Научная статья на тему '2012. 02. 019. Гиряева В. Н. Электронное правительство: опыт Германии. (обзор)'

2012. 02. 019. Гиряева В. Н. Электронное правительство: опыт Германии. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
729
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 019. Гиряева В. Н. Электронное правительство: опыт Германии. (обзор)»

чая возможность оспаривания законности применения), которые характерны для нормативного правового акта. Одним из способов осуществления данной задачи может являться полное распространение на них режима нормативного правового акта.

В работе отражены теоретико-правовые представления о сущности виртуального пространства как объекта государственного контроля, обоснована концепция контроля виртуального пространства современным государством, сформулированы теоретические положения и практические предложения по повышению эффективности взаимодействия государства и информационного общества.

И.А. Лисицын-Светланов

2012.02.019. ГИРЯЕВА ВН. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ОПЫТ ГЕРМАНИИ. (Обзор).

Электронное правительство (э-правительство) - (англ. -Electronic Government; нем. - E-Regierung) открывает новые возможности оказания услуг органами государственного управления гражданам, участия граждан в принятии решений, повышает эффективность работы публичного сектора (2, с. 42). Группа ученых Исследовательского института публичной администрации при Шпайерской германской высшей школе управления в 2000 г. одна из первых разработала так называемое «шпайерское определение электронного правительства». Под ним понимается развитие общественных процессов, связанных с управлением, на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Это определение включает все уровни управления - от глобального до местного самоуправления, и весь публичный сектор, состоящий из законодательной, исполнительной и судебной властей, а также юридических лиц публичного права. Э-правительство охватывает процессы как внутри, так и за пределами публичного сектора, например между органами государственной власти и населением, экономикой, неправительственными организациями (2, с. 1).

Э-правительство использует Интернет, электронные базы данных, электронную почту, осуществляет обмен э-информацией. Э-правительство тем не менее - это больше чем просто программы для органов управления. Шпайерская группа определяет э-прави-тельство как совокупность следующих составляющих: информа-

ция, демократия, коммуникации, формуляры, трансакции (коммерция и услуги), рабочие процессы, выплаты и т.д.

Информационные услуги (э-информация) - это размещаемая в Интернете органами государственного управления и местного самоуправления информация для населения (например, о часах приема в различных органах управления), для туристов, о собраниях и публичных слушаниях, специальная информация для администрации и интерактивные базы данных. Услуги по предоставлению электронной информации дополняются предоставлением возможностей э-коммуникаций: можно послать в органы управления запрос и получить от него ответ, дискутировать на форумах и общаться с помощью чатов видеоконференций.

Э-формуляры (как те, которые можно распечатать, а затем заполненные отослать по почте в соответствующие органы, так и те, которые заполняются прямо на странице соответствующего органа управления) экономят время граждан и разгружают администрацию. Это одна из основ электронных трансакций, к которым относятся не только электронный прием, но и электронная обработка заявлений, формуляров. Электронная коммерция в данном случае включает организуемые органами управления интернет-аукционы и продажи, электронную оплату сборов, которые могут взиматься в том числе и за оказание электронных услуг, например электронную выдачу лицензий. Этапы электронных рабочих процессов, в ходе которых, например, обрабатываются формуляры и выдаются лицензии, должны быть согласованы между собой, документы и действия должны быть соответствующим образом зарегистрированы.

Э-демократия сопровождает все функции э-правительства. Она заключается также в использовании современных информационных технологий в предвыборной борьбе и для проведения выборов, для организации и проведения гражданских инициатив.

