Научная статья на тему '2015. 04. 013. Дубровская Т. В. Речевые жанры «Осуждение» и «Обвинение» в русской и английской лингвокультурах. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - 272 с'

2015. 04. 013. Дубровская Т. В. Речевые жанры «Осуждение» и «Обвинение» в русской и английской лингвокультурах. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - 272 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
234
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ / ПЕРЛОКУТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА / РЕАКЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 013. Дубровская Т. В. Речевые жанры «Осуждение» и «Обвинение» в русской и английской лингвокультурах. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - 272 с»

Подчеркивается, что «концептуализация сведений о действительности с опорой на актуальные в социуме стереотипы затрудняет восприятие и адекватную когнитивную обработку новых сведений, потенциально содержащихся в медиатекстах, обусловливая тем самым неадекватный результат категоризации сведений о мире -в первую очередь, при рецепции медиатекстов об инокультурной реальности и / или их рецепции в инокультурной среде инокуль-турным реципиентом» (с. 256-257).

Н.Н. Трошина

2015.04.013. ДУБРОВСКАЯ ТВ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ «ОСУЖДЕНИЕ» И «ОБВИНЕНИЕ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЛИН-ГВОКУЛЬТУРАХ. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - 272 с.

Ключевые слова: теория речевых жанров; перлокутивный эффект; отрицательная оценка; реакция.

Татьяна Викторовна Дубровская - д-р филол. наук, доц., зав. кафедрой английского языка Пензенского государственного уни-верситета1.

Объектом исследования является речевой жанр в институциональном дискурсе СМИ и художественной литературе; предметом - жанры «осуждения» и «обвинения» в русской и английской лингвокультурах. Основной целью исследования автор называет всестороннее описание данных жанров и «установление связи между национальным характером и особенностями коммуникативного поведения в русской и английской лингвокультурах» (с. 7). Монография состоит из «Введения», трех глав, «Заключения», списка литературы и исследованных материалов и списка сокращений.

В первой главе анализируются следующие аспекты речевых жанров «осуждение» и «обвинение» в русскоязычной и англоязычной лингвокультурах: 1) семантика существительных и глаголов, обозначающих речевые действия; 2) семантические формулы осуждений и обвинений (по методу семантических примитивов А. Вежбицкой); 3) ситуации, в которых высказываются осуждения

1 Автор работы: Дубровская Т.В. Судебный дискурс: Речевое поведение судьи (На материале рус. и англ. яз.). - М., 2010. - 351 с.

и обвинения, выявляются цели и мотивы говорящего, а также типы реакций адресата; 4) речевые тактики; 5) авторские ремарки.

Во второй главе предпринимается попытка комплексного описания и систематизации представлений о речевых жанрах «осуждения» и «обвинения». Сопоставление семантических полей данных жанров в двух исследуемых лингвокультурах демонстрирует взаимопроникновение компонентов полей по параметру «использование глаголов со значением отрицательной оценки».

Автор выводит следующие семантические формулы осуждения и обвинения:

«Осуждение (некто совершил плохие поступки)

Я думаю, что поступать таким образом (говорить) - плохо.

Ты поступаешь / поступил таким образом.

Следовательно, я считаю, что ты сделал плохо, и говорю тебе об этом.

Обвинение (некто совершил плохие поступки)

Ты совершил некий поступок, действие.

Совершать такие действия нельзя.

Знаю, что ты совершил эти действия, и говорю тебе об этом» (с. 74-75).

По мнению Т.В. Дубровской, прагматической основой для речевого жанра «осуждение» можно считать атрибуцию отрицательной оценки субъекта / объекта, исходя из собственного жизненного опыта, морально-этических установок в целом в ситуациях, когда морально-этические установки осуждающего субъекта вступают в конфликт с морально-этическими установками других индивидов.

