Научная статья на тему '2013. 02. 025. Мехта П. Б. Как Индия споткнулась: может ли Дели привести себя в порядок? Mehta p. B. How India stumbled: can new Delhi get its groove back? // foreign Affairs. – N. Y. , 2012. – Vol. 9, n 4. – p. 64–75'

2013. 02. 025. Мехта П. Б. Как Индия споткнулась: может ли Дели привести себя в порядок? Mehta p. B. How India stumbled: can new Delhi get its groove back? // foreign Affairs. – N. Y. , 2012. – Vol. 9, n 4. – p. 64–75 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТРУДНОСТИ ЭКОНОМИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 02. 025. Мехта П. Б. Как Индия споткнулась: может ли Дели привести себя в порядок? Mehta p. B. How India stumbled: can new Delhi get its groove back? // foreign Affairs. – N. Y. , 2012. – Vol. 9, n 4. – p. 64–75»

ра». В работе приводится оценка этого периода, сделанная в одной из благотворительных организаций: период с 29 марта по 27 июня 2008 г. был «самым насильственным и кровавым из всех постколониальных выборов» (с. 57).

Хотя существующий в Зимбабве режим и выжил, он был вынужден разделить власть с другими политическими силами, подписав в феврале 2009 г. «Глобальное политическое соглашение» с двумя другими партиями.

«Ястребы» из правящей партии и их сторонники из системы госбезопасности считают это временным явлением и надеются на восстановление прежнего положения. Сторонники же «Движения за демократические преобразования» надеются, что это был первый шаг на пути к полной трансформации власти. И тем не менее автор полагает, что вряд ли возможен возврат к прошлому. Однако переход к более открытому, демократическому порядку в стране будет скорее всего «медленным, со значительными колебаниями и использованием элементов насилия» (с. 61).

Б. С. Тупов

2013.02.025. МЕХТА П.Б. КАК ИНДИЯ СПОТКНУЛАСЬ: МОЖЕТ ЛИ ДЕЛИ ПРИВЕСТИ СЕБЯ В ПОРЯДОК? Mehta P.B. How India stumbled: Can New Delhi get its groove back? // Foreign affairs. - N.Y., 2012. - Vol. 9, N 4. - P. 64-75.

Ключевые слова: Индия, поступательное развитие, трудности экономики.

Президент Центра исследования политики (Дели) П. Мехта в своей статье отслеживает смену периода поступательного развития Индии периодом застоя, произошедшую в начале 2010 г. Когда Объединенный прогрессивный союз, группа левых партий, возглавляемая Индийским национальным конгрессом, на второй срок пришла к власти в 2009 г., казалось, что Индии не грозят никакие неприятности. Экономика страны выдержала сильнейшую экономическую рецессию с увеличением ВВП в 7% ежегодно и достигла 10,4% в 2010 г. Инфляция была на низком уровне, а чиновники в конце концов серьезно начали относиться к социальным проблемам. Весь мир стал воспринимать страну как серьезную, сильную державу. «Индия не просто возрождается, - заявил американский

президент Б. Обама, выступая в индийском парламенте в ноябре 2010 г., - Индия возродилась» (цит. по: с. 64).

Однако спустя несколько месяцев, экономический рост замедлился, государственный долг начал расти, а вслед за этим стала возрастать инфляция. Растет и общее неравенство доходов по стране. Коэффициент Джини1 изменился с 0,35 в 2005 г. до 0,65 в настоящее время. Не соответствующими потребностям населения остаются такие важнейшие службы жизнеобеспечения, как водоснабжение, здравоохранение, санитария.

И тем не менее изменения в экономическом положении были не такими уж большими, как можно предположить, сравнивая 2009 и 2012 гг. С одной стороны, экономика все время испытывала трудности, а наивысший подъем в 2009 г. был сведен на нет рядом существенных недостатков. Несмотря на некоторую либерализацию экономики в предыдущий период, ряд официальных предписаний создавал в стране удушающую атмосферу для бизнеса. В дополнение сельскохозяйственный сектор экономики, на который приходится примерно 15% ВВП и в котором занято около 50% трудоспособного населения, оставался постоянной причиной для беспокойства. Жесткие правила труда, непоследовательное применение законодательства об окружающей среде, арбитральная практика правил купли-продажи земли создавали трудности для сельских производителей в периоды уменьшения спроса на их товары. «Изменения в ценах на продукты питания, - считает автор, - которые лежат тяжким бременем на бедняках и фермерах, в любой момент могут нарушить порядок в экономической жизни страны в целом» (с. 65).

С другой стороны, нынешний пессимизм в отношении положения в стране не учитывает положительные моменты. Так, процент личных сбережений остается свыше 30% (тогда как в США он составляет менее 5%). По данным индийского Центрального статистического бюро, на предметы бытового потребления в стране расходуется примерно 60% доходов (в КНР - 48%). Эти цифры свидетельствуют о том, что подъемы и спады в экономике не заставляют индийцев обращаться к своим сбережениям в трудные периоды.

1 Измерение неравенства, при котором 0 означает абсолютное равенство, а

1 - абсолютное неравенство. - Прим. реф.

У правительства еще имеется масса возможностей увеличить эффективность налогообложения, что позволит поднять затраты на общественные нужды без перекладывания финансового бремени на рядовых жителей. Не следует сбрасывать со счетов оптимизм, присущий беднейшему населению. Развитие страны открыло перед ними новые возможности, в частности, уменьшилась зависимость между принадлежностью к той или иной касте и положением в обществе. Бедные слои поверили в экономические преимущества, которые дает образование. Другими словами, утверждает автор, как и 2009 г., Индия способна встать в ряды мировых экономических тяжеловесов. Проблема, однако, заключается в том, что препятствием на этом пути является политика.

