2015.04.012. АРВЕСЕНЕ Ф. де, НОСБЮШ И. ДАНЬ УВАЖЕНИЯ ЖАНУ ТИРОЛЮ.
ARVISENET Ph. de, NOSBUSCH Y. Hommage à Jean Tirole // Conjoncture. - P.: BNP PARIBAS, 2015. - N 1. - 30 p. - Mode of access: http://economic-research.bnpparibas.com/Views/DisplayPublica tion. aspx?type=document&IdPdf=25295
Ключевые слова: Жан Тироль; теория организации промышленности; несовершенная конкуренция; регулирование рынков; конкурентные стратегии фирм; теория побуждающих контрактов.
В статье сотрудников департамента экономических исследований банка «BNP PARIBAS» оценивается вклад лауреата Нобелевской премии по экономике 2014 г. Ж. Тироля в развитие экономической науки. Кратко изложив основные положения его теории, авторы обращаются к таким ее разделам, как поведение фирмы в области стратегических инвестиций и создание входных барьеров на рынке, стратегия хищничества, поведение многопродуктовых монополий, практика вертикальной интеграции, двусторонние (biface) рынки, конкуренция в сфере патентов и новых технологий, регулирование рынков.
Поведение компаний в условиях несовершенной конкуренции. В модели, предложенной Д. Фаденбергом (D. Fudenberg) и Ж. Тиролем (1984), рассматриваются две фирмы, одна из которых уже присутствует на рынке, а другая только намеревается на него выйти. Поведение последней определяется поведением фирмы, занимающей прочные позиции на рынке. В случае ценовой конкуренции, если эта фирма снижает цену, наилучшим ответом конкурента также является снижение цен. Если в результате инвестиций сокращаются предельные издержки, фирма, присутствующая на рынке, становится более агрессивной, в большей степени ориентируется на снижение цен. Новичок будет следовать ее примеру. Чем сильнее конкуренция, тем больше снизится прибыль обеих фирм. Стремление сохранить свою монопольную власть может вынудить фирму к сверхинвестированию.
Э. Маскин (E. Maskin) и Ж. Тироль (1990, 1992) обогатили этот подход, используя динамические модели, основанные на предположении, что решение, принимаемое в текущий момент, зависит от ранее принятых. Они перешли от рассмотрения двух пе-
риодов к бесконечному горизонту и показали, что при снижении цен одной из фирм, присутствующих на рынке, другие следуют ее примеру. При этом, однако, повышение цен одной из фирм не вызывает подобной реакции. Они также показали, что в ходе ценовой войны фирмы снижают цены для защиты своей доли рынка; причем в какой-то момент, когда одна из фирм, учитывая расходы на ведение войны, отказывается от этой стратегии и повышает цены, другие следуют ее примеру.
Стратегия хищничества. Эта стратегия предполагает временное снижение цены для устранения конкурента. В случае успеха стратегия войны на истощение (war of attrition), продолжающаяся до признания конкурентом своего поражения, позволяет применяющей ее фирме воспользоваться монопольной прибылью. Хищническое поведение фирмы может также преследовать цель снижения биржевой стоимости конкурента для последующей его покупки. Эта стратегия особенно подходит диверсифицированным фирмам, у которых есть возможность использовать перекрестные субсидии рынков/продуктов. Если фирма-хищник не связана финансовыми ограничениями, она может действовать более агрессивно и в течение более длительного времени. Если конкурент находится в более сложной финансовой ситуации, вероятность благоприятного исхода для компании-хищника возрастает.
Конкуренция и цена доступа. Поставщик ресурсов обычно занимает на определенном рынке прочные позиции (такая ситуация типична для сетевых видов деятельности - телекоммуникации, электроэнергетика). В этом случае регулятор не должен допускать повышения поставщиком стоимости доступа к ресурсам (пользованию сетью), поскольку при слишком высокой цене доступа он может закрыть рынок для потребителей. Регулятор может выявить чрезмерный уровень цены доступа к промежуточному продукту, сравнивая его с ценой, устанавливаемой фирмой-поставщиком на свой продукт на потребительском рынке. Та же проблема возникает, когда доступ к сети предполагает ее расширение (создание новых инфраструктур).
Многопродуктовые монополии. Нерегулируемая монополия может устанавливать слишком высокие цены на свои продукты, но эту ситуацию можно исправить за счет установления предельной цены (price cap). При таком типе регулирования эффективные ком-
пании получают широкие возможности для маневра в области издержек. При этом регулирование должно в одинаковой мере касаться всех продуктовых линеек, чтобы избежать перекрестных субсидий.