Жанр «обвинение» основан на атрибуции объекта обвинения некоторых действий или качеств, которые:

1) безусловно, порицаются в обществе (преступления, правонарушения, общепринятые моральные нормы), например: «Как мы все знаем, детки, у Лидочки клептомания: как в Калинский гастроном на второй этаж войдет, так пустая выйти не может. Хоть сухой кисель, а стырит...» (с. 79);

2) порицаются в данном кругу общения, например: «Какой второй круг? Что вы тут права качаете? С чем вы к нам пришли? Фактура запущена. Походки в принципе нет. Кожа - как на старых зимних сапогах, в которых ходили по улицам, посыпанным солью. И главное, кто за вами стоит?» (с. 80);

3) должны быть, по мнению субъекта оценки, порицаемыми в обществе, например: «- Невероятная ситуация, - обратилась к Лине незнакомая дама с пучком. - Не понимаю, что здесь празднуют. Пир во время чумы. Я, член Союза писателей Украины, автор пяти книг для школьников, вынуждена голодать. Мою прозу перестали печатать. Я осталась на копеечной пенсии» (с. 80).

Характеризуя адресата и адресанта осуждения и обвинения в разговорной и художественной речи, автор отмечает, что степень близости между коммуникантами, соотношение их социальных статусов и ролей влияют на перлокутивный эффект. В публицистике характерной особенностью позиции автора осуждения и обвинения является не моральное, а статусное право давать оценки.

Анализируются мотивы, которыми руководствуются субъекты отрицательной оценки, исследуются ситуации использования жанров «осуждения» и «обвинения», анализируются объекты отрицательной оценки. На этой основе разрабатывается матрица соотношения этих компонентов (табл. 1, с. 97-107).

Таблица 1

Корреляция мотивов с жанрами и лицом объекта отрицательной оценки

Объект

Мотив Жанры отрицательной оценки Пример на русском языке Пример на английском языке

1 2 3 4 5 6

Изме-

нить (социальное) самочувствие объекта Осужде- 2-е лицо, 3-е лицо, связанное со 2-м А! Меня спасла только вот эта шапка. Это ты заболтал меня. «How vulear», I said,

1 ние / обвинение not turning my face from him. It was Nour who looked away1.

2 Изменить действия объекта Осуждение / обвинение 2-е, 3-е лицо Ну, зачем ты говоришь такие вещи при ребенке! — расстроилась Катя1. «I don't know why you 're laughing, — said my mother coldly»3.

1 Ellis A.T. The clothes in the wardrobe. - L., 1989. - 140 p. - Прим. реф.

2

Токарева В.С. Дом генерала Куропаткина // Токарева В.С. Маша и Феликс: Повести и рассказы. - М., 1999. - 512 с. - Прим. реф. 3 Там же. - Прим. реф.

1 2 3 4 5 6

3 Дать выход отрицательным эмоциям Осуждение / обвинение 2-е, 3-е лицо И вдруг теща неожиданно резко побежала за процессией, настигла ее уже у калитки и там заорала тонким въедливым голосом: — Негодяй! Негодяй! Ты погубил мою дочь! Осрамил святое имя ее отца! Нееегодяя-яй! — выла она, потрясая в воздухе костлявыми руками, не видя, что милицейские машины уже уехали... 1 «Oh, my God», said Janet. «Are you a novelist or are you not? What's the colour of his eyes?» «I don't know.» «You must know. You can't spend a week with anyone without knowing if their eyes are blue or brown. Is he fair or dark?»1

4 Обличить Обвинение 2-е, 3-е лицо Еще совсем недавно россияне называли детей в честь иноземного тренера, а нынче в кэвээновских шутках Гус фигурирует исключительно как лишенный каких-либо it's easy for someone with no financial concerns to comment — he has about five times this amount every week after tax — but politicians are clearly

моральных принципов наем- so far removed on how

ник, готовый за хорошие деньги тренировать хоть difficult living on a tight budget is in the current

сборнуюликероводочного заводаъ. economy (especially during this long cold snapJ4.

