Научная статья на тему '2015. 01. 022. Хайдаров Ф. А. Ислам традиционный и вымышленный: научно-популярное издание. - М. : Красногорская тип. , 2013. - 35 с'

2015. 01. 022. Хайдаров Ф. А. Ислам традиционный и вымышленный: научно-популярное издание. - М. : Красногорская тип. , 2013. - 35 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
178
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ТРАДИЦИЯ / КОРАН / ВЕРА / ДОБРОДЕТЕЛЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 01. 022. Хайдаров Ф. А. Ислам традиционный и вымышленный: научно-популярное издание. - М. : Красногорская тип. , 2013. - 35 с»

озных особенностей является составляющей их будущей профессиональной компетентности (здравоохранение, образование, государственная служба, бизнес, социальная работа). Третий уровень -«специалист / эксперт» («specialist / expert») - предполагает углубленное изучение межрелигиозной тематики студентами, которые видят в ней область своих непосредственных научных и профессиональных интересов. Автор отдельно останавливается на проблемах содержания, форм и методов преподавания дисциплины «межрелигиозные исследования» применительно к трем уровням и заключает, что введение этого курса может быть полезно для всех университетов США.

С.В. Мельник

2015.01.022. ХАЙДАРОВ Ф.А. ИСЛАМ ТРАДИЦИОННЫЙ И ВЫМЫШЛЕННЫЙ: НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ ИЗДАНИЕ. - М.: Красногорская тип., 2013. - 35 с.

Ключевые слова: ислам; традиция; Коран; вера; добродетель.

Научно-популярная работа «Ислам традиционный и вымышленный» написана Хайдаровым Фаридом Адибовичем (Фарид хаз-рат Салман), известным российским татарским мусульманским деятелем, муфтием, автором многочисленных трудов по исламской теологии.

В предисловии автор дает общую характеристику понятий «ислам», «традиция», «религия» и указывает, что «несмотря на то что верующие нашей страны относятся к последователям разных религиозных традиций, у них есть те принципы, которые объединяют их всех в единую и дружную семью российских народов: это вера в Бога и любовь к Отечеству» (с. 4).

Фарид хазрат Салман отмечает, что традиционным исламом называется то течение мусульманской религии, которое соответствует учению Корана и Сунны, т.е. тот ислам, «который проповедовал сам пророк Мухаммад. Мусульмане России, чьи предки приняли ислам еще в эпоху пророка Мухаммада, исповедуют классический или традиционный ислам» (с. 4).

Классический ислам имеет три основы: иман (вера), ислам (деяния) и ихсан (добродетель). Иман (вера) мусульманина предпо-

лагает веру в Бога; Его ангелов; Его книги; Его посланников и пророков; Судный день и предопределение, т.е. в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.

Ислам или деяния - это свидетельствование о том, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - его посланник; ежедневное совершение пятикратной молитвы; ежегодное соблюдение поста в месяц Рамадан; ежегодная выплата очистительной милостыни и совершение паломничества раз в жизни (для тех, у кого есть такая возможность).

Ихсан или добродетель - это система моральных, этических правил поведения мусульманина по отношению к Богу, самому себе, близким, обществу.

Описав основные события жизни пророка Мухаммада, автор указывает, что суть проповеди основателя ислама заключается в том, что «нет Бога, кроме Единого, Одного Бога, а на него (Мухаммада) возложена миссия Божьего посланника» (с. 5).

Ко времени проповеди Мухаммада арабы жили в «условиях падения человеческих нравов, облекшихся в ужасные формы. Люди обманывали друг друга. Сироты, вдовы, старики были объектом притеснений. Рабство было обычным делом. Женщины не считались за людей. Все это происходило на фоне бесконечных племенных войн, грабежей и споров» (с. 5). Мухаммад, который по требованию Бога стал именовать себя Его пророком и посланником, начал возвещать о новой эпохе.

Далее муфтий Хайдаров рассматривает основные понятия, связанные с мусульманским Священным писанием (Кораном) и Священным преданием (хадисы, Сунна), которые составляют основу исламского закона, или шариата. Мусульманская община, т.е. «весь спектр народов, исповедующих ислам», именуется «уммой». Мусульмане-сунниты являются приверженцами богословских школ, или мазхабов, которых всего четыре: ханафитская, маликит-ская, шафиитская и ханбалитская.