Практика вертикальной интеграции. К причинам, побуждающим к вертикальной интеграции производителей промежуточных продуктов и конечного производителя или дистрибьюторов, Тироль относит снижение издержек и установление регулятором цен на промежуточные продукты на уровне ниже цены равновесия. Целью вертикальной интеграции является обеспечение снабжения или создание сетевой монополии для усиления рыночной власти.
Вертикальные отношения могут принимать форму соглашений между поставщиком и дистрибьютором. Они могут носить ограничительный характер (предоставление исключительных прав розничному торговцу на определенной территории); выражаться в форме слияния и устранения конкурентов последующего этапа производственной цепочки. Контракт, предлагаемый поставщиком (принципалом), интернализует вертикальные экстерналии (между компаниями, осуществляющими снабженческие операции), но создает отрицательные экстерналии для других агентов, что и служит поводом для регулирования.
Ж. Тироль, П. Рей (P. Rey) (1986) и О. Харт (O. Hart) (1990) показали, что если поставщик является монополистом на своем рынке, то с помощью вертикальной интеграции он может распространить монопольное влияние и на рынок, где действует потребитель.
Двусторонние рынки (two sided markets). Такие рынки, действующие по принципу платформ, которые сводят между собой различные группы клиентов, существуют во многих секторах. Печатная периодика, телевизионные каналы конкурируют между собой за привлечение рекламодателей, и успех в этой области тем вероятнее, чем шире аудитория газеты или канала. Противоположность интересов клиентов (рекламодатели хотят иметь максимально возможную аудиторию, а потребители - минимум рекламы) влияет на рекламные тарифы, цену и характеристики продуктов. При этом, учитывая сложность привлечения клиентов, цена, которую платят клиенты за доступ к платформе, чаще всего смещается в ту или другую сторону, т.е. одни пользователи платформы субсидируют
других. Именно с этим связана проблема регулирования двусторонних рынков, которую решили Ж.Ш. Роше (J-C. Rochet) и Тироль (2003, 2006), разработав модель их функционирования и определения оптимального уровня цен.
Гонка за патентами и внедрение новых технологий. Конкуренция в сфере НИОКР представляет собой соревнование за получение патентов. В совместной работе Тироля и Фаденберга (1985) и в монографии Тироля (1988) показано, что принятие новой технологии может привести к неэффективному равновесию, а промедление с ее принятием - к конкурентному отставанию. На дуопольном рынке с технологией, обеспечивающей снижение издержек, и при отсутствии патента фирма, первой освоившая новую технологию, захватывает весь рынок и пользуется монопольной рентой, тогда как другие фирмы отказываются от принятия данной технологии. Вытекающее из этого равновесие неэффективно, поскольку потребители не выигрывают ничего, а монопольная рента рассеивается за счет издержек внедрения новой технологии.
Обобществление патентов (patent pools). А. Лернер (А. Lerner) и Тироль (2004) уделяли особое внимание патентным пулам, создание которых может влиять на цены, но также препятствует конкуренции и развитию инноваций. Патенты могут быть дополняющими (используются совместно в определенном производстве) и заместительными. В последнем случае они конкурируют между собой и не должны входить в пул. При этом Лернер и Тироль выступают за свободу кооперации при условии, что каждая фирма может самостоятельно делать коммерческие предложения. Если патенты должны соответствовать техническому стандарту, доступ к инновации может быть дорогим. В этом случае оправдано вмешательство регулятора, так же как и в случае предоставления лицензии, включающей стандарт. Регулирование помогает избежать слишком высоких цен.
Лицензии могут быть дополняющими, если цены на них невысокие, и заменяющими, если они высокие. В первом случае пользователи будут стремиться купить все лицензии. При этом снижение цены одной из лицензий приводит к повышению спроса на другие. При высоких ценах покупатель выберет лишь наиболее необходимую ему лицензию, отказавшись от покупки других. Лер-
нер и Тироль выступают за свободу одновременного предложения лицензий при условии, что каждую из них можно купить отдельно.
Теория регулирования и теория побуждающих контрактов. Регулятор стремится контролировать поведение фирм, обладающих рыночной властью (монополии, естественные монополии, олигополии). Однако он сталкивается с проблемой асимметрии информации. Чтобы решить эту проблему, Лаффон и Тироль (1986) предложили использовать различные виды контрактов между производителем и государством (меню контрактов). Производитель, понимающий, что не может значительно снизить затраты, выберет контракт с компенсацией за свои издержки. Компания, которая в состоянии снизить затраты, скорее выберет разрешение на более высокую цену на свои товары или услуги, чем компенсацию издержек. В результате регулятор сможет добиться введения инноваций и не ограничивать монопольную ренту.
