ное отношение между репрезентациями и их референтами? В данном случае каузально-референциальная семантика не является «чисто референциальной». Иметь концепт «красный», относящийся к концепту «красный цвет», значит иметь ментальную репрезентацию типа, что это относится к тому, что говорится об актуальных или возможных вещах, которые являются красными. Таким образом, «красный» и «красный цвет» выражают второпорядковое свойство; это есть свойство, которое имеет репрезентацию именно в силу каузальных свойств других репрезентаций; в частности в силу их способности быть отнесенными к примерам красноты (с. 152-153). Это естественно, поскольку с метафизической точки зрения свойства являются предметами второго порядка. Если принять, что существуют определение «свойства красный» или в качестве смысла соответствующего концепта, то получился бы «круг» в определении. Но поскольку для авторов не существует ни определений, ни смыслов концептов, то круга не появится. Все, что они имеют, суть экстенсионалы. «Для спецификации содержания концепта необходимы дескрипции, которые имеют те же экстенсиона-лы, что и сами концепты» (с. 153). Тот факт, что виды предполагаемых контрпримеров для каузальной теории референции являются настолько неоднородны, наводит на мысль, что возможно они могут быть сделаны по частям.
Авторы полагают, что не существует реальных окончательных аргументов против точки зрения, что концептуальное содержание сводится к референции; или против точки зрения, что средством передачи концептуального содержания являются, в первую очередь, ментальные репрезентации; или против точки зрения, что референция ментальных репрезентаций следовала за их каузальными отношениями.
Л.А. Боброва
2016.03.007. ЯСТРЕБ Н А. КОНВЕРГЕНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ФИЛОСОФСКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. - Вологда: ВоГУ, 2014. - 250 с.
Ключевые слова: конвергенция; технология; философия; эпистемология; наука.
Выбор эпистемологического подхода для философского анализа феномена НБТС-конвергенций детерминирован тем, что
«именно трансформация структуры и методов познавательной деятельности, изменение понимания научного знания, происходящее в эпоху технонауки, определяет в конечном итоге социальные и ценностные преобразования, вызываемые научно-техническим развитием» (с. 3).
В настоящее время происходит становление трансдисциплинарных подходов, для которых характерно не просто использование результатов и методов одних наук в других, а совместное исследование сложных объектов представителями разных областей. Наиболее ярко эта тенденция проявляется на примере конвергентных технологий (нано-, био-, информационных и когнитивных), которые сближаются в области передовых, прорывных исследований. «НБИК-технологии начинают определять направление развития как технических наук, так и научного знания в целом. Техническое знание преодолевает ярлык прикладного, становится основой для развития остальных наук, что и является одним из основных признаков технонауки» (с. 20).
Становление технонауки изменило характер взаимоотношений науки и философии. Онтология и эпистемология, определяя основания ее философского осмысления, позволяет по-новому взглянуть не только на технологию (как самостоятельный феномен), но и на традиционные философские вопросы. В технонауч-ном познании фокус эпистемологии смещается с форм теоретического знания в сторону конструируемых объектов. Объектами эпистемологии становятся «вещь как знание», артефакты, модели и симуляции, экспериментальные системы и т. д.
В когнитивных науках сложилось разделение понятий знания и форм представления знания. «Суть технического познания состоит в том, чтобы перевести математические и естественно-научные знания в форму объекта, используемого для решения практических задач» (с. 29). Вместе с тем результаты технического познания ошибочно было бы сводить исключительно к технике, материальным устройствам. Они могут быть представлены в виде алгоритма, математической, компьютерной, графической модели, программы, базы данных и т. д. В то же время техническим объектом программа станет только после ее реализации на вычислительной машине. В целом воплощение знания в техническом объекте представляет собой перевод из языка высказываний на язык техники. Здесь вста-
ет вопрос: Появляется ли при переводе что-то принципиально новое? Конструирование технического объекта необходимо предполагает не только перенос знаний из языковой формы в форму устройства, но и их конвергенцию, эпистемологическое единство. «Синтез знания здесь является не формальным, приписываемым, а подлинным гегелевским синтезом, приводящим к появлению онтологически самостоятельного объекта реальности» (с. 30). Обратное конструирование (reverse engineering) направлено на исследование готового технического объекта с целью выявления знаний, заключенных в нем.