5 Инфор-миро-вать об отрицательной оценке Осуждение / обвинение 3-е лицо Ксения Собчак, ведущая церемонию награждения кинематографической премии «Ника», вновь умудрилась устроить политический скандал. Объектом ее провокации стала актриса и одна из создательниц благотворительного фонда «Подари жизнь», которая вышла на сцену, чтобы получить заслуженную на-граду5. 'No one knows why he'd painted his nails and the fact that he'd painted only one hand was even stranger', one guest told the Mail on Sunday. 'It looked most bizarre and Harry seemed a bit embarrassed by it. He kept slipping his hand in his jeans pocket

1 Ардаматский В. Суд // Роман-газета. - М., 1987. - № 17.

2

2 Maugham W.S. Virtue // Maugham W.S. Selected short stories. - М., 2000. -320 с. - Прим. реф.

Комсомольская правда. - 2009 (3 марта). - Прим. реф.

4 The Independent. - 2013 (2 мая). - Прим. реф.

5 Комсомольская правда. - 2012 (9 апреля). - Прим. реф.

6 The Daily Mail. - 2009 (15 марта). - Прим. реф.

1 2 3 4 5 6

Найти оправдание своим действиям, защи- Осуждение / обвинение 2-е, 3-е — Маня, как же ты так... неинтеллигентно? Мы ведь сами, — отец кивнул на наркома, — его пригласили. — А разве интеллигентно за стол не садиться, в разгово- «In fact, the data has been re-analysed with these extra cases and we still see this sap in mortality rate,» he said. «1 would not have been able to sleep this weekend knowing that there were people who misht have been operated on in a potentially unsafe environment»1.

6 титься рах не участвовать и только

от нападок, снять с себя от-ветст- лицо подслушивать? — возразила мама. — Может, он не подслушивает, а просто слушает? — Ума набирается? Нет, не ума, Володенька, а

венность сведений... Нечистая силаI1

Далее Т.В. Дубровская приводит перечень оснований для осуждения и обвинения, а также типичные речевые тактики, реализуемые в данных речевых жанрах (табл. 2, с. 121-156):

В описание речевого жанра автор также включает характерные (общие и специфические) для осуждения и обвинения типы вербальных реакций объекта, которые свидетельствуют о достижении субъектом перлокутивного эффекта. Так, к общим реакциям относятся: 1) оправдание себя или другого субъекта как осуждаемого или обвиняемого (неконфликтная реакция); 2) указание на незначительность поступка (неконфликтная реакция); 3) активная поддержка обвинения и осуждения собеседником в ситуациях, когда объектом обвинения или осуждения выступает 3-е лицо (неконфликтная реакция); 4) молчание или игнорирование (неконфликтная реакция); 5) непризнание вины, оспаривание истинной референтной ситуации как реакции на обвинение и несогласие с отрицательной оценкой (конфликтная реакция).

В отличие от речевого жанра «осуждение» к речевому жанру «обвинение», по мнению Т.В. Дубровской, присущи следующие специфические вербальные реакции: уступка, признание вины в ограниченном объеме (нейтральная реакция); иная интерпретация представленных фактов (конфликтная реакция); ответное обвинение (конфликтная реакция); попытка запретить обвинение (конфликтная реакция); просьба о прощении (неконфликтная реакция);

1 Алексин А. Ночной обыск // Алексин А. Собрание сочинений: Рассказы; повести: В 5 т. - М., 2001. - Т. 5. - 445 с. - Прим. реф.

2 The Independent. - 2013. - 31 марта. - Прим. реф.

поддержка обвиняемого (неконфликтная реакция); прекращение коммуникации (конфликтная реакция).

