Наблюдение над лексикографическим представлением идеи патриотизма в британских и американских словарях английского языка свидетельствует, прежде всего, об отсутствии существенных различий в ее вербализации, однако здесь выделяется некоторая агрессивность американского патриотизма как защиты «национальных интересов» в любой точке земного шара. Отмечается также британская речевая сдержанность в выражении патриотических чувств, выделяющаяся на фоне эмоциональной яркости и развернутости англоязычного лексикографического представления любви к родине.
Перспективы дальнейшего исследования идеи патриотизма автор видит в ее сопоставлении с западными и восточными аналогами в полном объеме, а затем с представлениями о ней в конкретных национальных лингвокультурах.
А.М. Кузнецов
2014.03.007. ПОЛЯКОВА ЕВ. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИДИОМАТИЧЕСКИХ ЭТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЛИНГВОКУЛЬТУР-НОМ СООБЩЕСТВАХ / Науч. ред. Краснощекова Г.А.; Таганрог. гос. пед. ин-т им. А.П. Чехова. - Таганрог, 2013. - 171 с. - Библи-огр.: с. 134-140.
Ключевые слова: этические концепты; идиоматика; фразео-семантическое поле; сопоставительный анализ.
В монографии на материале идиоматических выражений исследуется роль социально-психических факторов в становлении этических концептов. Проводится англо-русский сопоставительный анализ знаков косвенной номинации в лингвокогнитивном и лингвокультурологическом аспектах, позволяющий выявить универсальные и национально-специфические особенности этических концептосфер двух языков.
Работа состоит из введения, четырех глав (1. «Социальная психика - источник формирования этических концептов национальных лингвокультурных сообществ»; 2. «Языковые образы этических концептов в фантазийно-игровом сознании представителей русского и английского лингвокультурных сообществ»; 3. «Фразео-семантическое поле концепта "этичность" в русской и английской
национальных концептосферах»; 4. «Концептуализация моральных чувств в моральных сознаниях русских и англичан»), заключения и приложения.
В работе, в частности, говорится, что социальная психика входит в общую систему общественного сознания, в которой выполняет специфические информационные, нормативно-оценочные и эмоционально побудительные функции, осуществляющие нормативную регуляцию действий человека в обществе. Нравственные понятия, нормы и оценки, проникая в массовое или групповое сознание, становятся обязательными для данного сообщества и образуют его моральное сознание. Для морального регулирования исключительно важную роль играют эталоны поведения, которые вырабатываются и длительно функционируют в данной среде. Нормы морали поддерживаются не только силой устоявшегося и общепринятого порядка, властью привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на индивида, но получают выражение в общих фиксированных представлениях о том, как должно поступать. В моральных принципах и заповедях, укоренившихся в общественном мнении, отражается система воззрений на социальную жизнь, которая высвечивает идеалы, цели, ценностные ориентиры общества.
Всякая моральная система нуждается не только в особых социально-психических механизмах, обеспечивающих влияние ее норм и оценок на индивидуальное поведение и их массовую поддержку, но и в способах закрепления этих моральных норм в различных знаковых системах, в том числе и в языке. Лингвистическая метаэтика обращается к анализу целых семантических полей, в которых выражены этические ценности и оценки, закрепляющиеся в семантике этических концептов.
Этический концепт представляет собой ментальное образование, обладающее упорядоченной внутренней структурой, сформированное в результате когнитивной деятельности отдельного человека и общества в целом, в котором хранится энциклопедическая информация об отображаемом социально-психическом явлении, а также интерпретация данной информации общественным сознанием и отношение общественного сознания к данному социально-психическому явлению.
Этические концепты образуют концептосферу, характеризующуюся определенными национально-культурными особенностями, выявляющими национальную специфику концептуализации сходных этических явлений сознанием разных народов, что позволяет рассматривать этические концепты как элементы национальных концептосфер, отражающих моральное сознание представителей различных лингвокультурных сообществ. Моральная концептосфе-ра включает как содержательное концептуальное знание о правильном и неправильном, достойном и недостойном, так и совокупность ментальных стереотипов, определяющих понимание и интерпретацию поведения человека в обществе в зависимости от ограничений, накладываемых культурой.
Моральная концептосфера представляет собой совокупность концептов и стереотипов сознания, задаваемых культурой. Далеко не все содержание концептосферы находит выражение в концептах, имеющих языковое выражение, однако совершенно очевидно, что язык номинирует то, что обладает ценностью для жизнедеятельности социума. Та часть концептосферы, которая получает выражение в языковых знаках, формирует лингвистические когнитивные структуры, образуя семантическое пространство языка, объективирующееся в системе языковых знаков.
Проведенный анализ показал, что способ интерпретации людьми своих собственных моральных качеств, принципов, поступков, эмоций, зависит от того, через призму какого языка они интерпретируются. Национальная этическая концептосфера обнаруживается в единообразии поведения народа в стереотипных ситуациях, в общих представлениях народа о действительности, в высказываниях и общих мнениях, в суждениях о действительности, пословицах, поговорках и афоризмах.
