пункта, составив в 2010 г. 5,9% ВВП, а отношение валового государственного долга к ВВП - на 18 процентных пунктов, достигнув в 2010 г. 84%. Еще хуже, чем в зоне евро, положение с бюджетными дефицитами в Великобритании (10,3% ВВП), в США (10,6% ВВП) и Японии (7,8% ВВП).
В 2010 г. большинство стран начали проводить политику оздоровления бюджетов, которая в 2011-2012 гг. усилится для приведения бюджетного дефицита в приемлемое состояние. В проведении ограничительной бюджетной политики в ЕС большую роль играет Европейская комиссия (ЕК), разработавшая специальную процедуру в отношении стран с чрезмерным бюджетным дефицитом. В соответствии с этой процедурой наиболее уязвимые страны зоны евро - Греция, Ирландия и Португалия - обязаны представлять в ЕК жесткие планы оздоровления бюджетов. Итоги 2010 г. в области оздоровления бюджетов в некоторых странах зоны евро превзошли прогнозы правительств. Так, в Германии отношение бюджетного дефицита к ВВП в 2010 г. оказалось на 2 процентных пункта меньше прогноза. Это было связано с возобновлением экономического роста, вызвавшего увеличение бюджетных доходов. Хотя во Франции экономический рост был более слабым, бюджетный дефицит в 2010 г. составил 7% ВВП вместо ожидавшихся 8,2% ВВП. Таким образом, при прогнозировании результатов оздоровления бюджетов следует учитывать роль конъюнктурных факторов, влияющих на экономический рост. Следует также учитывать, что в открытой экономике одновременное проведение ограничительной бюджетной политики может ослабить деятельность в странах-партнерах, проводящих ту же политику. Императивом для открытой экономики должна быть координация политики экономического подъема, а не одновременное проведение ограничительной бюджетной политики без учета ее влияния на развитие партнеров.
Л.А. Зубченко
2011.04.010. ДОКЛАД О РЕФОРМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ.
La réforme du système monétaire international. - Mode of access: http:// global-currencies.org/smi/fr/telechar/articles/pdf/Rapport_Camdessus.pdf
В статье излагаются основные положения доклада, представленного в начале 2011 г. группой «Инициатива Пале-Рояль»
(«Initiative du Palais-Royal»), созданной по инициативе М. Камдессю, бывшего генерального директора МВФ, А. Ламфалусси, бывшего генерального директора Банка международных расчетов, и Т. Падоа-Шиоппа, бывшего министра финансов Италии. В группу, помимо инициаторов, входили 20 членов, бывших ответственных сотрудников центральных банков разных стран и международных финансовых институтов. Цель доклада - изложение основных направлений реформы международной валютной системы (МВС), чтобы сделать ее способной обеспечивать дисциплину и стабильность, необходимые для устойчивого экономического роста и увеличения занятости.
К слабостям нынешней МВС авторы доклада относят следующие.
1. Неэффективность международных процессов урегулирования. В МВС отсутствует эффективная дисциплина, и страны могут в течение длительного времени накапливать излишки платежного баланса по текущим операциям, не испытывая никакого давления в направлении их урегулирования.
2. Дестабилизирующие финансовые потоки и движение капиталов. Значительные колебания потоков капиталов, наблюдавшиеся недавно и частично отражающие неконтролируемый рост глобальной ликвидности, по своей природе компрометируют стремление стран сохранить свою макроэкономическую и финансовую стабильность.
3. Чрезмерные колебания валютных курсов и их отрыв от динамики фундаментальных показателей.
4. Слишком быстрая экспансия международных резервов, спрос и предложение которых не подчиняются никаким коллективным решениям.
5. Отсутствие эффективного мирового управления. Сегодня не существует никакой структуры глобального управления, которая гарантировала бы связь между принимаемыми на национальных уровнях важными решениями в области экономической и финансовой политики (в том числе в отношении валютных курсов) и которая способствовала бы глобальной стабильности.