Почти за 1,5 тыс. лет истории исламской религии, отмечает автор, появились течения, идеология которых в корне расходится с учением ислама, хотя эти группировки или секты используют мусульманскую символику, терминологию и атрибуты. «Внешне последователи этих сект похожи на мусульман, однако в реальности

они не только далеко отошли от исламского учения, но и противоречат ему» (с. 6).

Переходя к рассмотрению ислама в России, муфтий Хайда-ров указывает, что мусульмане являются второй по численности религиозной общиной, и в нее входят этносы, веками проживающие на территории нашей страны, в том числе татары, башкиры, чеченцы, ингуши, народы Дагестана и др. Корни исламской религии уходят глубоко в историю российского государства. Согласно преданиям, предки современных казанских татар - булгары, приняли ислам еще в эпоху пророка Мухаммада. В 922 г. булгары, как это принято в мусульманской традиции, объявили о признании статуса багдадского халифа как правителя всех мусульман. Другим направлением продвижения ислама на территорию современной России стала в свое время территория Дагестана. Знаменитый Дербент в арабских исторических документах именовался «Баб аль-Абваб» (т.е. «врата ворот»).

Современное мусульманское сообщество Российской Федерации - это быстро развивающаяся община. В последние годы за счет роста числа переселенцев и сезонных мигрантов из бывших советских республик число мусульман в России постепенно увеличивается. Этот процесс привнес в жизнь российского мусульманского сообщества новые веяния. В этих условиях, наряду с ростом глобализации и огромным технологическим прогрессом, перед мусульманами России, считает автор, встает ряд насущных проблем, от грамотного решения которых зависит будущее российского ислама (с. 7).

Россия, заключает муфтий Хайдаров, всегда была многоконфессиональной и многонациональной страной. «За многие сотни лет в нашей стране сформировался особый климат во взаимоотношениях между последователями различных традиций. Российские мусульмане отличаются от своих собратьев за границей чувством глубокого патриотизма, готовностью к сотрудничеству с последователями традиционных религий России. Особо теплые взаимоотношения сложились между православными христианами и правоверными мусульманами» (с. 8).

Далее Фарид хазрат Салман, приводя многочисленные выдержки из Корана и Сунны, рассматривает некоторые этические «требования, предъявляемые к мусульманину»: придерживаться

хорошего мнения о других; ответственно относиться к обязательствам, взятым на себя; чувствовать ответственность по отношению к себе, своим близким, семье; хранить верность и личному, и общественному благу; отвергать ложь; уметь сдерживать свой гнев и проявлять снисхождение в отношении слабого; быть снисходительным и мягким. Коран повелевает мусульманам не ввязываться с иудеями и христианами в конфликты, которые могут вызвать вражду. В особенности, указывает автор, это правило касается теологических споров. В случае проведения религиозной дискуссии диалог следует вести очень аккуратно и в духе уважения иного мнения: «И не препирайтесь с обладателями Писания... и говорите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся"» (Сура 29, аят 46). Ислам велит поступать по справедливости вне зависимости от вероисповедания и запрещает своим последователям нанесение какого бы то ни было вреда приверженцам других религий (с. 8-12).

Из мусульманских источников известно, что пророк Мухам-мад неоднократно говорил своим сподвижникам о том, что лучшей из эпох является его эпоха, затем - последующая, т.е. «эпоха сподвижников», потом следующая - «эпоха последователей». Далее, как говорится в одном хадисе, день ото дня, вплоть до судного часа, по мере удаления от «эпохи благоденствия», ситуация будет только ухудшаться. Мусульмане начали ощущать это ухудшение уже в следующую после «эры последователей» эпоху. В «эпоху благоденствия» не было нужды оформлять знания, полученные от пророка Мухаммада, в отдельные отрасли наук. Из-за расширения географии мусульманского мира «последователи ислама стали жить бок о бок с последователями иных традиций. Среди них стали появляться люди, которые пренебрегли наказом остерегаться толковать вопросы веры на свой лад» (с. 12). Сложившаяся ситуация, указывает муфтий Хайдаров, подвигла ученых ислама не только уточнить, но и утвердить вероучение и религиозное мироощущение в мусульманский Символ Веры. Два выдающихся мусульманских ученых своего времени, Абу аль-Хасан Али аль-Ашари и Абу Мансур аль-Матуриди, оформили еще разрозненные к тому времени знания в стройную систему. Тем самым они очистили систему мусульманского мироощущения от всех ложных, привнесенных, не имеющих отношения к исламу воззрений и понятий (с. 12).

