паспорта (на короткие и длительные сроки) и свободно перемещаться по России и за рубежом, зачисляться в купеческое, мещанское и казачье сословия. При этом в XIX в. в регионе не проводилось принудительной христианизации коренного населения, исповедовавшего ислам, буддизм.
Центральные власти Российской империи организовывали, планировали и финансировали заселение Казахстана и Средней Азии мигрантами из Европейской России, Украины, Белоруссии. На вновь присоединенных и пограничных землях шла разработка минеральных ресурсов, нефти, угля, железных и медных руд, золота, драгоценных камней.
В заключительной главе характеризуется демаркация государственной границы в регионе во второй половине XIX - начале XX в. Средняя Азия, как полиэтничная территория, оказалась тесно связана с судьбами Российского государства. Преемственность истории, культуры, правовых норм породила новую, евразийскую общность.
В. С. Коновалов
2016.03.007. ВИНЬКОВЕЦКИЙ И. РУССКАЯ АМЕРИКА: ЗАОКЕАНСКАЯ КОЛОНИЯ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ИМПЕРИИ 1804-18671 / Пер. с англ. Константинов И.; Науч. ред. перевода Миллер А. - М.: НЛО, 2015. - 320 с. - (Historia Rossica) (Окраины Рос. империи).
Ключевые слова: Россия как колониальная империя; Русская Америка; заморская колония России; развитие Аляски.
Книга Ильи Виньковецкого, родившегося в России, выросшего и получившего образование в США, а в настоящее время -профессора Университета Саймона Фрейзера (Ванкувер, Канада), посвящена истории русской Аляски, единственной «настоящей» заморской колонии России. Термины «русская Аляска», «русская колония в Америке», «Русская Америка» используются в книге для обозначения территориальных владений Российской империи на Алеутских островах, Североамериканском материке и прибрежных
1 Vinkovetsky I. Russian America: An overseas colony of a continental Empire, 1804-1867. - Oxford; N.Y.: Oxford univ. press, 2011. - 272 S.
островах (с. 12). Автор исследует социальные, экономические, политические, культурные и религиозные особенности развития этой территории. Книга состоит из предисловия, введения, к которому примыкает специальная теоретическая и историографическая первая глава «Заокеанский колониализм континентальной империи», двух подразделенных на главы частей «Строительство колониальной системы» и «Обрусение аборигенного населения», заключения.
В книге использован широкий круг источников: материалы из российских (РФА РАН, РГИА, РГАМФ, АВПРИ и т.п.) и американских архивов (Библиотека Конгресса США, Национальный архив в Вашингтоне, Библиотека Бэнкрофта в Беркли); воспоминания, путевые записки, исследования и описания, созданные авторами XIX в., и т.п. В приложениях публикуется Список директоров Главного Правления Российско-Американской компании с 1799 по 1871 г.; Список Главных правителей Русской Америки с 1802 по 1867 г.
Первая часть работы посвящена новым подходам в управлении единственной заморской территорией России, которые не использовались в других ее регионах. Важную роль в формировании «заморского колониализма» сыграли кругосветные плавания, совершавшиеся кораблями российского военного флота с 1804 г. Всего пятью годами ранее, в 1799 г. была организована Российско-Американская компания (РАК), просуществовавшая до 1871 г. и на четыре года пережившая продажу Аляски Америке. РАК, пишет автор, стала первым российским предприятием, совмещавшим акционерную форму собственности, декретную легитимность и функцию колониального управления. «Устав, данный РАК имперским правительством, был аналогом хартий (chartered), которые западноевропейские правительства выдавали своим компаниям, основанным для эксплуатации заморских колониальных ресурсов и являвшимся, таким образом, зафрахтованными компаниями (chartered companies)» (с. 24).
