позволило ей успешно противостоять диктату традиционной патриархальности, в частности уяснить себе, что в вопросе заключения брака она тоже имеет право голоса. В самом деле, когда индианки стали сами стремиться к английскому, его можно было перестать считать языком, навязанным извне колониализмом, и он занял свое место как один из языков Индии (с. 222).
К.А. Фурсов
ИСТОРИЯ
2011.04.034. КАУШИК Р. БОЕВОЙ ДУХ И ДИСЦИПЛИНА АФРИКАНСКИХ, АНГЛИЙСКИХ И ИНДИЙСКИХ ВОЙСК В БИРМЕ И ИНДИИ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ИЮЛЬ 1943 г. - АВГУСТ 1945 г.
KAUSHIK R. Discipline and morale of the African, British and Indian army units in Burma and India during Word war II: July 1943 to August 1945 // Modern Asian studies. - Cambridge: N.Y., 2010. - Vol. 44, N 6. -P. 1255-1282.
Рой Каушик (сотрудник центра изучения гражданских войн, исторического отделения университета Джадавпур в Калькутте) считает, что плохая дисциплина напрямую воздействует на боевой дух войск и наоборот. Он приводит два основных подхода. Первый -таких ученых, как Джоана Бурк и Омер Бартов, основывается на идеологических и культурных факторах.
Бурк прибегает к гендерному подходу, ссылаясь на природную тягу мужчин к убийству себе подобных, что доставляет им квазисексуальное удовольствие. Бартов сосредотачивается на роли идеологии как способа повысить боевую эффективность.
Интересно, однако, что во время Второй мировой войны индийская армия не полагалась на национализм или какую-либо идеологию. Более того, в 1942 г. и в первой половине 1943 г. офицеры индийской армии, воевавшие в Малайзии и Бирме, были наемниками. Их противостояние малочисленной японской армии было весьма неэффективным, тогда как после 1943 г. эффективность индийской армии начинает возрастать. Тарак Баркави, соединяя организационные и культурные факторы, объясняет это тем, что «сплоченность, усиленная тренировками и различными психологическими приемами, а также продолжающееся культивирование ра-
совой ненависти к противнику способствовало "расцвету" индийской армии» (с. 1257).
Другой подход фокусируется на структурной организации. Ключевыми моментами анализа становятся сплоченность группы и материальное обеспечение войск в качестве основных элементов поддержания боевого духа. Подчеркивается также важность строевой и боевой подготовки. Марстон и Т. Мореман считают, что именно интенсивная подготовка индийских и бирманских войск с конца 1943 г. смогла обеспечить уверенность солдат и тем самым повысить боевую эффективность армии.
Изменяющееся настроение войск напрямую зависело от таких факторов, как положение на фронте, обстановка дома (Великобритания, Западная и Восточная Африка, Индия), а также перспективы солдат на будущее после комиссования (в основном поиск работы).
В распоряжении английского командования в Индии насчитывалось 17 дивизий, 12 из которых находились на границе с Бирмой. Три африканских, семь индийских и две английских, кроме того из трех бригад индийской дивизии потери составили 71 244 человека, из которых 50% были индийцы, 28% - англичане и 6% -африканцы. 16% всех потерь неопознаны1.
Автор подчеркивает, что для британских и индийских подданных служба в колониальной армии была почетом, в то время как большинство призывников из Африки относились к службе с пренебрежением. Большинство их были из бедных семей, отверженными или беглыми рабами.
Боевой дух английских солдат, ведущих активные боевые действия в Бирме, был выше, чем тех, что были дислоцированы в Индии. Находясь в состоянии постоянных столкновений, они не имели времени на размышления о доме, будущем месте работы и других вещах. Занятые охраной и в резерве, в Индии части подвергались постепенной деморализации. Положение усугублялось письмами родственников из Великобритании о постоянных бомбежках немцев ракетами ФАУ.
1 MacCann John. Return to Kohima. - Oldham: McCann, 1983. - Р. 497 (переведено по реф. источнику).
После высадки союзников в Нормандии боевой дух британской армии начал расти, подогреваемый ожиданиями скорейшего окончания войны и возвращения домой. В целом, со временем подданные Великобритании стали негативно относится к несению службы в индийском контингенте. Более интенсивные военные действия в Европе усиливали их желание перевестись.
