В четвертой части (с. 86-88) рассматривается влияние перехода пустыни на национальную память. Натан Макдональд называет пищу источником памяти во Второзаконии, а автор считает ее также источником обычаев (с. 86). Манна представляет инверсию сельскохозяйственной практики, а сами тексты - сохранение народной памяти. Суббота - временное воздержание от сбора манны, напоминает, что Бог, а не люди - истинный производитель пищи и хозяин земли. Производство пищи сельским хозяйством и субботние созерцания могут повторяться повсеместно: это мобильные якоря религиозной памяти. Происхождение из пустыни усиливает эту мобильность и предлагает теодицею для сынов Израилевых, живущих вне Земли обетованной. События в пустыне говорят о возможности доступа к плодородной земле благодаря религиозной трансформации, стремлению к идеалу. Ветхозаветные предания о блужданиях, предоставляющие обширное поле для интерпретации, свидетельствуют об ориентированной на письменность культуре, дальнейшее развитие в которой означает литературную деятельность.
В заключении (с. 88-90) подчеркивается ключевая роль пустыни в иудаизме. Это область размышлений, переговоров и общения с божеством в решении важнейших проблем и определении религиозной идентичности. Сопоставления идеального народа с реальностью выполняют педагогическую функцию. Противопоставление связанного с природой и исторического неправомочно. Бог олицетворяет плодородие и является мобильно-динамичным -тем, кому поклоняются повсюду. Предания о блужданиях свидетельствуют о хрупкости социальной группы сынов Израилевых. Условием доступа к Земле обетованной является религиозная трансформация этноса.
И.М. Цибизова
2016.04.020-041. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ: (НА МАТЕРИАЛАХ БАЗЫ ДИССЕРТАЦИЙ PROQUEST). (Сводный реферат).
2016.04.020. BEACHY J. Spiritual care as creative interruption: Exploring a generative metaphor for intercultural healthcare chaplaincy: PhD diss. - Ann Arbor: Univ. of Denver, 2015. - 165 p.
2016.04.021. CABRERA M.S. A public four-year institution's efforts to address students' spirituality: PhD diss. - Ann Arbor: California state univ., 2015. - 180 p.
2016.04.022. CELLES M.J. The Faithfulness of God in the theology of Walter Kasper: PhD diss. - Ann Arbor: The Catholic univ. of America, 2015. - 653 p.
2016.04.023. DEMPSEY S.T. The politics of dignity: Social Christianity and the making of global Los Angeles: PhD diss. - Ann Arbor: Univ. of Pennsylvania, 2015. - 264 p.
2016.04.024. DOAN L. Participating in and witnessing to triune hospitality: Toward a theology of interreligious engagement: PhD diss. - Ann Arbor: Fuller theological seminary, 2015. - 197 p.
2016.04.025. FITRIYAH L. Muslim peacebuilders of Ambon: A story of building peace after interreligious violence: PhD diss. - Ann Arbor: Univ. of Notre Dame, 2015. - 125 p.
2016.04.026. GLASOW D.B. The Threefold contribution of Gerald O'Collins's fundamental theology: Its Christocentric outlook, its focus on the resurrection and its groundwork for ecumenism: PhD diss. - Ann Arbor: The catholic univ. of America, 2015. - 227 p.
2016.04.027. HALLUNDBAEK C. Light, mirror and rose: The language of mysticism as an emerging model for interreligious communication and education: PhD diss. - Ann Arbor: Creighton univ., 2015. -87 p.
2016.04.028. INEKWERE BEDE E. A history of religious violence in Nigeria: Grounds for a mutual co-existence between Christians and Muslims: PhD diss. - Ann Arbor: Univ. of the West. - 431 p.
2016.04.029. JALALZAI S. Translating Islamic authority: Chaplaincy and Muslim leadership education in north American protestant seminaries: PhD diss. - Ann Arbor: Columbia univ., 2015. - 316 p.
2016.04.030. KIM W. The word beyond words: an interreligious study of the nature of language in the Christology of Cyril of Alexandria from the prasangika madhyamaka perspective: PhD diss. - Berkley: Univ. of California, 2015. - 292 p.
2016.04.031. LAM I. Catholic religious education and Confucianism: some implications for interreligious education in Hong Kong: PhD diss. -Ann Arbor: Fordham univ., 2015. - 196 p.