В 2007 г. группой ученых из Рейнского университета (г. Бо-хум) было проведено исследование, посвященное развитию э-пра-вительства в земле Северный Рейн-Вестафалия. Несмотря на то что за семь лет в теорию э-правительства были привнесены новые определения этого понятия, исследователи И. Янке и И. Шаллер, основываясь на шпайерском определении этого термина, понимали под ним «упрощение планирования и организации процессов, связанных с "управлением и администрированием" и поддерживаемых

с помощью информационных и коммуникационных технологий». В трактовке названных исследователей э-правительство - это взаимодействие и коммуникации между государственными институтами и гражданами или юридическими лицами, а также между государственными органами, осуществляемые с помощью электронных средств (1, с. 7). Кроме того, ученые включают в круг исследуемых вопросов участие общественности и электронную демократию, а также инструменты э-правительства (програмное обеспечение) (1, с. 18). Изучая акторов, направления развития, сильные стороны и недостатки э-правительства в Северном Рейн-Вестфалии, исследователи проводили интервью экспертов как занятых в сфере информационных технологий, так и занимающихся научной деятельностью (всего 21 интервью). Так же были проанализированы интернет-страницы различных органов управления земли Северный Рейн-Вестфалия. Кроме того, они направили на кафедры информатики, социальных и политических наук университетов и институтов земли анкеты с целью узнать, задействованы ли и, если задействованы, то в каких процессах э-правительства, опрашиваемые научные подразделения (1, с. 18-20). Исключив из списка проектов те, которые были закончены до 2003 г., исследователи выяснили, что в целом в земле Северный Рейн-Вестфалия существует всего 10 актуальных проектов э-правительства, в реализации которых задействованы научные учреждения земли. Вывод исследователей о том, что здесь научные учреждения очень слабо привлечены к процессу электронного управления, был подтвержден и мнением экспертов.

Опрошенные эксперты отметили, что достаточно долгое время основным направлением деятельности э-правительства считалось предоставление государственными органами в Интернете необходимой для граждан информации, например о часах работы определенной службы или департамента или необходимых для заполнения формуляров. Однако развиваясь, э-правительство основательно реформировало процесс управления и расширило возможности граждан принимать участие в решении важных для региона вопросов (1, с. 31). К недостаткам организации э-правительства в земле Северный Рейн-Вестфалия эксперты отнесли отсутствие единых предписаний для организации электронного управления всеми органами местного самоуправления (1, с. 37). Кроме того,

эксперты подчеркнули необходимость лучшей защиты данных и единой информационной структуры для общественных объединений, связанных общими целями или интересами (1, с. 41).

Следующим объектом критики стало отсутствие единого программного обеспечения для всех органов местного самоуправления земли (1, с. 58). Стоит отметить, что по крайней мере один из экспертов высказал мнение о неэффективности некоторых составляющих э-правительства. Он обратил внимание на возможности порталов проводить сотни трансакций, которыми никто не пользуется, а также на давление из Брюсселя на национальные органы управления в целях получения информации об успехах развития э-правительства (1, с. 68). Эксперты очень осторожно высказывались об успехах электронной демократии, которые пока что сводятся к публикации графиков, связанных с политическими выборами. На момент проведения исследования было сложно сказать, каким именно образом можно в рамках электронной демократии дать гражданам возможность участия в процессе принятия решений (1, с. 69).

В земле Северный Рейн-Вестфалия был создан портал для информирования граждан о возможностях э-правительства1. Этот проект осуществляется при поддержке Европейского фонда регионального развития (Europäischer Fonds für regionale Entwicklung (EFRE), Министерства экономики Германии, Европейского сообщества для э-правительства (European Society for eGovernment (ESG). Сайт включает в себя четыре раздела: информация для граждан; информация для предприятий; возможность электронного получения заказов, финансируемых из бюджетов (электронные заказы); менеджмент процессов местного управления. Последний раздел касается технического и программного обеспечения электронного правительства.

В разделе «Информация для граждан» разъясняется, что проект э-правительства разработан для граждан, предприятий, профессиональных «посредников» (например, адвокатов, нотариусов, иных лиц, которые вступают во взаимодействие с административными органами от лица своих клиентов), сотрудников админи-

1 Lernumgebung E-Government - Mode of accrss: http://www.elearning. egovernmentplattform.de/

стративных органов, электронных коммуникаций административных органов. Органы местного самоуправления предоставляют гражданам в электронном виде: карты и планы; возможность зарегистрироваться по месту жительства и сняться с учета, заказать автомобильные номера, подать заявку на место в детском саду; информацию о школах, о потерянных и забытых вещах; онлайн-каталоги публичных библиотек, возможность участия в принятии решений.