Суть матуридизма, или матуридитской доктрины, можно сформулировать в следующих положениях: поскольку разум человека не в состоянии осмыслить сущность того или иного Божьего повеления, он должен принимать его на веру; человек не в состоянии полноценно постичь мудрость Творца, повелевающего или запрещающего то или иное действие; человеческий разум не совершенен. В силу этого «Божье Откровение, Священный Коран, Пречистая Сунна, т.е. Святое Предание посланника Мухаммада, всегда находятся над человеческим разумом» (с. 13).

Специфика ашаритской доктрины или ашаризма, которая является второй основной ортодоксальной мировоззренческой школой ислама, заключается в следующем: божественное Откровение и его рациональное восприятие не противоречат друг другу; принятие главных постулатов веры необходимо безоговорочно; доводы разума подчинены положениям веры. По мнению ашаритов, люди могут стать уверовавшими в Бога только после прихода к ним Божьего посланника, услышав которого и узрев свет истины, они становятся ответственными за свои деяния и действия (с. 13).

В исламе вся мусульманская умма (община, сообщество) условно делится на две категории: «Это ученые, проявляющие усердие в поисках истины, и те, кто следует за учеными, выносящими богословские решения» (с. 13). Наряду с основополагающими, неизменными, фундаментальными постулатами и принципами, в исламе существуют второстепенные положения. В отличие от фундаментальных, второстепенные вопросы и положения могут толковаться неодинаково в разных условиях. Сам пророк Мухам-мад, предвидя возникновение всевозможных бытовых, повседневных ситуаций, иногда на один и тот же вопрос, в зависимости от собеседника, обстоятельств и времени, отвечал по-разному. Впоследствии некоторые ученые, изучая деяния пророка Мухаммада, стали обращаться не только к истории, но и к обстоятельствам произнесения того или иного его высказывания (с. 13-14). Это привело к формированию мусульманских богословско-доктриналь-ных школ - мазхабов. Слово «мазхаб» означает также «метод», «путь», «основа». Известный ученый, специалист по Среднему Востоку Гордон Ньюби раскрывает смысл термина следующим образом: «Мазхаб - учение, школа, доктрина, толк, жизненная философия, способ прохождения мистического пути». Далее автор

рассматривает четыре исламских мазхаба: имама Абу Ханифы, имама аш-Шафии, имама Малика, имама Ахмада (с. 14-15). В России мусульмане являются последователями ханафитской и шафи-итской школ.

Фарид хазрат Салман указывает, что в современную эпоху многочисленных разногласий, захлестнувших исламский мир, «недруги мусульман» часто говорят о том, что вообще не существует такого понятия, как «традиционный ислам». Автор считает это представление ошибочным, утверждая, что «традиционный ислам» представляет собой «стройную систему мусульманского вероубеж-дения, теории и практики, состоящую из двух доктрин (матуридит-ской и ашаритской. - С.М.) и четырех традиционных богословских школ» (с. 16).

В исламоведческой литературе встречается термин «Ахлъ ас-Сунна ва алъ-Джамаа», что переводится с арабского языка как «люди Традиции и Согласия». Тот путь, на который указал пророк Мухаммад, которого придерживались он и его сподвижники, является путем Традиции и Согласия. Приверженцы этого пути именуются последователями Традиции и Согласия, и это, по мнению автора, и есть традиционный ислам. Все суннитские богословские школы, т.е. ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалит-ский мазхабы, верны, так как сходятся в той или иной словесной форме этого положения о вероучении. В своей совокупности эти школы составляют то, что именуется «Ахлъ ас-Сунна ва алъ-Джамаа», т.е. люди Традиции и Согласия. Течения же (группы, группировки), несогласные с вышесказанными положениями, откололись от «Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» и стали именоваться «хариджитами» (с. 16).

Слово «хариджизм» происходит от арабского глагола «выходить» (из мусульманской общины) и связано с первым идеологическим расхождением и расколом в молодой мусульманской общине VII в. Хариджиты обвиняли мусульман за совершение грехов в неверии, утверждали, что за большие грехи мусульманин пребудет вечно в аду. Тех же, кто был не согласен с их взглядами, также объявляли неверными, считая дозволенным покушаться на их жизнь и имущество. Основоположником этой секты является Зуль-Хувайсара ибн ат-Тамим. Зуль-Хувайсара, который, по преданию, подойдя к пророку, делившему трофеи, сказал: «О Мухаммад, по-

бойся Аллаха, будь справедлив!» (Хадис 4351 из сборника имама аль-Бухари). Пророк Мухаммад однажды сказал: «Поистине, свои молитвы и посты, по сравнению с их молитвами и постами, вы будете считать ничтожными. Среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток чтение не пройдет, и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени» (хадис 1064 из сборника имама Муслима) (с. 17).

