бизнеса растут за счет роста налогов, но страна не теряет свой кредитный рейтинг и, в теории, увеличивает выручку от экспорта своих товаров. - Прим. ред.
венном секторе, которое потребовало внести изменения в механизмы ее формирования.
Анализ воздействия внутренней девальвации показывает, что относительный размер зарплаты не определяется ни причинами кризиса, ни мерами жесткой экономии. Более реалистичным представляется влияние финансово-кредитных пузырей, от которых страдает экономика Ирландии.
В 2000 г. Португалия находилась в числе стран ЕС с низким уровнем безработицы (3,9%) по сравнению со средним по ЕС-15 уровнем в 7,8%, отмечают А. Сантос и С. Фернандес (гл. 3) (с. 83). Восемь лет спустя безработица в Португалии увеличилась вдвое, а в 2010 г. - по причине глобального финансового кризиса - она достигла 10%.
В связи с этим в стране проводилась политика внутренней девальвации с целью снизить затраты на рабочую силу и восстановить конкурентоспособность экономики за счет повышения гибкости рынка труда. Соответствующие меры, вместе с другими структурными реформами, как ожидалось, должны были увеличить предложение на рынке труда и стимулировать экономический рост. Однако к первому кварталу 2013 г. уровень безработицы достиг 17,5%, а в настоящее время Португалия по этому показателю занимает 5-е место в ЕС, уступая лишь Греции, Испании, Кипру и Хорватии.
Исследуя проблемы совершенствования рынка труда в Португалии, авторы сосредоточивают внимание на следующих трех направлениях:
1. Критический обзор ситуации на рынке труда, включая Программу макроэкономической корректировки (Macroeconomic adjustment programme for Portugal) и результаты основных реформ.
2. Оценка стратегии внутренней девальвации, реализованной в период 2011-2014 гг. и направленной на восстановление конкурентоспособности и стимулирование занятости.
3. Определение перспективных направлений совершенствования стратегии внутренней девальвации для повышения эффективности политики занятости в Португалии.
Одним из основных приоритетов реформы рынка труда в Португалии было снижение уровня социальной защиты занятых и сокращение разрыва в законодательстве между возобновляемыми и
временными контрактами с целью сегментации рынка труда и его большей мобильности. Это было достигнуто посредством двух мероприятий. Во-первых, были существенно уменьшены выплаты выходного пособия: его размер отныне рассчитывался исходя из 12 рабочих дней (вместо 30 до этого) за каждый год работы, а также был выровнен уровень выходного пособия по всем видам трудовых контрактов (возобновляемых или временных). Во-вторых, были введены новые и менее жесткие условия для юридического обоснования увольнений работников по бессрочным контрактам. До реформы увольнения были возможны лишь в связи с внедрением новых технологий и необходимостью создания новых рабочих мест и ликвидацией старых. Новый Трудовой кодекс (Labour code) допускает возможность увольнения при отсутствии указанных условий (c. 94).
Д. Уксо, Е. Фебреро и Ф. Бермеджо (глава 4) анализируют две основные причины стремительного роста безработицы в Испании после 2008 г.: 1) структурные сдвиги, вызванные финансовым пузырем на рынке недвижимости, и 2) макроэкономическая политика, разработанная «тройкой»1 и адаптированная испанским правительством к особенностям национальной экономики. Эта политика ориентирована в основном на бюджетную консолидацию для преодоления кризиса суверенного долга и восстановление баланса внешней торговли посредством внутренней девальвации и либерализации рынка труда, которая ведет к падению уровня зарплаты и снижению внутреннего спроса. В принципе указанная политика должна способствовать восстановлению конкурентоспособности экспорта и баланса внешней торговли. Однако в реальной действительности этого не произошло. Отмечался лишь незначительный рост экспорта при сокращении импорта, вызванном падением совокупного внутреннего спроса. При этом величина располагаемого дохода домохозяйств уменьшилась и увеличилось бремя обслуживания внешнего долга. Снизились потребительские расходы, доля которых в ВВП составляет 60%.
1 «Тройка» - это группа экспертов, представляющих Европейский центральный банк (ЕЦБ), Европейский союз (ЕС) и Международный валютный фонд (МВФ). Они следят за тем, выполняют ли страны, получающие помощь из Европейского фонда финансовой стабильности (ЕРБР), те обязательства, которые они взяли перед кредиторами. - Прим. реф.
