нам испытывает те же трудности, что и другие азиатские страны: низкое качество образования, невостребованность выпускников на рынке труда, невысокий уровень научно-исследовательских университетов. При этом правительство страны имеет много амбиций и поставило задачу к 2020 г. ввести Ханойский университет науки и технологии (Hanoi University of Science and Technology - HUST) в первую пятерку топ-университетов мира. Особенность вьетнамской системы образования - ориентация на профессионально-техническое образование - структура, которая оказалась наиболее устойчивой во время кризиса. Эта форма доступна для незащищенных слоев населения, женщин и сельских жителей. Во Вьетнаме успешно развивается частный сектор в системе высшего образования, хотя и не так интенсивно, как в других странах.
В заключение автор сделал ряд обобщающих выводов, показал национальные перспективы системы высшего образования в азиатских странах во время кризиса, указал на национальные «уроки» и дал отдельные рекомендации.
С.М. Климова
2012.04.035. БИСЛИ М.А., ФИШЕР М.Дж. ПОЧЕМУ ОНИ УХОДЯТ: ВЛИЯНИЕ СТЕРЕОТИПНЫХ УГРОЗ НА СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЖЕНЩИН И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МЕНЬШИНСТВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ, МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУКАХ. BEASLEY M.A., FISCHER M.J. Why they leave: The impact of stereotype threat on the attrition of women and minorities from science, math and engineering majors // Social psychology education OnlineFirst. - 2012. - 23 June. - D0I:10.1007/s11218-012-9185-3.
Ключевые слова: высшее образование; наука; меньшинства; женщины; профилирующие дисциплины; стереотипные угрозы.
Авторы статьи - научные сотрудники Университета Коннектикута (США) - анализируют причины сокращения женщин и меньшинств (афроамериканцев и латиноамериканцев) в таких сложнейших интеллектуальных областях, как естественные, технические, инженерные и математические науки (Science, Technology, Engineering, Math - STEM), в частности влияние стереотипов на этот процесс.
Методология исследования опирается на классические методы социологического анализа и связана с обращением к программе Национального лонгитюдного исследования первокурсников (NLSF)1, много лет существующей в Принстонском университете, где в равных долях представлены группы белых, афроамериканцев (черных) и латиноамериканцев (цветных) студентов, за которыми ведется постоянное наблюдение в течение всего срока обучения.
Авторы выделили ряд стереотипных угроз, которые существенно затрудняют, а иногда и вовсе исключают специализацию данных категорий студентов и преподавателей в STEM. Задача статьи показать, как стереотипные угрозы воздействуют на женщин и меньшинства, а также предотвратить возможность распространения в дальнейшем этих угроз (расистских и сексистских), вынуждающих женщин и расовые меньшинства покидать сферу естественных, технических и математических наук на ранних стадиях обучения, создавая у данных групп населения комплекс неполноценности. Зачастую это выглядит как решение студентов отказываться сдавать те или иные экзамены (боязнь провалить экзамены и испортить свой имидж), но потенциально это означает, что впоследствии они вовсе уйдут из этой сферы науки.
Авторы выделили два типа стереотипных угроз - внешние и внутренние - и попытались доказать, что они напрямую связаны с выбыванием или минимальным участием женщин, черных и цветных студентов в STEM.
Основная внешняя угроза - наличие социально-психологических стереотипов, связанных с априорной негативной реакцией общества на эти группы населения, которые воспринимаются как «неспособные к точным наукам». Распространенное общественное мнение - отсутствие природных данных и слабая академическая подготовка у этих групп населения.
Далее авторы подробно изучают стереотипные угрозы как сложный феномен, имеющий несколько объяснений. С одной стороны, они мешают достижениям в решении научных задач, с другой - «повышают кровяное давление и снижают мощность рабо-
1 National Longitudinal Survey of Freshmen - лонгитюдное исследование -научный метод социологии и психологии, при котором изучается одна и та же группа людей в течение длительного времени, за которое обследуемые успевают существенно поменять свои признаки. - Прим. реф.
