Научная статья на тему '2012. 01. 023. Блох М. Я. , Фрейдина Е. Л. Публичная речь и ее просодический строй. - М. : Прометей, 2011. - 236 с'

2012. 01. 023. Блох М. Я. , Фрейдина Е. Л. Публичная речь и ее просодический строй. - М. : Прометей, 2011. - 236 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
707
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ПРОСОДИКА / РИТОРИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 023. Блох М. Я. , Фрейдина Е. Л. Публичная речь и ее просодический строй. - М. : Прометей, 2011. - 236 с»

ских характеристиках проминентных участков апелляции, импульсивном характере речесопровождающих жестов правой руки с конфигурацией кисти в виде кулака или сжатой ладони с выставленным указательным пальцем. Отношения контраста связаны с темпоральной организацией дискурса прежде всего с характером паузации и темпом произнесения на кульминационных участках апеллятивной волны. В речи немецких лидеров на пиках апелляции происходит сокращение объема паузации и ускорение темпа произнесения, в речи украинских лидеров на пиках апелляции отмечается увеличение объема паузации и замедление темпа произнесения.

Основным дифференциальным признаком просодии харизматических немецких лидеров является ее экстатичность, отличительным признаком просодии украинских лидеров является ее монотонность. Показатели коэффициентов паузации и звукового убывания характеризуют темпоральную организацию апеллятивно-го дискурса и являются темпоральными дифференторами апелля-тивной просодии харизматических политических лидеров Германии и Украины. Показатели тонального диапазона и интервала завершения апеллятивной фразы характеризуют тональную организацию апеллятивного дискурса и служат тональными дифферен-торами апеллятивной просодии харизматических политических лидеров Германии и Украины.

Таким образом, в данной работе установлены взаимосвязь и соотношение вербальных и паравербальных средств выражения апеллятивности, что отражается в дискурс-портретах харизматических политических лидеров Германии и Украины. Проведенное исследование апеллятивных дискурсов харизматических политических лидеров двух лингвокультур дало возможность автору получить новые данные для расшифровки феномена политической харизмы на материале немецкого и украинского языков.

В. В. Потапов

2012.01.023. БЛОХ М.Я., ФРЕЙДИНА ЕЛ. ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ПРОСОДИЧЕСКИЙ СТРОЙ. - М.: Прометей, 2011. - 236 с.

Монография посвящена изучению современной британской публичной речи с позиций теории регуляции речевого общения и теории диктемного строя текста. Публичное выступление получает характеристику как важнейший тип дискурса, органически вклю-

ченный в социокультурный контекст. Особое внимание авторов уделяется раскрытию роли просодии в выражении убеждающей составляющей смыслового содержания публичного выступления.

Исследование затрагивает социокультурные проблемы языка, в том числе проблемы его жанрово-стилевой дифференциации .

В центре внимания авторов находится современная британская академическая публичная речь - традиционный вид профессионального красноречия, дающего англоязычному человеку образцы национально укорененной культуры речевого общения.

Материалом для исследования послужили звучащие тексты академических публичных выступлений на гуманитарные темы, произнесенных преподавателям университетов Великобритании и записанных непосредственно с голоса по ходу выступления. Общее время проанализированного звучания текстов составило приблизительно 30 ч.

Применение диктемного подхода к анализу звучащего текста позволяет включить в сферу детального наблюдения сразу весь комплекс составных частей текста как материально-идеального знакового образования - то есть, с одной стороны, фонематико-интонационную оболочку текста, а с другой стороны, его структурно-семантические и жанрово-стилевые составляющие. При этом подчеркивается, что изучение просодической составляющей текста в рамках его диктемного развертывания обусловливает возможность и необходимость обращения к контексту как фактору его просодико-семантического варьирования.

Вышеотмеченное комплексное изучение звучащего текста , при котором просодия со всей четкостью выступает как органическая часть его строевого состава, активно взаимодействующая с лексико-грамматической частью , позволяет создать целостное и максимальное объективированное представление о глубинных процессах , определяющих движение текстовой интонации ,и дать интегративную характеристику ее семантико-информационной роли.

Публичная речь издревле являлась весьма престижной формой общения и предметом наблюдения и анализа. Этот анализ воплотился в замечательное учение о риторике - теорию ораторского красноречия. В наше время информационного взрыва теория риторики разделилась на два четко выделенных направления -соответственно узкое и широкое. Предметом узкого направления

остается ораторское красноречие, первоначальное учение о котором было провозглашено в глубокой древности. Предметом широкого направления - того, которое получило модное название «неориторика», - стала убеждающая речь, и даже еще шире -убеждающее общение во всех своих формах и разновидностях как языковых (лингвальных), так и внеязыковых (экстралингвальных), то есть ситуационно-кинесических, сопровождающих языковые.