В результате реформы рынка труда в период 2010-2012 г. в Испании произошло снижение уровня зарплаты и были ликвидированы льготы как для занятых, так и для безработных. Особенно сильно это отразилось на положении молодых людей в возрасте до 29 лет. Около 50% от 5,5 млн безработных в Испании не имеют работы в течение двух лет или вообще никогда не работали. Кроме того, возросла численность лиц, занятых неполный рабочий день или работающих по временному трудовому договору.
Рост занятости в Испании, который наблюдается с первой половины 2014 г., считают авторы, не стоит рассматривать как позитивное следствие политики внутренней девальвации и снижения зарплаты, поскольку экономические и социальные итоги этой политики оказались весьма разрушительными в период 2011-2013 гг., отмечают авторы. Восстановление экономики, отмечающееся в последнее время, имеет мало общего с политикой жесткой экономии и внутренней девальвацией, а, вероятнее всего, связано с изменениями в кредитно-денежной политике, ослаблением налоговой нагрузки и падением цен на энергоносители. И, наконец, вновь создаваемые рабочие места стали менее стабильными и хуже оплачиваемыми, заключают авторы.
В 2003 г. в Германии началась реформа рынка труда, которая в дальнейшем привела к существенным сдвигам в системе оплаты труда и дополнительному сильному давлению как на коллективные договора, так и на размер реальной зарплаты, отмечает С. Лендорф (гл. 6). Основные последствия этого процесса выражаются в следующем:
- частичная замена страхования по безработице системой льгот, предназначенной даже для низкоквалифицированных рабочих, оказала мультипликационный эффект на многие сегменты рынка труда и вызвала рост безработицы, особенно среди временно занятых с низкой квалификацией, которым оказалось выгоднее получать льготы, чем работать;
- многие предыдущие ограничения, касающиеся временной занятости, были упразднены, а европейский принцип равной оплаты труда был исключен из коллективных переговоров. В результате средняя заработная плата временно занятых к 2011 г. составляла менее половины по сравнению с постоянно занятыми в 2006 г.;
- дополнительный импульс для роста «атипичной» занятости дают государственные субсидии низкооплачиваемым работникам и поощрение так называемых «мини-работ» (mini-jobs), т.е. работы с низким уровнем заработка - до 450 евро в месяц или с небольшой продолжительностью, освобождаемые от налогов в соответствии с Германским законом о социальной защите. Число людей, нанимаемых на мини-работы, выросло с 4,2 млн человек c начала 2000-х годов до 5,0 млн. В 2012 г. 14% наемных работников имели маргинальную занятость (не обеспеченную социальной защитой) (с. 176);
- в результате пенсионных реформ была ликвидирована возможность досрочного выхода на пенсию. Кроме того, было принято решение о поэтапном - с 2012 по 2029 г. - повышении возраста выхода на пенсию с 65 до 67 лет.
Парадокс развития Германии в последние годы, по мнению автора, состоит в том, что относительно успешная динамика ее экономики и рынка труда не является следствием процесса внутренней девальвации, провозглашенной еще до финансового кризиса, а, скорее, обусловлена попытками государства ограничить социальный ущерб, причиненный реформами рынка труда. Тем не менее пример Германии используется в ЕС для оправдания политики внутренней девальвации в других странах.
Б.Г. Ивановский
2016.04.044. АМЛИНГЕР М., БИСПИНК Р., ШУЛЬТЕН Т. МИНИМАЛЬНАЯ ОПЛАТА ТРУДА В ГЕРМАНИИ: ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА.
AMLINGER M., BISPINCK R., SCHULTEN T. The German minimum wage: Expériences and perspectives after one year / Institute of economic and social research Report (WSI-Report). - 2016. - N 28. -18 p.
Ключевые слова: Германия; занятость; минимальная оплата труда; заработная плата; система коллективных договоров.
С середины 1990-х годов доля наемных работников с низким уровнем заработной платы в Германии постоянно возрастала и достигла своего максимального уровня в 2015 г., отмечают М. Амлин-гер, Р. Биспинк и Т. Шультен. Это обстоятельство послужило основной причиной введения с 1 января 2015 г. минимальной оплаты