ленных компаний, особенно испытывающих финансовые трудности, и прежде всего в США.
В качестве запоздалого участника экономической глобализации Китай осуществляет более рискованную стратегию иностранных инвестиций, чем западные страны. Хотя Австралия и США являются двумя главными объектами этих инвестиций, более половины китайских денег вкладывается в развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. Чем более рискованной с точки зрения инвестиций выглядит страна, тем с большей готовностью китайские корпорации инвестируют деньги в ее экономику. Китай является крупнейшим иностранным инвестором, например, в Афганистане, Анголе и Эквадоре - в тех странах, где войны и дефолты по долгам отпугнули все западные компании. Китай иногда называют одинокой державой без близких союзников, и эти инвестиции вместе с созданием Азиатского инфраструктурного инвестиционного банка можно считать попытками Пекина изменить такое представление. Но тем временем именно западные транснациональные корпорации являются главными инвесторами в стабильные развивающиеся страны с более высоким кредитным рейтингом. В 2014 г. Евросоюз и Япония инвестировали больше денег в Юго-Восточную Азию, чем Китай, а американские корпорации вложили 114 млрд долларов в Азию и Латинскую Америку. «Хотя смелые китайские инвестиции привлекают всеобщее внимание, западные и японские капиталоемкие и высокотехнологичные транснациональные корпорации продолжают укреплять свою более широкую и мощную глобальную позицию. Китай является классическим запоздалым преследователем, инвестирующим в рискованные активы и покупающим второстепенные западные компании. Это, может быть, хороший способ попытаться догнать кого-то, но это не путь к доминированию в глобальной экономике» (с. 97).
С. В. Минаев
2016.04.023. НИДХИПРАБХА Б. ВЛИЯНИЕ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СМЯГЧЕНИЯ В США И ЯПОНИИ НА ЭКОНОМИКУ ТАИЛАНДА.
NIDHIPRABHA B. Impacts of quantitative monetary easing policy in the United States and Japan on the Thai есошту // The developing economies. - Chiba, 2016. - Vol. 54, N 1. - P. 80-103.
Ключевые слова: Таиланд; экономика; денежная политика.
Сотрудник Университета Тхамассат (Бангкок, Таиланд) анализирует влияние политики так называемого количественного смягчения американской ФРС и Банка Японии на таиландскую экономику. Под количественным смягчением понимается переход центральных банков после глобального финансового кризиса 20072008 гг. к нулевой ставке процента, а затем и к покупке облигаций за напечатанные деньги.
Глобальный финансовый кризис вызвал в 2009 г. рецессию в США и снижение таиландского экспорта. Таиланд очень зависим от рынков США и Японии, и такой экспортоориентированной стране очень трудно избежать дефляционного эффекта мирового кризиса. Хотя сами по себе таиландские финансовые институты были очень умеренно затронуты кризисом, котировки акций на фондовом рынке Таиланда рухнули из-за оттока капитала с этого рынка и пессимистических настроений инвесторов. Нетрадиционная денежная политика американской ФРС и Банка Японии, заключающаяся в массированном вбросе напечатанных долларов и иен в американскую и японскую экономику, чтобы помочь банкам и предприятиям преодолеть последствия кризиса, повлияла на приток капитала в Таиланд, на местную процентную ставку и фондовый рынок. Эмиссия долларов и иен вызвала рост цен на недвижимость в Таиланде, повысила курс таиландского бата и затруднила проведение в стране денежной политики.
Банк Таиланда попытался препятствовать повышению курса таиландского бата, снизив процентную ставку, чтобы уменьшить приток капитала с мирового финансового рынка (дешевые деньги в США и Японии устремились в Таиланд именно потому, что были привлечены таиландской процентной ставкой). Но такое смягчение денежной политики в Таиланде стимулировало инфляцию и дальнейший спекулятивный бум на рынке недвижимости. Вдобавок, когда в США появились признаки восстановления экономики после кризиса, опасения того, что ФРС изменит свою политику, откажется от эмиссии и повысит процентную ставку, вызвали отток капитала, риск нехватки ликвидности и резкие колебания курсов валют в азиатских странах, в том числе в Таиланде. В июле 2015 г. курс бата находился на самом низком уровне за шесть лет. Падение
котировок на китайском фондовом рынке и греческий долговой кризис добавили неопределенности курсу бата.