Как для теоретической, так и для практической риторики особое значение имеет вычленение замысла говорящего и сопоставление с ним результата общения, реализуемого в сознании и поведении слушающего. Этот результат со всей очевидностью служит пробным камнем эффективности стратегии и тактики общения, устанавливаемых говорящим (оратором), для которого гипотетический результат общения воплощен в замысле, нацеленном на будущее. Предполагаемый результат вместе с текущими реакциями слушающего (индивидуального или коллективного, то есть аудитории) служат мощными факторами регуляции речи говорящего (оратора). Таким образом, теоретико-риторический подход к процессу речевого общения дает возможность проследить сложный путь ре-чеобразования от внутренней мысли к звучащему слову и показать участие просодии в реализации замысла говорящего (оратора). Просодия выступает в качестве носителя важнейших строевых значений и прежде всего - в качестве выделителя ремы высказывания, а в составе ремы - выделителя пика информативной перспективы. Кроме того, просодия посредством сложных модуляций тона играет колоссальную роль в установлении доверительного контакта со слушающими, чем объективно способствует обеспечению эффективности риторического общения.

Природа убеждающей речи, особенно публичной, ораторской речи, как никакой иной тип коммуникации требует для своего адекватного раскрытия неукоснительного учета фактора слушающего. Именно по отношению к убеждающей речи слушающий становится в какой-то степени партнером говорящего, как бы его «теневым соавтором», поскольку аспект слушательской регуляции речи достигает здесь предельной значимости.

Теоретико-риторический подход к общению предполагает оценку творческого аспекта речевого акта. Публичная речь является социально и культурно обусловленной, ритуализованной фор-

мой общения, регламентированной правилами и предписаниями многовековой ораторской традиции. Вместе с тем публичная речь есть непременно «риторическое событие», требующее от говорящего (оратора) мобилизации имеющихся у него выразительных ресурсов и способности к мгновенному улавливанию настроения аудитории и должной реакции на его непредсказуемое изменение. Это обусловливает особое место теоретической риторики в ряду научных дисциплин. Классическая риторика заложила основы стилистики и лингвопрагматики. Современная риторика, инкорпорировавшая фундаментальные положения этих наук, тесно соприкасается с такими социальными дисциплинами, как психология и психолингвистика, семиотика, теория коммуникации и целый ряд других , близких к поименованным по разным аспектам предмета исследования. Авторы учитывают эти междисциплинарные связи и обращаются к соответствующим проблемами, понятиям по мере развития своих наблюдений. Учитывается также и величайшая важность теоретической риторики для укрепления и развития культуры речевого общения, столь необходимой людям в современную эпоху информационного взрыва и бурной демократизации общения по всему диапазону контактов - межличностных, межклассовых, межэтнических, межгосударственных, межцивилизационных.

В ходе исследования были выявлены некоторые существенные национально-специфические особенности британского академического дискурса, сложившиеся в рамках британской традиции. Они проявляются в сфере взаимодействия участников дискурса и речевой позиции оратора. Межличностное общение между оратором и аудиторией строится на основе взаимного уважения, вежливости, соблюдении правил речевого этикета, и для этого общения, в соответствии с британской культурной традицией, весьма характерна ирония и самоирония. Оратор, отвечающий по своему положению на трибуне требованиям повышенного социального статуса и безусловного профессионализма, демонстрирует в риторическом поведении сдержанность, стремление не вторгаться в личное пространство слушателей, не навязывать им резко свою точку зрения и избегать манипулятивных риторических технологий. Современная британская академическая публичная речь представляет собой развернутую беседу оратора со слушателями и характеризуется демо-

кратизмом и подчеркнутой концентрацией внимания на адресате (так сказать, адресато-центричностью).

Структурная организация публичной речи определяется семантическими, когнитивными и риторическими факторами. Располагая сегменты текста в определенной последовательности, в соответствии с принципами уместности и целесообразности, оратор имеет определенную свободу выбора, на которую в то же время накладываются ограничения в связи с прототипичностью структуры текста в рамках определенного жанра.

Выразительность звучащего текста оптимизирует его воздействие на слушателей. В академическом дискурсе преобладает интеллектуальная выразительность (аргументированность, ясность и стройность изложения).Экспрессивность академической публичной речи обеспечивается такими риторическими фигурами, как антитеза, различные виды повторов. Кроме того, широко используются юмор и ирония, являющиеся неотъемлемой частью британской культуры речевого общения и риторической традиции.

