Научная статья на тему '2014. 03. 005. Доклад экономической комиссии ООН по Африке, 2012: раскрытие потенциала Африки как полюса мирового роста. Economic report ОN Africa, 2012: unleashing africaʼs potential as a pole of global growth / un economic commiss. For Africa. - Addis Ababa, Ethopia: ECA, 2012. - XVI, 168 p. :diagr'

2014. 03. 005. Доклад экономической комиссии ООН по Африке, 2012: раскрытие потенциала Африки как полюса мирового роста. Economic report ОN Africa, 2012: unleashing africaʼs potential as a pole of global growth / un economic commiss. For Africa. - Addis Ababa, Ethopia: ECA, 2012. - XVI, 168 p. :diagr Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 03. 005. Доклад экономической комиссии ООН по Африке, 2012: раскрытие потенциала Африки как полюса мирового роста. Economic report ОN Africa, 2012: unleashing africaʼs potential as a pole of global growth / un economic commiss. For Africa. - Addis Ababa, Ethopia: ECA, 2012. - XVI, 168 p. :diagr»

2014.03.005

) -

АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК

ЭКОНОМИКА

2014.03.005. ДОКЛАД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ООН ПО АФРИКЕ, 2012: РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА АФРИКИ КАК ПОЛЮСА МИРОВОГО РОСТА.

Economic report on Africa, 2012: Unleashing Africa's potential as a pole of global growth / UN Economic commiss. for Africa. - Addis Ababa, Ethopia: ECA, 2012. - XVI, 168 p.:diagr.

Авторы доклада констатируют, что первое десятилетие XXI в. «может быть охарактеризовано как десятилетие экономического и политического обновления Африки» (с. XIII). В этот период Африка достигла значительного экономического прогресса. Темпы ежегодного роста африканского ВВП в 2002-2008 гг. составили в среднем 5,6%, а нескольких стран - 7-11%. По темпам экономического роста Африка вышла на 2-е место в мире после Азии. Из 15 наиболее быстро развивающихся экономик в 2010 г. десять были африканскими (с. 4).

О динамизме африканских экономик свидетельствует и такой знаменательной факт, что Африка быстро и относительно с небольшими издержками преодолела последствия мирового финансового кризиса.

В 2011 г. в связи с событиями «арабской весны» в Северной Африке темпы экономического роста понизились, но уже в 2012 и 2013 гг., как показывают прогнозы, они вновь будут превышать 5% (с. 54).

Экономический подъем Африки в последнее десятилетие меняет имидж Африки в мире. Международный бизнес начинает рассматривать Африку как привлекательный рынок и потенциальный полюс мирового экономического роста. По оценке Всемирного банка, если Африке удастся сохранить в ближайшие два десятиле-

тия нынешние темпы роста, то к 2034 г. ее ВВП увеличится более чем в 4 раза и составит 4190,7 млрд долл., ее доля в мировом ВВП возрастет в 2 раза - с 2,4 до 5,1% (с. 71).

Африканские лидеры осознают меняющуюся роль Африки в мире. В докладе, совместно составленном Комитетом десяти африканских министров финансов и руководителей центральных банков, Африканским банком развития, Экономической комиссией Африканского союза и представленном межправительственной конференции по экономическому сотрудничеству между Южной Кореей и Африкой в ноябре 2010 г. в Сеуле в качестве африканских предложений для совещания «Двадцатки», содержался следующий вывод: «Мир нуждается в новом двигателе потребительского спроса, новом рынке и новом ускорителе развития, которыми может стать Африка. Будущий рост мировой экономики и развивающегося мира будет зависеть от использования производственного потенциала Африки и развития потребительского спроса ее населения» (с. 67).

Чтобы достичь поставленных целей, африканские страны должны выработать новую четкую стратегию развития, отвечающую их конкретным условиям, и осуществить серьезные структурные реформы. Авторы доклада констатируют, что попытки трансформировать африканские экономики с помощью программы структурных реформ, предложенной международными финансовыми институтами, потерпели неудачу (с. 66). При выработке новой парадигмы развития следует воспользоваться опытом успешно развивающихся экономик, в частности стран Восточной Азии. Во-первых, существуют общие черты в моделях перехода от аграрных экономик к современным развитым экономикам. Во-вторых, страны, достигшие высоких темпов экономического роста, не следовали предписаниям Вашингтонского консенсуса (дерегуляция, приватизация, уменьшение роли государства в экономике). В-третьих, самое главное состоит в том, что государство играет центральную роль в успешной структурной трансформации экономики, поскольку свободный рынок не в состоянии решить эту кардинальную проблему. Государство должно руководить процессом распределения ресурсов и осуществлять эффективную координацию развития ведущих секторов экономики, особенно это касается инфраструктуры, сельского хозяйства и промышленности (с. 108-109).

Нынешняя модель экономического роста Африки весьма ущербна. Как и в предыдущие годы, она основана в основном на увеличении экспорта первичного сельскохозяйственного и минерального сырья. В последние годы источники роста несколько расширились: упрочилась политическая стабильность, уменьшилось число конфликтов, более взвешенной стала макроэкономическая политика, улучшились условия для ведения бизнеса, в городах растет численность и покупательная способность среднего класса. Однако в целом модель развития Африки остается пока прежней, и это определяет социальную ситуацию на континенте. Более половины населения (51%) являются бедняками, чей доход менее чем 1,25 долл. в день. Высокий уровень бедности связан с неустойчивым характером занятости большинства работающих: 75% рабочих заняты в нестабильных сферах занятости - преимущественно в неформальном секторе экономики (с. 50-51).