Существует множество хадисов пророка Мухаммада, а также его сподвижников, в которых осуждаются идеологические заблуждения хариджитов. В этих высказываниях звучит предупреждение мусульманам о многих опасностях, связанных с этим явлением. Муфтий Хайдаров отмечает, что понятие «хариджизм» для каждой исторической эпохи олицетворяло то или иное зло, но эту идеологию всегда пытались выдать за так называемый «чистый», «настоящий», «верный» ислам. Хариджитами XXI в. принято считать ваххабитов, салафитов, ихванистов и прочие секты (с. 17). Автор приводит ряд высказываний и пророчеств Мухаммада, свидетельствующих о крайне негативном отношении к хариджитам: «Они читают Коран и считают, что он в их пользу, но он - против них»; «Больше всего я опасаюсь в моей общине человека, который истолковывает аяты Корана, выходя за рамки контекста» и др. (с. 18-20).

Фарид хазрат Салман приводит ряд характерных черт идеологии хариджизма, которые расходятся с традиционным исламом: хариджиты обвиняют мусульман в неверии за совершение больших грехов; обвинив в неверии мусульман, несогласных с ними, они считают дозволенными для себя захват их имущества и лишение их жизни; хариджиты считают дозволенным восстание против законного правителя мусульман; выискивают грехи правителей и публично их поучают, порочат, побуждая народ к всеобщей анархии; претендуют на знание о намерениях и судят людей за то, что содержат их сердца; считают себя единственными последователями верного пути; считают землю, на которой проживают мусульмане, не разделяющие их мировоззрение, землей неверных; для оправдания своих убеждений используют неоднозначные сомнительные доводы и в категоричной форме отвергают все, что противоречит их идеологии; с целью завоевания сердец, в особенности в среде подростков и молодежи, показательно усердствуют в исполнении

обрядов ислама, демонстрируют свой аскетизм; прикрываются благородными призывами и возвышенными лозунгами, подменяя первоначальное значение понятий и терминов, таких как «джихад», «шахид»; высмеивают, порочат и обвиняют в неверии известных ученых, интеллектуальные труды которых сформулировали идейное богатство традиционного ислама; за все время своего существования отличились отсутствием в своих рядах ученых и мыслителей; ради достижения своих целей используют ложь и обман, вводят в заблуждение неграмотных людей; отличаются частым изменением своего мнения; дозволяют убийство иудеев, христиан, буддистов, индуистов и других немусульман, находящихся в мирном договоре с мусульманами; хариджиты считают дозволенным совершение терактов, направленных против вражеского, по их мнению, гражданского населения. Вышеприведенный список, указывает автор, достаточен для того, чтобы увидеть «человеконенавистническую сущность» мировоззрения хариджизма, которое является, по сути, «совершенно новой идеологией террора и экстремизма» (с. 21).

Современный хариджизм представлен в мире целым рядом направлений, каждое из которых имеет свои отличия, «но всех их объединяет ненависть к мусульманам, христианам, иудеям, всем тем, кто согласно своей совести верит в Бога» (с. 22). К разновидностям современного хариджизма относятся и «старейшина этой лжеидеологии» - ваххабизм, и его «брат-близнец» салафизм, а также такфиризм и мадхализм. Несмотря на то что такие группировки, как «Братья-мусульмане» и «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», которые в соответствии с решением Верховного суда Российской Федерации признаны террористические организациями, в своих программах заявляют о приверженности исламским ценностям, они, утверждает автор, откололись от общемусульманского единства и являются последователями современного хариджизма (с. 22).

Ваххабизм (или по-арабски «ваххабийя») - это секта, основоположник которой - Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (1699-1792). Быстрому росту ваххабитского сознания среди бедуинов способствовал политический союз, заключенный ибн Абдуль-Ваххабом с Мухаммадом ибн Саудом, который сохраняется по сей день. Ваххабизм является государственной идеологией Королевства Саудовская Аравия, потомки Мухаммада ибн Сауда из поколения в поко-

ление правят страной, а потомки ибн Абдуль-Ваххаба являются главными религиозными авторитетами или муфтиями Саудовской Аравии (с. 23).