При реформировании МВС необходимо иметь в виду следующее:
• Отсутствие в МВС эффективной дисциплины, гарантирующей глобальное урегулирование.
• Волатильность валютных курсов и их эволюция, часто несовместимая с упорядоченным урегулированием и эффективным распределением ресурсов.
• Трудности управления глобальной ликвидностью.
• Роль специальных прав заимствования (СПЗ).
• Механизм управления процессом принятия решений и функционирования системы.
Среди элементов широкой реформы МВС авторы выделяют следующие.
1. Экономическая и финансовая политика. Внутренняя и внешняя политики различных стран влияют друг на друга, а также на региональную и глобальную стабильность. Как показал опыт последних десятилетий, проблемы, проявившиеся в национальной экономике отдельных стран, не были вовремя разрешены из-за различий в анализе и отсутствия необходимого надзора со стороны МВФ.
Очевидна необходимость усиления надзора со стороны МВФ над бюджетной монетарной и финансовой политикой стран-членов. При этом особое внимание следует уделять движению валютных курсов и глобальной ликвидности. Усиление надзора требует пересмотра управления главными международными институтами и их отношений со странами. Это управление должно включать следующие элементы:
а) усиленные многосторонние обязательства на основе ясных норм и целей или количественных показателей, отражающих экономические и финансовые результаты и подающие сигналы тревоги, когда они превосходят установленный порог;
б) процедуры оценки, позволяющие идентифицировать причины и последствия отклонений от установленных стандартов и норм;
в) возможность введения механизмов поощрения и санкций.
Если все страны должны будут подчиняться одним и тем же
обязательствам и процедурам оценки, особое внимание должно быть уделено тем направлениям политики, которые оказывают наибольшее влияние на стабильность МВС.
2. Валютный курс. В центре МВС находится режим валютных курсов. Одной из главных целей эффективной МВС должны
быть относительно стабильные валютные курсы, соответствующие фундаментальным показателям разных стран. В этом отношении мир переживает сегодня значительную напряженность. Валютные курсы определяются комбинацией нынешних или ожидаемых политик и игрой рыночных сил. Нестабильность может иметь несколько причин, среди которых: комбинация несогласованных политик, вызывающих длительные несоответствия валютных курсов; неверное восприятие частью рыночных операторов фундаментальных показателей и их будущего изменения; чисто спекулятивная деятельность.
Для эффективного функционирования МВС страны должны проводить экономическую и финансовую политику, наблюдая за тем, чтобы валютный курс в целом соответствовал фундаментальным показателям и глобальному равновесию. Хотя страны - члены МВФ могут выбирать режим валютных курсов, они обязаны избегать манипуляций курсами и подчиняться правилам МВФ, чтобы гарантировать возможности использовать преимущества конкуренции. МВФ призван осуществлять «строгий надзор» над валютной политикой стран-членов. В прошлом влияние МВФ на ведущие страны носило «иллюстративный характер», а чаще просто отсутствовало. Вместе с тем необходимо, чтобы страны выполняли свои обязательства, используя показатели, основанные на макроэкономических данных и позволяющие идентифицировать степень нестабильности и необходимого урегулирования. Ведущие страны несут особую ответственность за устойчивость своих валют и их влияние на мировую экономику.
3. Глобальная ликвидность. На глобальную ликвидность влияют такие факторы, как ориентация монетарной политики в ведущих странах и финансовых центрах мира, режимы валютных курсов, поведение финансовых систем в отношении инноваций и принятия рисков. Слишком благоприятные или слишком ограничительные условия для ликвидности могут иметь нежелательные последствия. Проблема ликвидности имеет многие аспекты и может быстро изменить восприятие, определяющее доверие или страх.