Другая особенность технических объектов связана с тем, что они отражают субъекта. «Анализ техники как источника знаний о субъекте может дать интересное рассмотрение одного из важнейших вопросов об истории человека - о времени возникновения абстрактного мышления» (с. 35). Так, создание лука со стрелами, по утверждению Л. Мэмфорда, можно считать изобретением, свидетельствующим о развитой способности к абстрактному мышлению. Изделия ремесленной доиндустриальной эпохи носили индивидуальный характер. Технические объекты отражали их автора, его знания, мастерство, вкус. По ним можно судить о месте и времени создания изделия. Современные технические объекты в качестве оснований используют не только математические и физические знания, но и представления о человеческом интеллекте, мышлении, восприятии, других высших познавательных процессах. Современный проект развития конвергентных технологий «отражает стремление к созданию самосовершенствующейся среды, процесс эволюции которой человек может контролировать и направлять» (с. 38). Американский и европейский подходы к формированию программ NBIC-конвергенций несколько различаются.
Первая конференция по тематике NBIC состоялась в 2001 г. «и сразу же показала степень заинтересованности бизнеса, государства и армии в развитии конвергентных технологий» (с. 41). По итогам конференции был издан сборник работ, посвященный анализу различных аспектов NBIC-конвергенций. В редакционной статье М. Роко и В. Бейнбридж определили круг ключевых вопросов: каковы последствия интеграции науки и конвергентных технологий; какие инновационные идеи могут направлять исследования для улучшения человечества; какие вопросы являются наиболее
актуальными для науки и образования; что нужно сделать, чтобы достичь наилучших результатов в течение следующих 10-20 лет, и др.
Предложенный подход достаточно радикален, выдвигая идеи кардинальных телесных, социальных и экономических преобразований. В центре внимания стоит человек, его здоровье, продолжительность жизни, телесные и интеллектуальные способности. Были выдвинуты 15 социальных инноваций, которые могут быть осуществлены уже в 2012-2022 гг.
Вскоре после первой конференции по НБ1С-технологиям, сразу несколько стран создали собственные рабочие группы по данной тематике и сформировали национальные проекты. Европейский союз в декабре 2003 г. создает экспертную группу под руководством К. Бруланд и А. Нордманна. Цель работы экспертной группы состояла в определении потенциала и риска конвергентных технологий, анализе возможностей их применения для преобразования окружающей среды и решения политических задач. В целом, европейский подход отличает критическое отношение к идеям американской программы, подчеркивая риски и новые проблемы, выражая большую обеспокоенность радикальным вмешательством технологий в физиологию человека и социум. Искусственная среда, построенная на принципе единства мира в наномасштабе... представляет собой не «вторую природу» как надстройку над первой, а вторую природу вместо первой. Однако «различия между подходами не означает расхождения в понимании значимости развития конвергентных технологий» (с. 54).
Одно из основных отличий российского подхода состоит в рассмотрении конвергентных технологий как основания технологического уклада, соответствующего шестому большому экономическому циклу Кондратьева. НБ1С-технологии как ядро будущего шестого уклада вошли в перечень критических технологий Российской Федерации. К основным инновациям шестого уклада относят также альтернативную энергетику, глобальные промышленные сети, генную инженерию, технологии построения гибридных систем. Принципиальное отличие шестого уклада от предыдущего составляет сама конвергенция, которая может дать синергетический эффект взаимного стимулирования направлений, входящих в ее структуру. Автор отмечает, что, к сожалению, в нашей стране
«разработанные и внедряемые программы развития отдельных направлений не демонстрируют системного подхода, который мог бы привести к синергетическому эффекту в смежных областях» (с. 59).
В философии науки в последние 10 лет ведутся дискуссии по поводу места нанотехнологий и нанонауки в структуре научного познания, их влияния на человека и общество. С точки зрения автора, заслуживает внимания термин «нанотех», «в силу того что в последние несколько лет он приобрел значение глобального проекта по преобразованию природы, техники, науки, человека и общества, базирующегося на неоредукционистском и неомеханицист-ском понимании мира, принципы построения всех объектов которого едины в наномасштабе» (с. 71). Реабилитация редукционизма связана с использованием в нанонауке метода самосборки, позволяющего создавать иерархические системы из имеющихся малоразмерных структур. Авторы НБ1С-технологий особо подчеркивают, что «такой подход не только не противоречит принципу холизма, но и сам может рассматриваться как новый (конвергентный) уровень холизма» (с. 75).
