Научная статья на тему '2012. 02. 037. Грин М. Дж. Японская революция в замешательстве. Green M. J. Japan's confused revolution // Center for strategic and Intern. Studies. - Washington Quarterly, 2010. - Jan.. - 17 p. - mode of access: - http://www. Twq. Com/10january/docs/10jan_green. Pdf)'

2012. 02. 037. Грин М. Дж. Японская революция в замешательстве. Green M. J. Japan's confused revolution // Center for strategic and Intern. Studies. - Washington Quarterly, 2010. - Jan.. - 17 p. - mode of access: - http://www. Twq. Com/10january/docs/10jan_green. Pdf) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ЯПОНИИ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ / РЕФОРМЫ ЯПОНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 037. Грин М. Дж. Японская революция в замешательстве. Green M. J. Japan's confused revolution // Center for strategic and Intern. Studies. - Washington Quarterly, 2010. - Jan.. - 17 p. - mode of access: - http://www. Twq. Com/10january/docs/10jan_green. Pdf)»

стабильность и гармонию, усиление региона с длительной историей полузависимости вряд ли может быть привлекательной перспективой для центрального правительства Китая» (с. 60).

Что касается остальных МЦП (существующих и проектируемых), то их будущее неясно из-за противоречия между их экономическими возможностями, в которых заинтересовано центральное правительство, и ростом их политического влияния, которое центральное правительство предпочло бы ограничить. Ключевой проблемой остается создание гражданского общества, находящегося все еще в зачаточном состоянии. Создание и упрочение институтов такого общества позволит им стать посредниками между местной и центральной властью, предотвращающими конкуренцию между властями разных уровней. «Китайские МЦП, - заключает автор, -должны сменить лозунг "поддержания гармоничного общества" на динамичное сотрудничество в управлении, чтобы высвободить накопленную внизу энергию для преобразований на новом этапе» (с. 61).

Л. Ф. Блохин

2012.02.037. ГРИН М.Дж. ЯПОНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЗАМЕШАТЕЛЬСТВЕ.

GREEN M.J. Japan's confused revolution // Center for strategic and intern. studies. - Washington quarterly, 2010. - Jan. - 17 p. - Mode of access: - http://www.twq.com/10january/docs/10jan_Green.pdf)

Старший советник Центра стратегических и международных исследований, член Национального совета безопасности США в 2001-2004 гг. Майкл Грин пишет: «30 августа 2009 г. в третий раз за всю историю Японии правительство лишилось власти по итогам прошедших выборов, а не в результате закулисных переговоров представителей элиты или военных действий» (с. 3).

Победа Демократической партии Японии (ДНЯ) совпала по времени с пиком популярности в Японии президента США Барака Обамы, чья риторика о переменах была во многом схожа с предвыборными лозунгами ДПЯ. Этим объясняется то, что из опасений нанести удар по собственному рейтингу конфликтом с Обамой ДПЯ решила отложить на более позднее время рассмотрение таких вопросов, как дальнейшая судьба американских военных баз на территории Японии и односторонний выход японских ВМС из всех

операций под руководством США в Индийском океане. Тем не менее полный отказ от этих идей не входит в планы нового японского правительства. Все это в совокупности является свидетельством того, что с отстранением от власти Либерально-демократической партии (ЛДП) регион ждут если не потрясения, то период неопределенности.

Автор отмечает, что находившаяся у власти фактически полстолетия ЛДП была порождением и детищем «холодной войны», что и явилось причиной того, что с начала 90-х, после окончания «биполярности» и одновременного крушения экономики «мыльного пузыря», она устойчиво теряла позиции и поддержку. Коррупционные скандалы, ошибки и неудачные расчеты все больше подтачивали ЛДП, и в результате в 2009 г. она потерпела сокрушительное поражение на выборах, основным лейтмотивом которых стало желание голосовавших добиться перемен и отстранить от власти ЛДП.

Опросы показали, что наиболее актуальным пунктом предвыборной программы ДПЯ стало «изменение взаимоотношений между политиками и бюрократами», которые можно свести к четырем основным пунктам: 1) переход инициативы формирования национального бюджета к премьер-министру, 2) формирование политического курса не внутри победившей партии, а в правительстве, 3) упразднение координационных встреч управляющих заместителей министров, 4) установление дополнительного контроля за работой министерств.

«В целом, эти изменения могут оказать положительное влияние на японскую демократию, и дать больше возможностей общественного контроля» (с. 9). В то же время многие считают, что эти реформы могут оказаться не доведенными до конца. Это объясняется, в числе прочего, недоверием к «архитектору» успеха ДПЯ на выборах, Одзава Итиро, который был вынужден уйти с должности главы партии и отказаться от претензий на пост премьер-министра из-за коррупционного скандала.

Другой вопрос, стоящий перед ДПЯ, - японо-американский союз. С одной стороны, большая часть населения поддерживает его и выступает против какого-либо сближения с Китаем, но одновременно в стране все больше тех, кто требует большего равноправия сторон, усиления японских сил самообороны, больших полномочий для военных в связи с ядерной угрозой со стороны Северной Ко-

реи. Действия ДПЯ выглядят подчас несколько противоречиво, что в первую очередь объясняется стремлением не испортить отношения с США и одновременно показать, что предвыборные обещания, такие как возвращение кораблей, участвующих в операциях в Индийском океане, остаются в силе.

Еще одним критически важным моментом, с которым придется иметь дело новому правительству, - «падение производства на фоне финансового кризиса и продолжающийся рост доли пенсионеров среди населения (к 2025 г. пожилые люди будут составлять 30%)» (с. 13). Для борьбы с последствиями кризиса ДПЯ обещает добиваться «роста потребления внутри страны», снижая дорожные налоги, выплачивая семьям с детьми по 26 000 йен ежемесячно. Однако нежелание поднять потребительский налог выше нынешних 5% оставляет еще меньше пространства для маневра и усугубляет проблему растущего государственного долга. Правительство также говорит о планах по снижению количества вырабатываемых парниковых газов на 25%, что в то же время противоречит обещаниям снизить дорожный налог, стимулируя тем самым более массовое пользование автомобилями.

В заключение автор отмечает, что несмотря на все вышеупомянутые проблемы и противоречия, «полный разрыв с США или финансовое самоубийство ради роста внутреннего потребления маловероятны» (16). Цитируя известного историка Кеннета Пайла, автор пишет, что Япония всегда успешно реорганизовывала свои институты и инструменты для того, чтобы адекватно реагировать на новые обстоятельства.

Ш.Ш. Яппаров

КУЛЬТУРА

2012.02.038. СВИФТ О. ГРАЖДАНСТВО МОРЯКА: ЧТО ОЗНАЧАЕТ БЫТЬ ФИЛИППИНЦЕМ НА МОРЕ И ЧТО ЗНАЧИТ МОРЕПЛАВАНИЕ ДЛЯ ФИЛИППИН.

SWIFT O. Seafaring citizenship: what being Filipino means at sea and what seafaring means for the Philippines // South East Asia research. -L., 2011. - Vol. 19, N 2. - P. 273-291.

Оливия Свифт заканчивает работу над диссертацией на факультете антропологии Лондонского университета. Она отмечает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.