Научная статья на тему '2013. 02. 014. Килкаши И. Международная Одиссея химика: Эдвард Диверс в Лондоне, Галуэйе и Токио. Kilkuchi Y. cross-national Odyssey of chemist: Edward divers at London, Galway and Tokyo // history of Science. – Cambridge, 2012. – Vol. 50, n 168. – p. 289–314'

2013. 02. 014. Килкаши И. Международная Одиссея химика: Эдвард Диверс в Лондоне, Галуэйе и Токио. Kilkuchi Y. cross-national Odyssey of chemist: Edward divers at London, Galway and Tokyo // history of Science. – Cambridge, 2012. – Vol. 50, n 168. – p. 289–314 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Э. ДИВЕРС / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЦИРКУЛЯЦИЯ ЗНАНИЙ / ПРЕПОДАВАНИЕ ХИМИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 02. 014. Килкаши И. Международная Одиссея химика: Эдвард Диверс в Лондоне, Галуэйе и Токио. Kilkuchi Y. cross-national Odyssey of chemist: Edward divers at London, Galway and Tokyo // history of Science. – Cambridge, 2012. – Vol. 50, n 168. – p. 289–314»

Результаты, полученные в этом исследовании, показывают, что не существует значимых гендерных различий в уровне креативности и особенностях личности. Единственное отличие в том, что мужчины более высокого мнения о себе и менее зависимы от мнения других и соответственно у них более развитое чувство собственного достоинства. А женщин больше заботят социальные нормы, и они охотнее следуют социальным правилам и обязательствам. Эти различия легко объяснить особенностями воспитания мужчин и женщин. Таким образом, в целом проведенное исследование подтвердило предположения авторов.

Т.В. Виноградова

2013.02.014. КИЛКАШИ И. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОДИССЕЯ ХИМИКА: ЭДВАРД ДИВЕРС В ЛОНДОНЕ, ГАЛУЭЙЕ И ТОКИО. KILKUCHI Y. Cross-national odyssey of chemist: Edward Divers at London, Galway and Tokyo // History of science. - Cambridge, 2012. -Vol. 50, N 168. - P. 289-314.

Ключевые слова: Э. Диверс; международная циркуляция знаний; преподавание химии.

Какие выводы историки и социологи науки могут сделать из карьеры такого ученого, как Эдвард Диверс (1837-1912)? Таким вопросом задается автор, сотрудник Гарвардского университета (США). Э. Диверс посещал Королевский химический колледж в Лондоне, работал в качестве ассистента химика и одновременно учился на медицинском отделении Королевского колледжа в Галу-эйе в Ирландии и более 20 лет преподавал химию в Токио. Автора интересует, как опыт работы в каждом из этих мест повлиял на его карьеру и на его педагогические идеи.

Анализ данного случая интересен прежде всего с точки зрения глобальной циркуляции знаний, и в частности истории преподавания естественных наук. За последние десятилетия историки и социологи науки наряду с публикациями и артефактами выделили и описали роль других агентов, которые участвуют в распространении знаний. К числу таких посредников относят мигрантов, торговцев, шпионов, ученых-любителей, переводчиков, которые связывали разные страны и передавали научные знания. По мнению некоторых исследователей, эти агенты отличались высокой мо-

бильностью, занимали нейтральную позицию и могли выступать в роли арбитра между двумя партиями.

Автор полагает, что вряд ли большое количество зарубежных преподавателей, таких как Э. Диверс, приглашенных в Японию в 1868-1912 гг., можно однозначно отнести к категории таких посредников. Основная их масса, однажды приехав в страну, больше ее не покидала и не говорила по-японски. Кроме того, их позицию нельзя считать нейтральной. Как было неоднократно показано, не только преподаватели влияют на студентов, но и студенты играют определенную роль в формировании и развитии естественнонаучного образования и исследовательской практики. Учебные аудитории и лаборатории - это место, где между преподавателями и студентами ведутся переговоры, в том числе и межнациональные. Поэтому, по определению, преподаватели не могут быть третьей партией и выступать в роли арбитра.