Негативное отношение британских солдат к службе под индийским командованием также отражалось в их личной неприязни к индийцам. Отсутствие развлечений в виде кинотеатров или публичных домов не позволяло солдатам расслабиться и отвлечься от военных будней. Негативно сказывались на боевом духе тяжелые жизненные условия и неподходящая и устаревшая экипировка войск. «Еда, подававшаяся в столовых, управляемых индийскими подданными, была некачественной и к тому же неоправданно дорогой» (с. 1264). Английские солдаты сравнивали свое положение с американцами, которым разрешался беспошлинный ввоз пива, табака и сигарет в противовес трем бутылкам пива в месяц для английской армии. Среди дисциплинарных отклонений у британских солдат было невыполнение обязанностей, а также самовольные отлучки.
У индийской армии были свои трудности. Негативное влияние на части, располагавшиеся в восточных частях субконтинента, оказал голод в Бенгалии 1943 г. «Командование докладывало о частых случаях возмущения из-за сокращения рациона», а также его изменения (с. 1265). Заменившие рис зерновые культуры были привычны для выходцев из Пенджаба, но гуркхи, маратхи, и уроженцы Юга открыто возмущались. А пенджабцы опасались, что увеличивающийся вывоз зерна из провинции негативно скажется на жизни их родственников.
Все-таки индийцы, особенно те, кто имел дело с техникой, надеялись на лучшее будущее, так как было очевидно, что после войны стране понадобятся люди с техническими навыками для индустриализации. Воодушевляли также вести о том, что солдатам дадут землю.
Нарушение дисциплины среди индийских солдат выражалось чаще всего в дезертирстве и самовольных отлучках. В первом случае причиной были неуставные отношения. «Самоволки» объясняются желанием солдат увидеться с родственниками.
«Западно-африканские войска относились к местному населению с презрением, в ответ на это часто распространенными слухами было то, что военнослужащие практикуют каннибализм» (с. 1270). Частыми были столкновения с местным населением, а также изнасилование местных женщин, несмотря на то что африканским частям разрешалось держать на службе достаточное количество женщин. Даже в госпиталях африканцы противились помещению в палаты вместе с индийскими военнослужащими. Также поводом для возмущения становился вопрос рациона, который в Индии они получали наравне с индийцами, тогда как на фронте рацион был равен английскому.
Для английских солдат немаловажным фактором было политическое обоснование Великобританией ведения боевых действий. Они негативно относились к тому, что их борьба с японскими войсками недостаточно освещается в Англии по сравнению с боевыми действиями на фронтах Западной Европы. При том что условия, в которых им приходилось воевать, были гораздо сложнее в связи с частыми заболеваниями и тропическим климатом. Однако несмотря на это, успешные операции в Бирме смогли укрепить их боевой настрой, связанный с ожиданием скорого окончания войны.
Офицерский состав английской армии был ключевым компонентом в формировании боевого духа и дисциплины в войсках. «К апрелю 1944 г. Высшее командование было обеспокоено растущим числом вновь прибывших офицеров, которые не могли завоевать авторитет у подчиненных» (с. 1276). Без надлежащей подготовки к боевым действиям в джунглях, без знания языка и должной акклиматизации они были не в состоянии командовать частями. Ослабление комсостава, в свою очередь, негативно сказывалось на боевой эффективности войск.
Р.М. Сабытаев
2011.04.035. ГЕЙТС Р.Б. ПАНАЗИАТИЗМ В ДОВОЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ. СЛУЧАЙ УТИДЫ ЯСУЯ. GATES R.B. Pan-Asianism in prewar Japanese foreign affairs: the curious case of Uchida Yasuya // J. of Japanese studies. - Washington, 2011. - Vol. 37, N 1. - P. 1-27.
Сотрудник университета Брэдли (США, Иллинойс) Растин Б. Гейтс исследует развитие идей паназиатизма в Японии и степень