152 _2011.04.027
НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
2011.04.027. ПРЕПЯТСТВУЮТ ЛИ ЖЕНСКИЕ И МУЖСКИЕ РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ, ВОПЛОЩАЮЩИЕ СТЕРЕОТИПЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЕСТЕСТВЕННЫМИ, ТЕХНИЧЕСКИМИ, ИНЖЕНЕРНЫМИ И МАТЕМАТИЧЕСКИМИ НАУКАМИ, ОЖИДАНИЯМ УСПЕХА У ЖЕНЩИН В ЭТИХ ОБЛАСТЯХ? // ЧЕРЯН С., СИ Дж.О., ВИ-ЧАЯПАЙ М., ДРУРИ Б. Дж., КИМ С.
Do female and male role models who embody STEM stereotypes hinder women's anticipated success in STEM? / Cheryan S., Siy J.O., Vicha-yapai M., Drury B.J., Kim S. // Social psychological and personality science. - 2011. - 15 April. - 9 p. - D0I:10.1177/19485506114052 18. - Mode of access: http://spp.sagepub.com/content/early/2011/04/15/ 1948550611405218
Ключевые слова: стереотипы; ролевые модели; гендер; STEM; ожидания успеха.
Авторы из США на примере учащихся старших курсов университетов анализируют влияние стереотипов, присущих компьютерным наукам как ярко выраженной области знаний из группы естественно-научных, технических, инженерных и математических наук (Science, Technology, Engineering, Mathematics - STEM), на ожидания успеха у женщин в реализации дальнейшей карьеры.
Женщины гораздо меньше представлены в научных областях, относящихся к группе STEM. Сегодня количество женщин, занимающихся компьютерными науками или математикой на уровне колледжа, остается стабильной или снижающейся величиной. Один из важных факторов, определяющих такое положение, -ожидание индивидом перспектив и успеха в выбранной области.
Сферы, где наблюдается доминирование мужчин, могут быть нежелательны для женщин в двух измерениях. Во-первых, это ген-
2011.04.027
дерное соотношение, которое может продуцировать негативные стереотипы по поводу возможностей женщин в рассматриваемой сфере, которые ведут к недооценке. Ролевые модели, характерные для сферы STEM, неблагоприятны с точки зрения выбора ее в качестве карьеры для женщин. Во-вторых, стереотипы выражают ролевые модели, несовместимые с женскими гендерными ролями. Для STEM, в частности для компьютерных наук, подобными стереотипами выступают склонность к социальной изоляции, особый акцент на технологиях; ученых в этой области знания обычно считают «компьютерными занудами», испытывающими большие трудности в социальной жизни, помешанными на своих компьютерах. В то время как для женских ролевых моделей характерны такие черты, как высокая социальная активность, умение работать в коллективе, оказывать помощь и т.д. Такие стереотипы порождают у женщин чувства отличия от этой модели. Они считают, что не обладают соответствующими чертами характера для успешной работы в области STEM.
В двух исследованиях, описываемых в статье, авторы высказывают следующие гипотезы. Столкновение со стереотипной для компьютерных наук ролевой моделью, вне зависимости от гендер-ной ролевой модели, будет снижать ожидания успеха в компьютерных науках у женщин, но не у мужчин, в сравнении со столкновением с ролевой моделью, нестереотипной для компьютерных наук, либо с моделью поведения, не имеющей выраженной роли. Восприятие своего отличия от стереотипной модели будет сглаживать снижение ожиданий успеха у женщин. Гендерная ролевая модель практически не влияет на ожидания женщин в сфере STEM в сравнении со стереотипной ролевой моделью.
В обоих исследованиях принимали участие студенты старших курсов, обучающиеся не в сфере компьютерных наук. Им было предложено пройти определенный набор взаимодействий с заданными параметрами, описывающими некоторые внешние стороны проявления стереотипной модели области STEM (одежда, интересы и пр.). Для обработки результатов использовался вариационный анализ.
На основе анализа результатов авторы делают следующие выводы. Даже краткое взаимодействие с представителем рассматриваемой области, демонстрирующим стереотипные ролевые мо-
2011.04.028
дели, может снизить ожидания женщин успешности в компьютерных науках. Как правило, женщины получают такие стереотипы из средств массовой информации, рекламы, а также с веб-сайтов по профориентации. По мнению авторов, это негативное явление, поскольку распространение подобных стереотипов в обществе может препятствовать созданию нового поколения женщин-ученых, которые не верят в возможность своего успеха в сфере STEM. Если стереотипные ролевые модели вызывали негативный эффект, то нестереотипные ролевые модели тоже не возвращали ожидания женщин на базовый уровень. При оценке потенциальной успешности у женщин женские ролевые модели были не более эффективны, чем мужские. В вопросе побуждения женщин и девушек к выбору области STEM результаты исследований показали, что женские и мужские ролевые модели являются одинаково эффективными. Стереотипные ролевые модели (как женские, так и мужские), несоответствующие женской гендерной роли, снижают ожидания успешности у женщин, но не влияют на эти ожидания у мужчин. Для женщин, которые уже выбрали рассматриваемую область для дальнейшей карьеры и идентифицируют себя с ней в достаточно высокой степени, женские ролевые модели усиливают склонность женщин к STEM и позволяют сохранить данные установки, когда женщины сталкиваются с ярко выраженными негативными стереотипами.
М.Н. Лавров
2011.04.028. ХАНАФИ С. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СИСТЕМА НА АРАБСКОМ ВОСТОКЕ: ПУБЛИКОВАТЬСЯ НА ГЛОБАЛЬНОМ УРОВНЕ И ПОТЕРЯТЬ НА МЕСТНОМ ИЛИ ПУБЛИКОВАТЬСЯ В МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ И ПОТЕРЯТЬ НА ГЛОБАЛЬНОМ УРОВНЕ. HANAFI S. University systems in the Arab East: Publish globally and perish locally vs publish locally and perish globally // Current sociology.
- 2011. - Vol. 59, N 3. - P. 291-309. - D0I:10.1177/0011392111400782.
- Mode of access: http://csi.sagepub.eom/content/59/3/291
Ключевые слова: формирование элиты; интернационализация исследовательской деятельности; система продвижения по службе; публикации; университеты арабского мира.
Автор из Американского университета в Бейруте (Ливан), редактор журнала «Ida/at - the Arab Journal of Sociology» и член