Научная статья на тему '2013. 04. 030. Дейко Е. , Хьюз Э. , Маккелви М. Университеты и экономика знаний. Deiaco E. , Hughes A. , McKelvey M. universities as strategic actors in the knowledge economy // Cambridge J. of Economics. – L. , 2012. – Vol. 36, n 3. – p. 525–541'

2013. 04. 030. Дейко Е. , Хьюз Э. , Маккелви М. Университеты и экономика знаний. Deiaco E. , Hughes A. , McKelvey M. universities as strategic actors in the knowledge economy // Cambridge J. of Economics. – L. , 2012. – Vol. 36, n 3. – p. 525–541 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минервин И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 030. Дейко Е. , Хьюз Э. , Маккелви М. Университеты и экономика знаний. Deiaco E. , Hughes A. , McKelvey M. universities as strategic actors in the knowledge economy // Cambridge J. of Economics. – L. , 2012. – Vol. 36, n 3. – p. 525–541»

гими исследователями, и правительства могут сыграть в этом решающую роль.

База данных по геномике, обладающая высокой практической полезностью и способная стать ценным пособием по изучению болезней и способов лечения, должна включать, помимо сведений о ДНК, информацию о вспышках заболеваний, истории болезни семей, характеристики внешней среды и связанные с ней риски и даже данные о режимах питания и образе жизни пациентов. В США Департаментом по делам ветеранов начата работа по сбору образцов крови и соответствующей информации в отношении миллиона участников программы, которая позволит осуществить масштабное статистическое исследование. Однако, если ставить целью создание базы данных, отвечающей потребностям развития геномного кластера, потребуется сбор более широкой информации и разработка эффективных методов ее составления, каталогизации и контроля. Согласно оценкам авторов, создание базы данных по геномике, охватывающей миллион человек, потребует вложений в размере нескольких миллиардов долларов. Некоторые страны и организации уже приступили к созданию значимых баз данных. В их числе Национальный центр США по биотехнологической информации, Университет Манитобы, Кембриджский исследовательский институт и др.

Кластеру по геномике, кроме базы данных, понадобится и государственная поддержка в области исследований и разработок, а также для создания научных парков и других структур. Решимость США в деле создания основы для подобного кластера даст со временем двойной результат в виде новой отраслевой экосистемы, которая в корне изменит облик медицины и одновременно будет способствовать экономическому процветанию страны.

И.Г. Минервин

2013.04.030. ДЕЙКО Е., ХЬЮЗ Э., МАККЕЛВИ М. УНИВЕРСИТЕТЫ И ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ.

DEI AC O E., HUGHES A., MCKELVEY M. Universities as strategic actors in the knowledge economy // Cambridge j. of economics. - L., 2012. - Vol. 36, N 3. - P. 525-541.

Британские специалисты (Центр по изучению инноваций, Кембриджский университет) подчеркивают роль университетов в современной глобальной экономике знаний. Университеты служат

поставщиками частных и общественных благ, выполняя целый набор функций в области образования, научных и прикладных исследований. Кроме того, они оказывают более широкое социальное воздействие, интегрируя эти функции в инновационную систему. Все это определяет стратегическое значение университетов для экономики знания.

Стратегические функции университетов проявляются по-разному в различные периоды и в различных странах, что связано с характерными для них формами собственности, организационными формами, масштабами государственного финансирования. Вместе с тем эти различия открывают возможности для экспериментирования и адаптации к условиям соответствующих стран и регионов.

При сегодняшнем посткризисном состоянии мировой экономики ведущие промышленно развитые страны вступили на путь значительного увеличения поддержки, оказываемой университетам, особенно в отношении их научно-исследовательской деятельности. Такая стратегия соответствует не только общей глобальной долгосрочной тенденции к увеличению объема ресурсов, выделяемых сфере образования, но и появившейся в начале нового столетия политике, основанной на убеждении, что сбалансированность экономики можно восстановить за счет интенсивной коммерциализации научных и технических достижений. Именно в этой области сторонники данного подхода видят ответы на такие глобальные вызовы, как изменения климата, продовольственная безопасность, старение населения.

Рост затрат на образование и науку естественным образом ведет к усилению требований в отношении отчетности и результативности. Кроме того, в условиях доминирования университетских структур, специализированных по научным дисциплинам, возникает потребность в усилении междисциплинарных подходов и моделей, настроенных на выполнение определенных миссий. Также подвергается изменениям характер взаимоотношений между университетами и частным бизнесом: крупные корпорации все чаще стремятся расширить свои базы знаний и экстернализировать НИР с помощью открытых инноваций и сотрудничества. Университеты меняют свои стратегии, организационные структуры и компетенции, чтобы отвечать новым потребностям бизнеса.

Таким образом, по мере возрастания значения университетов для инноваций и экономического роста растут и требования к ним в отношении, во-первых, стратегических действий на национальном, региональном и глобальном уровнях и, во-вторых, подотчетности перед обществом и всеми заинтересованными сторонами. Вдобавок к этим стратегическим императивам возникают новые условия конкуренции университетов в результате растущей глобализации, расширения обмена студентами, преподавателями и источниками финансирования. Образовательные услуги составляют глобальную индустрию знаний, регулируемую Генеральным соглашением по торговле услугами (General agreement on trade in services, GATS).