Другая важная тема, интересующая историков образования, это его связь с производством знания. Во время своей работы в Японии Э. Диверс большое внимание уделял проведению студентами самостоятельных исследований в качестве важного педагогического приема. Поэтому рассматриваемый случай подтверждает, что воспроизводство ученых через систему образования оказывает существенное влияние на научную практику. Соответственно, противопоставление преподавательской и исследовательской деятельности в лучшем случае носит искусственный характер.

Важнейшую роль в международной циркуляции знаний играют студенты и ученые, переезжающие из одной страны в другую ради пополнения своих знаний или ради карьеры. В частности, было показано, как эта миграция повлияла на формирование британского, испанского и других национальных сообществ химиков в середине XIX в., что стало следствием повсеместного распространения химических лабораторий, создававшихся по образцу лаборатории Ю. Либиха1 в Гисене, и научной революции в химии.

В настоящее время историки и социологи науки пришли к единому мнению, что необходимо отказаться от простой модели

1 Ю. Либих (1803-1873) - выдающийся немецкий химик. В 1825 г. он организовал в Гисене лабораторию для научных исследований, которая стала своеобразной школой для многих химиков того времени, где они знакомились с самыми современными методами и подходами. - Прим. реф.

распространения знаний и сосредоточиться на «контексте принятия», который включает приборы и механизмы, поддерживающие обмен идеями, различные профессиональные группы, заинтересованные в развитии химии, и политическую ситуацию, поощряющую или мешающую распространению знаний. И с этой точки зрения карьера Э. Диверса также представляет интерес.

Лондонские годы Э. Диверса были отмечены наличием тесных связей с Гисеном, поскольку многие химики, с которыми он сталкивался, проходили обучение в лаборатории Ю. Либиха, и с Королевским химическим колледжем (КХК), выпускники которого в дальнейшем образовали прочное сообщество. В КХК Э. Диверс впервые столкнулся с системой преподавания химии. Она состояла из академических лекций, включавших демонстрацию опытов, и из обучения навыкам качественного и количественного анализа химических веществ, проводившегося в лаборатории.

В 1854 г. Э. Диверс переехал в ирландский город Галуэй. В середине XIX в. в Ирландии, так же как и в Британии, наука занимала высокое положение, но были и существенные различия. В Ирландии контроль и регуляция научной деятельности со стороны правительственных органов были более жесткими. Она заметно отставала в индустриальном развитии, а межконфессиональные противоречия в ней были более острыми.

Главным мотивом, заставившим Э. Диверса переехать в Га-луэй, стала возможность получить должность ассистента профессора химии в Галуэйском королевском колледже (ГКК). Этот колледж был открыт в 1849 г., с тем чтобы ирландский средний класс смог получать высшее образование независимо от религиозных убеждений, а также чтобы способствовать промышленному развитию Ирландии.

Другим мотивом Э. Диверса стало желание получить степень. Помимо низких налогов, делавших образование доступным для среднего класса, ГКК позволял студентам учиться одновременно на разных отделениях. Воспользовавшись этой возможностью, Э. Диверс поступил на отделение естественных наук и на медицинское отделение, но вскоре отдал предпочтение медицине и в 1860 г. получил степень доктора медицины (с. 293).

Институциональная структура ГКК сильно отличалась от таковой в КХК. Преподавание химии в Королевском колледже было

разделено на общий и практический курсы. Общий курс обозначался как «теоретическая химия», а под практическим курсом имелась в виду «экспериментальная» и «лабораторная» химия, но не работа на химическом производстве. Студенты могли выбирать, какой курс они будут посещать; лишь студенты-медики второго года обучения были обязаны пройти практический курс. И большинство выбирало теоретический курс.