В разделе «Информация для предприятий» сообщается, что в рамках э-правительства предприятия могут через Интернет провести регистрационные действия, подав документы сразу в несколько различных компетентных органов, участвующих в регистрации; заказать емкости для промышленных отходов; подать заявление и пакет документов для получения разрешения на использование крупногабаритного автотранспорта и на получение разрешения на строительство. Принятые онлайн-заявления сохраняются и обрабатываются сотрудниками административных органов. К сожалению, замечают создатели сайта, до сих пор очень редко можно проследить стадию обработки запроса в системе онлайн, заявителю приходится самому звонить в соответствующий административный орган и узнавать, приняты ли его документы к рассмотрению и на каком этапе рассмотрения они находятся. Исключение составляет «Виртуальная Ратуша г. Дортмунда», на странице которой можно онлайн получить информацию о стадии обработки поданных документов. Также сообщается, что многие органы управления взимают за совершение действий пониженные сборы, если получатель услуг воспользовался онлайн-сервисом.

Модераторы сайта информируют о возможности использования электронной подписи. Квалифицированная электронная подпись де-юре приравнена к собственноручной подписи и значительно ускоряет документооборот. Однако они советуют обратить внимание на недостатки этого вида подписи: возможность ее подделать, доступ к этой информации третьих лиц и оспоримость в судебном порядке волеизъявления, удостоверенного электронной подписью. Кроме того, существуют документы, на которые нельзя поставить электронную подпись, например завещания или нотариальные заверения при купле-продаже земельных участков. Правоотношения, связанные с использованием электронной подписи в

Германии, регулируются Законом об общих условиях электронной подписи от 16 мая 2001 г. Наличие электронной подписи дает возможность использования Электронного административного и судебного почтового ящика (Elektronische Gerichts- und Verwaltungspostfach (EGVP), по которому можно послать официальные документы административным или судебным органам. Переданные таким образом документы могут использоваться в суде как доказательственная база.

Особое внимание уделяется использованию возможностей электронной демократии лицами с ограниченными физическими возможностями. Так, на федеральном уровне и уровне земель принимаются нормативные правовые акты, обязывающие административные органы предоставлять доступные для всех онлайн-услуги. Например, Положение по созданию доступной информационной техники в соответствии с Законом о равноправии инвалидов земли Северный Рейн-Вестфалия (Verordnung zur Schaffung barrierefreier Informationstechnik nach dem Behindertengleichstellungsgesetz Nordrhein-Westfalen (BITV NRW) обязывает так формировать содержание информации и подавать ее таким образом, чтобы она могла быть воспринята всеми; так организовать пользовательский интерфейс, чтобы все могли им пользоваться, и так формировать содержание сайтов, чтобы оно было понятно всем (§ 2).

Под электронными заказами понимается проводимое в электронной форме распределение заказов, финансируемых из бюджетов. Существенным признаком электронных заказов являются он-лайн-коммуникации между заказчиком и лицом, предоставляющим услуги или выполняющим работы. Поэтому лицо, оказывающее услуги по выполнению электронных заказов, должно обладать электронной подписью. С 2007 г. государственные органы были обязаны использовать электронную форму при распределении заказов между предприятиями в области информационных и телеко-муникационных технологий; с 2008 г. и в области строительства. Сегодня государственные органы используют электронную форму при распределении всех заказов. Электронные заказы - это часть общеевропейской концепции создания единого внутреннего рынка. Правовую основу концепции на европейском уровне составляют План действий по реализации и применению правовых предписаний по электронному распределению публичных заказов от 29 декабря

2004 г., Директива 2004/18/EG Европейского парламента и Совета от 31 марта 2004 г. «О координации процессов распределения публичных заказов на строительство, поставку и оказание услуг».

