Научная статья на тему '2016. 04. 015. Кэмпбелл Дж. Размышляя о ценности: каковы пути и способы ее выражения. Campbell J. considering value - what are the ways and means of its expression? // Dialogue and universalism. - Warsaw, 2015. - Vol. 25, n 2. - p. 18-28'

2016. 04. 015. Кэмпбелл Дж. Размышляя о ценности: каковы пути и способы ее выражения. Campbell J. considering value - what are the ways and means of its expression? // Dialogue and universalism. - Warsaw, 2015. - Vol. 25, n 2. - p. 18-28 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ФИНАНСОВЫЕ СТРУКТУРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 015. Кэмпбелл Дж. Размышляя о ценности: каковы пути и способы ее выражения. Campbell J. considering value - what are the ways and means of its expression? // Dialogue and universalism. - Warsaw, 2015. - Vol. 25, n 2. - p. 18-28»

Особую опасность для Европы мыслитель видел в пресыщенности и усталости. Румынский философ М. Флориан считал, что в борьбе теорий важно не откуда начат путь, но куда он ведет, не субъект, а объективная цель.

Определяющим становится различие исторических горизонтов наций и национальной культуры. Без их понимания «модернизация» и глобализация Европы рискует привести к недостаточной согласованности в ее организации на пути к универсализации и спецификации новых ценностных институтов, характерных для европейского мира (с. 55). Истинный путь для достижения равновесия между «универсальным» и конкретным, общегуманистическим и национальным заключается в постоянном поиске истины, расположении в ней, опоре на традиции предков (прошлое), «открытии» мира (настоящее) и новых горизонтов (будущее), уверенности в неисчерпаемости знания и возможности внесения посильной лепты в его развитие.

В завершение подчеркивается важность возвращения вкуса к жизни, открытия новых горизонтов и переосмысления гуманитарных ценностей. Лишь общающиеся способны достичь взаимопонимания.

И.М. Цибизова

2016.04.015. КЭМПБЕЛЛ Дж. РАЗМЫШЛЯЯ О ЦЕННОСТИ: КАКОВЫ ПУТИ И СПОСОБЫ ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ. CAMPBELL J. Considering value - what are the ways and means of its expression? // Dialogue and universalism. - Warsaw, 2015. - Vol. 25, N 2. - P. 18-28.

Ключевые слова: социальные ценности; экономический рост; финансовые структуры.

В статье американской преподавательницы философии и художественного перевода Нью-Йоркского университета, общественной деятельницы Джин Кэмпбелл рассматривается эволюция ценностей в социально-экономической жизни от начала викторианской эпохи до XXI в. Ценности понимаются как нечто, определяющее человеческое поведение. Практика индивидуального выбора в рассматриваемый период привела к постепенному отходу от строгой приверженности традиционным ценностям, создав воз-

можность для большей толерантности, в частности в институте брака. Освещается также коррупция, развившаяся в сфере материальных ценностей.

Радикальные различия между культурами проявляются в концептуализации и выражении ценностей. Однако, несмотря на эти различия, определение ценностей и следование им играют роль своеобразного руля при движении человеческой жизни в будущее. Существует много категорий ценностей, но основные из них нравственные, эстетические и количественные. Первые формируют поведение, вторые изменяют, обогащают и развивают интеллект, а третьи являются посредниками в обмене, принимая форму денег или иной наличности. Исследуются все виды ценностей в исторической и современной конфигурации с иллюстрациями улучшения или ухудшения поведения людей в связи с ними.

Может показаться, что количественное использование и понимание ценностей качественно обособлено от их морального или эстетического назначения. Однако эмоциональное состояние и деятельность, связанные с высокой оценкой и желанием (с. 18) взаимодействия с другими людьми (моральный аспект) - друзьями, коллегами, членами семьи, - и приобретением вещей и опыта (эстетический аспект) - чтением художественной литературы, просмотром кинофильмов, спектаклей или спортивных мероприятий, исполнением или прослушиванием музыки, изучением искусства, -в непосредственной деятельности целеполагания и следования определенным целям сродни поиску ценности, выраженной в виде богатства и собственности.

В первой части «Определенная ценность» (с. 19-21) постулируется, что исследование теории ценностей в качестве области моральной философии сопряжено с трудностями. В узком аксиологическом смысле ее определил Марк Шрёдер как «в первую очередь занимающуюся классификацией вещей как благ и тем, какое благо они представляют». В попытке ответить на этот вызов были выявлены, определенные традиционным утилитаризмом «упростители доброкачественности» и аспекты, связанные с атрибутивным использованием «блага». Ставились вопросы: существует ли «внутренняя» доброкачественность, или доброкачественность в себе, и вырастает ли она из относительного агента - индивидуальной точки зрения - или из являющегося общим благом.

