что, в свою очередь, вносит разлад в правовое регулирование общественных отношений.
Следует также обратить внимание на ряд нарушений меры в праве, которые негативно влияют на правопорядок в обществе. Первое - несоблюдение принципа правовой экономии и правовой определенности. Например, когда в сфере уголовного законодательства в качестве единственного решения социальной проблемы начинает рассматриваться установление уголовной ответственности или усиление уже имеющейся. Такое крайнее средство воздействия на общество, как уголовное наказание, превращается в обыденность и утрачивает эффект, а в уголовном законе нарушается системность и согласованность норм друг с другом. Нарушением правовой экономии следует считать и неиссякающее правотворчество и неостановимое нарастание общей законодательной массы.
Мера не является собственно юридической категорией, и в правовой сфере можно увидеть лишь отдельные ее проявления. Мерой же для права необходимо считать регуляторы более высокого порядка - мораль, религию, человеческий дух и совесть, соответствуя которым право приблизится к реальной общественной жизни.
К.Ф. Загоруйко
2015.03.007. КОВАЛЕНКО К.Е. РАЗУМНОСТЬ И ПРАВО: ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕР СООТНОШЕНИЯ. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. - 158 с.
Ключевые слова: категория разумности; состав категории разумности; правовая система; субъекты права.
Обеспечение разумности правового регулирования является одним из актуальных направлений правовой реформы, становится проблемой юридической науки в целом. Отсутствие единства во взглядах на определение разумности и значимости этой категории в праве говорит о необходимости обращения к научному инструментарию теории государства и права, к изучению разумности как критерия оценки единства элементов правовой системы.
Категория «разумность» относится к числу функционально значимых элементов системы правового регулирования. Идея разумности предполагает в целом соблюдение меры в правообразо-
вании и реализации норм права. В юридической науке признается существование целой системы принципов права как ее основных идей (начал), но редко затрагивается сложная проблема сочетания законности, справедливости, добросовестности и др. Разумность предполагает недопущение установки на реализацию одного принципа и игнорирование значимости и действия других. Так, разумность требует, чтобы ссылка на нравственность, справедливость не приводила к игнорированию принципа законности - т.е. формальной определенности права, соблюдения соответствующих процедур и т. п.
Большинство публикаций, посвященных разумности, имеет цивилистический характер. Автор возвращает данный вопрос в русло общей теории права. Термин «разумность» широко распространен в современном российском законодательстве. Разумность как средство достижения гибкости правового регулирования наиболее востребована в гражданском праве, что предопределено содержанием регулируемых отношений. Предлагается даже ввести в Гражданский кодекс РФ новые понятия - «разумная степень достоверности» и «разумная замена».
Наблюдается также повышенный интерес к соотношению разумности правовых установлений в обществе и разумности претворения правовых предписаний в жизнь, прежде всего посредством судебного правоприменения.
В первой главе дается общетеоретическая характеристика категории разумности. Разумность в общенаучном значении - это «присущая человеку познавательная способность, предполагающая нормальную деятельность его сознания, направленную на установление, упорядочение, систематизацию и выявление смыслового содержания, внутренних и внешних связей вещей и явлений» (с. 27).
Объективную форму выражения разумность находит в действиях, решениях человека, т.е. «вовне». Оценка разумности действий, решений должна учитывать их сбалансированность, направленность на достижение поставленных целей, общего блага, полезность, экономичность, действительность, соответствие установленному порядку, правилам и др.
По мере развития общества естественно-правовые качества разумности наполняются юридическим содержанием. Возникает пра-
вовая нормативность, общая урегулированность. В праве раскрываются и используются новые ценностные качества разумности как мощного средства воздействия на общественные отношения в случае закрепления в позитивном, писаном праве (законодательстве).
Соответственно, государство может считаться демократическим и жизнеспособным в той степени, в какой оно сумело учесть категории разумности в своей правотворческой, правоприменительной деятельности, а также в правосознании общества.
На взгляд автора, разумность характеризуется сложным составом: предмет, субъект и юридическое содержание. Предметом выступает главная идея, определяющая конкретные субъективные права и юридические обязанности, для приобретения, осуществления и исполнения которых конкретные субъекты права при наличии необходимых правовых условий вступают в конкретные общественные отношения и в соответствии с требованиями нормы права совершают надлежащие разумные действия.
В работе рассматривается соотношение категории разумности со смежными правовыми понятиями: справедливость и разумность в праве; законность и разумность в праве; разумность и иррациональные факторы в праве.
По мнению автора, именно разумность является необходимым компонентом эффективности правовой системы и ее отдельных элементов, особенно механизма правового регулирования. Разумность является требованием единства и согласованности элементов правовой системы.
Идея разумности возникла в представлении людей на основе поиска некоего противоядия абсолютной свободе человека. Свобода в рамках права (закона) - это разумная свобода, а границы самого права (закона) - это и границы разумного, устанавливаемые законодателем в целях сохранения баланса в интересах индивида и власти.
Разумность обладает определенными особенностями: она представляет собой объективно присущее праву качество; включает должную осмотрительность в действиях субъектов права; учитывает индивидуальные характеристики и способности субъектов права; содержит сознательную оценку права, его полезности и эффективности, взаимную связь права и нравственности; является базой для формирования практического опыта.
В книге рассматривается правовая реализация категории разумности в публичном и частном праве, особое внимание уделяется судебному толкованию разумности.
В заключение предлагаются такие направления совершенствования практики применения разумности, как закрепление понятия на доктринальном уровне; учет требований общественной нравственности в правотворчестве; доктринальная апробация законодательных новелл, учет в правотворчестве и правоприменении критериев разумности и др.
К.Ф. Загоруйко