По мнению ряда мусульманских богословов, несмотря на то что ибн Абдуль-Ваххаб декларировал очищение ислама от язычества, «на деле получилось так, что он создал новую религию». В представлении ибн Абдуль-Ваххаба Бог антропоформичен: Он восседает на небесном троне, у Него есть лицо, две правые руки, Он перемещается сверху вниз и наоборот. Ибн Абдуль-Ваххаб отверг принципы общемусульманского единодушного согласия («иджмаа»), суждения по аналогии («кыяс»), следования мнению того или иного ученого, с чьим именем связывается построение богословской школы («таклид»), приверженности той или иной богословской школе («мазхаб»). В своем учении Абдуль-Ваххаба отдал приоритет принципам, полученным из различных преданий, а мусульманские ученые и простые верующие, не поддержавшие его учение, были объявлены неверными (с. 23).

Вместо почитания мусульманских ученых или тех, кого в исламе называют «друзьями Аллаха», последователи ибн Абдуль-Ваххаба создали свой пантеон «святых» (ибн Теймийя, ибн аль-Каййим и т. д.). Кроме того, ибн Абдуль-Ваххаб запрещает различные методы богопоклонения, принятые в традиционном исламе, например, празднование дня рождения пророка Мухаммада, обращение к Богу через посредничество пророков и святых людей и т.д. Его последователи уничтожили практически все могилы, надгробия и мавзолеи, объясняя это якобы свидетельством «идолопоклонничества» мусульман. На территории Мекки, Медины и других аравийских городов были разрушены все объекты, связанные с жизнью пророка Мухаммада, его семьи, сподвижников и ученых людей. Были даже попытки разрушения могилы пророка Мухам-мада в Медине. Автор отмечает, что такие призывы можно услышать от некоторых ваххабитских деятелей по сей день.

Учение ибн Абдуль-Ваххаба отличается крайней нетерпимостью ко всем: как к мусульманам, не принявшим его учение, так и к последователям других религий. Тысячи ученых, указывает муфтий Хайдаров, которые разоблачали кровавую сущность ваххабизма, духовные лица и их ученики, полемизировавшие с идеологами ваххабизма, были объявлены неверными и приговаривались к

смерти или изгнанию. Не случайно в мусульманской историографии ваххабизм обозначается как «кровавый призыв», а если говорить современным языком, то это течение можно обозначить как синтез террора и экстремизма. За почти три столетия истории ваххабитской ереси она смогла распространиться не только в странах мусульманского мира, но и в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии (с. 24).

По мнению автора, ваххабизм «подкупает» «молодые и нестойкие души» примитивностью рассуждений и своего рода «индульгенцией» на преступления, о последствиях которых, по мнению ваххабитских идеологов, даже не надо задумываться («Бог уже все простил своим воинам»). Главными союзниками ваххабизма, указывает Фарид хазрат Салман, являются «религиозная неграмотность, невежество и обычный набор человеческих недостатков (зависть, злоба, высокомерие и т.д.)» (с. 24-25).

Муфтий Хайдаров утверждает, что, используя в своем лексиконе разные понятия мусульманского вероучения, хариджизм полностью извратил их первоначальную сущность. Это относится и к таким важным для ислама терминам, как «джихад» и «шахид», что требует подробного разъяснения их подлинного смысла.

С термином «джихад» произошло уникальное явление: оно стало одним из ключевых терминов в идеологическом противостоянии Запада и Востока, Севера и Юга. Существует мнение, что ислам поощряет вооруженную борьбу с неверными. В подтверждение этого утверждения приводят ряд коранических стихов, простое прочтение которых, без понимания сути, способно создать у читателя ощущение, что ислам представляет собой воинственную религию мусульман. Коранические стихи, касающиеся темы войны, сражения, кровопролития, подчеркивает автор, не являются универсальными по своему содержанию и имеют строго ограниченную сферу понимания (с. 26).

«Джихад» (араб. «усердие», «усилие») означает широчайший круг действий, цель которых - постижение сути ислама, приверженность его постулатам, передача его последующим поколениям. Исламские комментаторы выделяют «великий джихад» и «малый джихад». Под «великим джихадом» понимаются духовное самосовершенствование, постоянное борение против греха, ежедневные усилия мусульманина в соблюдении чистоты духа и отвержении

зла. «Великий джихад» требует больших усилий и считается очень трудной задачей. «Малый джихад» включает миссионерскую деятельность, вооруженную борьбу против неверных, тирании и гнета. Вычленение из этих значений небольшого пласта действий, связанных с военной тематикой, и акцентирование на этом моменте не только не отражает истины, но и ошибочно. При этом, касаясь военных аспектов термина «джихад», следует учитывать, что они не являются продуктом классического мусульманского права, а представляют собой более позднюю идеологическую разработку отдельных группировок и личностей (с. 27-28).