В 2014 г. тайская экономика показала рекордно низкие темпы роста. Правительство пыталось стимулировать рост за счет расширения бюджетных расходов, но этого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать снижение частного потребления и экспорта. Экспорт в Таиланде является главным элементом экономики - на него приходится 60% ВВП. Снижение экспорта после 2011 г. отражало слабый рост промышленного производства. В 2000-2008 гг. и промышленное производство, и экспорт Таиланда неуклонно возрастали, но этот рост был прерван глобальным финансовым кризисом. Затем началось постепенное восстановление, однако в 2015 г. экспорт снова упал на 4% в результате глобального экономического спада и падения мировых цен на рис и каучук, экспортируемые Таиландом. Кроме того, в связи с падением мировых цен на нефть, которую Таиланд импортирует, в стране началась дефляция.
«Примерно такая же картина наблюдалась во время восточ-ноазиатского валютно-финансового кризиса 1997-1998 гг., который начался именно в Таиланде: из-за нехватки долларов последний был вынужден отказаться от фиксированного курса бата. Произошло резкое снижение промышленного экспорта страны. Отрицательное воздействие на экспорт было более заметно, чем сокращение импорта в результате девальвации бата. Девальвация ба-та должна была сама по себе стимулировать экспорт, сделав его более конкурентоспособным. Однако дело в том, что валюты вос-точноазиатских конкурентов Таиланда тогда также девальвировались» (с. 86).
В 2010 г. экономика Таиланда начала восстанавливаться после финансового кризиса. В 2011 г. этому восстановлению помешало наводнение. Оно, в частности, резко уменьшило спрос на автомобили и их производство. Однако тогда властям удалось восстановить внутренний спрос за счет масштабных бюджетных расходов. В 2013 г. наблюдался значительный рост ВВП и экспорта, однако в мае 2014 г. произошел военный переворот, и восстановление спроса, производства и экспорта прервалось. Рост ВВП Таиланда после этого оказался самым низким среди всех стран АСЕАН. Новое правительство оказалось не в силах его ускорить за
счет бюджетных расходов, так как переориентировало эти расходы с инфраструктурных проектов на оборону.
Тем не менее Банк Таиланда и во время глобального финансового кризиса, и в период восстановления экономики, и после военного переворота имел возможность проводить самостоятельную денежную политику.
Американская ФРС, как только начался глобальный финансовый кризис, сменила свою денежную политику, резко снизив процентную ставку. Так как в США сильна связь между ставкой ФРС и процентными ставками частных банков, смягчение денежной политики немедленно привело к удешевлению кредита в экономике. В Таиланде, напротив, связь между процентной ставкой Банка Таиланда и ставками частных банков слабая, и изменение денежной политики не приводит к изменению условий кредитования.
С января 2009 г. по сентябрь 2015 г. ставка ФРС оставалась на уровне 0,25% годовых, а нетрадиционную денежную политику ФРС начала проводить еще в 2008 г., приступив к покупке за напечатанные деньги облигаций испытывающих финансовые трудности банков и компаний. Банк Таиланда сменил свою денежную политику в мае 2010 г., не смягчив, а наоборот, резко ужесточив ее. Процентная ставка была повышена с 1,25% годовых до 1,5%. В августе 2011 г. ставка была повышена до 3,5% годовых.
В результате контраста в деятельности ФРС и Банка Таиланда разница в процентных ставках на мировом финансовой рынке и в Таиланде оказалась настолько значительной, что на местном финансовом рынке начался масштабный приток иностранного капитала. Чтобы ему воспрепятствовать, одновременно стимулируя экономику с помощью подешевевшего банковского кредита, Банк Таиланда резко смягчил денежную политику, снизив ставку сразу на 1,5 процентных пункта. Однако ставка банковского процента снизилась всего на 0,75 процентных пункта. Разница между ставкой Банка Таиланда и средней банковской ставкой в стране выросла с 2,75 процентных пункта в апреле 2007 г. до 3,5 процентных пункта в декабре 2014 г.