Первоначально РАК была акционерным обществом, созданным российскими предпринимателями (в основном представителями сибирских купеческих промысловых компаний) и правительством. «Первый устав компании указывал, что она находится под покровительством императора и получает эксклюзивные права на управление североамериканскими территориями Российской импе-
рии на срок продолжительностью двадцать лет» (с. 54). Приобрести акции компании мог любой гражданин Российской империи, но в основном среди акционеров были купцы и дворяне. Со временем акционерами компании стали не только представители петербургской аристократии, но даже император Александр I и члены его семьи. Таким образом, уменьшалось влияние купцов и увеличивалось влияние дворян и чиновников. Владельцы как минимум десяти акций могли голосовать на ежегодном общем собрании, на котором избирались директора компании (первоначально их было четыре, потом пять человек) и подсчитывались прибыли и расходы компании. По решению правительства, РАК, в числе прочих, выполняла функции административного управления территорией.
По словам И. Виньковецкого, «заморская колония была единственной в Российской империи территорией, где флот играл столь существенную роль» (с. 25), и это обстоятельство уже с 1818 г. определило особенности управления Аляской. Автор объясняет это следующим образом: «За грубоватым промышленником требовался тщательный надзор, чтобы он не злоупотреблял своим положением по отношению к аборигену; подобные наблюдательные функции нельзя было доверить купцу, потому что он был склонен ценить наживу выше чести. Только заслуженный офицер Российского императорского флота - благородный аристократ и преданный слуга государства - был достоин полного доверия царской власти и способен принимать ответственные решения в отдаленной колонии» (с. 71-72). Русские военные уважительно относились к умениям и навыкам аборигенов, восхищались храбростью тлинкитов в военных действиях, искусностью алеутов в плавании на байдарках и охоте на калана. Но, замечает далее автор, русские морские офицеры были настроены благожелательно к коренным жителям Аляски, если аборигены «знали свое место в имперском порядке» (с. 72).
Поселения русских колонистов создавались на территориях алеутов, кадьякцев и тлинкитов - представителей разных этнических групп коренного населения края. Они по-разному выстраивали отношения с колонистами. Алеуты первыми начали контактировать с русскими промышленниками. В течение нескольких десятилетий традиционные культура алеутов и модель их хозяйства во многом изменились. В 1780-х годах на острове Кадьяк было основано постоянное русское поселение, которое до 1807 г. явля-
лось административной столицей Русской Америки. Тлинкиты, индейское население Юго-Восточной Аляски, чьи поселения были разбросаны по множеству островов, оказывали активное сопротивление русской колонизации.
Основу экономики Русской Америки составлял труд аборигенов. Чиновники РАК делили местное население на «зависимых» и «независимых». «Зависимые» аборигены, в основном алеуты и кадъякцы, жили в русских поселениях и находились под непосредственным административным контролем РАК. Большинство тлин-китов относились к категории «независимых». Местное население должно было добывать и обрабатывать рыбу, охотиться на каланов, морских котиков, обеспечивая добычу меха. Женщины (за исключением жен вождей) поставляли в РАК определенное количество корзин ягод и сараны (съедобное корневище лилий), шили традиционную промысловую одежду - парки. «РАК извлекала прибыль, продавая охотникам-аборигенам эти парки, сшитые их же женами, сестрами и матерями» (с. 122).
Еще одной группой населения Аляски были креолы - дети, рожденные от связей русских мужчин и аборигенных женщин. Креолы не выполняли работ, которые выполняли туземцы, мальчиков-креолов даже не учили охотиться. Вместо этого детей отправляли в школы и поощряли приобретать знания, необходимые для работы на РАК. «Многие креолы трудились на компанию, занимая такие же рабочие места и выполняя ту же работу, что и русские, но получая меньшую компенсацию от РАК» (с. 123). По данным этнографов, 80% русских, проживающих в колонии, были либо администраторами, либо обслуживали корабли, либо занимались обороной поселений.
РАК определяла оплату труда работников, владела монополией на доставку жизненно необходимых товаров, которые продавались в магазинах колонии. Завышенные цены на товары компания оправдывала высокими транспортными расходами. Кроме того, отмечает И. Виньковецкий, компания постоянно обременяла охотников долгами: до отправки в экспедиции их обязывали приобретать в долг вещи, необходимые для охоты. После возвращения происходил расчет, но часто охотники оставались должны компании, следовательно, они были обязаны участвовать в других экспедициях. Если охотник умирал, то его долг переходил на его родных.