тающей памяти». В то же время сами студенты, входящие в категорию «изгоев», под воздействием таких стереотипов отказываются идти в эту область науки. В этом авторы видят реальную угрозу для самоидентичности личности, снижения самоуважения и неадекватного отношения к своим возможностям в освоении точных наук.
Для того чтобы подтвердить гипотезу о том, что комплекс неполноценности у женщин и представителей меньшинств возникает не из-за природного отличия от тех, кто успешен в области естественных и математических наук (эту точку зрения авторы не принимают в принципе), а напрямую связан с воздействием внешних стереотипных угроз на их внутренние мотивы, авторы приводят многочисленные данные психологических экспериментов. Например, черные и белые студенты-мужчины были разделены на четыре подгруппы (в каждой одна группа - белые и одна - черные); им были даны одинаковые тесты, но разные установки на их решения. «Афроамериканцы выглядели хуже своих белых коллег в той группе, где была дана установка на то, что тест направлен на выявление когнитивных способностей, но в той группе, где эта установка отсутствовала, они выглядели одинаково по результатам тестов со своими белыми коллегами» (с. 4). Были получены схожие результаты в экспериментах о воздействии стереотипов и на женщин. Давно замечено, что, когда женщины сдают экзамены вместе с мужчинами, их показатели всегда ниже, чем в том случае, если они сдают их одни. Авторы делают важный вывод: чем выше уровень идентичности человека со своей группой, тем сильнее будут срабатывать стереотипные угрозы. Таким образом, внешние стереотипные угрозы становятся запускающим механизмом для развития внутренних стереотипных угроз, что ведет к реальному снижению продуктивности не только данных групп населения, но в конечном итоге ослабляет развитие всех направлений STEM.
После общей постановки проблемы авторы статьи исследуют специфические аспекты действия стереотипных угроз в обследуемых группах. Афроамериканцы, как наиболее маргинализиро-ванная часть американских студентов, оказались наиболее склонны к стереотипизации. Зачастую в этом виноваты белые студенты, которые внушают черным, что те присутствуют в университете только из-за квот или своих спортивных достижений, так как дру-
гих способностей у них нет. Безусловно, это укрепляет внутренние стереотипы об их интеллектуальной несостоятельности. Такие же психологические стрессы и социальную напряженность испытывают латиноамериканцы, которых практически нет в STEM (только 14% латиноамериканцев от общего числа поступивших заканчивали бакалавриат в STEM). Есть еще одна группа меньшинств - азиатские американцы, однако они имеют противоположные стереотипы. Начиная с 1960-х годов возник миф об азиатских американцах, которые ничего не просят у правительства, очень талантливы, самостоятельно и весьма успешно развиваются. Они прилежно учатся, достигают больших результатов в науке и фактически служат отличным примером для других меньшинств. Поэтому их присутствие в STEM, по мнению авторов, будет только расти, поскольку в обществе и у них самих отсутствуют отрицательные стереотипы.
В США (и во многих других странах мира) существует также стереотип о том, что женщины - плохие математики и ученые. В статье приводится ряд устойчивых схем (неспособность мыслить пространственно, «женская логика»), которые якобы подтверждают невозможность полноправного присутствия женщин в математических и инженерных дисциплинах.