Необходим общий подход к пониманию и измерению глобальной ликвидности и к улучшению надзора за изменениями, которые могут повлиять на объем ликвидности в случае внезапной потери доверия рынков, связанной с изменением спредов рисков
(spreads de risque). Подобный подход требует более тесного сотрудничества между центральными банками и органами макропру-денциального регулирования ведущих стран и финансовых центров. Значительные и волатильные потоки капиталов, которые могут серьезно подорвать макроэкономическую и финансовую стабильность, являются потенциальным следствием чрезмерной ликвидности на мировом уровне. Следует обдумать такие новые меры, как контроль за движением капиталов и более строгие макропру-денциальные меры, позволяющие странам эффективно защищаться от негативных последствий потоков капиталов. Такое вмешательство должно ограничиваться жесткой необходимостью, главная трудность в этой области состоит в гарантировании того, чтобы принятые меры не создавали больших трудностей, чем негативные последствия притока капиталов. В этой области было бы полезно решать на международном уровне проблемы дестабилизирующих эффектов вывоза и ввоза капиталов. Ясно, что контроль за потоками капиталов для поддержания повышенного или заниженного курса валюты несовместимо с хорошим функционированием МВС.
4. Роль СПЗ. МВС будет продолжать развиваться, частично отражая постоянные изменения соотношения экономических сил стран-членов в мире. Возникает вопрос: могут ли ненациональные валютные инструменты играть роль в удовлетворении новых потребностей многополярного мира. Таковой может быть потребность в дополнительной резервной валюте, непосредственно не связанной с национальной политикой какой-либо страны.
5. Проблемы управления.
Функционирование МВС может быть значительно улучшено, если принять следующее:
• главы государств или правительств, собирающиеся, например, один раз в год (в периоды кризисов могут собираться чаще);
• министры финансов и управляющие центральными банками, принимающие стратегические решения, связанные с функционированием МВС;
• администраторы, контролирующие деятельность МВФ и его генеральной дирекции.
Чтобы лучше учитывать общий интерес, следует создать Глобальный консультативный комитет (Global Advisory Committee, GAC), включающий независимых и известных специалистов, на-
2011.04.011-015
значаемых в соответствии с прозрачной процедурой. Этот комитет консультировал бы основные органы МВФ по таким вопросам, как организация надзора, управление ликвидностью и международными резервами, по собственной инициативе или по запросу со стороны МВФ.
Л.А. Зубченко
2011.04.011-015. ПРОБЛЕМЫ ГОЛОДА В МИРЕ. (Сводный реферат).
1. La FAO s'alarme des niveaux records atteints par les prix alimentaires. - Mode of access: http://www.reussirbusiness.com/11998-AGRICULTURE-CRISE-ALIMENTAIRE-ONU.html
2. Institut international de recherche sur les politiques alimentaires. -Mode of access: http://www.ifpri.org/french
3. Lutte contre la pauvreté dans le monde: où en est-on? - Mode of access : http://www.inegalites.fr/spip.php?article1320
4. Nicolas Sarkozy réclame une meilleure connaissance de l'état des stocks agricoles mondiaux. - Mode of access: http://www.lefigaro. fr/bourse/2011/01/27/04013-20110127ARTFIG00728.php
5. Réduire de moitié la proportion de la population qui souffre de la faim: est-ce encore possible? - Mode of access: http://www.oxfam. org/fr/policy/
В докладе Международного института исследований продовольственной политики (Institut international de recherche sur les politiques alimentaires, IFPRI), опубликованном в октябре 2010 г., отмечается, что из 122 развивающихся стран (РС) в 25 странах население голодает. Всего в мире голод испытывают 1 млрд. человек. Индекс голода в мире рассчитывается исходя из трех показателей: доля недоедающего населения, недостаточный вес детей и показатель детской смертности. Страны классифицируются по показателю от 0 до 100 баллов. При этом 100 является наихудшим баллом. Голод вызывает тревогу после 20 баллов и является крайне тревожным после 30. За исключением Гаити и Йемена, страны с уровнем голода, вызывающем тревогу, расположены в странах Африки южнее Сахары и в Южной Азии.
Из 5,1 млрд. человек, живущих в РС, 1,2 млрд. ежедневно сталкиваются с проблемами бедности, а 170 млн. детей моложе 5 лет страдают от недоедания. Природные условия, в которых раз-