Подобный путь в определении свободы нравственной деятельности приводит к консеквенциализму, «неуклюжему» сведению вопроса к расчету материальной природы, которая основывается на квантификации, не подходящей для данной цели. Фома Аквинский признал решение данной задачи бесконечным рядом, так как на каждое доказательство существования Бога найдется контрдоказательство, а на него - свое. Эта регрессивная последовательность привела к описанию Кантом подобной непрерывной деятельности разума как аналитической, трансцендентально-диалектической в противовес его синтетической работе, рассматривающей то, что можно узнать из опыта. В конечном итоге подобное стремление ума в связи с динамическим разделением основных концепций познания, как релятивных, так и модальных, классифицировалось в «Критике чистого разума» как область антиномий, в которой каждая концепция имеет парную (с. 19). Подобная структура признает тщетность квантифи-кации деятельности, направленной на достижение блага, открывая область ее регулирования априорными по отношению к опыту принципами.

Д. Кэмпбелл считает правыми теоретиков, видящих относительность ценностей и их зависимость от контекста. Без попыток использовать конечные цели как основания моральной теории они фактически пригодны лишь для описания специфического, исторического и конкретного состояния дел, исходя из восприятия людьми ценностей или приверженности им в качестве мотивации собственных действий. Мыслители оставляют открытыми вопросы несопоставимости, несоизмеримости основных ценностей - например, удовольствия для утилитаристов и знания для Д.Э. Мура. Жизнь исключительно ради удовольствия вряд ли можно признать исполненной цели, а простое созерцание ради знания, ценившееся в античности, при его неразделенности не принесет общественной пользы. Философы зачастую попросту констатируют множественность ценностей, определяющих человеческое поведение, ибо они не поддаются суммированию и количественному анализу.

При рассмотрении конкретных действительных ценностей учитываются различные верования, отношения и цели индивидов и сообществ. Социологические исследования понимают персональные ценности как популярные в обществе и со временем подвергающиеся изменениям. Они являются мощными детерминантами

качества и природы жизни общества, будучи более фундаментальными, нежели юридические законы. Существуют и количественные ценности, в частности деньги, определенные Аристотелем в качестве всеобщего стандарта для обмена (с. 20). Кэмпбелл сопоставляет слова Аристотеля с идеей Адама Смита о деньгах как «невидимой руке», служащей посредником и объединяющей мир индивидов, каждый из которых действует в собственных интересах. Они соотносимы и с концепций Карла Маркса об определении социальных явлений обменной ценностью, не упоминая уже о более современной теории рыночной эффективности.

Во второй части «Вступать в брак или нет» (с. 21-24) рассматривается, как на персональном, индивидуальном уровне обычное становится экстраординарным на примере судьбы Уоллис Уорфилд Симсон, ставшей супругой герцога Виндзорского, бывшего английского короля. В конце викторианской эпохи семья находилась в центре социальной организации. Однако предыдущие разводы Уоллис ставили под вопрос конституционные уложения монархии, так как не были приняты в обществе и вызывали неодобрение, критику и отвержение. В юности Уоллис восхищалась такими женщинами, как Хелен Келлер1, Клэр Бут Люс2 и Анна Линдберг3, но не считала подобную деятельность для себя приемлемой, так как полагала своим первоочередным долгом быть партнером мужа, управляя домочадцами и челядью, экономя в силу ограниченности средств, хорошо одеваясь и всесторонне способствуя «хорошему времяпрепровождению». Благодаря финансовой поддержке дяди-бакалавра она окончила престижный пансион благородных девиц в Мэрилэнде, где обучалась «благородному поведению» и завела множество подруг на всю жизнь, поддерживавших ее в нелегкие времена первого замужества и позже, когда шокированному обществу открылся роман с английским королем. Вопреки приверженности институту брака, она была вынуждена развестись с первым мужем-летчиком, оказавшимся алкоголиком. Несколько

1 Келлер Хелен (1880-1968) - слепоглухая американская писательница и социальная активистка.

2 Люс Клэр Бут (1903-1987) - американский драматург, редактор, журналист, посол, светская львица и конгрессмен от штата Коннектикут.

Линберг Анна (1906-2001) - американская писательница, поэтесса и летчица.