2016.04.032. MACLEAN J. Rhetorics of engagement across and about faith and worldview difference: PhD diss. - Ann Arbor: Illinois state univ., 2015. - 221 p.
2016.04.033. MARTINEZ L.V. Identity management and conflict negotiation in interfaith marital communication: A qualitative study: PhD diss. - Ann Arbor: California state univ., 2015. - 187 p.
2016.04.034. MATRIKS I.Y. Orality and interreligious relationships: The role of collective memory in Christian-Muslim engagements in Maluku, Indonesia: PhD diss. - Ann Arbor: Graduate theological union, 2015. - 287 p.
2016.04.035. MERRITT MCCORMACK M. A Christian, a Jew, and a woman walk into a bar: Exploring the nonreligious elements of interfaith work: PhD diss. - Ann Arbor: Vanderbilt univ., 2015. - 216 p.
2016.04.036. MEVORACH I. In search of a Christian-Muslim common path from desacralization to resacralization of nature: Sallie McFague and Seyyed Hossein Nasr on the ecological crisis: PhD diss. - Ann Arbor: Massachusetts Boston univ., 2015. - 351 p.
2016.04.037. NAEEM FUAD S. Interreligious debates, rational theology, and the 'ulama' in the public sphere: Muhammad Qasim Nanautvi and the making of modern islam in South Asia: PhD diss. - Ann Arbor: Georgetown univ., 2015. - 255 p.
2016.04.038. SAKAI N. When the East meets the West: Art as a medium for religious and spiritual education: PhD diss. - Ann Arbor: Fordham univ., 2015. - 220 p.
2016.04.039. SHORE A.M. Arena of protest: The staging of Jewish-Christian discourse at Madison square garden in the Nazi era: PhD diss. -Ann Arbor: Graduate theological union, 2015. - 269 p.
2016.04.040. SLATER G. Trajectories of Peircean philosophical theology: Scriptural reasoning, axiology of thinking, and nested continua: PhD diss. - Ann Arbor: Univ. of Oxford, 2015. - 197 p.
2016.04.041. VARNON-HUGHES S. The disrupt-reflect-learn cycle: How resilience works with reflective practice to sustain inter-religious learning: PhD diss. - Ann Arbor: Claremont school of theology, 2015. -251 p.
Ключевые слова: межрелигиозный диалог; христианство; ислам; иудаизм; индуизм; буддизм; межрелигиозное образование; межрелигиозное сотрудничество; биоэтика; толерантность; экологическое сознание; философия образования; философия язы-
ка; теология; психология религии; экуменизм; теология религий; нацизм.
В реферате рассматриваются англоязычные диссертации по тематике межрелигиозных отношений, защищенные в 2015 г. Сводный реферат сделан на основании базы данных «ProQuest Dissertations & Theses», которая включает в себя свыше 2 млн докторских и магистерских диссертаций, большей частью защищенных в Северной Америке и Европе. Представленный обзор позволяет познакомиться с актуальными вопросами и направлениями исследований в области межрелигиозного диалога в современной западной науке. Рассматриваемые диссертации затрагивают следующие темы: анализ взглядов христианских теологов по вопросам теологии религий (022, 023, 026); диалог христианства с исламом (025, 028, 014, 016, 017), иудаизмом (019), индуизмом (010), буддизмом (018); проблемы межрелигиозного образования (021, 029, 031, 041); изучение межрелигиозного взаимодействия в социальном аспекте (020, 033, 035) и разработка оригинальных авторских моделей межрелигиозного диалога (024, 027, 032, 040).
Д. Гласо (026) анализирует взгляды современного католического теолога Геральда О'Коллинса (Gerald O'Collins S.J.). В центре «фундаментальной теологии» Геральда О'Коллинса находятся три взаимосвязанные темы: соотношение истории и откровения, «христоцентризм» и межрелигиозный диалог. В контексте осмысления отношения христианства к другим религиям рассматриваются такие темы, как универсальное значение крестной жертвы и воскресения Христа для всего человечества, учение о «семенах Слова», т.е. истинных представлениях и благих началах, имеющихся в разных культурах, особая роль еврейского народа, проблема экуменизма и сохранения верности традиции.