«Великий джихад» с точки зрения традиционного ислама означает прежде всего внутреннюю борьбу человека со своими искушениями, т.е. противление горделивости, высокомерию, клевете, злословию, пустым беседам и сплетням, воровству, притеснению и нанесению обид кому-либо и др. Одна из форм джихада - миссия примирения между враждующими сторонами. Согласно исламу «война - уничтожение рода людского, ресурсов, всего того, что называется цивилизацией, - противна Господу миров. Мир, спокойствие, порядок должны властвовать на всей земле» (с. 29). Однако в реальности, практически во всем мире бушуют братоубийственные, межконфессиональные, межгосударственные войны и конфликты интересов. Именно в таких ситуациях миссия примирения между странами, их лидерами, между народами и племенами, которые являются «братьями по единому праотцу Адаму, вне зависимости от того, к какой религиозной традиции принадлежат», -это особенно важное благородное деяние (с. 29).

Фарид хазрат Салман указывает и на другие разновидности проявления великого джихада в повседневной жизни которые с точки зрения ислама может совершать правоверный мусульманин: учиться и постигать свою веру; делиться полученными знаниями с другими; иметь доброе отношение к родителям, почитать их и служить им; прилагать силы ради нахождения источника пропитания; работать в медицинских и социальных учреждениях, в особенности в родильных домах, а также в детских домах и домах престарелых; содействовать структурам МЧС, скорой медицинской помощи, пожарной охраны; пропагандировать здоровый образ жизни, бороться с алкоголизмом, наркоманией и азартными играми и др. (с. 30-31).

Джихад, который в исламе называется «малым», - это разновидность силового подхода к разрешению той или иной ситуации, при соблюдении определенного алгоритма действий. Зачастую слово «джихад» на европейские языки переводят как «священная война», однако, указывает автор, это неверно, поскольку в исламе вообще нет такого понятия, и ислам признает только оборонительную войну или самозащиту. Возможность силового варианта разрешения конфликта разрешена только в случае, если мусульмане становятся объектом насилия внутри иного общества. При этом ни в коем случае не должны страдать дети, женщины, старики, представители духовенства, гражданские служащие, запрещено захватывать заложников и похищать гражданских лиц и вообще «отвечать на агрессию сверх нормы» (с. 31-32).

Одна из разновидностей «малого джихада» - вооруженная борьба в том случае, когда мусульмане не могут свободно исповедовать свою религию. Возможность свободного исповедания своей религии предполагает: наличие помещений или иных зданий для отправления культовых мероприятий; наличие духовных учебных заведений для изучения основ религии; подготовку духовных кадров; возможность осуществления культурной, просветительской, общественной духовной деятельности. Жизнь мусульман в России, указывает автор, полностью отвечает этим требованиям и вообще «комфортна и спокойна». Также муфтий Хайдаров отмечает, что в соответствии с исламским мировоззрением возможность свободного исповедания своей религии не должна идти во вред иной религиозной традиции, которая господствует в той или иной немусульманской местности (с. 32-33).

Слово «шахид» (араб. «павший за веру, мученик, свидетель») означает мусульманина, отдавшего свою жизнь на Божьем пути. С точки зрения ислама шахид - это мусульманин, который погиб, защищая свое отечество, жилье, семью, близких, достояние. Воины-мусульмане, погибшие на полях сражения в годы Великой Отечественной войны, указывает Фарид хазрат Салман, также являются мучениками за Божье дело. Мусульмане - сотрудники правоохранительных органов, пожарные, спасатели, которые отдали свою жизнь ради спасения других жизней, тоже являются, по мнению исламских богословов, мучениками на Божьем пути. Шахидами считаются также женщины, умершие при родах, и те мусульмане,

которые погибли в результате природных катаклизмов и инфекционных болезней (с. 34).

В заключение автор резюмирует основные идеи, которые он обосновывал на протяжении всей работы: «Ислам является религией убеждения, но не принуждения. Ислам является религией мира, но не религией войны. Ислам является религией созидания, но не религией разрухи. И важно уметь различать традиционный ислам от "хариджизма", прикрывающегося настоящим исламом. В этом залог сохранения межконфессионального и межнационального мира в обществе» (с. 35).

С.В. Мельник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.