«В целом система организации труда, установившаяся в Русской Америке, являлась результатом адаптации и импровизации. Она резко отличалась от подобных систем в других частях как Российской империи, так и всего колониального мира. Примечательно, что РАК больше всего зависела именно от того коренного населения, которое классифицировала как зависимое от нее. Коренные жители являлись источником необходимой жизненной силы для деятельности колониальной компании» (с. 125-126). РАК было выгоднее облагать обязательствами и контролировать местных охотников, которые учились этому с детства в своих племенах, что, естественно, не стоило компании ни копейки, чем привозить из-за океана людей и обучать их. РАК организовывала охотничьи партии и отправляла их на охоту, иногда целые партии туземных охотников одалживались британским и американским морякам, которые расплачивались с РАК мехом калана.
Подобная форма организации труда отличалась от организации пушного промысла в Сибири - там русские и сами охотились на зверя, и собирали ясак (натуральный налог, прежде всего пушнину) с местного населения. В иностранных компаниях, занятых добычей пушнины, обычно обменивали промышленные товары на мех, но не устанавливали прямой административный контроль над местным населением, пишет автор.
РАК в беспрецедентной степени, по словам И. Виньковецко-го, вмешивалась в жизнь своих аборигенных работников. Форма эксплуатации коренного населения была гибридной, «это была некая адаптация сибирской модели охотничьих артелей, смешанная с традиционной практикой алеутской охоты и принудительной формой труда, привезенной на Алеутские острова русскими захватчиками XVIII в. и навязанной ими местным жителям еще до появления РАК. Отношение компании к своим аборигенным работникам скорее напоминало трудовые отношения, связанные с сельским хозяйством и другими формами принудительного труда, чем с экономическими устоями, превалирующими в пушном промысле на суше» (с. 127).
Во второй части «Обрусение аборигенного населения» И. Виньковецкий анализирует не только насильственные (долговые обязательства, прямое насилие, вторжение) способы принуждения туземцев к труду, но и мирные стратегии, экономические, религи-
озные, социальные. С 20-х годов XIX в., когда морские офицеры (Л.А. фон Гагенмейстер, С.И. Яновский, М.И. Матвеев, П.Е. Чистяков, Ф.П. фон Врангель и др.) стали занимать руководящие посты, «в колонии установился более патерналистский и аристократический порядок взаимодействия с коренными жителями» (с. 155). На это повлияло, в частности, сражение с воинственными племенами тлинкитов за остров Ситка, их традиционную территорию. В 1799 г. русские, прибывшие на остров, заключили соглашение с тлинкитами и построили крепость. Три года спустя тлинкиты разрушили крепость, ограбили и подожгли поселение, русские и зависимые аборигены были убиты или пропали без вести. Гнев местного населения вызвало то, что русские попирали их традиции, нарушали договоренности о границах территории, не выказывали уважения племенной знати, насиловали местных женщин. В 1804 г. русские взяли реванш и восстановили свое присутствие на острове. На месте разрушенной туземцами крепости построили Ново-Архангельск, неофициальную столицу Аляски. Тлинкитам разрешили создать поселение рядом с Ново-Архангельском; увеличился объем торговли с ними, русские продавали им чугунную и медную посуду, одеяла, табак. Колонисты научили туземцев выращивать картофель. Русские прилагали заметные усилия, пишет И. Винько-вецкий, стремясь расширить число аборигенных торговых партнеров, привлечь на свою сторону племена, торговавшие с английскими и американскими купцами.
Колониальные власти проводили гибкую культурную политику, чтобы, с одной стороны, поддерживать сложившийся уклад жизни аборигенов, с другой стороны, адаптировать их к русской культуре. «Они хотели сохранить, хотя бы на какое-то время, те элементы уклада жизни коренного населения, которые способствовали российским колониальным и коммерческим интересам» (с. 195).
