скую инфраструктуру на цели развития направляется менее 40% от общей суммы.
Поиски альтернативных источников финансирования экономического развития. В качестве источников долгосрочных инвестиций все чаще используются различные специализированные финансовые институты, такие как суверенные фонды национального благосостояния (sovereign wealth fund, SWF) и банки развития1. Однако фонды лишь в редких случаях непосредственно участвуют в проектах развития. Хотя поддержка долгосрочных проектов развития с помощью средств, изыскиваемых на международных рынках капитала, является прямой задачей банков развития, сохраняется необходимость в государственном финансировании долгосрочных проектов развития как на национальном, так и на международном уровнях.
В заключение авторы отмечают, что МФС до сих пор не располагает инструментами тушения «финансовых пожаров». Более того, эта система все в большей степени поощряет политические вмешательства, которые скорее усиливают депрессию и перекладывают бремя ее преодоления на страны-должники.
Е.Е. Луцкая
2016.03.019. ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, 2015-2016 гг.
The global competitiveness report, 2015-2016. World economic forum / Ed. by K. Schwab. - Geneva, 2015. - XVII, 384 p. - Mode of access: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015-2016/
Ключевые слова: конкурентоспособность; индекс глобальной конкурентоспособности; факторы конкурентоспособности; экосистема; инновационность.
На протяжении 35 лет в рамках серии докладов о глобальной конкурентоспособности эксперты Всемирного экономического форума анализируют ключевые факторы, влияющие на экономиче-
1 Банки развития - специализированные инвестиционно-кредитные институты, организованные в форме госкорпорации или на базе частно-государственного партнерства. Чаще всего они создаются для восстановления, реструктуризации и модернизации экономики. - Прим. реф.
ский рост и благосостояние населения той или иной страны. Под конкурентоспособностью понимается совокупность институтов, политик и факторов, определяющих уровень производительности в экономике какой-либо страны. Производительность, т.е. совокупная производительность факторов производства (total factor productivity), в свою очередь, влияет на уровень благосостояния граждан и доходность капиталовложений. Последний показатель представляет собой фундаментальный драйвер роста, поэтому более конкурентоспособная экономика с большой вероятностью будет расти быстрее в течение продолжительного периода времени.
Тенденции, наблюдаемые в мировой экономике после 2007 г., подтверждают гипотезу о том, что высокий уровень конкурентоспособности вносит значительный вклад в устойчивость экономики той или иной страны и создает условия для ее быстрого восстановления после кризисов. Так, в странах с высоким индексом глобальной конкурентоспособности (ИГК) в целом кризисные явления не привели к каким-либо серьезным последствиям (например, Германия и Швейцария), либо экономика таких стран смогла быстро восстановиться (в частности, американская экономика возобновила рост к 2010 г.).
В настоящем докладе представлен обзор конкурентоспособности 140 стран, в основе которого лежит расчет страновых ИГК в 2015-2016 гг. При его расчете используются общедоступные статистические данные и данные опросов руководителей компаний по всему миру. ИГК включает в себя средневзвешенные значения показателей, измеряющих различные факторы конкурентоспособности, сгруппированные в 12 категорий: качество институтов; инфраструктура; макроэкономическая среда; здоровье и начальное образование; высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг; эффективность рынка рабочей силы; развитость финансового рынка; технологический уровень; размер внутреннего рынка; качество бизнес-среды и иннова-ционность (с. 35-37).
Согласно рассчитанному индексу большинство развитых стран мира смогли восстановить свой докризисный уровень конкурентоспособности и находятся среди лидеров рейтинга ИГК, при этом ряд стран Восточной и Южной Европы занимают более низкие позиции в группе развитых стран (см. табл.). В частности, Гре-
ция имеет самый низкий ИГК среди развитых стран, занимая 81-е место. Кроме того, анализ показывает, что годы нестабильного развития и экономического спада привели к падению доверия к институтам общества, особенно в южно-европейских странах. Отмечается снижение качества инфраструктуры в США, Швейцарии, странах Северной Европы, Германии и Франции. Компании, работающие в зоне евро, отреагировали на достаточно медленные темпы восстановления экономики повышением уровня инновационно-сти. Страны, осуществляющие экономические реформы, -Франция, Ирландия, Италия, Португалия и Испания, демонстрируют значительные улучшения в сфере рыночной конкуренции и эффективности рынка рабочей силы (с. 18-19).