Формирующаяся с помощью конвергентных технологий техническая среда приводит к тому, что «традиционные представления о социальном и природном мире уже не вполне адекватны действительности» (Аршинов В.И., Лебедев М.В., цит. по: с. 75). Ученый имеет дело не столько с природой, сколько с искусственными артефактами, опираясь на методы и технологии, применимые только в лаборатории (1аЬ-81а&е8).
Биотехнологии занимают в структуре современных технологий особое место, именно с их развитием связываются надежды на прорыв в медицине, исследованиях мозга, и в конечном счете на улучшение качества жизни человека. Однако существуют разногласия в правовой оценке применения биотехнологий. Американский подход основывается на том, что, если человечество использовало биотехнологии раньше, то нет необходимости запрещать их сейчас, контролируя лишь применение ее результатов. Европейское законодательство, напротив, направлено на регламентирование вмешательства в биологические системы и процессы.
В методологическом плане одним из следствий развития биотехнологий стала «информатизация жизни». Ее описание осуществляется в информационных терминах: «генетический код»,
«перевод», «редактирование», «выражение» и т.д. Симбиоз биологических методов и информационных технологий сделал возможным появление синтетической биологии. В ее рамках ставится амбициозная цель разработки всей генетической цепочки от «строительных блоков» к новому организму, либо даже создания жизни «с нуля».
Информационный подход к описанию жизни подвергается резкой критике. Критики опираются на то, что имеется множество толкований информации, несовместимых с естественно-научным подходом, и кроме того, можно описать биологические процессы без привлечения данной категории. Примером может служить концепция автопоэзиса Ф. Варелы и У. Матураны. В то же время появление таких направлений, как биоинформатика, нейроинформати-ка, вычислительная биология, свидетельствует о превращении биотехнологии в технонауку (с. 81).
Среди входящих в структуру NBIC-конвергенции направлений информационные технологии являются наиболее развитым и используемым продуктом. Современные информационные технологии представляют собой качественно новые средства обработки информации. В их основе лежат принципы конвенциональности, фрактальности, сетевой организации, открытости и интегрируемости с другими средствами и т.д., что приводит к возникновению определенного потенциала самоорганизации в этих системах (с. 94).
Обращение философии к анализу компьютерных наук и информационных технологий исторически началось с исследований в области искусственного интеллекта (ИИ). Родоначальники ИИ и компьютерных наук Д. Маккарти, А. Тьюринг, М. Минский показали, что развитие данной области необходимо приводит к переосмыслению фундаментальных философских понятий, таких как разум, сознание, человек, познание и др.
Л. Беркхолдер ввел понятие «информационный поворот в философии», имея в виду не только расширение области исследований, но и внедрение новых вычислительных методов в философию (с. 100).
Наиболее успешным является применение вычислительного подхода в области исследования мышления (The computational theory of mind). Однако его применение не является универсальным.
К числу трудных относится, например, проблема интенциональных объяснений и преднамеренных действий (основанных на целях, намерениях, желаниях и т.д.). «Постановка задачи прояснения таких понятий, как вычисление, алгоритм, вычислительная машина привело к новой постановке вопроса о природе разума, рассуждений, сознания, появлению новых гипотез, аргументов и теорий. Является ли это достаточным основанием для утверждения о повороте в философии, вопрос, безусловно, дискуссионный» (с. 107).
Одним из проявлений NBIC-конвергенции стали начавшиеся фундаментальные преобразования в производственной сфере, основанные на информационных технологиях нового поколения, внедрении нанотехнологий и реализации когнитивного подхода в автоматизированном управлении производством. Эти инновации лежат в основе концепций новой промышленной революции, предложенных американской и немецкой группами исследователей.
В настоящее время зарождается новое направление в исследовании ИИ. В его основе лежит «задача создания способной к автономному существованию и самоуправлению среды, получившей название «Ambient Intelligence», или «разумное окружение» (с. 116). Для успешной реализации программы разумного окружения необходимо, помимо технического и программного обеспечения, выполнение двух условий, а именно разработки надежных технологий защиты персональной информации и готовности человека к существованию в умной среде.
Основная задача всех когнитивных наук на современном этапе - это понимание организации и принципов работы мозга. В то же время обсуждается необходимость развития когнитивных технологий как способов и средств воздействия на познавательные способности, сознание и поведение человека (с. 123).
