Научная статья на тему '2013. 04. 024. Дейк Й. Ван. Фейсбук и инженерия связи: многоуровневый подход к платформам социальных медиа. Dijck J. van. Facebook and the Engineering of connectivity: a multi-layered approach to social media platforms // convergence: the International J. of research into new media technologies. – L. , 2012. – Vol. 19, n 2. – p. 141–155'

2013. 04. 024. Дейк Й. Ван. Фейсбук и инженерия связи: многоуровневый подход к платформам социальных медиа. Dijck J. van. Facebook and the Engineering of connectivity: a multi-layered approach to social media platforms // convergence: the International J. of research into new media technologies. – L. , 2012. – Vol. 19, n 2. – p. 141–155 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ – СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Соколова М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 024. Дейк Й. Ван. Фейсбук и инженерия связи: многоуровневый подход к платформам социальных медиа. Dijck J. van. Facebook and the Engineering of connectivity: a multi-layered approach to social media platforms // convergence: the International J. of research into new media technologies. – L. , 2012. – Vol. 19, n 2. – p. 141–155»

содержащие стандартизированную метапространственную информацию, представляют собой ценный коммерческий продукт.

В то же время все эти технологии, как указывает Хамфрис, могут использоваться не только для сокращения социальной или физической дистанции, но и для ее установления или увеличения, а каталогизация, используемая для записи, систематизации, поиска социальной информации, может применяться, чтобы ее скрыть.

Хамфрис обращает внимание на то, что практики связывания, координации и каталогизации не исключают друг друга, а скорее зависят друг от друга и осуществляются во всех социальных медиа. Таким образом, любое коммуникативное действие воплощается во всех трех практиках. В заключение автор статьи подчеркивает, что все три его рассмотренные коммуникативные практики позволяют управлять взаимодействиями в социальных медиа и существенно меняют многие аспекты нашей физической и социальной активности, став неотъемлемой частью образа жизни и идентичности, основанных на сетевом индивидуализме.

М.Е. Соколова

2013.04.024. ДЕЙК Й. ван. ФЕЙСБУК И ИНЖЕНЕРИЯ СВЯЗИ: МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ПЛАТФОРМАМ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА.

DIJCK J. van. Facebook and the engineering of connectivity: A multi-layered approach to social media platforms // Convergence: The international j. of research into new media technologies. - L., 2012. - Vol. 19, N 2. - P. 141-155.

Новые социальные медиа в настоящее время выступают в роли посредника между технологиями и социальной жизнью. Повсеместная связь становится материальной основой культуры, а технологии и собираемый с их помощью пользователями контент превратились в часть социально-экономических, юридических и культурных реалий. Появление социальных медиаплатформ способствовало формированию постоянно изменяющегося информационного пространства, где агенты самой разной природы (человеческие (пользователи) и нечеловеческие (технологии, контент, юридические и экономические акторы) объединяются для коммуникации и обмена информацией.

Профессор Йосей ван Дейк (Университет Амстердама, Нидерланды) в своей статье всесторонне рассматривает, как социальные медиа Web 2.0, и Фейсбук в частности, создают онлайновые связи между пользователями, сплачивают их в сообщества, укрепляют «слабый» тип связей и открывают бесконечные возможности для неформального общения и творческого самовыражения. Она подчеркивает, что нельзя рассматривать Фейсбук, как и другие подобные платформы, просто как технологический продукт, поскольку они представляют собой поле протекания множества культурных, экономических, юридических процессов и взаимодействий между пользователями, технологиями и контентом. Особенности протекания здесь информационно-коммуникационных обменов зависят от многочисленных договоренностей о контроле над данными или технологиями между множеством заинтересованных лиц (собственниками, пользователями, производителями контента, юристами, инженерами и маркетологами).

Автор ставит перед собой задачу создать многосторонний комплексный подход для рассмотрения процессов, происходящих в Фейсбуке, на основе соединения социально-конструктивистской теории Б. Латура и политико-экономического подхода М. Кастель-са. Ван Дейк считает, что анализ социально-медийных платформ должен строиться на комплексном рассмотрении технологических, экономических, правовых и культурных аспектов их функционирования.

С технологической точки зрения конструирование онлайновых связей осуществляется с помощью интернет-протокола, обеспечивающего передачу данных между двумя конечными пунктами. Связь между компьютерами создает возможность обмена данными. На основе компьютерной инфраструктуры функционируют самые разные частные приложения, такие как телефония, телевидение, SMS, радио, Фейсбук, Википедия, Блоггер (Blogger) и т.д. Таким образом, протоколы, платформы и интерфейсы предоставляют технологические возможности установления сетевой связи, которая, так же как когда-то электричество, становится великой преобразующей силой начала XXI в. [с. 143].

Ван Дейк также характеризует социальные и культурные аспекты той повсеместной связности, основу которой обеспечивают новые технологии. Связь все в большей степени обеспечивается

совместным производством человеческих и машинных акторов, с преобладающей, хотя и часто скрытой от наблюдателя, ролью технологии, а пользователи социально-медийных платформ представляют собой совокупность человеческих, технических, институциональных и социетальных агентов. Исходя из этого, автор считает необходимым создание многосторонней теоретической модели, которая учитывала бы все взаимодействия этих многочисленных пользователей, что важно как с точки зрения технологического развития, так и с точки зрения бизнес-интересов владельцев сайтов социальных медиа.