В соответствии с избранным подходом к изучению текстовой просодии, просодический строй академической публичной речи рассматривался авторами как результат риторической деятельности, регулируемой принципами целесообразности и уместности. В ходе этой деятельности осуществляется выбор оратором дискурсивных стратегий и реализующих их интонационных техник. На основании анализа двух групп дискурсивных стратегий, направленных на реализацию убеждения через информирование (стратегии информирующего типа) и на обеспечение взаимодействия участников риторического дискурса (интеракциональные стратегии) были установлены наиболее частотные интонационные техники. В результате использования данных интонационных техник в звучащем тексте образуются просодически маркированные единицы, которые реализуют референтный (информационно-содержательный) и метареферентный (авторизация, адресация, контакт) уровни текста. Просодия не только формирует смысловую структуру текста за счет выделения тех единиц, которые непосредственно выражают содержание, но и способствует оптимальной передаче информации за счет выделения единиц метареферентного уровня, причем степень выделенности вторых может быть больше, чем степень выделенности первых, что отражает специфику риториче-

ского дискурса. Просодическое маркирование одних единиц текста на фоне других обеспечивает динамику публичной речи, как в плане реализации ее информационной составляющей, так и в плане оптимизации взаимодействия оратора и аудитории.

Авторы полагают, что современную британскую академическую публичную речь отличает стилевая неоднородность , индикаторами которой на просодическом уровне являются следующие параметры - членение текста на единицы разной размерности, маркированное варьирование темпа речи, присутствие пауз хезитации, особенности мелодики. Наряду с просодическими маркерами академического стиля в звучащем тексте присутствуют и маркеры разговорной тональности. Отмеченная стилевая неоднородность академической публичной речи должна строго учитываться при выделении инвариантного набора интонационных структур ,типичных для этого риторического жанра. Особо выделяются те речевые модификации, которые возникают в связи с требованиями этоса, ясно понимая при этом, что намеренная смена стилизации является мощным средством воздействия в публичной речи.

Персонализм риторического дискурса обусловливает значимость индивидуального стиля оратора, который складывается из его речеголосовых свойств и определенной комбинаторики просодических параметров (степень варьирования тонального диапазона, особенности акцентуации и темпо-ритмической организации речи, мелодический репертуар и т. д.).

Просодические контрасты различного рода и различной направленности являются одной из отличительных особенностей риторического дискурса. Анализ и систематизация просодических контрастов в звучащем публичном монологе позволили, с одной стороны, обобщить представления об участии просодии в реализации убеждения, а с другой стороны, установить значимость макро-сегментных просодических единиц в структурно-содержательном, фоностилистическом и эмоционально-модальном аспектах.

Таким образом, в результате комплексного рассмотрения особенностей просодического строя британской академической публичной речи удалось установить риторическую функцию просодии замысла оратора в процессе его взаимодействия со слушателями и создания законченного риторического произведения. Важнейшее свойство просодических единиц языка заключается в их

способности включать высказывание в контекст как языковой, линг-вальный, так и внеязыковой, экстралингвальный. С помощью просодии выражается сложная гамма смысловых и эмоционально-модальных оттенков, порождаемых социокультурными условиями, в которых происходит риторическая коммуникация. Исследование показало значимость просодии в контекстной семантике, обусловленную ее способностью выражать коннотативные значения, отражающие как непосредственный экстралингвальный, так и социо-лультурный контекст порождения и восприятия звучащего текста.

Авторы заключают, что просодия играет важнейшую роль в обеспечении эффективности риторического дискурса. В то же время изучение просодической составляющей публичной речи позволяет извлечь из звучащего текста ценную информацию о «человеке говорящем» и «человеке слушающем» как носителях этоса, о характере их взаимодействия в становлении национальных особенностей речевой коммуникации как таковой.

Е.А. Казак

СИНТАКСИС

2012.01.024. ДЕ СМЕТ Х. ПРОБЛЕМЫ -ING-КЛАУЗ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: СТРУКТУРА ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.

DE SMET H. ENGLISH -ING-CLAUSES AND THEIR PROBLEMS: THE STRUCTURE OF GRAMMATICAL CATEGORIES // Linguistics. - B., 2010. - Vol. 48, N 6. - P. 1153-1193.

Статья посвящена анализу -/^-конструкций (клауз) и его теоретической важности для изучения структуры грамматических категорий. В процессе изучения -/ng-клауз возникают два вопроса. Первый - слились ли два исторически различных типа -/ng-клауз, содержащих герундий или причастие в одну категорию, и второй -по-прежнему ли они соотносятся с именной группой и группой прилагательного / наречия, с которыми они связаны исторически. Автор считает, что ни один из этих вопросов нельзя дать однозначный ответ, так как факты противоречат друг другу. Это, в свою очередь, приводит к теоретическому выводу, что пользователи языка осуществляют разные грамматические обобщения (генерализации) сразу. Представление грамматических категорий оказывает-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.