Научная статья на тему '2014. 01. 038. Радюш О. А. , щеглова О. А. Волниковский "клад" и Курское Посемье в эпоху Великого переселения народов. - Курск: Курский гос. Обл. Музей археологии, 2012. - 48 с'

2014. 01. 038. Радюш О. А. , щеглова О. А. Волниковский "клад" и Курское Посемье в эпоху Великого переселения народов. - Курск: Курский гос. Обл. Музей археологии, 2012. - 48 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСЫ ГУННСКОГО ВРЕМЕНИ / КУРСКОЕ ПОСЕМЬЕ / ВОЛНИКОВСКИЙ "КЛАД"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 01. 038. Радюш О. А. , щеглова О. А. Волниковский "клад" и Курское Посемье в эпоху Великого переселения народов. - Курск: Курский гос. Обл. Музей археологии, 2012. - 48 с»

отрезком пути «из варяг в греки», соединившим Новгород и Киев (с. 454-455).

Если рассматривать вопрос о соотношении потенциала Севера и Юга и их роли в становлении Руси как единого политического организма с чисто археологических позиций, то, как отмечает Н.А. Макаров, очевидно, что материальные следы выделения знати как особой социальной группы и кристаллизации властных институтов вплоть до середины X в. более заметны на Севере, чем на Юге. Точно так же и формирование раннегородских поселений как центров власти, торговли и ремесла началось на Севере раньше, чем в Среднем Поднепровье.

Одним из фундаментальных вопросов отечественной истории является оценка достоверности рассказа о призвании варягов, занимающего ключевое место в летописном изложении истории начала Руси. С точки зрения археологии, пишет автор, в качестве исторической основы Сказания следует рассматривать сам факт присутствия скандинавов в качестве военно-торговой элиты в северных областях Русской равнины в IX в.

А.Е. Медовичев

2014.01.038. РАДЮШ О.А., ЩЕГЛОВА О.А. ВОЛНИКОВСКИЙ «КЛАД» И КУРСКОЕ ПОСЕМЬЕ В ЭПОХУ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ. - Курск: Курский гос. обл. музей археологии, 2012. - 48 с.

Ключевые слова: комплексы гуннского времени; Курское По-семъе, Волниковский «клад».

Совместная работа археологов Курска (Курский государственный областной музей археологии), Москвы (Институт археологии РАН) и Санкт-Петербурга (Институт истории материальной культуры РАН)1 посвящена публикации уникального комплекса находок гуннского времени, обнаруженного в Курской области в 2010 г. Материалы данного памятника рассмотрены в широком историческом контексте, «на фоне характеристики археологических

1 Авторы текста: О.А. Радюш (Москва), О.А. Щеглова (Санкт-Петербург). Реставрация находок, сделавшая возможным их изучение, была выполнена в Санкт-Петербурге, фотографии - в Москве, Санкт-Петербурге и Курске, графические реконструкции - в Курске. - Прим. реф.

памятников и культур... как на территории Курского края, так и Европы в целом» (с. 2). Работа состоит из трех разделов.

Находки богатых комплексов гуннского времени известны на территории Курской области с середины XIX в. Они содержали сосуды и украшения из драгоценных металлов, оружие, стеклянную посуду. Поскольку это были в основном случайные находки, они получали название «кладов», хотя в действительности такие комплексы происходят из разрушенных погребений. То же можно сказать и о предмете данной работы, Волниковском «кладе», обнаруженном в результате грабительских раскопок. Впоследствии вещи были переданы ученым; изучив место находки, археологи смогли выяснить, что речь идет о погребении, первоначально разрушенном еще в 1980-е годы во время строительных работ; грабители натолкнулись на выброшенные из него вещи. Поскольку точно восстановить погребальный обряд не представляется возможным, основным предметом анализа ученых стали сами вещевые находки.

Существенным этапом их изучения была реставрация, установление состава металла и каменных вставок, а также «группировка вещей по материалу, особенностям ювелирного оформления и размерам» (с. 10), которая позволила подразделить их на группы, рассмотренные авторами далее. Большинство найденных вещей выполнены в полихромном стиле, который распространяется в варварской Европе в V в. н.э. с появлением гуннов. Внутри него выделяются несколько стилистических групп, различающихся способом обработки и использования каменных и стеклянных вставок; каждая группа связана с определенными типами изделий, территорией распространения и центрами производства (с. 11).

Так, портупейный набор (детали пояса для подвешивания меча) был украшен в достаточно сложной технике клуазоне, которая, как полагают исследователи, могла использоваться только в императорских мастерских Константинополя. Бесспорно, что такие вещи были доступны лишь наиболее знатным и богатым людям, к ним, следовательно, принадлежал и владелец Волниковской портупеи.

В том же стиле был оформлен и меч, ножны и рукоять которого были богато украшены золотыми накладками. Подобные находки распространены на обширной территории Европы и Сибири и могли принадлежать не только гуннам: во второй половине V в. «мода на украшенное накладками с инкрустацией парадное оружие

быстро распространилась среди первых королей варварских государств Европы» (с. 19).

Судя по количеству и разнообразию поясных бляшек, изначально Волниковский комплекс содержал два серебряных пояса, один из которых был позолочен. Их пряжки, довольно простые по форме, находят аналогии в памятниках гуннского времени от Восточного Приаралья до Шотландии, и таким образом «наглядно демонстрируют "проницаемость пространства" в эпоху Великого переселения народов» (с. 22).