Далее автор рассматривает такой важный социокультурный аспект новых медиа, как контент, качество которого определяется технологическими возможностями обеспечения связи. Именно потребности, связанные с контентом - идет ли речь о коммуникативном трафике или творческом контенте, - определяют необходимость «хорошей связи» для пользователей, которая обеспечивается удобным интерфейсом и политикой в отношении пользователей. Заинтересованность социальных медиа и их собственников в «хорошем» контенте полностью отвечает интересам пользователей производить и распространять хороший контент.

На примере жизненной истории, рассказанной в американском фильме «Catfish» (2010), мы можем видеть, как пользователи, широко используя предоставляемые им технологические возможности для установления связей, в то же время нарушают политику Фейсбука в отношении подлинности контента, создавая фальсифицированный контент. События, рассказанные в этом фильме, показывают необходимость всестороннего исследования платформ социальных медиа в их многообразных проявлениях. Если мы хотим исследовать реальный и фальсифицированный контент Фейсбука как социокультурный феномен, мы не можем игнорировать технико-инженерную сторону управления сайтом посредством протоколов и интерфейсов, но не менее важными являются и правовые аспекты - например, «политика реального имени» и ее соотношение с бизнес-моделью и использованием метаданных.

Ван Дейк обращает внимание на то, что не только люди являются активными творцами контента. Например, на таких сайтах, как Википедия, все чаще контент генерируется с помощью автоматизированных ботов. Создание, распространение и контроль над

контентом все в большей степени становятся результатом сотрудничества человека и машины. Осознание этого факта ставит человека перед необходимостью переоценки формирования властной динамики в онлайновом пространстве.

Таким образом, мы можем наблюдать, как социально-медийные платформы активно вмешиваются в коэволюцию технологии, социальной практики и культурного контента, созданного в результате многочисленных информационно-коммуникационных обменов. Поскольку эти платформы все в возрастающей степени участвуют в распространении наших повседневных социальных практик и формировании социального контента, мы можем рассматривать их существование как техносоциокультурные проявления всеобщей связи.

Ван Дейк подчеркивает, что для того, чтобы понять, как социальные медиа используют свои технические возможности для создания социальных связей, необходимо рассматривать конкретные платформы (например, тот же Фейсбук), что помогло бы выявить общие принципы, лежащие в основе социальных медиа. Одним из наиболее важных вопросов здесь является создание теоретического подхода, который позволил бы нам осуществить такой анализ.

Термин «платформа», считает ван Дейк, соотнесен и связан с понятием сети, но в то же время они отличаются друг от друга. Сети - это инфраструктурные и социальные организации, системы технологий и людей, состоящие из узлов и связей (соединений, ties) между ними, посредством которых обеспечиваются каналы для связанности (connectivity) [с. 150].

В отличие от Латура, который, исходя из такого понимания сетей, рассматривал социально-медийные платформы как посредники (intermediaries), всего лишь передающие информацию без ее трансформации, ван Дейк считает их активными медиаторами (mediators), транслирующими значения и трансформирующими элементы, передачу которых они обеспечивают [с. 11-112]. Платформы - это социотехнические и одновременно культурно-идеологические конструкты, появление которых способствовало созданию и поддержанию нового типа связей, укрепляющих социальный капитал. Такое представление является отходом от понимания сети как

социотехнического ансамбля в акторно-сетевой теории Латура [с. 112].

Чтобы отразить взаимосвязанность самых разных акторов, объединенных социально-медийными платформами, Латур с помощью своей акторно-сетевой теории постарался исследовать эти платформы как техносоциокультурные артефакты. Но хотя АСТ внесла значительный вклад в развитие сетевой культуры и изучение связи между технологиями и пользователями, этого подхода все же недостаточно, чтобы понять культурные составляющие контента и разобраться в экономических и правовых аспектах технологических инноваций. Именно поэтому, как пишет автор статьи, эта теория не может исчерпывающе раскрыть культурные измерения и экономико-политические проявления социальных медиа в возникающей сегодня культуре всеобщей связанности. Исходя из этого, она предлагает соединить АСТ Латура и кастельсовский экономи-ческо-политический сетевой анализ для создания всеобъемлющей модели новой сетевой культуры.

В то же время, отмечает ван Дейк, мы еще очень мало знаем о глубинных кодах и механизмах цифровой связи, поскольку в настоящее время наибольший интерес вызывает исследование ее частных форм (платформ) и проявлений (поведение пользователей или контент) и их политико-экономических аспектов. В качестве исследовательской перспективы нельзя забывать и о влиянии на платформы более широкой культурной логики с присущими ей взаимосвязанными социальными потребностями и нормами, экономическими моделями и юридическими схемами [с. 152].

В заключение автор статьи еще раз подчеркивает, что методологический подход к изучению платформ социальных медиа должен быть всесторонним и объединить такие различные уровни исследования их основных принципов, как техносоциокультурный и политико-юридическо-экономический.

М.Е. Соколова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.