лет Уоллис провела в Восточной Азии, где вращалась в дипломатических кругах и встретила своего второго мужа, английского банкира. Проживая в Лондоне, она слыла прекрасной хозяйкой, приглашавшей на коктейли бизнесменов и дипломатов. Там она встретилась с принцем Уэльским, привлеченным ее независимым мышлением и способностью судить о состоянии дел в имперском Соединенном Королевстве и его роли в нем. Устав от унижений и ограничений отца, правящего короля, он находил облегчение в дружеском общении и пребывании вне замка. Принц был необыкновенно популярен как среди военных, с которыми служил во время Первой мировой войны, так и среди людей, с которыми встречался в официальных турне по Британской империи. Однако до встречи с Уоллис он не определился с выбором невесты. Молодые люди встречались шесть лет, прежде чем Эдуард был вынужден отречься от трона ради женитьбы. Маловероятно, что принц не размышлял по данному поводу, хотя, бесспорно, понимал странность положения монарха при конституционно сформированном правительстве, которое принимало бы все решения, пожелай он править. Но брак был для него важнее сохранения официальной позиции. Не стремись он к полному признанию партнера, Эдуард мог бы сохранить прежние отношения, не вступая в брак и оставаясь королем. Общество тех времен решительно не принимало разводов. Подобные ценности и особенности законодательства использовал премьер-министр С. Болдуин для отстранения популярного и, возможно, политически компетентного короля в пользу менее талантливого, но более спокойного и предсказуемого монарха.

Королевский выбор партнера, сочтенный в определенных кругах весьма необычным, вызвал хаос в британском обществе в целом и, конечно же, был раздут в прессе. Будучи искренне озабочен за своих подданных, Эдуард постарался разрядить ситуацию. Герцог и герцогиня Виндзорские продемонстрировали изрядное мужество и независимость, пойдя этим путем. Ценя социальные традиции, они поступили новаторски, установив естественную связь, основанную, скорее, на их личных ценностях, чем на диктуемых британским обществом нормах. Хотя поначалу их совместную жизнь принимали с трудом, со временем с ней смирились, и, возможно, именно она способствовала большей терпимости анг-

лийских законов к бракам монархов с разведенными или рожденными вне королевского круга партнерами.

Не одни герцог и герцогиня Виндзорские пали жертвами жестких викторианских ценностей и ожиданий. Репутация мужчин, заботящихся о благосостоянии жены и детей больше, чем об общественном мнении, напоминала, по словам автора, пассажиров «Титаника» (с. 23).

После обретения женщинами права голосования во многих странах и их эффективного задействования на производстве и других работах во время Второй мировой войны, стало ясно, что гражданские браки и различные виды организации семьи не только возможны, но и способствуют большей культурной и социальной свободе. Для многих это означало прогресс в развитии цивилизации, хотя он и занял значительное время. Сегодняшнему наблюдателю кажется немыслимым, что подобная причина могла послу -жить причиной отречения монарха.

В третьей части «Разнузданная жадность против учетной экономики» (с. 24-27) автор обращается к всемирному финансовому коллапсу 2008 г. и задается вопросом, преодолен ли он окончательно. По ее мнению, лучший ответ на него дан в книге М. Льюиса «Большая недостача» («The big short»). Проработав какое-то время в банке братьев Соломон на Уолл-стрит, он был вынужден уволиться из опасения быть обвиненным в мошенничестве. Он нашел данное учреждение ненадежным, поставив под вопрос не только собственные способности, но и компетенцию руководства, имевшего, по его мнению, слабое представление о рисках торговли долговыми обязательствами. Последние делятся на надежные (группа А) и ненадежные (группа Б). Обязательства могут приобретать пенсионные фонды и страховые компании, вынужденные ограничиваться лишь первыми (с. 24). При высоком спросе на этот товар, банки для увеличения своих фондов могут копировать долговые обязательства, реально обеспеченные недвижимостью, эмиссией ценных бумаг. Данная схема обречена на обвал. Вопрос лишь в том, когда он наступит. Подобная деятельность банков девальвирует реальные ценности. Горы не обеспеченных денег не способствуют процветанию общества людей, получающих трудовые доходы и работающих в сфере образования. В подобном искажении позитивных ценностей нет ничего нового. В 1930-е годы сенатор от

штата Миссури Гарри Трумен обрел общенациональную известность, открыв причину близости к банкротству железнодорожных компаний, контролировавших в 1926 г. 75% транспорта США, а именно: деятельность ряда жадных банкиров с Уолл-стрит (с. 25). Антидот против подобного состояния дел был предложен небольшой группой экономистов. Эрнст Ф. Шумахер в книге «Малое прекрасно» («Small is beautiful») назвал подобный подход наиболее экономичным для людей. Он писал, что «современный человек создал систему производства, насилующую природу», и тип общества, способствующий увеличению численности людей (с. 26). Это результат доминирования материальных ценностей на социологической шкале, убеждение в том, что деньги могут излечить все болезни. Ученый увидел необходимость во введении планирования. Кроме того, он исследовал структуры управления бизнесом и различные формы собственности, позволяющие объединять цели работников предприятия и общества в целом. Его методом воспользовалась химическая компания Соединенного Королевства Скотта Байдера, сделав работников пайщиками и обязавшись выделять определенный минимум на благотворительность. Подобная форма собственности предотвратила поглощение предприятия более крупной фирмой и способствовала долгосрочной стабилизации и укреплению связей с обществом в целом. В результате предпринятых мер работники компании начали больше отождествлять ее цели с собственными, что способствовало лучшему функционированию предприятия. Трудовые советы, высокий уровень минимальной оплаты труда, снижение высокого зазора между максимальной и минимальной заработной платой вместе с компенсациями и бонусами в виде совместной собственности способствовали улучшению рабочей обстановки.

