ветствующие правовые положения могут быть приняты на основе и в развитие REACH (с. 92).
В.Н. Гиряева
2012.03.040. ГЕНТ М., ШТРАУС Л. ФЕДЕРАЛЬНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО ОХОТЫ - ОТДЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЗАКОНОВ ОБ ОХОТЕ БРАНДЕНБУРГА, МЕКЛЕНБУРГА - ПЕРЕДНЕЙ ПОМЕРАНИИ И САКСОНИИ-АНХАЛЬТ ПОД ЛУПОЙ. GENTH M., STRAUß L. Jagdrecht von Bund und Ländern - Ausgewählte Bereiche der Landesjagdgesetze Brandenburgs, MecklenburgVorpommerns und Sachsen-Anhalts unter der Lupe // Natur und Recht. -B., 2009. - H. 31. - S. 454-461.
В Германии в общей сложности существует 17 законов об охоте (один федеральный и 16 - субъектов Федерации). Кроме того, Федерация и земли принимают подзаконные нормативные акты. На практике такое регулирование может создавать некоторые проблемы, например, если частное охотничье угодье находится на территории двух прилегающих друг к другу земель, правила охоты которых отличаются друг от друга. В реферируемой статье авторы рассматривают регулирование сроков охоты и запрещенного для охоты времени, нейтральных территорий, подкормки и наживки по законодательству трех земель, устанавливая различия в регулировании.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Основного закона Германии земли имеют право законодательства в той мере, в какой Основным законом законодательные полномочия не предоставлены Федерации. Согласно абз. 28 ч. 1 ст. 74 Основного закона регулирование охоты относится к конкурирующей законодательной компетенции Федерации и земель. Если Федерация, как в случае с правом охоты, воспользовалась своим правом, то земли также могут издать свои законы с отличающимся регулированием. Однако земли должны учитывать, что в праве охоты существует «неизменяемое ядро», например, регулирование выдачи «охотничьих билетов» находится вне компетенции земель.
«Дичь» и сроки охоты на нее. Согласно предл. 1 ч. 1 § 1 Федерального закона «Об охоте»1 «право охоты» включает в себя как
1 Bundesjagdgesetz // BGBI.I. - S. 2849.
собственно охоту на обитающих на определенных территориях диких животных, на которых разрешена охота, так и присвоение продукции охоты и проведение мероприятий по поддержанию видового разнообразия1. Перечень видов животных, на которые разрешена охота, закреплен в ч. 1 § 2 Федерального закона об охоте; ч. 2 этого параграфа предусматривает право земель устанавливать дополнительные перечни. Как в федеральном, так и в земельном законодательстве охотничьи ресурсы подразделяются на млекопитающих и птиц. Во всех рассматриваемых землях в статье дополнительно к федеральному перечню охотничьих ресурсов добавлены: енотовидная собака, американская норка и енот, на которых разрешена охота в течение всего года с условием соблюдения положений ч. 4 § 22 Федерального закона об охоте, который запрещает охоту на млекопитающих в период гона и выкармливания потомства. Нарушение этого предписания карается денежным штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет (§ 38 Федерального закона об охоте).
В Саксонии-Анхальт также разрешена охота на нутрию (п. d ч. 1 § 4 Закона об охоте Земли Саксония-Анхаль - Landesjagdgesetz für Sachsen-Anhalt). В граничащей с Саксонией-Анхальт земле Бранденбург нутрия не относится к охотничьим ресурсам, так как велика вероятность перепутать во время охоты нутрию с бобром или выдрой.
В Мекленбурге - Передней Померании разрешена охота только на виды птиц, установленные в ч. 1 § 2 Федерального закона об охоте. Однако в Бранденбурге по сравнению с федеральным законодательством2 список птиц расширен: с 1 октября по 31 января разрешена охота на сорок, на черных и серых ворон.
