2012.03.028
Опыт жизни в изгнании, политические пертурбации, партийная пропаганда, приход талибов, иностранное вмешательство, а также проникновение средств информации, многократное увеличение коммуникационных возможностей способствовали рождению нового сознания. Деревенские жители покинули свой замкнутый мир. Вряд ли можно найти семью, у которой не было бы кого-либо из близких за рубежом в качестве беженцев или рабочих-мигрантов. «Очевидно, что в деревне, как и в Кабуле, "быть афганцем" сегодня означает совсем не то, что это значило в 1970 г.» (с. 750).
Н.Б. Шувалова
2012.03.028. ТИМЕРА М. ПОПЫТКИ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ РЕЛИГИЮ, ЦВЕТ КОЖИ И МЕСТО РОЖДЕНИЯ КАК «ВОДОРАЗДЕЛ»: СЕНЕГАЛЬСКИЕ МИГРАНТЫ В МАРОККО. TIMERA M. La religion en partage, la «couleur» etl'origine comme frontière. Les migrants senegalais au Maroc // Cahiers d'etudes africaines. - Paris, 2011. - Vol. 51, N 201. - P. 145-151.
Автор (университет Париж-7, Франция) на примере сенегальских мигрантов в Марокко показывает, насколько различным может быть понимание ислама разными народами - в особенности если они противостоят друг другу социально и экономически. Религия в подобной ситуации неизбежно превращается в одну из ставок в конфликте. Каждая из сторон, выказывая претензии на монопольное обладание подлинным пониманием этой религии, обвиняет оппонента в невежестве и лицемерии. Если марокканцы-арабы свое превосходство обосновывают родством с Мухаммадом -основателем религиозной традиции - и тем, что являются носителями священного языка последней, то их оппоненты склонны считать, что ее сущность заключается в искренней набожности и чистоте, а не в подобных формальных признаках. Положение усугубляется и исторической памятью обеих сторон о былом рабстве темнокожих африканцев: для арабов оно является одним из доказательств прирожденной неполноценности сенегальцев, тогда как последние, страдая от комплекса жертвы, компенсируют последний повышенной эмотивностью и агрессией.
«Стигматизация сенегальцев из-за цвета кожи, вошедшая в речевой обиход и ставшая стереотипом сознания, проявляется либо в шутках, оскорбительность которых трудно не заметить, либо в
2012.03.029
неприкрытом приписывании им неполноценности» (с. 151). В художественных фильмах, театральных пьесах и популярных скетчах темнокожие люди, как правило, воплощают малопривлекательные черты (нечистоплотность, трусость, нечестность и т.д.). С другой стороны, у сенегальцев, считающих арабов высокомерными лицемерами, имеется поговорка «араб нам не брат».
Миграция сенегальцев во многом становится возможной благодаря их членству в суфийском ордене «Ат-Тиджанийа»; следует принимать во внимание, что его основателем был бербер, а также то, что во второй половине Х1Х в. ордену удалось создать тиджа-нитское государство на значительных территориях в Западной Африке (в него входили и территории современного Сенегала).
«Бывшие студенты, успевшие обзавестись семьями, женившись на марокканках... занимают здание, организуя жизнь общины и поддерживая связи с теми из соотечественников, кто находится здесь проездом, - любителями приключений, паломниками, стажерами, коммерсантами, студентами и марабутами» (с. 147).
«Отдавая предпочтение вере перед культурой, религии перед наукой и знанием в широком смысле этого слова, сердцу перед головой, они хотят уничтожить религиозную гегемонию тех, у кого язык, культура и история все больше смешиваются с исламом. Превращая ислам в дело веры по преимуществу... сенегальцы пытаются возвратить в состояние равновесия свои отношения с арабами» (с. 163).
К.Б. Демидов
2012.03.029. ФОЛЦ Р. ЗОРОАСТРИЙЦЫ В ИРАНЕ: ЕСТЬ ЛИ У НИХ БУДУЩЕЕ НА РОДИНЕ?
FOLTZ R. Zoroastrians in Iran: What future in the homeland // Middle East j. - Wash., 2011 - Vol. 65, N 1. - P. 73-84.
Автор (университет Конкордии, Монреаль, Канада) рассматривает современное положение зороастрийцев в Иране - некогда прародине данной религии; более того, зороастризм с III в. н.э. по 640 г. являлся государственной религией Ирана. С приходом ислама зороастрийцы превратились в неполноправную и зависимую часть общества, что привело к тому, что к Х в. 80% горожан были мусульманами. Особую роль здесь сыграло оформление мусульманского законодательства в VIII-IX вв. - было юридически закре-