Таблица
Рейтинг ИКГ отдельных стран за 2015-2016 и 2014-2015 гг.
(с. XV)
Страна ИГК 2015/16 ИГК 2014/15 Страна ИГК 2015/16 ИГК 2014/15
Швейцария 1 1 Франция 22 23
Сингапур 2 2 Саудовская Аравия 25 24
США 3 3 Южная Корея 26 26
Германия 4 5 Китай 28 28
Нидерланды 5 8 Чили 35 33
Япония 6 6 Индонезия 37 34
Гонконг 7 7 Азербайджан 40 38
Финляндия 8 4 Италия 43 49
Швеция 9 10 Россия 45 53
Великобритания 10 9 Южная Африка 49 56
Канада 13 15 Турция 51 45
Катар 14 16 Индия 55 71
ОАЭ 17 12 Мексика 57 61
Малайзия 18 20 Бразилия 75 57
Австралия 21 22 Аргентина 106 104
Среди стран Европы с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ) лучшие ИГК имеют страны Балтии (Эстония - 30-е место, Литва - 36-е, Латвия - 44-е место) и Польша (41-е место). По мнению экспертов, для повышения конкурентоспособности страны этой группы нуждаются в продолжении структурных реформ, повышении гибкости рынка рабочей силы, развитии финан-
сового сектора, сокращении бюрократического прессинга, который в настоящее время называется главным фактором, усложняющим ведение бизнеса в этой группе стран.
ИГК в странах СНГ более однородны, чем в странах других регионов. Наилучший показатель ИГК - у Азербайджана (40-е место); Молдавия лидирует по уровню технологической готовности (technological readiness) и распространению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); Россия - по показателю качества и инфраструктуры. Россия (45-е место) улучшила такие показатели рыночной эффективности, как конкуренция на внутреннем рынке и регулирование бизнес-среды. Для повышения ИГК России необходимо усилить институциональную инфраструктуру, развивать финансовый рынок и повысить эффективность рынков товаров и услуг (с. 30).
В группе развивающихся стран (РС) и СФРЭ Азиатского региона наблюдается значительный диспаритет в уровне конкурентоспособности. Достаточно высоки показатели Китая (28-е место) и большинства стран Юго-Восточной Азии (Малайзия - 18-е место, Таиланд - 32-е, Индонезия - 37-е, Филиппины - 47-е, Вьетнам -56-е место), тогда как страны Южной Азии и Монголия (104-е место) находятся значительно ниже в рейтинге конкурентоспособности. В большинстве стран этой группы наблюдается отставание в развитии инфраструктуры. Кроме того, в странах этой группы недостаточен охват населения ИКТ (с. 21).
В регионе Латинской Америки и Карибского бассейна в последние несколько лет на фоне замедления экономического роста отмечается и стагнация ИГК. При этом здесь существует значительный разрыв между странами по уровню конкурентоспособности: Чили занимает в рейтинге ИГК 35-е место, Панама и Коста-Рика - 50-е и 52-е, Аргентина - 106-е, Венесуэла и Гаити - 132-е и 134-е места. Среди приоритетов экономической политики в регионе эксперты выделяют необходимость развития инфраструктуры, инноваций, повышения качества деловой среды и качества рабочей силы.
Почти все страны Ближнего Востока и Северной Африки в последнее время повысили уровень конкурентоспособности, при этом наивысшие показатели ИГК демонстрируют страны, входящие в Совет сотрудничества стран Персидского залива (Gulf
cooperation council) (Катар - 14-е место, ОАЭ - 17-е, Саудовская Аравия - 25-е, Бахрейн - 39-е место в рейтинге ИГК). Эксперты подчеркивают, что проблемой, требующей решения во всех странах региона, является создание возможностей для роста занятости среди молодежи, а также диверсификация экономик, повышение качества бизнес-среды и развитие мощного и жизнеспособного частного сектора.