Нейтральные территории. В соответствии с § 6 Федерального закона об охоте на территориях, которые не относятся к охотничьим угодьям, и на нейтральных территориях охота останавли-
1 Согласно ч. 1 § 1 Федерального закона об охоте с правом охоты неразрывно связано сохранение богатого и здорового видового разнообразия охотничьих ресурсов, соответствующего ландшафту и культурным особенностям местности, а также гарантированное сохранение и забота об основных условиях жизни видов. - Прим. реф.
В соответствии с ч. 1 § 2 Федерального закона об охоте к охотничьим ресурсам относятся 23 вида птиц, среди которых дикие гуси, дикие утки, вальдшнепы, фазаны и пр. - Прим. реф.
вается, тем не менее Закон предусматривает возможность охоты на нейтральных территориях при соблюдении соответствующих ограничений. Федеральное законодательство не содержит положений о том, какие территории относятся к нейтральным и в каких случаях на них разрешена охота.
В Бранденбурге к нейтральным территориям согласно § 5 Закона об охоте земли Бранденбург (Jagdgesets für das and Brandenburg) относятся строения, служащие для проживания людей, и соединенные с ними строения (п. 1); дворы и сады, которые прилегают к строениям, перечисленным в п. 1, и обнесены оградой (п. 2); кладбища (п. 3); заказники (п. 4); общественные площадки для отдыха и спорта (п. 5); железнодорожные участки и федеральные автодороги (п. 6); площадки для гольфа (п. 7); территории предприятий (п. 8); порты (п. 9); территории, используемые в военных целях (п. 10); круглогодично или сезонно используемые аэродромы (п. 11). Местные органы регулирования охоты могут выдать разрешение на определенные связанные с охотой действия на нейтральной территории в определенное время или в отношении определенных охотничьих ресурсов. Такое разрешение выдается по заявлению собственника отграниченного участка, лица, управомоченного пользоваться участком, или лица, имеющего право на охоту. Органы регулирования охоты могут выдавать разрешения на охоту с огнестрельным оружием и без него (например, охота с капканами). Охота с использованием огнестрельного оружия может быть разрешена лицам, подавшим заявление, только в том случае, если они владеют действительным охотничьим билетом или страховкой на случай использования огнестрельного оружия в соответствии с § 17 Федерального закона об охоте и при соблюдении положений, регулирующих обращение с огнестрельным оружием (§ 5 Закона об охоте земли Бранденбург). Из текста указанного параграфа следует, что соответствующие разрешения могут быть выданы также спортсменам-стрелкам, владельцам разрешений на традиционное и на унаследованное оружие1. Это положение очень спорно с точки зрения
1 В соответствии с § 2 Федерального закона об охоте обращение с оружием и снаряжением требует разрешения (нем. Waffenbesitzkarte). Такое разрешение может быть выдано охотникам (§ 13 Федерального закона об охоте); лицам, владение оружием для которых является традиционным (§ 16); лицам, унаследовавшим оружие (§ 20).
права защиты животных, утверждают авторы статьи. В соответствии с § 4 Федерального закона об охране животных1 умерщвление позвоночных животных должно производиться с обезболиванием; умерщвление без обезболивания допускается, только если иное не представляется возможным и с условием избежания причинения страданий животному. Умерщвление в рамках справедливой охоты является правомерным. Однако § 4 Федерального закона об охране животных устанавливает, что умерщвлять позвоночное может только тот, кто обладает достаточными знаниями и умениями. Однако спортсмены-стрелки, которые в соответствии с бранденбург-ским законодательством могут получить от местной службы по регулированию охоты разрешение на охоту, как правило, не обучены одним выстрелом убивать живую цель. Кроме того, § 15 Федерального закона об охоте определенно требует наличия у охотника охотничьего билета, а не только страховки. В соответствии с § 36 Закона об охоте земли Бранденбург возможно без предварительной договоренности преследование больной или раненой дичи и на нейтральных территориях. Преследование дичи в постройках возможно только с разрешения лица, имеющего право на использование этих построек. Право присвоения дичи в любом случае остается у охотника.