Мрачные взгляды на экономические перспективы Индии являются результатом необоснованных ожиданий. Когда в 2010 г. рост ВВП превысил 10%, многие в Индии предполагали, что экономика в последующие годы начнет так же быстро развиваться. Учитывая постоянные успехи в борьбе с бедностью, можно было ожидать, что в ближайшее время Индия сможет стать всесторонне развитой демократической страной. Однако надежды испарились, когда стало ясно, что рост индийской экономики не превысит 6% в год. Замедление экономического роста привело к росту инфляции, падению стоимости рупии.

Положение можно улучшить в случае принятия правительством мудрых политических решений. Однако совершенно не ясно, какую финансовую политику оно собирается проводить. Хочет ли правительство экономику, которая имеет рост 6% в год и инфляцию на уровне 8% или такой же уровень инфляции при росте экономики 8%? Не выполняются и обязательства правительства по обеспечению такого роста экономического развития, который удовлетворял бы всех жителей страны. Вместо создания благоприятных условий для малого бизнеса в стране делается все возможное для обеспечения «легкой жизни для большого бизнеса» (с. 67). Ситуация осложняется тем, что большой бизнес, такой как горнодобывающая промышленность либо развитие инфраструктуры, является наиболее коррумпированной частью экономики. Безоговорочная поддержка большого бизнеса правительством «разрушает хрупкий консенсус в отношении капитализма и оживляет старую ассоциацию капитализма с коррупцией» (с. 67).

Тем не менее, отмечает автор, имеются сдвиги в социальной сфере. Так, в 2005 г. был принят национальный закон о занятости в сельской местности, который гарантировал занятость на протяжении 100 дней по крайней мере для одного члена семьи в течение года. Расходы на здравоохранение и образование увеличились с 13,4% бюджетных ассигнований в 2007 г. до 18,5% в настоящее время (с. 68). Однако в связи с неэффективностью и коррупцией большая часть средств не дошла до предполагаемых получателей денег.

Общественность устала от неэффективности и коррупции в области экономики и социального обеспечения. Всеобщее возмущение вызвали скандалы в 2010-2011 гг. по поводу продажи телекоммуникационных лицензий политическим союзникам, заключения строительных контрактов по знакомству, предоставление прав на строительство жилых домов друзьям за ничтожные суммы.

Политическое руководство страны, вместо того чтобы принять на себя ответственность за эти недостатки и работать на пути преодоления этого положения, не считало себя ответственным за создавшееся положение. Руководители Индийского национального конгресса редко выступают в парламенте. Если же они и выступают, то жалуются на проблемы управления страной, но забывают о том, что они фактически стоят во главе правления. В качестве оправдания члены ИНК говорят о трудностях руководства при наличии коалиционного правительства, совершенно забывая о финансовых реформах, проведенных в 2003 г. коалицией, возглавляемой Бхаратия Джаната парти.

Для автора партия ИНК является загадкой (с. 71). Эта организация управляет страной 53 года из 64, прошедших после установления независимости Индии в 1947 г. Демократизация партии могла бы способствовать тому, чтобы ИНК смог решить не только собственные проблемы, но и проблемы всей страны. В самой партии, в ее правящей верхушке, не происходит почти никаких перемен, поскольку «лояльность семье Ганди здесь ценится выше, чем компетентность» (с. 73).

Выборы 2014 г. будут ознаменованы серьезным противостоянием между ИНК и Бхаратия Джаната парти и «та из них, которая осознает, что Индия фундаментально меняется и что старые

методы правления больше не работают, будет иметь большие шансы на победу» (с. 75).

Б.С. Тупов

2013.02.026. ФИЛАТОВА И.И., ДАВИДСОН А.Б. РОССИЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА: НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ / Нац. исслед. ун-т -Высш. шк. экономики. - М., 2012. - 491 с. - Библиогр.: с. 465-477.

Ключевые слова: СССР и Россия, Южная Африка, международные отношения.

Авторы книги И.И. Филатова и А.Б. Давидсон являются профессорами Национального исследовательского университета РФ -Высшей школы экономики. Они много лет проработали в ЮАР по приглашению южноафриканских университетов: И.И. Филатова была зав. кафедрой истории в университете Дурбан-Вествил, а А. Б. Давидсон - организатором и директором Центра российских исследований Кейптаунского университета. Данная работа является продолжение книги «Россия и Южная Африка: Три века связей»1, которая открывалась первым упоминанием Московии на мысе Доброй Надежды в 1652 г., а завершалась событиями середины XX столетия.

В работе говорится о связях России и Южно-Африканской Республики в период, когда эти страны оказались вовлеченными в прямые и активные, хотя и непростые отношения. Начинается он с установления связей КПСС с Африканским национальным конгрессом (АНК) и Южно-Африканской коммунистической партией (ЮАКП) в 1960 г., а заканчивается установлением дипломатических отношений между ЮАР и Российской Федерацией в 1992 г. Об этой эпохе написано немало воспоминаний и исследований, которые использованы в работе, отмечают авторы.

Говорить о советской политике по отношению к ЮАР и о том, какой виделась эта страна советскому руководству, труднее, чем о южноафриканском видении СССР. «В отличие от ЮАР, большая часть архивов которой рассекречена, самые важные российские архивы по этому поводу остаются закрытыми - полностью или частично» (с. 76). Характеристика двусторонних отношений

1 Филатова И.И., Давидсон А.Б. Россия и Южная Африка: Три века связей. -М.: Издательский дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.