Современный экономический подъем Африки не сопровождается адекватным ростом занятости. Уровень безработицы остается высоким. По данным МОТ, в 2011 г. она составила в Северной Африке 9,8%, а в остальной Африке - 7,9%. Среди молодежи уровень безработицы существенно выше (с. 39). Чтобы снизить уровни бедности и безработицы африканские правительства должны диверсифицировать источники роста и ориентировать экономическое развитие в интересах бедных, составляющих большинство населения континента.

Неадекватное развитие инфраструктуры и низкое ее качество -главное препятствие для развития экономического потенциала Африки. Доступ к электричеству имеют только 30% населения Африки в сравнении с 70-90% в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Телекоммуникациями охвачены лишь 6% населения против 40% в других регионах мира, а доступ к Интернету имеют всего3% населения - самый низкий показатель в мире. К дорогам в Африке имеют доступ 34% населения в сравнении с 55% в других регионах мира. Очищенной водой и санитарными удобствами в Африке пользуются 65% городского и 38% сельского населения, в других регионах этот показатель составляет 80-90%. Инфраструктура стран Африки южнее Сахары требует для своего развития 93 млрд долл. в год. Нынешние расходы составляют только 45 млрд долл., т.е. меньше половины необходимой суммы (с. 115-116).

Авторы доклада формулируют конкретные цели социально-экономического развития Африки, достижение которых обеспечит структурную трансформацию африканской экономики, устойчивый экономический подъем и превращение Африки в новый полюс мирового экономического роста.

1. Африканские страны должны осуществить зеленую революцию в сельском хозяйстве, опираясь на опыт азиатских государств, и снизить его долю в ВВП до 15%, а долю обрабатывающей промышленности довести по меньшей мере до 25%; развивать сферу современных услуг.

2. Необходимо изменить структуру внешней торговли. Доли сельскохозяйственного сырья, топлива и минерального сырья не должны превышать соответственно 1%, 6% и 4% всего экспорта, а доля промышленных товаров нужно довести до 82%.

3. Душевое потребление электричества должно составлять по меньшей мере 1129 квт/час; доля дорог с твердым покрытием - не менее 44%; телефонных линий в расчете на 100 человек - 16, а пользователей Интернетом в расчете на 100 человек - шесть в любой африканской стране.

4. Доли обучающихся в средней школе и в системе высшего образования должны быть не менее соответственно 64% и 16% от соответствующих возрастных контингентов с одновременным повышением качества обучения и его ориентации на потребности экономики.

5. Уровни грамотности взрослого и юношеского населения должны быть в любой африканской стране не менее 77% и 90% соответственно.

6. Продолжительность жизни должна достичь 68 лет, а детская смертность не должна превышать 37 на 1000 рождений.

7. Все африканские страны должны поддерживать местных предпринимателей.

8. Необходимо всемерно развивать региональную интеграцию и внутриафриканскую торговлю, упрощая с этой целью таможенные и пограничные процедуры.

9. Используя возросший интерес международного сообщества к Африке и ее ресурсам, африканские страны должны диверсифицировать свои внешнеэкономические связи, расширяя сотрудничество с набирающими экономическую мощь азиатскими и

латиноамериканскими государствами. Однако африканские правительства должны проявлять максимум усилий, чтобы эти новые торговые отношения и инвестиционные и финансовые потоки поддерживали и усиливали структурную трансформацию экономики Африки, содействовали накоплению капитала и технологическому прогрессу. Особенно следует поощрять иностранные инвестиции в инфраструктуру и агробизнес. Реализация всех вышеуказанных мер должна происходить под руководством государства и потребует сотрудничества всех сил африканского общества, формирующих будущий облик Африки (с. 81-82, 136-137).

Ю.И. Комар

2014.03.006. СВОНАЙКЕР Ф. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ АФРИКИ.

SWANIKER F. Africa's rising economies // Survival. - L., 2013. -Vol. 55, N 6. - Р. 129-142.

Основатель и руководитель Академии африканского лидерства выявляет пять базовых факторов, которые стимулируют нынешний экономический подъем Африки и будут определять ее развитие в ближайшие 30-50 лет.

1. Улучшение политического управления. Нынешнее поколение африканских лидеров проводит политику, направленную на поддержание политической стабильности, которая является главным условием экономического роста. Число автократических режимов в Африке южнее Сахары сократилось с 36 в 1989 г. до 5 в 2004 г. (с. 130). Современные африканские правительства осуществляют более ответственную, эффективную и сбалансированную макроэкономическую политику. Они сумели снизить темпы инфляции, стабилизировать обменные курсы своих валют, создали более благоприятные условия для бизнеса. Несмотря на трудности и проблемы демократические режимы в Африке будут укрепляться. Залогом тому, считает Свонайкер, является изменение ментально-сти населения. Как показала «арабская весна», оно становится более требовательным и менее терпимым к некомпетентным лидерам.

2. Самые высокие в мире темпы прироста населения. К 2035 г. численность трудовых ресурсов Африки превысит соответствующий показатель Китая. По возрастному составу население Африки -самое молодое в мире. Средний возраст африканца - 18 лет, а жи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.