В странах Африки южнее Сахары наблюдается значительные различия в уровне конкурентоспособности. Так, здесь лидируют Маврикий (46) и Южная Африка (49), при этом среди 20 стран с самым низким ИГК 15 стран расположены именно в этом регионе. Основными вызовами для стран Африки южнее Сахары являются слабые институты, плохо развитые инфраструктура, здравоохранение и система образования. Если этим странам удастся повысить качество образования и усовершенствовать структуру занятости, они смогут воспользоваться беспрецедентными возможностями роста, обусловленным увеличением численности рабочей силы, учитывая, что показатель численности населения работоспособного возраста (от 15 до 64 лет) в этом регионе к 2035 г. превысит значение аналогичного показателя во всем остальном мире (с. 22).
В докладе также освещается работа по переосмыслению сущностных характеристик и влияния каждого из факторов производительности на конкурентоспособность и по обновлению ИГК. Отмечается, что в ходе так называемой четвертой промышленной революции возникают и бурно развиваются абсолютно новые отрасли и экономические модели, тогда как другие отрасли резко сокращаются и / или исчезают. Чтобы оставаться конкурентоспособными в новых условиях, странам, по мнению экспертов, необходимо при формировании экономической политики делать особый акцент на развитии таких составляющих ИГК, как иннова-ционность, образование и финансовые рынки.
Анализируя образование как составляющую ИГК, специалисты указывают на связь производительности и таких «мягких навыков» (soft skills), как критическое и творческое мышление. Их развитие предполагает сочетание традиционных дисциплин с образовательными программами в сфере искусства (рисунок, театр, танец, музыка) и межличностных отношений, а также движение в сторону индивидуализации образовательных программ и методов
оценки получаемых знаний (с. 49). Предполагается усовершенствовать оценку эффективности финансовых рынков, в частности, индикаторы уровня развития финансовой системы и ее стабильности.
Кроме того, в будущем при определении уровня ИГК эксперты предлагают по-новому взглянуть на инновационность, предлагая рассматривать этот фактор как экосистему, элементы которой (образование, доступность финансовых средств, конкурентная среда, технологии) способствуют генерированию идей и их имплемен-тации в виде новых продуктов, услуг и / или процессов.
О.Н. Пряжникова
2016.03.020. ХОЛЛУОРД-ДРИМАЙЕР М., ПРИТЧЕТТ Л. КАК ДЕЛАЕТСЯ БИЗНЕС В РАЗВИВАЮЩЕМСЯ МИРЕ: ПРАКТИКА И НОРМЫ.
HALLWARD-DRIEMEIER M., PRITCHETT L. How business is done in the developing world: Deals versus rules // J. of econ. perspectives. -Princeton, 2015. - Vol. 29, N 3. - P. 121-140. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1257/jep.29.3.121
Ключевые слова: деловой климат; условия ведения бизнеса; государственное регулирование; развивающиеся страны.
В статье сотрудницы Всемирного банка (ВБ) М. Холлуорд-Дримайер и профессора Гарвардского университета Л. Притчетт ставится задача исследовать реальный деловой климат, возможности и условия ведения бизнеса в развивающихся странах (РС); рассматриваются также политика и результаты реформ в этой области.
Авторы указывают на два важных обстоятельства, характерные для делового климата в РС и подтвержденные многими исследованиями: 1) фирмы РС, пытающиеся соблюдать все нормы регулирования, вынуждены соблюдать сложные и обременительные процедуры и нести огромные затраты средств и времени; 2) на практике эти фирмы часто способны обойти правовые нормы законным образом. К тому же многие РС занимают низкие места в международных рейтингах по таким показателям, как «правопорядок», «степень бюрократизации», «эффективность государственного управления», «контроль над коррупцией».
Исследования показали, что юридические нормы и фактическое положение дел могут существенно различаться. Например,