Из анализа сайта об э-правительстве следует, что в правовом регулировании применения информационных технологий административными органами, гражданами и юридическими лицами есть несколько важных моментов:

- использование электронной подписи;

- использование электронного административного и судебного почтового ящика;

- доступ к электронной демократии лиц с ограниченными физическими возможностями в первую очередь по зрению;

- электронное распределение публичных заказов.

Основными федеральными нормативными правовыми актами

являются вышеупомянутые Закон об общих условиях электронной подписи, а также Закон о применении электронных форм связи в юстиции от 22 марта 2005 г., который вносит изменения и дополнения в Гражданское процессуальное уложение, Закон о административно-процессуальном производстве, Закон о судебном производстве по финансовым делам и ряд иных нормативных правовых актов, разрешив вести судебные дела в электронном виде.

Электронная подпись широко используется в ведении документооборота по удалению опасных отходов, что также является примером э-правительства в части электронных коммуникаций административных органов с предприятиями и между различными административными органами.

Список литературы

1. Jahnke I., Schaller I. E-Government-Forschung in NRW: Identifizierung von Akteuren, Themen, Trends: Eine Studie im Auftrag des Informationsbüros d-NRW / Inst. für Arbeitswissenschaft Lehrstuhl Informations- und Technikmanagement (IMTM). -Bochum, 2007. - 124 S. - Mode of access: http://www.imtm-iaw.rub.de/imperia/ md/content/projekte/egovernment_forschung_nrw.pdf

2. Seckelmann M. Die Otimierung des Informations - und Kommunikationsmanagement der öffentlichen Verwaltung - ein Baustein zu einer Qualitätsverbesserung staatlichen und kommunalen Handelns (Good Governance)? // E-Government: Perspektiven, Probleme, Lösungsansätze / Hrsg. Bieler F., Schwarting G. - B.: Erich Schmidt Verl., 2007. - S. 33-79.

3. Bundesministerium der Justiz. - Mode of access: http://www.gesetze-im-internet. de/sigg_2001/ index. html)

4. Lernumgebung E-Government. - Mode of access: http://www.elearning. egovernmentplattform.de/

5. Recherche in Gesetzen und Verordnungen des deutschen Bundesrechts online. -Mode of access: http://www.buzer.de/index.htm

6. European Commission. - Mode of access: http://ec.europa.eu/

7. Landtag Nordrhein-Westfalen. - Mode of access: http://www.landtag.nrw.de

8. Elektronischen Gerichts- und Verwaltungspostfach. - Mode of access: http:// www.egvp.de

2012.02.020. КОЛ Ю. ЮРИСДИКЦИЯ И ИНТЕРНЕТ.

KOHL U. Jurisdiction and the Internet. - Cambridge: Cambridge univ.

press, 2007. - 323 p.

Автор книги Юта Кол, преподаватель Уэльского университета, исследует вопросы правового регулирования деятельности в Интернете, способы, с помощью которых государство может регулировать сегменты Сети или происходящие в ней процессы. Рассматриваются следующие аспекты: противодействие клевете, применение принципов договорного права, допустимые нормы размещения в сети материалов, подпадающих под определение непристойных, регулирование игорного бизнеса, банковской деятельности, лицензирования фармацевтической продукции и др. По мнению автора, к правовому регулированию Интернета могут быть применены традиционные правовые методы. Но могут ли нормы права применяться в том виде, в котором они применяются традиционно, и во что государству обойдется их реализация в Сети, спрашивает автор.

Он поднимает вопросы, связанные с использованием соответствующего законодательства. Это одна из главных тем в дебатах о правовом регулировании киберпространства. Автор утверждает, что цели, связанные с регулированием Интернета, могут быть достигнуты множеством способов и именно посредством применения правовых норм, включая обязательства, а также санкции за их несоблюдение. К альтернативным методам регулирования относятся методы подавления возможного нежелательного поведения и поощрение желательного. В зависимости от обстоятельств моральные или социальные нормы выступают финансовыми стимулами или, наоборот, препятствуют регулированию. Для данных методов автор вводит понятие «кодекс». Регулирование осуществляется по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.