Регулирование и качество. Существуют два фактора, определяющих стремление фирмы поставлять качественные товары: объем продаж и репутация. Различают два вида продуктов: характеристики продуктов первого вида (search goods) выявляются в момент покупки; качество продуктов второго вида (experience goods) оценивается только в процессе использования. Эти различия важны для регулятора, заботящегося о качестве товаров. Регулятор, стремящийся стимулировать фирму - производителя товаров первого вида, должен вознаградить монополию, опираясь на качество продаваемых товаров. Для товаров второго вида стимулирование качества и забота о снижении издержек являются конфликтующими целями, если фирма не заботится о своей репутации.
Картелизация. Поскольку входной контроль является средством картелизации рынка, вмешательство регулятора может закрыть вход на рынок для новичков, побуждая доминирующие фирмы к подкупу политических властей (финансирование избирательных кампаний, обещание создать рабочие места и т.д.). Но приход на рынок нового участника может быть желателен, если он, например, обещает предложение новых товаров, что игнорируется политическими властями, являющимися для регулятора принципалом. Асимметрия информации позволяет доминирующим фирмам извлекать ренту, размер которой выше при запрете входа на рынок. Если принципал пассивен, вероятность входа на рынок снижается,
а если он опасается захвата регулятора - возрастает. Риск сговора повышает издержки предоставления регулятору власти на открытие входа и требует защиты конкуренции. Изучив влияние захвата регулятора на побуждающие системы, Тироль приходит к выводу, что угроза сговора требует создания стимулирующих систем, если власти благосклонно относятся к входу на рынок новых фирм.
Обходные пути и «снятие сливок». Регулирование естественных монополий часто сопровождается установлением барьеров на входе. Крупные потребители их услуг могут действовать в обход местных производителей. Поскольку в этих случаях наибольшему давлению подвергаются клиенты с высоким спросом, монополии стремятся влиять на власти для получения ограничений на вход, аргументируя это тем, что, учитывая экономию на масштабах, потеря крупнейших потребителей повлечет за собой повышение цен для других.
Тироль рассматривает эту проблему с помощью модели двойной информационной асимметрии (регулируемая фирма не обладает полной информацией о спросе, а регулятор - о технологии, которую применяет регулируемый). Он приходит к выводу, что оптимальным был бы вариант высокого фиксированного сбора и предельной цены, которая была бы ниже предельных издержек для клиентов с высоким спросом.
Динамика контрактов, краткосрочные и долгосрочные контракты. Тироль (1986) полагает, что на способы регулирования оказывают влияние различные факторы, в частности политические, которые могут дестимулировать инвестиции. В связи с этим Лаф-фон и Тироль (1990) подчеркивают, что регулятор не может взять на себя обязательство не пересматривать контракт, но не может отказаться от согласования его условий с фирмой, если она на это согласна.
Захват регулятора. Для рассмотрения этой проблемы Тироль предлагает модель, основанную на теории игр с тремя участниками: принципалом, регулятором и агентом. Если регулятор предоставляет принципалу отчеты о поведении агента, между агентом и регулятором возможен сговор. Делегирование полномочий организациям увеличивает возможности маневра агентов ценой потери контроля над дискреционным поведением. Принципал (орган власти, передающий полномочия по регулированию) должен
заботиться о том, чтобы регулятор разделял его цели и не вступал в сговор с регулируемым. Если, например, издержки регулируемой фирмы непрозрачны и низки и она не заинтересована в доведении этой информации до принципала, это побуждает ее к сговору с регулятором. Таким образом, встает проблема контроля над регулятором со стороны принципала, обладающего политической властью.
Структура собственности: общественное или частное производство. Тироль рассматривает эту проблему, опираясь на теорию принципала-агента и учитывая различия между системами побуждений. В случае общественной собственности при неполных контрактах затраты могут быть неоптимальными, поскольку факторы производства могут использоваться на цели, отличные от получения прибыли. Неэффективность в случае частной собственности может возникать из-за того, что руководители должны отвечать перед политическими властями и акционерами, цели которых различаются.
В заключение авторы отмечают, что Ж. Тироль - совершенно исключительный экономист. Даже среди довольно узкого круга нобелевских лауреатов он отличается многообразием научных интересов. Для него характерны элегантные теории, в основе которых лежат реальные проблемы и которые имеют практическое применение.
Тироль также внес большой вклад в преподавание экономики. Его учебники по организации промышленности, теории игр и финансов предприятия широко используются в университетах всего мира.
И.Ю. Жилина