Проблема формирования морального сознания национального лингвокультурного сообщества напрямую связана с социально-психической природой этических концептов. Этический концепт связан не прямо, а опосредованно с социально-психическими феноменами, которые предстают как «квазиденотаты» этических концептов. Высказывается предположение, что нравственные нормы усваиваются посредством социальной психики, вырабатывающей нравственный образец, и выражаются в моральных нормах, овнеш-няемых в этических концептах.
Существование общества невозможно без передачи социального опыта. Каждый член лингвокультурного сообщества обладает так называемым «социальным умом», в котором содержится та стратегическая информация, посредством которой он способен давать оценку другому члену сообщества, а также оценивать и регулировать саму ситуацию, в которой происходит социальное взаимодействие.
Социально-психические явления реализуются посредством когнитивной социальной способности, поскольку каждое взаимодействие с другими людьми вовлекает большой набор ментальных процессов, направленных на выявление реакций, возникающих во время социального вхождения в контакт. Стратегическая информация, которой обладает человек, вступающий в контакт, и информация, которой, по его мнению, обладает партнер по взаимодействию, создает непосредственную модель поведения.
В когнитивной социолингвистике отмечается взаимозависимость трех основных составляющих человеческого общения, таких как структура языка, когниция и социальное психическое воздействие слов на поведение. Следовательно, коммуникация в человеческом обществе в самом общем виде базируется на когниции, эмоциональной реакции и прагматике, которая посредством знаков и знаковых систем осуществляет взаимовлияние между людьми. Социальная психика наиболее тесно связана с третьим аспектом -взаимовлиянием человека на человека.
Люди оказывают влияние на поведение друг друга, в основном пользуясь принципами коллективного подражания и приспособления, а в некоторых случаях - в результате противодействия и желания выделиться. Отмечая подсознательно, что делают другие люди, образуется психическая рефлексия, отображающая коллективные тенденции поведения в обществе. Человек ведет себя согласно этим коллективным тенденциям, кодифицируя и воспроизводя их.
В литературе часто отмечают, что не все, что совершает человек, может быть квалифицировано с точки зрения морали. Мораль характеризует поступки личности, выражающие главным образом нравственное содержание деятельности, а также дает социальную характеристику личности, поскольку основное в поведении, реализующееся через поступки личности, - это отношение
человека к другим людям. Поступки личности получают нравственную оценку в отношении их соответствия норме и, входя в моральное сознание, получают наименование в этических концептах. Положительное эмоциональное состояние возникает только в тех случаях, когда обратная информация о результатах действия совпадает с ожиданиями, с предвидениями, и, наоборот, отрицательные эмоции возникают тогда, когда цели действия не совпадают с результатами, что наглядно проявляется в структурации фразеосе-мантического поля «этичность», которая выявляет способность человеческого мозга создавать психические структуры, участвующие в оценке «себя как другого».
Поскольку моральные суждения часто в явном виде соотносятся с испытываемыми эмоциями, можно утверждать, что в основе этических ценностей лежат базовые эмоции. Человеческий мозг способен создавать психические структуры, которые являются репрезентациями природного и социального мира, испытывать моральные чувства, «складировать» социальные конвенции и этические нормы, рассуждать в пределах сознательного пространства и выбирать согласующиеся с нравственными ценностями планы действия, т.е. предрасположен к этическим ценностям. Обладая стратегической информацией, активизирующей систему «социального ума», люди наделены моральными структурами, регулирующими их поведение и отношения в рамках социума, в котором они живут. Именно это позволяет им определять, с кем строить отношения, дружить, кого следует опасаться и т.д., т.е. производить оценку ситуации общения и партнеров по социальному взаимодействию. Исследователи отмечают, что «социальный ум» имеет биологическую природу и характеризуется моральными инстинктами, поведением и мышлением, соотносимыми с требованиями общества, в котором живет человек. Над врожденным репертуаром поведения под воздействием общественных отношений и культуры надстраиваются вторичные, социальные влечения и потребности, число которых теоретически бесконечно, как бесконечен сам процесс приобретения знаний и опыта.
Человек обладает присущей ему интеллектуальной системой, позволяющей планировать свою деятельность и принимать решения в пользу будущих интересов. Применительно к человеку это означает, что интеллектуальная система включает планировщика,
позволяющего адаптироваться к динамике внешней социальной и природной среды. Поскольку человек выступает системообразующим фактором социальных и культурных систем, т.е. является центральным в системе этических концептов, постольку на любом уровне сложной иерархической системы большого общества возможно существование своего этического планировщика. Специфика этической системы состоит в том, что в ней формулируются идеи о должном, о добре и зле в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Этический планировщик содержит в себе программу, определяющую поведение народа, и способен создавать такой менталитет, который помогает цивилизации адаптироваться к любым изменениям.
