Научная статья на тему '2015. 01. 016. Жиль К. Российские интересы в Африке южнее Сахары. Giles K. Russian interests in Sub-Saharan Africa // the Letort papers. - Carlisle, 2013. - 51 Р. - mode of access: http://www. Conflictstudies. Org. Uk/files/russia-africa. Pdf'

2015. 01. 016. Жиль К. Российские интересы в Африке южнее Сахары. Giles K. Russian interests in Sub-Saharan Africa // the Letort papers. - Carlisle, 2013. - 51 Р. - mode of access: http://www. Conflictstudies. Org. Uk/files/russia-africa. Pdf Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СССР В АФРИКЕ / РОССИЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 01. 016. Жиль К. Российские интересы в Африке южнее Сахары. Giles K. Russian interests in Sub-Saharan Africa // the Letort papers. - Carlisle, 2013. - 51 Р. - mode of access: http://www. Conflictstudies. Org. Uk/files/russia-africa. Pdf»

общество от всего остального мира, что влечет за собой, например, то, что "Шас" выказывает претензии на лидерство в проводимой харедитским сообществом линии на иудаизацию израильской национальной идентичности» (с. 24).

Попытки создания новой религиозно-националистической идеологии отражают «напряжение, возникшее между религиозным фундаментализмом и национальным государством... Регионализация основных элементов национализма может помочь религиозному фундаментализму в наведении мостов с той идеей, воплощением которой стало национальное государство, с целью создания некоего континуума, который мог бы их объединить» (с. 32). Таким образом, существует определенная вероятность того, что мы станем свидетелями объединения сионистов и харедитов в своего рода теоэтнократическую коалицию, опирающуюся на те слои населения, которым близки взгляды «ястребов».

К.Б. Демидов

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2015.01.016. ЖИЛЬ К. РОССИЙСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В АФРИКЕ ЮЖНЕЕ САХАРЫ.

GILES K. Russian interests in Sub-Saharan Africa // The Letort papers. -Carlisle, 2013. - 51 р. - Mode of access: http://www.conflictstudies. org.uk/files/Russia-Africa.pdf

Ключевые слова: Россия; внешняя политика; международное сотрудничество; СССР в Африке; российские инвестиции.

Автор (Центр исследования конфликтов, Сэндхерст, Великобритания) рассматривает действия России по поиску новых партнеров среди стран южнее Сахары, происходящие на фоне обострения конкуренции за доступ к стратегическим ресурсам. В Тропической Африке находится большое количество месторождений мировой значимости, этот регион является одним из главных покупателей оружия, исторически российское присутствие в регионе относительно значимо.

Россия решила вернуться в Тропическую Африку в начале 2000-х, когда в регионе начали активную деятельность не только США и Евросоюз, но и Китай, Индия и Бразилия. РФ более не опи-

рается на идеологическую основу в своей политике и основывается на прагматичности. Многочисленные визиты высокопоставленных российских чиновников в Тропическую Африку подтверждают предположения о значимости этого региона для России. Россия все еще восстанавливается после мирового финансового кризиса и ее отношения со странами южнее Сахары не являются развитыми в полной мере. По сравнению со стоимостью инвестиций в разработку стратегических ресурсов торговля между РФ и африканскими государствами остается незначительной.

Пока РФ не столь активна, как США и Китай. Торговля между Россией и Африкой достигла пика в 7,3 млрд долл. в 2008 г., превысив показатель 1994 г. в 740 млн долл. почти в 10 раз. Для сравнения торговля Тропической Африки с США в 2012 г. составляла 93,2 млрд долл., африканско-китайская торговля в том же году только за первые десять месяцев достигла 163,9 млрд долл., при этом ее рост составляет почти 20% ежегодно (с. 28). В октябре 2011 г. глава российского МИДа Сергей Лавров отметил, что, несмотря на растущее сотрудничество с Африкой, торговля России с Африкой остается на уровне 4 млрд долл., в то время как китайско-африканской торговля достигает 120 млрд долл. (с. 14). Успешными Лавров назвал сотрудничество африканских партнеров с «Газпромом», «Русалом», «Лукойлом» и «Алросой».

Автор отмечает, что союз «братьев по оружию» между представителями советских/российских спецслужб и армии и местных борцов за независимость, в первую очередь в Южной Африке, формирует уникальные возможности для работы с африканской элитой, чем российская сторона постоянно и успешно пользуется (с. 5). Как отметил в 2001 г. министр иностранных дел РФ Игорь Иванов, «наша страна сыграла ведущую роль в деколонизации всей Африки в целом и помогла отдельным странам в их борьбе за независимость в частности. Сегодня лидеры африканских стран очень это хорошо помнят» (с. 8). Наиболее активно такие связи используются и обновляются в Анголе, где пересекаются интересы России и Китая. В элите ЮАР многие представители Африканского национального конгресса (АНК) начинали как активисты «Копья нации», созданного во многом при помощи советских специалистов. ЮАР является как конкурентом российским компаниям в продаже алмазов, так и потенциальным значимым стратегическим

партнером России при слиянии капиталов в этих отраслях между РФ и ЮАР (с. 6). Еще во времена СССР советское руководство находилось в тесном контакте с компанией «Де Бирс», «несмотря на абсолютное неприятие апартеида, Москва вела сверхсекретные переговоры с Преторией по регулированию мирового рынка золота, алмазов, платины и драгметаллов» (с. 6).