Страх перед девальвацией бата в результате снижения ставки и недооценка опасности рецессии помешали Банку Таиланда вовремя перейти к смягчению денежной политики, чтобы обеспечить экономический рост. К февралю 2015 г. ставка банка Таиланда ос-
тавалась на уровне 2% годовых, несмотря на то что с начала 2015 г. сразу десять стран, в том числе Сингапур, Индонезия, Индия, Австралия и Канада, перешли к сверхмягкой денежной политике, чтобы стимулировать рост экономики. В США программа покупки облигаций снизила стоимость кредита в экономике вдвое и увеличила реальный ВВП на 3%. При этом инфляция повысилась на 1%, т.е. своей программой ФРС предотвратила в США опасность дефляции.
Масштабное поступление напечатанных в ходе программы ФРС долларов на мировой валютный рынок вызвало резкий рост курса японской иены, а также валют других азиатских стран, в том числе Таиланда. Впрочем, рост курса иены сдерживался тем, что Банк Японии сам проводил масштабные покупки облигаций банков и компаний. Курс таиландского бата к доллару вырос с 2008 г. по апрель 2014 г. на 15%. В этих условиях Банк Таиланда был вынужден проводить постоянные валютные интервенции, покупая доллары, чтобы сдержать рост курса бата к американскому доллару и поддержать конкурентоспособность таиландского экспорта на мировом рынке. Тем не менее политика валютных интервенций своего результата не дала.
«Потеря таиландской конкурентоспособности из-за американской программы количественного смягчения отражается в низких темпах роста экспорта в США и Китай. Однако на рынках других стран АСЕАН таиландский экспорт показал неплохие результаты. Дело объясняется тем, что валюты этих стран, точно так же, как и бат, подорожали, и именно из-за программы количественного смягчения. В результате зависимость Таиланда от рынков США, Японии и Евросоюза снизилась на 10%, а страны АСЕАН стали главным направлением таиландского экспорта» (с. 90).
В Таиланде у центрального банка возникла проблема стимулировать экспорт с помощью валютных интервенций и смягчения денежной политики, и одновременно поддерживать ценовую стабильность. С помощью денежной политики, изменяя процентную ставку, этой цели достичь невозможно. Как и в других развивающихся странах, в Таиланде американская политика количественного смягчения вызвала рост предложения денег из-за притока их из-за границы. Более того, попытки Банка Таиланда сдержать рост курса бата с помощью интервенций на валютном рынке еще более
увеличили предложение денег в экономике. Результатом стал рост котировок таиландских акций. Изобилие денег также вызвало небывалый рост кредитования покупок недвижимости. Ситуация стала напоминать о так называемой голландской болезни, когда рост реального курса валют вызывает отток финансовых ресурсов из сферы внешнего торгового оборота в сферу внутреннего.
«Одно из отрицательных последствий эмиссии в США и Японии - потеря Таиландом конкурентоспособности из-за роста реального курса валюты. Таиланд переместил свои ресурсы из сферы внешнего торгового оборота в сферу внутреннего. Даже тогда, когда во второй половине 2015 года курс бата стал падать, это падение не принесло результата с точки зрения поощрения экспорта, потому что курсы валют остальных развивающихся стран стали падать точно так же, как это было во время восточноазиатского ва-лютно-финансового кризиса 1997-1998 годов. Остается заключить, что относительно небольшая и открытая экономика, такая как у Таиланда, является очень уязвимой для нетрадиционной денежной политики США и Японии» (с. 103).
С.В. Минаев
2016.04.024. ВАИШНАВ М. ДВА ГОДА МОДИНОМИКИ. ИНДИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ БДП. VAISHNAV M. Modinomics at Two. The Indian есопоту under the BJP // Foreign affairs. - N.Y., 2016. - Feb. - Mode of access: https:// www.foreignaffairs.com/ articles/india/2016-03-08/modinomics-two
Ключевые слова: Индия; экономика; Бхаратия джаната партия; БДП.
Милан Ваишнав (Фонд мира Карнеги, Вашингтон) подводит экономические итоги двухлетнего пребывания у власти Нарендры Моди и возглавляемой им Бхаратия джаната парти - БДП (Bharatiya Janata Party), а также анализирует ближайшие перспективы развития индийской экономики, исходя из возможностей, заложенных в бюджете на 2016 год.
В феврале 2016 г. министр финансов Арун Джатили представил третий бюджет страны с момента прихода к власти премьер-министра Нарендры Моди и возглавляемой им БДП. Свою избирательную кампанию Моди вел под лозунгом установления эффек-