Ш.Т. Демпси (023) анализирует общественно-политическое значение доктрины социального христианства, развивавшейся после Второй мировой войны, и ее влияние на формирование межрелигиозных отношений в Лос-Анджелесе. В центре доктрины социального христианства лежит понятие «достоинства» (dignity) каждого человека. В доктрине в контексте категории «достоинства» осмысливаются задачи межрелигиозного диалога и сотрудничества, которые рассматриваются автором как в теоретическом аспекте, так и в рамках описания истории национальной политики и
совместной практической деятельности последователей разных религий в Лос-Анджелесе.
В работе М. Селлза (022) анализируется концепция «верности (faithfulness) Бога», разрабатываемая современным католическим теологом и общественным деятелем, кардиналом В. Каспером (Walter Kasper). Отдельное внимание в работе уделяется осмыслению задач католической церкви в экуменическом и межрелигиозном диалоге, которая рассматривается В. Каспером в контексте категорий «миссии», «спасения» и «свободы».
И. Меворач (036) исследует перспективы христианско-исламского диалога в контексте проблемы экологического кризиса на основе взглядов двух современных ведущих специалистов по вопросам экологической теологии и этики - С. МакФегью (Sallie McFague) и С.Х. Насра (Seyyed Hossein Nasr). Автор указывает, что эти богословы дискутировали в 1990 г. в рамках симпозиума «Дух и Природа», однако постмодернист МакФегью и традиционалист С.Х. Наср не смогли достичь консенсуса. Вместе с тем, считает И. Меворач, экологические концепции обоих богословов, несмотря не некоторые «внешние» различия, весьма схожи в своих глубинных, принципиальных основаниях. Оба исследователя разделяют следующие фундаментальные тезисы: экологический кризис является следствием «десакрализации» в восприятии природы; отказ от «духовного видения» природы в западном христианстве привел к развитию «механистического мировоззрения» в эпохи Возрождения и Просвещения. С. МакФегью и С.Х. Наср осмысливают мир как тело, которое оживляется Духом Бога, а не как «бездушную машину», кроме этого оба автора указывают на важность для поддержания гармонии человека с миром природы утверждения в массовом сознании ряда религиозных идей своих духовных традиций. Проведя подробный сравнительный анализ взглядов С. МакФегью и С.Х. Насра, автор творчески синтезирует их идеи, предлагая экологическую концепцию, в которой особое внимание уделяется вопросам восприятия природы у городских жителей и религиозного осмысления отношений Бога и человека.
Работа Ф.С. Наиима (037) посвящена исследованию взглядов видного мусульманского ученого (улема), религиозного философа и суфия Мухаммада Касима Нанотви (Muhammad Qasim Nanotvi, 1833-1880). Нанотви является основателем Деобанда - одного из
крупнейших религиозных и академических центров исламского мира (Северная Индия). Автор анализирует межрелигиозные дебаты Нанотви с христианскими миссионерами и индийскими реформаторами и разрабатываемую им «рациональную теологию». По мнению автора, особую значимость имеет осмысление Нанотви с традиционных богословских позиций места ислама в публичной сфере, представляющее собой одну из наиболее ранних концепций мусульманской «общественной теологии» (publictheology), которая приобретает особую актуальность и в современном плюралистическом обществе.
По мнению Б.Е. Инеквере (028), религиозные столкновения в Нигерии в последние десятилетия и недостаточная эффективность имевших место миротворческих инициатив демонстрируют, что мирное сосуществование и сотрудничество нигерийских христиан и мусульман является весьма затруднительным. Диссертация посвящена исследованию теологических моделей, которые могут в той или иной мере послужить гармонизации отношений между конфликтующими религиозными группами в Нигерии. В работе рассматриваются следующие вопросы: история межрелигиозного конфликта в Нигерии; факторы, влияющие на негативное межрелигиозное восприятие христиан и мусульман; декларация II Ватиканского собора об отношении Церкви к нехристианским религиям (Nostrae Aetate); новая концепция понимания ислама и его роли в обществе в контексте декларации Nostrae Aetate и взглядов Маула-ны Хана (Maulana Wahiduddin Khan). Автор приходит к выводу, что религия может служить как источником разногласий и конфронтации, так и выступать основой для развития отношений в духе добрососедства и взаимопомощи, в связи с чем предлагает ряд практических шагов по урегулированию межрелигиозного конфликта в Нигерии.