Таблица 2

Соотнесение жанров «осуждение» и «обвинение» с речевыми тактиками их реализации (с. 141)

В чем можно обвинять? Сопутствующие речевые тактики О чем можно выражать нелицеприятное мнение? Сопутствующие речевые тактики

Совершение неблаговидных, отрицательно оцениваемых действий эксплицитное предъявление вины; перформативное предъявление вины; обобщение («раздувание из мухи слона»); предъявление вины на будущее; предъявление некоторого ряда деликтов; предъявление вины под видом демонстрации хорошего отношения; предъявление вины через демонстрацию последствий деликта; предъявление вины через указание на правильное действие как альтернативу неправильному; предъявление вины в отвлеченной от адресата форме выражение отношения автора к действию и поступку осуждаемого эксплицитное выражение неодобрения; выражение неодобрения со ссылкой на Бога или обращением к Всевышнему; выражение неодобрения по поводу чужих действий в сравнении с собственными / чьими-то хорошими действиями; выражение неодобрения со ссылкой на собственные эмоции (ощущения)

Действия, в результате которых сложилась некая неблагоприятная ситуация, которую условно можно назвать продуктом деятельности обвиняемого нелицеприятное мнение может быть высказано о неодушевленных объектах, связанных каким-либо образом с другим субъектом

Проявление отрицательных человеческих качеств, черт характера результаты (продукты) деятельности

Определенный образ мышления или поведения внешний вид другого субъекта

Причастность к некоторому неодушевленному предмету / объекту, наносящему вред окружающим идеи, мнения, убеждения, утверждения, принадлежащие другому субъекту

Третья глава посвящена национально-культурной специфике речевых жанров «осуждение» и «обвинение». Автор указывает на наличие общих характеристик в вербальном выражении жанров в русской и английской речевых культурах. Так, эмоциональность выражается в обеих лингвокультурах при помощи глаголов-квалификаторов и предикативных групп с эмоциональным значением, метакоммуникативных средств со значением выражения авторского эмоционального восприятия ситуации, лексических номинаций со значением крайней степени эмоционально-отрицательной оценки. «В качестве национально-специфических характеристик

осуждений и обвинений выступают ирония английских самообвинений и жест морального самобичевания русских самообвинений» (с. 239). Русские и английские отрицательные самооценки, являясь схожими по форме, получают разную интерпретацию в контексте разных культур.

Л. Р. Комалова

2015.04.014. ДИСКУРС И СТИЛЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ / Под ред. Г.Я. Солганика, НИ. Клушиной, Н.В. Смирновой. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 268 с.

Ключевые слова: стиль и стилистика; функциональный стиль; дискурсология; дискурсивная стилистика; анализ дискурса; дискурсивные практики.

В книге обсуждается соотношение понятий «дискурс» и «стиль» как центральных категорий различных научных дисциплин -дискурсологии и стилистики. В статьях определяется сущность этих терминов, очерчиваются границы стилистики и дискурсоло-гии, формулируются их задачи, обозначается методология и намечаются перспективы исследований в этом направлении.

Раздел первый «Стиль и стилистика: Традиции и перспективы» открывается статьей С. Гайды «Философия стиля», в которой автор прослеживает основные этапы становления современной стилистики, подчеркивая, что стилистика относится к тем научным дисциплинам, которым присуща рефлексия по поводу познавательных процессов, возможно, даже в большей степени, чем многим другим областям лингвистики. В современном мире рефлексивность, основанная на сети познавательно-коммуникативных структур, ведет к высвобождению субъективности из детерминирующих структур традиции. По мнению автора, это способствует усилению стилевой и стилистической рефлексивности. Объектом интереса стилистики всегда был функционирующий язык. История понятий «стиль» и «стилистика» указывает на ее особую чувствительность к интеллектуальной атмосфере, в частности на зависимость от лингвистических парадигм. Этим объясняется и смысловой полиморфизм самих понятий «стиль» и «стилистика». Автор приходит к выводу, что стиль представлял собой в прошлом и является в настоящем изменяющимся конструктом познания. Совре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.