Однако этические знания сами по себе, не воплощенные в реальные, социально значимые действия и вербальные комплексы, не являются нравственной ценностью. Передача социального опыта -универсальное явление в жизни общества. Мышление, поведение и знания у людей каждого поколения формируются на основе общественно-исторического опыта, закрепленного в культуре, в моральных нормах, в традициях и т.п. Поскольку обыденное сознание есть совокупность житейских суждений и представлений, оно характеризуется определенным способом отражения, основанным только на реальных и осязаемых фактах, на узком кругозоре и ограниченном социальном опыте людей (в языковом воплощении), приобретающем форму этических концептов, структурирующих моральное сознание лингвокультурного сообщества.
Этические концепты являются концептами культурными, составляющими ценностную систему норм, характеризующих своеобразие той или иной лингвокультуры. В этических концептах закреплены стереотипные представления о коллективном опыте социума, основанные на социально-психическом восприятии и конструировании действительности.
Среди этических концептов выделяются как универсальные, не имеющие национально-культурной специфики, так и специфические национально-культурные концепты, которые подразделяются на специализированные этнокультурные концепты, в концентрированном виде выражающие особенности культуры, так и неспециализированные концепты, культурная специфика которых содержится в скрытых культурно-значимых ассоциациях. В боль-
шинстве своем этические концепты представляют собой регулятивные образования, в содержании которых главное место занимает аксиологический компонент, включающий ценности и нормы поведения.
Этические концепты построены на социально-психических феноменах, включающих эмоциональное переживание как основной фактор осмысления и оценивания поведения человека, и посредством означивания различных социально-психических явлений входят в моральное сознание представителей лингвокультурного сообщества.
В связи с возросшим интересом к проблемам когнитивистики в современной парадигме лингвистических, философских, психологических исследований теории эмоций (в которых когнитивный компонент занимает важное место) разрабатываются весьма детально. В когнитивных теориях эмоции рассматриваются как относящиеся полностью или частично к когнитивной сфере или как логически зависящие от этой сферы. В свете этих теорий весьма важной для анализа эмотивных состояний оказывается связь эмоции и когниции, т.е. собственно когнитивный аспект эмотивного состояния. Когниция является предварительным условием для возникновения определенных эмоций. Выделяются базовые эмоции, имеющие наименования в словарном составе языка, и эмоции, непосредственно связанные с базовыми.
Способ интерпретации эмоций национально и культурно обусловлен и зависит в определенной степени от той сетки координат, которая накладывается на них как конкретной культурой, так и конкретным языком. Эти различия выявляются при использовании различных методик анализа, в том числе и при построении когнитивных сценариев, сравниваемых языковых выражений той или иной эмоции в разных языках. Эмоции представляют собой аффективную форму проявления моральных чувств, которые являются условно-рефлекторными образованиями в сознании человека, составляющими основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях. Эмоция преобразуется в моральное чувство, когда она «примеряет на себя» требования моральных норм, отягощаясь моральным знанием. Моральным чувством эмоция становится лишь тогда, когда проявляется моральная оценка своих собственных или чужих поступков, преобразующая ее в этический концепт.
Эмоция не может быть нравственной или безнравственной, тогда как моральное чувство может быть нравственным и безнравственным, моральным или аморальным.
В результате проведенного анализа были выявлены идиоматические выражения, номинирующие моральные чувства гнев, счастье, страх, любовь в русском и английском языках, выявлена межъязыковая лакунарность фразеологизмов, наполняющих данные концепты, а также на основе когнитивных сценариев выявлены сходства, различия, а также частичные совпадения в обозначении исследуемых концептов. Выявленные расхождения и несовпадения когнитивных метафор, различия в области источника фразеологических единиц указывают на национально-культурные отличия в понимании и интерпретации моральных чувств в двух языках.
В результате проведенное исследование роли социально-психических феноменов в формировании этических концептов на материале идиоматических выражений английского и русского языков и сопоставительный анализ знаков косвенной номинации в лингвокогнитивном и лингвокультурологическом аспектах позволили выявить универсальные и национально-специфические особенности национальных этических концептосфер английского и русского языков.
А.М. Кузнецов
2014.03.008. ПОГРЕБНЯК Ю.В. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРИО-РИЗОВАННОГО ДИСКУРСА / Волгоград. гос. социал.-пед. ун-т. -Волгоград: Перемена, 2013. - 262 с. - Библиогр.: с. 237-262.
Ключевые слова: интериоризованный дискурс; внутренняя речь; функции внутренней речи; стилистика внутренней речи.
В книге разрабатывается понятие интериоризованного дискурса (особый тип дискурса, выделяемый на основании лингвопси-хологического критерия эгоцентричности, т.е. направленности высказывания субъекта на самого себя). На материале текстов художественной литературы современных русскоязычных и англоязычных авторов ХХ-ХХ1 вв. исследуются способы репрезентации внутренней речи и когнитивных структур сознания в художественном тексте, строится интегральная модель интериоризованного дискурса, проводится комплексное описание его характеристик,