Визит Путина в ЮАР в 2006 г. был первым визитом российского лидера в Тропическую Африку, тогда же были проведены многочисленные переговоры на министерском уровне в ЮАР, Анголе и Эфиопии. Это создало надежную базу для масштабных российских инвестиций. В июне 2009 г. президент Медведев с делегацией из 300 предпринимателей совершил поездку по странам региона, включая Нигерию, Анголу и Намибию. Тогда же был подписан Договор о сотрудничестве и взаимодействии, касавшийся совместной работы в области здравоохранения и прав на интеллектуальную собственность (с. 9). «Газпром» во время этого визита заключил договоры об инвестиции 2,5 млрд долл. в нигерийскую экономику (с. 27). В июне 2009 г. в Москве прошел первый межпарламентский саммит Координационного комитета по экономическому сотрудничеству со странами Африки к югу от Сахары (Аф-роком), который, по заявлению заместителя председателя Петра Фрадкова, «стал крупнейшим политическим событием такого уровня в истории российско-африканских отношений» (с. 12).

РФ предпринимает определенные усилия по расширению культурного влияния: в регионе работают Русские школы за рубежом, планируется открытие Русских центров науки и культуры в Мали, Алжире, Кении, Гвинеи и Судане (с. 11). Российская финансовая помощь относительно невелика, она сократилась с 785 млн долл. в 2009 г. до 472,32 млн долл. в 2010 г., т.е. почти на 40% (с. 11). Согласно заявлению российского министра финансов в 2011 г. на саммите «большой восьмерки» в Довилле (Франция), «временное уменьшение российской помощи в 2009 г. было связано с глобальным финансовым и экономическим кризисом и необходимостью направить дополнительные средства для помощи бывшим советским республикам» (с. 11).

Москва часто поддерживает африканские государства в Совете Безопасности ООН. Так, в 2008 г. РФ проголосовала против введения санкций и оружейного эмбарго в отношении правитель-

ства Роберта Мугабе. Посол России в ООН Виталий Чуркин объяснил это отсутствием опасности для стабильности региона со стороны Зимбабве. В августе 2012 г. российская делегация с участием замминистра иностранных дел, спецпредставителя президента РФ по Ближнему Востоку Михаила Богданова испециального представителя президента Российской Федерации по сотрудничеству со странами Африки Михаила Маргелова посетила Эфиопию, Либерию, Мадагаскар, Уганду и Зимбабве для обеспечения поддержки позиции России по сирийскому конфликту (с. 13). Также Россия оказывала помощь Африканскому союзу (АС) в подготовке миротворцев: в 2010 г. 400 африканских миротворцев прошли подготовку в РФ (с. 13).

Перспективным является сотрудничество России и стран Тропической Африки в области геологоразведки, горнодобычи, освоения и эксплуатации нефтяных, газовых, урановых и боксит-ных месторождений, в первую очередь это касается Анголы, Нигерии, Судана, ЮАР и Намибии. Сложными и значимыми проектами являются строительство железных дорог в Нигерии, Гвинее и Анголе и создание в Нигерии и ЮАР российских торговых домов для продвижения и обслуживания высокотехнологичной продукции. Ведутся переговоры о возведении ГЭС в Анголе, Замбии, Намибии и Экваториальной Гвинее и АЭС в ЮАР и Нигерии. Разрабатываются планы строительства плавучей АЭС и сотрудничество с ЮАР в строительстве атомного обогатительного центра в России (с. 15).

Согласно ряду прогнозов, экономически выгодные российские запасы цинка, марганца, меди, никеля и платины - стратегических для современной экономики ресурсов - истощатся в ближайшие десятилетия. Большая часть месторождений России крайне дорога в эксплуатации и находится в отдаленных районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Таким образом, стратегические экономические интересы вынуждают Россию искать подобные ресурсы в районах, где их добыча менее дорогостояща, в частности в Южной Африке. Согласно данным американских государственных экспертов, в Тропической Африке может находиться не менее 72 млрд барр. нефти неразведанных запасов. Предполагается, что в 2020 г. на страны региона придется 15-20% мирового экспорта нефти, т.е. 2,5 млн барр. нефти в день (с. 24). Вагит Алекперов, президент «Лукойла», отметил, что «сотрудниче-

ство Москвы с Африкой могло бы помочь РФ в достижении целей ее "Энергетической стратегии-2030"» (с. 23). В таблице (с. 20) содержится перечень крупнейших инвестиционных проектов в Африке.