Еще одна группа находок объединяет предметы, украшенные вставками из карнеола (разновидность халцедона) в отдельных гнездах. Сюда относятся детали еще одного парадного оружия (меча или, возможно, кинжала) и набор украшений конской упряжи. Интересно, что при оформлении этих вещей использовался не только полихромный стиль: несколько пряжек украшены с помощью нанесения штампом орнамента в стиле сесдаль, генетически связанного со скандинавской ювелирной традицией. Находки вещей в этом стиле в последнее время были зафиксированы в Украине и в Крыму; они указывают, по мнению исследователей, на «участие германцев в бурных событиях гуннского вторжения в Европу» (с. 27).

Заключительные разделы работы посвящены интерпретации Волниковского комплекса в историческом контексте эпохи и попытке определить его этническую принадлежность.

События, происходившие в эпоху Великого переселения народов, как указывают авторы, были во многом подготовлены ранее происходившими процессами кризиса Римской империи, развития и взаимодействия германских, кельтских, финно-угорских и балт-ских племен Древней Европы («Барбарикума» в терминологии античных историков). Катализатором изменений стало вторжение гуннских и сарматских племен, но участниками событий были не только они. В 1-11 вв. н.э. на территории Восточной Европы расселяются, тесня другие германские племена, готы (археологически представлены вельбаркской культурой).

Контакты готов, германцев (пшеворская культура) и балтов (западно-балтская) маркирует появление нового стиля украшений, характерного для всех этих культур. По характерному использованию эмали, в основном красной, он получил название «горизонта

выемчатых эмалей» и просуществовал местами до V в. н.э. Территория Курской области достаточно насыщена находками этого типа.

В течение III в. готы занимают новые территории, в том числе принадлежавшие ранее Римской империи (Дакия). Историки поздней Античности сообщают о делении их на две ветви - вестготов (к западу от Днестра) и остготов (в Поднепровье). Последние, как отмечают авторы, по-видимому, сыграли немалую роль в появлении на этой территории полиэтничной по своему составу черняховской культуры.

На территории Курской области памятники черняховской культуры распространяются в IV в. Среди них выделяются довольно крупные по размеру селища. Окончание жизни на них в конце того же столетия совпадает по времени с крупным поражением готов в столкновении с гуннами. Таким образом, полагают авторы, эти поселения могли принадлежать населению, входившему составной частью в огромную державу легендарного Германариха, погибшего во время войны с гуннами. Сходные с ними по типу поселения существуют затем недолгое время на территории к северу от р. Сейм; гибель их материалы раскопок позволяют связать с военными действиями.

Именно с последним периодом - от гуннского вторжения в пределы державы Германариха до распада гуннской империи Ат-тилы и связывают О.А. Радюш и О.А. Щеглова появление Волни-ковского «клада». Важно, однако, то, отмечают авторы, что при исследованиях не были выявлены наиболее характерные черты гуннского погребального обряда (наличие кургана, следов огня, находки котлов). При этом Волниковский комплекс близок к ряду богатых погребений гуннского времени, которые, по мнению французского исследователя М. Казанского, в Западной Европе «отражают воинскую престижную культуру офицеров римской пограничной армии», а в Восточной - «распространение этой приграничной моды вглубь Барбарикума, при дворах местных князей» (цит. по: с. 46). Поэтому, полагают авторы, более вероятно, что погребение (как и другие подобные ему памятники на данной территории) могло принадлежать представителю военной знати из готов, находившихся в зависимости от гуннов. Однако сохранность этих комплексов все же оставляет такое отождествление предположи-

тельным, не исключая и собственно «гуннскую» версию их происхождения (с. 47).

Ек. Лебедева

ЭТНОЛОГИЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

2014.01.039. ЛЛОЙД Д. ИРЛАНДСКАЯ КУЛЬТУРА И КОЛОНИАЛЬНАЯ МОДЕРНОСТЬ, 1800-2000: ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОГО ПРОСТРАНСТВА.

LLOYD D. IRISH CULTURE AND COLONIAL MODERNITY, 1800-2000: THE TRANSFORMAITION OF ORAL SPACE. - Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 2011. - XII, 285 p. - Bibliogr.: p. 262-278.

Ключевые слова: устная культура; колониальный модернизм; ирландская национальная культура.

Дэвид Ллойд, профессор английской литературы и компаративных исследований в университете Южной Калифорнии, в своей работе предлагает новую интерпретацию особенностей ирландской национальной культуры и механизма ее воспроизводства. Автор исследует основные проявления устной культуры в XIX и XX вв. -от традиции исполнять и слушать исторические предания до особенностей общения в пабах и выступлений на политических митингах, риторика которых глубоко связана с формами устной презентации ирландской идентичности. Прослеживая, как колониальный модернизм трансформирует пространство устной ирландской культуры, исследователь объясняет одновременно и ее креативность, и сопротивляемость внешнему воздействию (резистентность) в условиях модернизации. Наблюдения автора представляют интерес для понимания аналогичных процессов в постколониальных культурах в глобальной перспективе. Книга состоит из введения, шести глав, последняя из которых выполняет роль заключения, и обширной библиографии.

Во введении под названием «История ирландского самовыражения» Д. Ллойд обосновывает связь многих наиболее ярких стереотипов ирландской культуры с общей телесной локализацией -ртом, что признают и сами ирландцы, соглашаясь с тем, что у них

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.