И. Виньковецкий упоминает о том, что, учитывая пристрастие туземцев к табаку, РАК иногда оплачивала их труд листьями табака. Что касается алкоголя, то еще до прихода колонизаторов некоторые племена Аляски пили сброженный сок ягод, но пришельцы познакомили их с более крепкими напитками, например ромом. Злоупотребление алкоголем стало проблемой не только среди туземцев, но и среди колонистов, в том числе и креолов. До-
вольно быстро осознав пагубность алкоголя для аборигенов, руководители колонии на протяжении ряда лет предпринимали разные меры, чтобы ограничить доступ к алкоголю для поселенцев и туземцев. Но, по воспоминаниям очевидцев, была распространена нелегальная торговля алкоголем; некоторые виды работ в колонии оплачивались только ромом.
Важным элементом русификации населения было крещение в православную веру. И. Виньковецкий считает, что крещение было одним из механизмов внедрения патернализма. «Отношения между крестными отцами - русскими - и их крестными детьми - аборигенами - напоминали семейные: к моменту крещения новообращенный коренной житель колонии устанавливал со своим крестным отцом символическую связь "отпрыск - отец". Русские брали на себя обязательства прежде всего заботиться о потребностях своих аборигенных "детей", при этом они надеялись, что крещеные работники будут проявлять больше послушания и более усердно заниматься охотой» (с. 212). Аборигены получали преимущества от крещения, они старались выбрать крестного отца, обладающего определенным положением и престижем. От крестного отца они получали не только русское имя, но устанавливали особые отношения, получали подарки, приглашения на праздники и т.п.
Огромную роль в распространении православия на Аляске сыграл епископ Иннокентий, в миру Иоанн Евсеевич Вениаминов (1797-1879). Энергичный и деятельный миссионер, он был хорошим организатором, сумевшим наладить сотрудничество церкви и РАК. Он был еще и ученым, не просто освоившим язык коренных жителей, но и создавшим алеутскую письменность. В трехтомной работе «Записки об островах Уналашкинского отдела» (1840) Вениаминов подробно и обстоятельно описал внешность, традиционные верования, обычаи, «черты характера» алеутов и тлинкитов, уделил внимание перспективам распространения православия среди этих народов.
«Среди некоторых групп индейцев и эскимосов Аляски православие остается доминирующей религией и сегодня. Оно настолько укрепило свои позиции, что коренные народы считают православное христианство своей аборигенной верой, противопоставляя его религиозным верованиям "белых" американцев» (с. 240-241).
Еще одним средством русификации были браки между русскими мужчинами и аборигенными женщинами. Правители Аляски поощряли подобные браки и следили, чтобы не возникало конфликтов между русскими и аборигенами. Местной женщине такой брак давал определенные преимущества, повышался ее социальный статус, престиж, материальное благополучие.
В 1867 г. Русская Аляска была продана Америке. И. Винько-вецкий считает, что продажа колонии соответствовала духу времени Великих реформ, стремлению сделать Россию более организованной и модернизированной. Аляска стала выглядеть дорогостоящим анахронизмом, уязвимой территорией, ее было бы сложно защитить в случае конфликта с Америкой или Великобританией. К тому же прибыль от колонии пошла на спад, а ее продажа позволила получить определенную выгоду, как финансовую, так и политическую.
Ю.В. Дунаева
2016.03.008. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. XVI - НАЧАЛО XX в. (ГРАНИЦЫ И ГЕОПОЛИТИКА) / Отв. ред. Кудрявцева Е.П. - М.: ИРИ РАН: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. - 264 с.
Ключевые слова: Россия, XVI - начало XX в.; российская геополитика; территориальная экспансия.
В сборнике очерков, подготовленных сотрудниками Института Российской истории, анализируются некоторые аспекты российской геополитики XVI - начала XX в.
В предисловии д-р ист. наук Г.А. Санин подчеркивает, что зарождение русского государства происходило «на стыке» европейского и азиатского типов цивилизации. Необходимость борьбы с кочевой степью обусловило появление восточного направления геополитики Руси и России. В процессе складывания Древнерусского государства зародилось и западное направление геополитики, определившее естественные рубежи Руси IX-XIII вв.
По мнению авторов статей сборника, основными причинами территориальной экспансии России были: 1) нехватка пригодной для обработки земли и неблагоприятные природно-климатические условия, которые вели к низкой производительности сельского хо-