Таблица

Основные российские инвестиционные проекты в Африке (приводится в сокращении) (с. 20)

Российский инвестор Страна-хозяин Промышленность Объем инвестиций Год вложения

«Норильский никель» ЮАР Добыча и переработка золота 1,6 млрд долл. 2004

«Норильский никель» Ботсвана Добыча и переработка никеля 2,5 млрд долл. 2007

«Синтез» ЮАР, Намибия, Ангола Добыча нефти, газа, алмазов, меди 10-50 млн долл. 2006

«Лукойл» Кот-д'Ивуар, Гана Добыча нефти 900 млн долл. 2010

«РусАл» Нигерия Переработка алюминия 250 млн долл. 2008

«СеверСталь» Либерия Добыча железной руды 40 млн долл. 2008

«Газпром» Алжир Добыча природного газа 4,7 млрд долл и 7,5 млрд долл. 2006

АЛРОСА Ангола, Намибия, Конго-Киншаса Добыча алмазов и гидроэнергетика 300-400 млн долл. 1992

Наиболее интересным, по мнению автора, является факт крупных инвестиций в Анголу в 1992 г. в условиях глубочайшего экономического спада в России. Ангола была партнером СССР во время холодной войны. Экономическое отношения РФ с этим южноафриканским государством были возобновлены намного раньше, чем с другими государствами Тропической Африки. Экономическое сотрудничество России и Анголы демонстрирует необычную для российско-африканского сотрудничества диверсификацию. Так, во время визита ангольского президента в июне 1998 г. в Москву были заключены соглашения, защищавшие интересы российских алмазодобывающих компаний в Анголе, а также был размещен большой заказ на приобретение военных самолетов и боевых

машин пехоты (БМП). В августе 1998 г. было заключено соглашение о ремонте, обслуживании и модернизации советской военной техники в этой стране.

Российской АЛРОСА в Анголе принадлежит две шахты, а после визита президента Медведева в июне 2009 г. было объявлено о расширении присутствия компании в этой африканской стране. В октябре 2006 г. «Газпром» заявил о вложении более 100 млн долл. в разработку и добычу нефти и газа в сотрудничестве с «Со-нангол» - единственной государственной нефтегазодобывающей компанией Анголы (с. 21). Запуск ангольского телекоммуникационного спутника стоимостью 25,6 млн долл. планируется на 2014 г. Общая стоимость проекта запусков ангольских спутников составляет 295 млн долл. и финансируется «Внешэкономбанком», «Рос-эксимбанком» и др. (с. 22). После визита Медведева в 2009 г. российскими компаниями планировалось вложить 1 млрд долл. в разработку урановых месторождений (с. 22). Также велись переговоры о строительстве двух ГЭС.

Запасы углеводородов Анголы вторые по объему после Нигерии среди стран Африки южнее Сахары. За последнее десятилетие были открыты четыре новые нефтегазоносные провинции возле побережья этого государства. Согласно американским данным, запасы оцениваются в 27,6 млрд баррелей нефти, 441,1 трлн кубических футов природного газа и 13,77 млрд барр. конденсата природного газа (с. 24).

Стабильность в Африке южнее Сахары является прямым интересом России в целях стабильности и защиты инвестиций. Африканский спрос на российское вооружение остается высоким. Россия является вторым после США поставщиком оружия в мире: 4,8 млрд и 66,8 млрд долл. в год соответственно (с. 30). После распада СССР основным конкурентом России в торговле оружием с африканскими странами стал Китай. Главными покупателями российского оружия были Индия, Сирия, Мьянма, Венесуэла, Судан, Алжир и Эфиопия. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, большая часть российских вооружений, поставленных в Африку в 90-х годах и начале 2000-х годов, пришлась на противотанковые ракеты, буксируемую, самоходную и зенитную артиллерию, зенитные комплексы, вертолеты,

небольшое число самолетов с соответствующим снаряжением (с. 31).

Страны Южной Африки проявляют интерес к покупке российской бронетехники и легкого вооружения, в свою очередь официальные представители РФ признают недостаточность военно-технических связей с государствами региона и большой потенциал их развития (с. 31).

«Газпром» продолжает проявлять интерес к строительству транссахарского газопровода, несмотря на коллапс ливийского государства. Активность «Газпрома» в Анголе и разработка урановых месторождений в Тропической Африке ограничивает энергетические возможности ЕС и США.

Ведущим российским торговым партнером в Африке южнее Сахары остается ЮАР. В 2010 г. объем торговли РФ и ЮАР составил 519,1 млн долл. (с. 28). При этом существуют возможности расширения спектра сотрудничества. Компания из ЮАР обсуждает с российскими инвесторами и «Гуглом» возможности прокладки морского кабеля связи, который связал бы 21 африканскую страну с Россией и другими членами БРИКС, стоимость проекта 1,5 млрд долл. (с. 33). Реализация проекта прокладки этого оптического кабеля позволит, например, совершать звонки из Китая в Бразилию, минуя хабы на Западе, что обеспечит кибер-безопасность переговоров. Активно ведутся переговоры по строительству российскими компаниями в ЮАР нескольких АЭС.

Автор отмечает, что за последние годы события в Ливии и Сирии в значительной степени отвлекали дипломатические ресурсы России, которые могли бы пойти на восстановление экономических и политических связей со странами Африки южнее Сахары. Наличие стратегически важных ресурсов, а также связи, сохранившиеся с африканскими элитами еще с советского периода, позволяют предположить усиление активности РФ в странах региона в ближайшее время.

В. С. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.