Далее авторы связывают в одно целое расовые и гендерные стереотипные угрозы и рассматривают общие аспекты расово-гендерных взаимодействий. Было выявлено не только снижение количества женщин, специализирующихся в STEM, но и почти полное отсутствие женщин - представителей расовых меньшинств в этих дисциплинах. Взаимодействие расы и пола создает разные стереотипы для мужчин и женщин. Доказано, что черные женщины опережают своих черных коллег мужчин на всех ступенях и во всех областях образования. Тем не менее в бакалавриате STEM 100% чернокожих мужчин заканчивают колледжи и получают дипломы. Относительно чернокожих женщин существует аддитивный эффект (черная и женщина - двойная угроза - двойной стереотип). Другими словами, чернокожим женщинам, для того чтобы выйти на равные с мужчинами позиции в науке и образовании, необходимо преодолеть сразу два стереотипа (т.е. им надо проявлять в два раза больше усилий для адекватной самооценки и понимания своего интеллектуального равенства и с мужчинами в целом, и с
белыми мужчинами в частности). Среди латиноамериканского контингента связь пола и расы также стоит рассматривать комплексно. Женщин латиноамериканского происхождения - выпускниц колледжей гораздо больше, чем мужчин той же расы, однако из 38% мужчин-латиноамериканцев, закончивших вуз, 58% специализировались в STEM, в отличие от женщин, которые отказываются специализироваться в этих дисциплинах в дальнейшем. Меньше всех от расовых стереотипов страдают женщины-азиатки американского происхождения, но и для них гендерный фактор является серьезным препятствием в продвижении в этих науках.
Проведенное исследование позволило авторам сделать вывод о том, что большинство учащихся и выпускников, исключающих себя из STEM, ориентированы на стереотипы. Нежелание «подводить» свою идентификационную группу зачастую становится важным основанием для отказа специализироваться в STEM. Отдельные неудачи в постижении точных наук становятся подспудной причиной для «изгойства» всей группы: неспособность одной женщины или одного латиноамериканского студента освоить точные науки автоматически накладывает стереотип неспособности на всех остальных.
При этом авторы настаивают, что социально-экономические различия не являются главной причиной отсутствия исследуемых групп в программах STEM, вся вина лежит на стереотипах общественного мнения, которые представляют реальную угрозу и отрицательно влияют на результаты тестов, самооценку и самоидентичность представителей меньшинств и женщин. Примером противоположного воздействия стереотипа (о талантливых азиатах) авторы считают значительное присутствие мужчин-азиатов в области точных наук.
Результатом такой ситуации стало то, что представителей меньшинств и женщин нет и среди преподавателей в области STEM. Поэтому преодоление стереотипов возможно лишь при реальном присутствии среди профессорско-преподавательского состава на естественных, технических и математических факультетах представителей данных групп.
В конце статьи авторы дают рекомендации, как уменьшить давление стереотипных угроз в процессе обучения студентов и
расширить возможности привлечения женщин и представителей расовых меньшинств к специализации в направлениях STEM.
С.М. Климова
2012.04.036. ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ - УЧАСТНИКАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ДОКТОРАНТУРЫ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ / Басс Р.Р., Зам-бо Д., Пэйнтер С.Р., Моор Д.В.
Examining faculty member changes in an innovative educational doctorate program / Buss R.R., Zambo D., Painter S.R., Moore D.W. // Innovation higher education Online First. - 2012. - 3 June. - P. 1-16. -D0I:10.1007/s10755-012-9222-3.
Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав; инновации; докторантура; сообщество практикующих.
Авторы статьи - сотрудники сектора образования Педагогического колледжа при Университете штата Аризона (США) - с разных сторон исследуют проблему профессиональных и личностных изменений профессоров, связанную с введением инновационной докторантуры в области педагогики (Educational Doctorate - Ed.D). Задача социологического исследования, проведенного авторами, - продемонстрировать положительные и отрицательные результаты введения изменений в программы на получение степени Ed.D.
Авторы статьи выделяют два типа программ по подготовке таких диссертаций: традиционный, связанный с самостоятельной теоретической подготовкой текста работы, и инновационный (экспериментальный), носящий междисциплинарный характер и ориентированный на связь теории, опыта работы в учебном учреждении и практических рекомендаций. Необходимость введения инноваций в этой области появилась в связи с недостатком практических педагогических знаний: подготовка в традиционной Ed.D заключалась в проведении многолетнего курса лекций и написании текста диссертации. Она не смогла обеспечить прорыва в педагогике. В инновационной Ed.D «ожидаемый результат направлен на формирование более вдумчивого, рефлексивно-практикующего лидера-ученого, уверенного в себе, своих способностях, способного осуществлять и оценивать результаты образовательных инноваций» (с. 6).