Л. Фитруа (025) исследует современные исламские миротворческие инициативы в Амбоне (Индонезии), где в 1999-2002 гг. происходил конфликт между мусульманами и христианами, унесший более 10 тыс. жизней. По мнению автора, актуальность темы определяется тем, что в научной литературе недостаточно изучен феномен исламского миротворчества в неарабских регионах, кроме того, в работе особое внимание уделяется причинам и динамике межрелигиозного конфликта в Амбоне.
Л. Фитруа выделяет три основные особенности урегулирования межрелигиозных конфликтов Индонезии: апелляция к традиционной культуре; использование культуры в ее связи с исламским учением как ресурса для миротворчества; ограниченность круга лиц, участвующих в снятии социальной напряженности, «средним» уровнем ученых и отдельными активистами. В связи с последним выводом автор считает важным для развития межрелигиозного диалога в Амбоне расширить взаимодействие между мусульманами и христианами на «низовом» (grass-root) уровне.
Исследованию межрелигиозного конфликта в Индонезии в контексте феномена коллективной памяти посвящена также работа И. Матрикс (034). Автор анализирует потенциал традиционной культуры племени Пела, живущего на острове Малуку, для гармонизации христианско-мусульманских отношений. И. Матрикс приходит к выводу, что взаимодействие верующих разных религий на основе устных преданий, народных песен, участия в ритуалах, выражающих общую коллективную память, оказывается более эффективным, чем использование форм межрелигиозного диалога, предполагающих изучение Священных Писаний. Таким образом, в работе рассматривается оригинальная, основанная на устной традиции, «символическо-образная» модель взаимодействия верующих, альтернативная преобладающему на Западе «текстуальному» подходу к организации межрелигиозного диалога.
А.М. Шор (039) исследует иудео-христианские отношения в США в период господства в Германии гитлеровского режима. Автор рассматривает четыре прошедшие в этот период знаковые межрелигиозные встречи на Мэдисон-сквер-гарден в Нью-Йорке, анализирует совместные усилия иудеев и христиан в деле привлечения внимания общественности и политиков к бедственному положению европейского еврейства. По мнению А.М. Шор, именно в период Второй мировой войны, а не через десятилетия после, как обычно считается, были сформированы основные направления и выработан специфический «словарь» современного иудео-христианского диалога. Также, указывает автор, на основании этого диалога впоследствии была сформулирована «иудеохристианская» концепция американских гражданских религиозных ценностей и был создан альянс между иудейскими и христианскими сионистами.
B. Ким (030) исследует христологию св. Кирилла Александрийского (IV-V вв.) в контексте философии языка буддистской школы Мадхъямака. Основателем школы Мадхъямака является выдающийся индийский мыслитель Нагарджуна (II-III вв.), развивший идею о «пустотности» дхарм. Разъясняя известный тезис «Сутры сердца» о том, что «форма есть пустота и пустота есть форма», Нагарджуна утверждает, что язык принципиально не способен адекватно описать реальность, поскольку все языковые формы неадекватны реальности. Сходные идеи и логику аргументации автор обнаруживает и в учении Кирилла Александрийского о Логосе и представлении христианского богослова о принципиальной неспособности человеческого языка описать невыразимую божественную сущность.
Работа Н. Сакай (038) посвящена исследованию буддистского феминистского понимания искусства в контексте развития религиозного образования на Западе. В диссертации автор отвечает на следующие вопросы: что означает буддистская «феминистская эстетика»? Каковы характеристики «феминистской экологии» в мысли Востока? Какой вклад буддистская или восточная эстетика может внести в развитие экологического сознания в рамках религиозного образования? Автор рассматривает эстетические взгляды современной японской художницы Р. Фуджиты (Rima Fujita). По мнению Н. Сакай, описываемый буддистский подход к осмыслению искусства способствует духовному росту и может быть востребован для развития западного межрелигиозного образования, в связи с чем предлагает конкретные рекомендации в этом направлении.
C. Варнон-Хьюз (041) анализирует психологические и методические аспекты межрелигиозного обучения. Автор считает, что при знакомстве с инаковостью Другого у студентов может возникать широкий спектр эмоций, в том числе отторжение; в связи с этим особую роль приобретает изучение факторов, влияющих на межрелигиозное взаимовосприятие. С. Варнон-Хьюз, на основе проведенных интервью с преподавателями и студентами межрелигиозных курсов, рассматривает основные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и формулирует ряд методических рекомендаций по улучшению процесса межрелигиозного образования.
