НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
2013.03.029. ДОРОГА К АКАДЕМИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВУ: СТАНОВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ МИРОВОГО КЛАССА / Под ред. Ф. Дж. Альтбаха, Д. Салми, Пер. с англ. Н. Шульгина, Ред. рус. изд.: И. Фрумин. - Москва: Весь мир, 2012. - 416 с. - Ориг. изд.: The road to academic excellence. The making of World-Class research universities / Ph.G. Altbach and J. Salmi Ed. - Wash.: The World Bank, 2011.
Ключевые слова: университет мирового класса; трансфер знаний и технологий; рейтинг университетов.
Вышедшая на русском языке книга, посвященная теме университетов мирового класса (World-class university - WCU), практически впервые позволяет российскому читателю не только познакомиться с историей некоторых университетов мира, но и прочесть о российском университете как «примере» WCU. Проблема выхода российских университетов на новый уровень инновационного развития сверхактуальна в настоящее время в связи с задачами, поставленными президентом РФ в Указе № 599, одна из которых - «вхождение к 2020 г. не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов»1.
Книга, подготовленная группой экспертов Всемирного банка, репрезентирует новейший опыт 11 университетов из девяти стран мира, которым в трудных условиях мировых кризисов и переходной экономики удалось решить проблемы создания успешных ис-
1 Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». - Режим доступа: Шр:/^гарЬ-kremlin.consultant.ru/page.aspx
следовательских университетов. В ней последовательно рассматриваются история и современные тенденции развития исследовательских университетов, а также процессы формирования WCU в отдельных странах - Китае, Гонконге, Сингапуре, Индии и т.д. Российский университет представляет Высшая школа экономики (Москва). Пример данного вуза обобщен в статье проректора НИУ ВШЭ Исака Фрумина «Создание нового исследовательского университета: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Россия»1.
Сегодня совершенно очевидно, что в современном мире источником роста и преуспевания стало не владение средствами производства, а производство знаний, которое подразумевает наличие широкой сети ученых, активно вовлеченных в исследовательский процесс.
В книге последовательно приводятся многообразные примеры исследовательских университетов из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Включение в эту обойму российского университета наглядно демонстрирует потенциальное место российских вузов в мировом ландшафте.
Основной посыл книги заключается в том, что, несмотря на большую ценность истории и традиций в развитии образования, их роль в конкуренции на мировом рынке талантов, знаний и технологий постепенно уменьшается. Примеры успешных вузов показывают, что быстрое академическое развитие не является утопией. В книге представлены и другие примеры - в Казахстане (Алма-Ата) за короткий срок был построен кампус Университета Назарбаева, который в партнерстве с группой ведущих специалистов западных университетов создал университет мирового класса в Центральной Азии. Этот пример ярко показывает (как и пример ВШЭ), что традиции - понятие амбивалентное. Они одновременно являются фундаментом академической культуры и ограничителем для инноваций. Научные школы становятся не только колыбелью научных кадров, но и главным источником инбридинга (внутривидового размножения, приводящего к деградации) и патернализма. Поэтому эта книга демонстрирует возможности реальной конку-
1 Фрумин Исак. Создание нового исследовательского университета: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия. -Режим доступа: www.hse.ru/data/2012/11/15/1247822331/10-309-340/pdf
ренции между уже признанными и молодыми - развивающимися вузами.
В рамках системы высшего образования исследовательские университеты играют важную роль в подготовке профессионалов, специалистов высокого уровня, ученых и исследователей, необходимых экономике, а также в производстве новых знаний для поддержания национальных инновационных систем. Проведенное в 2007 г. глобальное исследование в области патентов показало, что университеты и исследовательские институты в большей степени, нежели коммерческие фирмы, продвигают научные достижения в биотехнологии. В этом контексте задачей первостепенной важности, стоящей перед правительствами многих стран, все чаще становится поиск доказательств того, что их главные университеты действительно находятся в авангарде интеллектуального и научного развития.
Представленные в книге 11 университетов из девяти стран мира достигли превосходных результатов: их выпускники востребованы на рынке труда, они проводят передовые исследования, активно занимаются трансфером знаний и технологий. Эти достижения связаны с тремя коррелируемыми между собой факторами, которые включают: а) высокую концентрацию талантов (среди профессорско-преподавательского состава и студентов); б) значительные ресурсы, создающие условия для «питательной» учебной среды и проведения передовых исследований; в) особый стиль управления, который поощряет развитие лидерских качеств, стратегического мышления, гибкости, принятия инноваций и позволяет университетам самостоятельно принимать решения и распоряжаться ресурсами.
При выборе университетов и стран авторы использовали сбалансированный подход и отобрали университеты из четырех регионов, расположенных на трех континентах: в Латинской Америке (Чили, Мексика), в Южной Азии (Индия), в Восточной и Юго-Восточной Азии (Китай, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея) и в Восточной Европе (Россия). В список были включены как государственные, так и частные учебные заведения. В рассматриваемых примерах представлены смешанные стратегии, включающие как реформирующиеся старые университеты, так и абсолютно новые вузы, которые были созданы за последние два
десятилетия. Университеты представляли различные направления и дисциплины: концентрация на науке и технологиях; классические университеты; специализация на социальных науках. Были также выбраны три примера со специальным фокусом. Например, в главе, посвященной Чили, сравниваются два ведущих университета страны - государственный и частный. В главе, в которой рассматриваются Университет Малайзии и Национальный университет Сингапура, предлагается исторический экскурс: изначально эти два вуза создавались как отдельные кампусы одного университета, однако за время своей работы они приобрели различный опыт. Описываемый в соответствующей главе Университет Ибадана в Нигерии являет собой пример передового университета, который пережил период серьезного упадка, что сильно сказалось на качестве образования, но в настоящее время снова стал первоклассным учебным заведением.