Программа подготовки в ГКК, главной задачей которой была ликвидация промышленной отсталости Ирландии, предполагала включение технологических тем в общий лекционный, а не в практический курс. В этом состояло главное отличие преподавания химии в Галуэйе от Гисена или Лондона, где практическая подготовка химиков осуществлялась в лабораторных условиях. Помимо прочего, единственная химическая лаборатория, существовавшая в Галуэйе и оборудованная для проведения демонстрационных опытов, просто не могла вместить большое количество студентов.

Задача Э. Диверса в качестве ассистента, работающего в лаборатории, и состояла в подготовке и проведении этих демонстраций, а также в наблюдении за небольшим количеством студентов-медиков, выполнявших практические задания. Автор полагает, что именно тогда у Э. Диверса зародилась идея (получившая развитие уже в Токио) о том, что участие в исследованиях может быть использовано в качестве важного педагогического приема.

Медицинское образование и повседневная работа в лаборатории превратили Э. Диверса в искусного экспериментатора, а внимательное отношение к студентам принесло ему популярность. Кроме того, его «интересные» и «волшебные» опыты очень нравились аудитории на заочных публичных лекциях по химии, которые он начал читать в 1861 г. Этот курс из девяти лекций стал первым его опытом в качестве преподавателя. Его манера изложения прикладной химии полностью совпадала с линией ГКК. Эти темы он включал в курс «теоретической химии», в рамках которого проводились лишь показательные опыты (с. 296).

Покинув в 1866 г. Ирландию и поселившись в Лондоне, он начал читать лекции в нескольких медицинских школах. Одновременно он попытался упрочить свои связи с лондонским химическим сообществом. В 1860 г. он был избран членом Химического общества, а в 1862 г. вышла его первая исследовательская статья в

«Журнале химического общества: Труды». После возвращения в Лондон он стал активно публиковать свои исследования по химии азотистых и серных соединений, благодаря которым впоследствии сделал себе имя в химии. В это время он отчаянно пытался добиться стабильного положения. Поэтому неудивительно, что он ухватился за возможность получить профессорскую должность в Императорском колледже инжиниринга в Токио, для чего использовал свои личные связи.

Получив академическое образование в качестве медика и не имея опыта работы на химических производствах, Э. Диверс был мало подготовлен для обучения будущих инженеров-химиков и металлургов. Тем не менее, начав свою работу в Токио в 1873 г., он приобрел достаточную квалификацию и известность, чтобы впоследствии стать президентом Общества промышленной химии.

Императорский колледж инжиниринга был основан Министерством общественных работ в 1873 г. в соответствии с правительственным планом по созданию образовательных институтов по западному образцу. Возглавил колледж шотландский инженер Г. Дайер (G. Dyer). Программа, по которой велось обучение в колледже, по своей структуре напоминала «сандвич». Его студенты должны были начинать свое шестилетнее образование с двухгодичного общего или научного курса, за которым следовал двухгодичный технический курс, а заканчивать - двухгодичным практическим курсом. На этой финальной стадии все студенты должны были проходить практику на разных предприятиях под контролем Министерства общественных работ. Технический курс также предполагал работу на предприятиях в летний период.

Поскольку проведение исследований было исключено из программы, то обучение на химическом отделении на протяжении первых четырех лет имело достаточно умозрительный характер. Имея опыт, приобретенный в Галуэйе, Э. Диверс считал лабораторию, а не фабрики и мастерские главным местом, где студенты должны изучать практическую химию. Химическая лаборатория, созданная Э. Диверсом в Императорском колледже инжиниринга, принципиально отличалась от других лабораторий, поскольку предназначалась для проведения исследований, а не для осуществления «практических металлургических и технологических операций».