М.С. Кабрера (021) исследует проблемы, связанные с религиозностью у студентов высших учебных заведений. В этом контек-
сте автор исследует деятельность университетского межрелигиозного центра - «комнаты рефлексии», в которой учащимся оказываются психологические консультации, и профильных студенческих организаций. На основе проведенного анализа М.С. Кабрера вырабатывает рекомендации для общественных институтов высшего образования, занимающихся вопросами духовности.
И. Лам (031) указывает, что интенсификация миграционных потоков в современном мире привела к разрушению барьеров между различными традициями, культурами, религиями. Отсутствие знания о других религиях может провоцировать враждебность представителей разных культур и, в конечном счете, приводить к конфронтации и войнам. Для предотвращения конфликтов важно развивать межрелигиозный диалог, направленный на взаимное познание последователей разных духовных традиций.
И. Лам рассматривает методологию межрелигиозного образования, которое, по мнению автора, должно содействовать более широкому и разностороннему пониманию божественного, чем это принято в традиционных религиозных общинах. В частности, автор обращается к концепции Д. Трейси (David Tracy), согласно которой христианское богословие должно трансформироваться и совершить «само-трансценденцию» («self-transcendence»), сообразуясь с новыми вызовами, которые ставят перед ним современная постмодернистская эпоха и плюралистическое общество. И. Лам анализирует важность и основные принципы религиозного образования с точки зрения католицизма и конфуцианства. Автор критикует распространенную в современном Гонконге модель религиозного образования и формулирует рекомендации по ее усовершенствованию в контексте ментальных и культурных особенностей Запада и Востока.
С. Джалалжай (029) исследует специфику образования исламского духовенства в аккредитованных высших учебных заведениях в Северной Америке, которое осуществляется в США и Канаде только на базе протестантских семинарий. Основываясь на изучении учебных программ мусульманского и межрелигиозного образования в четырех учебных заведениях, автор приходит к выводу, что значительное внимание при подготовке исламских лидеров уделяется утверждению христианских либеральных ценностей, таких как религиозный индивидуализм, демократия, неиерархич-
ные формы власти, экуменизм, акцент на важности понимания сути духовности, а не формальном исполнении религиозных норм, развитие межрелигиозного доверия.
М. Мерритт МакКормак (035) указывает, что участие в совместной деятельности последователей разных религий является перспективным способом гармонизации межрелигиозных отношений. Вместе с тем вопросы эффективности и задач межрелигиозного сотрудничества недостаточно изучены в научной литературе. Пытаясь заполнить эту лакуну, автор на основании социологических опросов и исследований анализирует влияние на межрелигиозную деятельность таких факторов, как пол, национальность, социальные связи, а также рассматривает основные направления сотрудничества, в первую очередь, в контексте экологической проблематики. Также М. Мерритт МакКормак описывает практическую деятельность ряда межрелигиозных организаций и формулирует рекомендации по развитию сотрудничества верующих как одной из форм межрелигиозного диалога.
Работа Л. Мартинез (033) посвящена исследованию проблем идентичности и конфликтов в межконфессиональных браках. Автором были систематизированы и проанализированы основные проблемные ситуации, могущие служить источником конфликта (участие в ритуалах, связанных с рождением и совершеннолетием детей, религиозные праздники и пр.), коммуникативные стратегии и специфические «эмоции» у супругов в межконфессиональном браке.
Д. Бичи (020) указывает, что общественные институты здравоохранения становятся все более культурно разнообразными, что создает новые этические вызовы, связанные с различием верований и систем ценностей пациентов. Основываясь на концепциях философа Э. Левинаса и теолога Г. Кауфмана, автор анализирует проблему Другого в контексте деятельности капелланов в медицине в мультикультурной среде. Предлагаемый автором подход осмысливает «духовную помощь» и «духовное образование» в качестве особого религиозного процесса, в ходе которого божественное проявляется посредством взаимодействия с Другим.