По сравнению с Бранденбургом в Мекленбурге - Передней Померании перечень объектов, относящихся к нейтральной территории, несколько отличается. В соответствии с ч. 1 § 5 Закона об охоте Земли Мекленбург - Передняя Померания (Jagdgesetz des Landes Mecklenburg-Vorpommern) в перечень не вошли аэродромы, но органы регулирования охоты могут по заявлениям собственников и пользователей, а также по собственной инициативе объявлять не вошедшие в список объекты нейтральной территорией. Собственники, лица, обладающие правом пользования территорией, а также лица, уполномоченные двумя указанными группами, имеют право в период, в который разрешена охота, на нейтральных территориях в соответствии с нормами права защиты животных, без охотничьего билета ловить и убивать лис, каменную куницу, хорька и дикого кролика и присваивать себе продукцию охоты. В дан-
1 Tierschutzgesetz // BGBl. I. - B., 2006. - S. 1206,1313.
ном случае имеют место такие же коллизии с Федеральным законом об оружии, как и в законодательстве Бранденбурга.
Подкормка и наживка. Федеральное законодательство содержит регулирование отдельных аспектов подкормки диких животных и вообще не регулирует использование наживки. В соответствии с ч. 5 § 28 Федерального закона об охоте земли могут запретить подкорму животных или ввести систему разрешений на подкормку. Часть 1 § 19 Федерального закона об охоте запрещает в «голодное для животных время» подстреливать копытную дичь в радиусе 200 м от места подкормки. Нарушение этого запрета является административным правонарушением и карается штрафом до пяти тысяч евро.
В Бранденбурге подкормка копытной дичи принципиально запрещена. Исключение составляют: подкормка в «голодное время», отвлекающая подкормка в целях предотвращения ущерба дичи без охоты; подкормка в научных целях. В соответствии с ч. 2 § 41 Закона об охоте земли Бранденбург местные органы по регулированию охоты совместно с местными органами по защите животных устанавливают, какой период времени для какого вида является «голодным». «Голодное время» связывается с недостатком питания из-за погодных условий или катастроф, например, когда длительное время лежит снег или происходят лесные пожары. Наживка как помощь в охоте должна принципиально отличаться от подкормки. Наживка должна быть распределена «в небольшом объеме», однако параметры определения объема в Законе об охоте земли Бран-денбург не указаны. Параграф 7 закона об охоте земли Бранденбург устанавливает виды корма, который может применяться для наживки (например, каштаны, злаки) и запрещает использование силоса. Интересно, что Федеральный закон об охоте запрещает отстреливать дичь в радиусе 200 м от мест отвлекающей подкормки и наживки, что парадоксально: ведь наживка служит помощью в охоте.
В Мекленбурге - Передней Померании органы регулирования охоты устанавливают, когда для какого вида наступает «голодное время» самостоятельно, без участия органов по защите животных. Лица, управомоченные осуществлять охоту, обязаны в «голодное время» подкармливать диких животных. В соответствии с ч. 2 § 18 Закона об охоте земли Мекленбург - Передняя Помера-
ния в качестве наживки для кабанов может использоваться не более трех килограммов кукурузы, злаков или плодов деревьев.
В Саксонии-Анхальт подкормка животных принципиально запрещена за исключением «голодного времени», в которое обязанность по подкормке возлагается на владельцев охотничьих угодий; отвлекающая подкормка возможна только с разрешения органов по регулированию охоты (§ 34 Закона об охоте земли Саксония-Анхальт). Часть 5 § 34 Закона об охоте земли Саксония-Анхальт устанавливает легальное определение понятия «наживка» -«привлечение животных для облегчения охоты на них путем распространения корма в небольших количествах». В качестве наживки для кабанов могут использоваться только злаки и кукуруза (3 кг). В заключение авторы статьи подчеркивают, насколько различно регулирование охоты в трех граничащих друг с другом землях и предлагают гармонизировать законодательные предписания.
В.Н. Гиряева