Выделяются два основных подхода к моделированию познавательных способностей человека: традиционный, вычислительный, на основе компьютеров с последовательным алгоритмом работы, и нейрокомпьютерный. Особенностью работы нейрокомпьютера является параллельность и распределенность обработки информации. «В отличие от обычного компьютера, нейрокомпьютер не программируется, а подобно человеку, обучается» (с. 161).
В 90-е годы ХХ в. на основе достижений в нейрокомпьютин-ге (разработке нейросетевых технологий) возникает новое направ-
ление, в задачу которого входит разработка синергетического (самоорганизующегося) компьютера.
Среди всего многообразия NBIG-проектов автор выделяет в качестве первостепенных следующие: моделирование мозга, исследование когнитомов (исследование совокупности сложных когнитивных элементов) и создание интерфейсов «мозг - машина».
Обращение естественных и технических наук к изучению человека привело к изменению парадигмы инженерной деятельности. В ее круг входит учет психологических, экономических, экологических, ценностных, социокультурных и других аспектов. Включение социальной науки как полноправного участника конвергентного развития ведущих технологий отражено в термине NBIGS-конвергенция.
В условиях быстро развивающихся конвергентных технологий становится актуальной проблема обучения. С одной стороны, обучение разработчиков новых технологий, а с другой - потребителей, которые должны постоянно осваивать новые устройства и новые формы деятельности, а также научиться оценивать риски, неизбежно связанные с внедрением технологий. По прогнозу Агентства стратегических инициатив (АСИ), развитие образования будет идти в сторону его разделения. Наиболее доступным будет массовое, «безлюдное» обучение с применением новых технологий (таких как ИИ в качестве учителя, дистанционное образование и т.д.). Дорогостоящее «живое» образование будет основано на личном взаимодействии с высококвалифицированными преподавателями, с созданием «команд» (в том числе с обучением в специальных сообществах) (с. 199).
Распространение Интернета, создание доступных 3 D принтеров и смарт-технологий вызывает новый этап DIY-культуры (от англ. Do it yourself = сделай это сам) и «отражает новые мировоззренческие настроения - потребность быть самостоятельным не вовне, а внутри новой технической среды» (с. 201). Таким образом, NBIG-конвергенция может коренным образом изменить направление развития системы образования.
Начиная с 80-х годов ХХ в., формируется интерактивная модель производства и внедрения научных знаний (С. Клайн, Н. Розенберг). Новый характер взаимодействия науки и технологий проявляется в инновационной деятельности, понимаемой как еди-
ный процесс фундаментальных и прикладных исследований. Применительно к конвергентным технологиям «программа NBIG-конвергенции не предполагает сведения науки к технологиям и перехода фундаментальных исследований на второй план, а подразумевает необходимость холистического исследования природы и общества» (с. 221).
Л.А. Боброва
2016.03.008. БЕРАН О. ВИТГЕНШТЕЙНОВСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ТЕСТЕ ТЬЮРИНГА.
BERAN O. Wittgensteinian perspectives on the Turing test // Studia philosophica Estonica. - Tartu, 2014. - Vol. 7, 1. - P. 35-57.
Ключевые слова: тест Тьюринга; искусственный интеллект; мышление; Витгенштейн.
В статье чешского философа Ондржея Берана из Университета Западной Богемии рассматриваются некоторые затруднительные моменты в понимании теста Тьюринга (TT), эмпирического теста, предложенного Аланом Тьюрингом в 1950 г. в статье «Вычислительные машины и разум», опубликованной в журнале «Mind». Согласно ТТ, человек (судья) в письменной форме через компьютер общается с одним компьютером и одним человеком. На основании ответов на свои вопросы он должен попытаться определить, кто компьютер, а кто человек. Если судья не может сказать определенно, кто из собеседников является человеком, то машина прошла тест и может считаться думающей, имеющей сознание. Для прохождения ТТ было предложено множество программ, например ELIZA (1966) и PARRY (1972), которые проходили тест лишь в его частном, усеченном виде (испытуемым не говорили, что среди их собеседников присутствует машина, а случаи обнаружения машины не выходили из нормы вероятностной погрешности).
Автор статьи рассматривает важность различения концептуальных и эмпирических перспектив теста, а также выделяет основные моменты, которые приводят к фундаментальным проблемам сознания, вытекающим из ТТ (например, можно ли отождествлять имитацию мышления с самим мышлением). Он указывает на то, что со стороны философии Витгенштейна позднего периода была