Опыт взаимодействия со студентами в Токио заставил его прийти к выводу, что работа в лаборатории и проведение оригинальных исследований чрезвычайно полезны с точки зрения «приобретения знаний и навыков в наиболее важной части практической (т.е. технологической) химии...» (цит. по: с. 299). Вместо того чтобы посылать студентов на работу на протяжении целого семестра, Э. Диверс лишь изредка заставлял их посещать химические предприятия в Токио.

В 1879 г. Э. Диверс предложил Министерству общественных работ создать вторую химическую лабораторию, которая занималась бы производством некоторых химических веществ в экспериментальных масштабах. Его предложение было принято, и было обеспечено место для практической подготовки студентов-химиков. Начиная с 1883 г. после того, как Э. Диверс в 1882 г. сменил Г. Дайера на посту ректора, значительная часть практического курса стала проходить в лаборатории колледжа, а остальная - на производстве.

Став ректором, Э. Диверс также изменил практику преподавания химии: он считал одинаково важными и академическую подготовку, и проведение научных исследований. Таким образом, Э. Диверс добился напряженного, но продуктивного компромисса с «системой сандвича» Г. Дайера, сохранив практическую направленность, но и сориентировав будущих инженеров-химиков и металлургов на самостоятельную работу в лаборатории. Главный тезис его педагогической философии состоял в том, что «будущие инженеры-химики и металлурги должны обучаться в соответствии с научными принципами и уметь проводить исследования» (с. 302).

Всякие противоречия исчезли после того, как в 1886 г. Э. Диверс стал сотрудником химического факультета во вновь организованном Императорском университете в Токио. Здесь условия для педагогической практики Э. Диверса полностью изменились, поскольку университет ориентировался на научный стиль преподавания естественных наук (с. 303).

Э. Диверс много внимания уделял проведению совместных со студентами исследований и поощрял успешных студентов к самостоятельной работе. Иногда в своих статьях он отмечал участие студентов в данном исследовании, иногда публиковал статьи в соавторстве. Тексты статей он направлял в химические журналы, из-

дававшиеся в Токио и в Лондоне (с. 305). Так, Э. Диверс и его студенты стали выступать в качестве международных посредников в распространении знаний.

Пример Э. Диверса показывает, что источником педагогических новаций служат взаимодействия между преподавателем и студентами, а именно «переговорные процессы между научными знаниями, практикой и ценностями, которые преподаватель намерен передать своим студентам, и ожиданиями самих студентов и руководства института... Признание этого универсального аспекта педагогических интеракций гарантирует более беспристрастный и плодотворный анализ этой чрезвычайно сложной исследовательской темы» (с. 307).

Т. В. Виноградова

2013.02.015. ЧЕНТИНА А., ФЬОККА А. ПЕРЕПИСКА МЕЖДУ СОФИ ЖЕРМЕН И КАРЛОМ ФРИДРИХОМ ГАУССОМ. CENTINA A., FIOCCA A. The correspondence between Sophie Germain and Carl Friedrich Gauss // Arch. for history of exact sciences. -CN, 2012. - Vol. 66, N 6. - P. 582-602.

Ключевые слова: Софи Жермен; женщины в науке; математика; К. Ф. Гаусс.

Статья итальянских историков математики посвящена французскому математику, философу и механику Софи Жермен (17761831) и ее переписке со знаменитым К.Ф. Гауссом. С. Жермен обладала выдающимися способностями, неуемным честолюбием и была страстно увлечена математикой. Она стала автором оригинальных работ в теории чисел и теории упругости, но, несмотря на это, при жизни так и не получила заслуженного признания.

Софи начала систематическое изучение математики с шеститомного «Курса математики» Э. Безу, а затем перешла к «Элементарной теории математического анализа» Ж. Кузэна. В 1794 г. была открыта Политехническая школа, куда женщин, естественно, не принимали. Поэтому Софи (тогда ей было 19 лет) брала конспекты лекций различных профессоров и самостоятельно изучала их. Особенно ей понравились лекции по химии А.Ф. Фуркруа и курс анализа, который читал Ж. Л. Лагранж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.