К. Халенбек (027) в работе «Свет, зеркало и роза: Язык мистицизма как новая модель межрелигиозной коммуникации и образования» анализирует возможности использования поэтических
символов мистики, выражающих духовные принципы, как основу для развития взаимопонимания между верующими разных религий. Автор рассматривает христианский и суфийский мистицизм на основании трудов таких авторов, как св. Хуан де ла Крус, Тереза Авильская, Франциск Ассизский, Клара Ассизская, Руми, Ибн Араби. Эффективность представленного подхода, а также влияние на формирование межрелигиозного взаимовосприятия таких факторов, как возраст, пол, религиозное воспитание и др., были про-анализированны автором на основании социологических опросов студентов университета.
Одной из характеристик современного мира, указывает Д. МакЛин (022), является интенсификация взаимодействия представителей разных религий и мировоззрений. Это взаимодействие может носить характер вербального или физического, в том числе смертоносного, насилия, сопротивления, игнорирования, но в то же время коммуникация может быть гармоничной и приводить к взаимному обогащению. Рассматривая различные формы межрелигиозных отношений, а также исходя из собственного опыта участия в межрелигиозном диалоге, автор ставит своей целью исследование различных видов риторики при взаимодействии между верующими разных религий. В этом контексте Д. МакЛин разрабатывает понятия «риторического пространства» («rhetorical space») и «риторической позиции» («rhetorical stance»), а также осмысливает условия, способствующие развитию коммуникации в мирной, уважительной и доброжелательной форме.
Работа Л. Доан (024) посвящена осмыслению понятия «дружелюбия» (hospitality) Бога, как базовой категории, на основании которой христиане должны выстраивать взаимодействие с последователями иных религий. Во-первых, «дружелюбие» рассматривается в контексте категорий «творения», «искупления» и «окончательного исполнения» (consummation) мира, которые побуждают христиан относиться к своим соседям на основании принципов «славословия» (doxologically), «благоразумия» (sapentially) и «эсха-тологичности». Во-вторых, дружелюбие осмысливается в контексте миссии и учения Иисуса Христа, в связи с чем автор рассматривает такие задачи межрелигиозной коммуникации, как «идентификация», «получение» (receiving), «изучение» и др. В-третьих, «дружелюбие» в эсхатологической перспективе предполагает уважение к
разным религиям как играющим уникальную роль в особой миссии Духа, ведущего мир к определенной цели, заключающейся в его преображении и суде над ним. По мнению Л. Доан, установка «дружелюбие» позволяет преодолеть как изоляционизм, так и релятивизм в межрелигиозных отношениях и представить целостный, многоаспектный подход к диалогу христиан с последователями других традиций.
Г. Слейтер (040) исследует возможности применения некоторых подходов философии прагматизма и семиотики Чарльза Пирса по отношению к проблемам межрелигиозного диалога. По мнению автора, диаграмматическая логика экзистенциальных графов Ч. Пирса, иллюстрируемая в форме изображения окружностей на плоскости, нашла отражение в осмыслении П. Оксом (Peter Ochs) практики «Размышления над Писанием» (Scriptural Reasoning) и концепции «аксиологии мышления» (axiology of thinking) Р. Невилла (Robert C. Neville). Г. Слейтер доказывает, что основные принципы двух этих известных концепций межрелигиозного диалога и развития взаимопонимания коренятся в логике Ч. Пирса, и предлагает идеи по их усовершенствованию.
С.В. Мельник
2016.04.042. БЕРЛИ М. ПОДХОДЫ К ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ: СОЗЕРЦАНИЕ МИРА ИЛИ ПОПЫТКА НАЙТИ ПУТЬ ДОМОЙ? BURLEY M. Approaches to philosophy of religion: Contemplating the world or trying to find our way home? // Religious studies. - Cambridge univ. press, 2015. - N. 51. - P. 221-239.
Ключевые слова: философия религии; методология науки; предмет философии; культурная антропология; Л. Витгенштейн; Д.З. Филипс.
Для описания наиболее распространенного понимания цели философии религии автор использует предложенную У. Джеймсом метафору путника, оказавшегося на горе в тумане и ищущего дорогу домой. Заблудившийся человек видит перед собой несколько троп, и хотя он не знает, какая из них является правильной, он все равно должен выбрать одну из них и идти по ней, надеясь прийти в безопасное место, поскольку оставаться на месте означает верную смерть. Религиозные традиции, представляющие собой различные