Для противодействия ущербу, наносимому Земле интенсивной разработкой природных ресурсов, был создан «Центр ради развития экономики устойчивого состояния», констатировавший конфликт между экономическим ростом и защитой экологии. Выступая за сохранение как национальной безопасности, так и международной стабильности, его деятели представили концепцию шкал, отражающих истечение материи / энергии из окружающей среды, как высокий уровень затрат энтропии. Шкалу можно представить в процентном исчислении как добычу ресурсов на душу

населения. Измерение осуществляется в абсолютных физических единицах, но их значение соотносится с естественными способностями экосистемы (с. 26) к саморегенерации и абсорбции отходов. Экономика рассматривается как подсистема более крупной, конечной и не растущей экосистемы, и ее масштаб соотносится с фиксированными размерами последней. Их нормальное соотношение не приводит к деградации среды, а оптимальное заключается в устойчивости, не позволяющей жертвовать экологией и службами экологической защиты.

Шумахер связал невнимание к опасениям теории устойчивого состояния экономики с практикой затрат капитала, показав их как результат непрекращающегося потока человеческой деятельности.

Если ради прибыли немногих продолжится расхищение необходимых ресурсов - от воздуха и воды до металлов, сложных химических веществ и продуктов питания, - влекущее лишения для большинства, должно прийти время для пересмотра подобного курса в будущем.

В заключение (с. 27-28) автор замечает, что рассмотрела, как приверженность определенным ценностям выявляет существование значительных сил и предрекает необычные события для культуры, их носящей. Индивиды стремятся определить свои конечные цели. Это постулирование уважения к универсальному состоянию дел, названному Кантом «царством конечных целей» и признанному основным фактом свободного нравственного взаимодействия. Рано или поздно подобные конечные цели начнут предлагаться, осмысливаться, приниматься, отвергаться или преследоваться в качестве обдуманных вопреки сформулированным как ценности нормам. Но будет ли у данного предприятия желаемый исход, вос-примутся ли действия как благие и закончится ли все хорошо, остается моральной «загадкой». Действие требуется еще до того, как станет окончательно ясным результат.

Пока позитивное законодательство и подзаконные акты достаточно гибки, чтобы принять изменения социальных формаций и поведения людей, они не играют роли смирительной рубашки (с. 27), а отражают текущий или желательный уклад жизни людей, их соблюдающих. Как признано политическими философами, если закон в конечном итоге не соответствует ожиданиям, от него вправе отказаться.

Основная часть человечества нуждается в защите от финансового хищничества. Не так сложно перейти от основных материальных ограничений человеческого существования на Земле к сознательному выбору путей, которые обеспечат для всех мирное сосуществование. Если человечество выживет, оно будет вынуждено стать лучше.

И.М. Цибизова

2016.04.016. БИЛЬГИН П. ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ. BILGIN P. Dialogue of civilizations: A critical security studies perspective // Perceptions. - Ankara, 2014. - Vol. 19, N 1. - P. 9-24.

Ключевые слова: диалог цивилизаций; безопасность; права человека; этика; социальное познание.

Диалог цивилизаций зачастую рассматривается как способ предотвратить потенциальное «столкновение» между странами, относящимися к разным цивилизациям, добиться их гармоничного сосуществования, т.е. в качестве альтернативы доминированию «аксиом» С. Хантингтона в мировой политике. В соответствии с этой позицией 2001 год был объявлен Организацией Объеденных Наций Годом диалога цивилизаций. Атаки на США 9/11 затруднили реализацию инициатив ООН, но в то же время придали дополнительный импульс для диалога, указав на новый глобальный вызов для всего человечества - терроризм. П. Бильгин заключает, что диалог цивилизаций имеет свои истоки в вопросах обеспечения безопасности (с. 9).

Идея развития межцивилизационного диалога также получила поддержку со стороны научного сообщества. Например, для Р. Фалька (Richard Falk) диалог цивилизаций является не просто естественной реакцией на новую глобальную историческую ситуацию, но и попыткой избежать воспроизведения вестфальской военной системы в формирующемся межцивилизационном контексте. Ф. Петито (Fabio Petito) указывал на важность в контексте диалога цивилизаций пересмотра западоцентристских и либеральных подходов, лежащих в основе современного международного общества (с. 10).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.