Таблица (с. 34)
Изменение научно-исследовательской деятельности выбранных университетов (1999, 2009)
Количество статей, Количество статей,
Название вуза опубликованных в опубликованных в
ведущих журналах в 1999 г. ведущих журналах в 2009 г.
Университет Ибадана (Нигерия) 132 568
Шанхайский университет Цзяотун 650 7341
Пхоханский университет науки и технологий (Республика Корея) 706 1516
Университет Чили 548 1186
Епископальный католический университет Чили 385 1153
Индийский институт технологий 345 939
Гонконгский университет науки и тех- 949 1857
нологии
Университет Малайя 257 1565
Национальный университет Сингапура 2101 4614
Монтеррейский институт технологии
исследований 55 242
высшего образования (Мексика)
Высшая школа экономики (Россия) 3 38
Источник: База данных «Скопус».
Все эти учебные заведения демонстрируют широкий спектр результатов с точки зрения их расположения в общемировом рейтинге университетов (по индексу цитируемости) (табл.).
Только семь из 11 вузов попали хотя бы в один из трех ведущих мировых рейтингов: ARWU (Шанхайский рейтинг); HEEACT (Higher Education Evaluation and Accreditation Council of Taiwan); THE - рейтинг высших учебных заведений журнала «Time». Высшая школа экономики, Университет Ибадана, Университет Малайя и Монтеррейский институт не вошли ни в один рейтинг.
Анализ рассмотренных примеров позволяет сделать вывод о том, что создание успешного исследовательского университета возможно даже в достаточно, казалось бы, бесперспективных местах и в очень непростых условиях. Наиболее важные проблемы при этом -государственная политика и финансирование; умение постоянно фокусироваться на четком наборе целей и политике вуза; построение мощной академической культуры; высококвалифицированный профессорско-педагогический состав.
Своеобразным заключением стала итоговая, одиннадцатая глава «Пути к академическому совершенству: Извлеченные уроки», написанная одним из редакторов книги Д. Салми (координатором по вопросам высшего образования Всемирного банка). Он вновь вернулся к трудности определения понятия WCU, рассмотрел роль мировых рейтингов, реакцию некоторых стран на оценки их вузов в этих рейтингах и их завышенные амбиции. В некоторых случаях государства предлагают альтернативные рейтинги. Например, российское рейтинговое агентство «РейтОР» разработало новый мировой рейтинг, в котором Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова оказался на пятом месте, опередив Гарвардский и Кембриджский университеты (Smolen-tseva, 2010). Зачастую вопрос сводится лишь к выделению дополнительного финансирования, для того чтобы поддержать национальные элитные университеты. Однако одним финансированием нельзя решить все проблемы. Положительный опыт разных стран показал, что реальных сдвигов на пути к продвижению WCU удалось достичь только благодаря совместным усилиям по развитию разного рода «инициатив совершенствования», предпринятым в
последние годы в таких странах, как Китай, Дания, Германия, Нигерия, Россия, Южная Корея, Испания или Тайвань.
Значительные изменения отмечаются также и на уровне образовательных учреждений. В некоторых случаях колледжи и университеты ужесточили критерии отбора для достижения лучших результатов в рейтингах, измеряющих академические успехи абитуриентов. Во многих государствах вузы активно участвуют в состязании за таланты, стараясь привлечь профессоров высшего ранга из лучших университетов мира.
В заключение отмечается, что для создания университета мирового класса требуется значительно больше, чем просто реакция на рейтинги или обильные денежные вливания со стороны государства. Это долгий и сложный процесс, который только недавно начал привлекать пристальное внимание национальных государств и мирового сообщества.
С.М. Климова
2013.03.030. ЛО ЯН. ПОСТРОЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ МИРОВОГО КЛАССА В КИТАЕ.
LUO YAN. Building world-class universities in China // Institutionalization of World-Class university in global competition / Ed.: Shin Jung Cheol, Kehm B.M. - Dordrecht: Springer ScienceCBusiness, 2013. -Chapter 10. - P. 165-183.
Ключевые слова: высшее образование; университет мирового класса; Китай.
Десятая глава «Построение университетов мирового класса в Китае» из книги «Институционализация университета мирового класса в глобальной конкуренции» написана сотрудником Института образования при Университете Цинхуа Яном Ло.
Создание WCU - вековая мечта Китая. Китайская образовательная система была импортирована с Запада в начале XIX в. В 1912 г. в стране было всего 18 университетов, 13 из которых относились к богословскому ведомству. Пять университетов в реальности также находились под контролем религиозных структур. 1930-е годы - период бурного роста числа университетов, но ощущалось отсутствие квалифицированных кадров, так как все аспиранты обучались на Западе, главным образом в США, Германии и