Изменение международных условий влияет на внутренний и региональный контекст и адаптационные усилия университетов. В различных исследованиях отмечалось, что экономика знаний и университеты образуют в процессе своей эволюции сложную адаптивную систему, характеризующуюся новыми границами, компонентами, отношениями и взаимосвязями. С эволюционной точки зрения процесс адаптации реализуется в различных типах специализации и организационных формах, в специфических структурах, предназначенных для взаимодействия с внешними организациями или осуществления деятельности, непосредственно связанной с решением задач экономического развития или индустриализации. Университеты всегда были объектами давления со стороны общества, но это давление различалось в географическом и временном разрезах. Так, в послевоенный период развитие высшего образования без особого внимания к вопросам эффективности рассматривается как временное явление, сегодня ему на смену пришла тенденция повышенного внимания к решению экономических проблем образования. Еще одна потенциальная тенденция состоит в возрастании автономии университетов при наличии многих источников финансирования и снижении зависимости от правительства.

Большое значение имеет и то, каким образом университет как организация осуществляет инновации и адаптируется в рамках изменяющейся среды. Опыт различных стран указывает на появление новых форм в виде мультидисциплинарных институтов внутри университетов и посреднических организаций, служащих связующим звеном между университетскими исследованиями и промыш-

ленностью. В связи с этим возникают две важнейшие проблемы: какие структурные изменения в крупном традиционном университете требуются для придания ему способности вести мультидисци-плинарные исследования, нацеленные на нужды промышленности, и какие организационные изменения нужны для трансформации академического поведения, в том числе в области стимулирования, размещения ресурсов и отбора персонала. Опыт показывает наличие и глубокую укорененность консервативных методов и убеждений как внутри университетов, так и в широкой научной общественности, преодоление которых может потребовать длительного времени. В качестве одной из мер предлагается включить в показатели «успешности» вузов введение новых мультидисциплинарных модулей в традиционную структуру обучения.

В качестве посреднических организаций фигурируют: на внутреннем уровне - службы трансферта технологий (technology transfer office, TTO) и на внешнем - региональные центры технологии и инноваций (technology and innovation centre, TIC). Правительства многих стран, следуя примеру США, проводят политику поощрения университетов к созданию у себя посреднических структур. Во Франции в 1999 г. был принят Закон об инновациях, обязавший университеты проводить активную политику коммерциализации, содействовать созданию инновационных фирм и исследовательских сетей. В Великобритании центры технологии и инноваций, стратегическая задача которых состоит в стимулировании регионального развития, создаются с целью установления связей между университетами и промышленностью на региональном уровне, комплектуются профессиональными специалистами и финансируются из региональных источников.

Большое значение придается также выработке концепций и практических методов разработки показателей для оценок и международных сравнений стратегических функций университетов. Отмечается все еще имеющее место отсутствие методов измерения активности в области обмена знаниями и сохранение узкого подхода, сфокусированного на показателях коммерциализации. Несмотря на усилия, предпринимаемые ОЭСР и ЕС, по совершенствованию сбора информации, наибольшие трудности представляют сравнительные исследования стратегии и результатов деятельности университетов по критериям инновационных систем.

Изучение характера связей бизнеса с университетами в различных странах показывает, что, во-первых, следует учитывать возможности университетов, их место в инновационных системах и их потенциальную роль в качестве стратегических участников. Во-вторых, стратегическая роль университетов тесно связана с деятельностью других элементов инновационной системы, поэтому политика в этой области должна носить комплексный характер. В-третьих, выработка политики с учетом различных условий на национальном, региональном и международном уровнях требует специфических измерений, относящихся к конкретной системе.

Единого, пригодного для всех рецепта не существует. Сегодня изменениям подвергаются многие параметры, характеристики поведения и структуры, и эти изменения требуют многоуровневого эволюционного подхода к их изучению. Анализ показывает, что стратегическая роль университетов и их способность конкурировать за ресурсы во многом определяются национальными и региональными условиями их развития, которые должны быть изучены на микро-, мезо- и макроуровнях. Существующие организационные формы и связи между университетами и бизнесом имеют специализированный характер, пути их адаптации и характер государственного воздействия на них будут зависеть от исторически сложившихся функций и структур.

И.Г. Минервин

2013.04.031. ЧЕСБРОУ Х. ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

CHESBROUGH H. Open innovation: Where we've been and where we're going // Research-technology management. - Wash., 2012. -Vol. 55, N 4. - P. 20-27.

За последнее десятилетие новая модель организации инновационных процессов, получившая название открытых инноваций, получила широкое распространение; ее обсуждению посвящены сотни научных статей и конференций. По мнению автора, директора Центра открытых инноваций в Школе бизнеса Калифорнийского университета в Беркли, сущность новой модели заключается в отказе от закрытых инноваций, т.е. от традиционной модели вертикальной интеграции, согласно которой внутрифирменная инновационная деятельность дает результат в виде освоенных фирмой и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.