Научная статья на тему '2011. 03. 035. Янь Фэнган. Религия в Китае при коммунизме: объяснение с точки зрения экономики дефицита. Yan Fenggang. Religion in China under communism: a shortage economy explanation // J. of Church a. State. - Oxford, 2010. - Vol. 52, n 1. - Р. 3-33'

2011. 03. 035. Янь Фэнган. Религия в Китае при коммунизме: объяснение с точки зрения экономики дефицита. Yan Fenggang. Religion in China under communism: a shortage economy explanation // J. of Church a. State. - Oxford, 2010. - Vol. 52, n 1. - Р. 3-33 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ КИТАЙСКАЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В КНР / КНР ИСТОРИОГРАФИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КНР / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 035. Янь Фэнган. Религия в Китае при коммунизме: объяснение с точки зрения экономики дефицита. Yan Fenggang. Religion in China under communism: a shortage economy explanation // J. of Church a. State. - Oxford, 2010. - Vol. 52, n 1. - Р. 3-33»

КУЛЬТУРА

2011.03.035. ЯНЬ ФЭНГАН. РЕЛИГИЯ В КИТАЕ ПРИ КОММУНИЗМЕ: ОБЪЯСНЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ДЕФИЦИТА.

YAN FENGGANG. Religion in China under Communism: a shortage economy explanation // J. of church a. state. - Oxford, 2010. - Vol. 52, N 1. - Р. 3-33.

Насаждая собственную идеологию, государство стремится устранить конкурентов в духовной сфере, прежде всего религию. В Китае религию не удалось полностью устранить. Полный запрет на религиозную деятельность последовал в разгар «культурной революции» в 1966 г. Множество храмов было закрыто, уничтожались религиозные артефакты, а верующие были либо вынуждены публично отказаться от убеждений, либо отправлены в исправительные лагеря.

В определенной степени антирелигиозная пропаганда добилась успеха. Число людей, исповедующих ту или иную религию или испытывающих к этому интерес, в Китае самое низкое (среди исследованных 67 стран), по данным Исследования ценностей в мире (2000 г., World Values Survey), - всего 13,7% (с. 11). Несмотря на разрешение деятельности религиозных организаций, в настоящее время большинство китайцев либо не знают об их существовании, либо относятся к ним с подозрением. Однако полностью истребить спрос на религию не удалось. Несмотря на запреты, многие из верующих продолжали тайно свои собрания и ритуальные практики. Кроме того, преследование создало ареол мученичества вокруг тех, кто не отказался от религии, что только подхлестнуло религиозные чувства других верующих.

В какой-то степени марксизм заменил собой религию, поскольку многие граждане восприняли его идеи практически на религиозном уровне. Коммунистическая идеология официально объявляется «высочайшим идеалом и благороднейшей верой». «Вера» эта включает уверенность в наступлении идеального будущего, рая на земле, требует бескорыстной работы на благо народа и борьбы с врагами, что напоминает в определенной степени религию. Включение в разветвленную сеть коммунистических организаций (от КПК до пионерской организации) обязательно требует принесения

коммунистической клятвы. Однако это «навязанная замена», которую можно сравнить с выбором продуктов в условиях дефицита: если желаемый продукт невозможно приобрести, покупатель стоит перед выбором либо полностью отказаться от покупки, либо заменить желаемый продукт похожим.

Способом удовлетворения потребности в вере стали различные практики, прежде всего культ личности Мао Цзэдуна: цитатники, коллективные клятвы перед портретом вождя, эпитеты, которыми наделяли Мао («спаситель народа», «солнце» и т.п.) - все напоминает религиозный культ.

В эпоху реформ появились другие замены религии, которые формально нельзя признать вероисповеданием: «возвращение» к народной культуре (т.е. народным культам) и «цигун». Так, во многих аграрных районах были восстановлены храмы, посвященные предкам или «героям» прошлого (включая Мао), где проводятся ритуалы почитания. В таких церемониях, как правило, участвует вся община целиком, хотя формально не существует какой-либо организации, поддерживающей культ. Власти в разных регионах страны по-разному относятся к таким действиям и в некоторых случаях даже способствуют им, поскольку восстановление храмов происходит под лозунгом воссоздания культурного наследия. Помимо этого, существует множество практик, таких как предсказание судьбы, физиогнофия, геомантия и проч. Хотя увлечение ими ближе к суевериям, чем к религии, тем не менее они включают веру в некие сверхъестественные силы, и увлечение ими исключительно велико. Другое направление - это цигун, элемент традиционной медицины, учение об энергии «ци» и ее функционировании в теле, практическим воплощением которого являются дыхательные упражнения и медитация. Это направление можно отнести к «квазирелигии», поскольку практика включает также и медитацию над религиозными образами, а мастера цигун часто возводят свою генеалогию к буддийским или даосским патриархам. Для многих убежденных атеистов занятие цигун становится первой ступенькой на пути к обращению в буддизм.

При Дэн Сяопине отношение к религии изменилось. Начиная с 1979 г. ограниченное число храмов, церквей и мечетей возобновили работу. В процессе реформ произошло разочарование в коммунистических идеалах со стороны населения, что спровоцировало

подъем интереса к религии. С 1980-х годов для литературы КНР становятся характерными персонажи, разочаровавшиеся в атеизме и пришедшие в процессе духовных исканий к той или иной религии: буддизму, фундаментальному исламу и др.

Тем не менее контроль религиозной деятельности остался столь же строгим. КПК придает, по мнению автора, слишком большое значение угрозе со стороны католической церкви, численность адептов которой в Китае менее 1%. Некоторые из представителей властей с опаской относятся к религии, называя ее «оружием», которое оправдало свою эффективность во время разрушения СССР и социалистического блока.

Несмотря на то, что некоторые из руководителей КПК призывают покончить с «лихорадкой религии», спрос на религию, до этого искусственно подавляемый, возрос и теперь намного превышает предложение. Обычным зрелищем стали переполненные до отказа христианские церкви. Люди занимают места за два часа до начала службы, а посетителей приходит больше, чем могут вместить здания. В некоторых регионах ощущается острая нехватка священников, нередкими стали очереди на получение крещения, а также собеседование перед крещением (все это делается, чтобы замедлить рост прихожан). То же происходит в буддийских храмах. Так, в Шанхае накануне нового 2004 г. около 151 000 паломников посетили буддийские храмы (с. 24). Во многом посещение храма во время празднования Нового года указывает не на религиозность, а на приверженность суевериям, но, отмечает автор, посещение столь большим числом паломников религиозных учреждений привлекает внимание и вызывает интерес к религии и у тех, кто не практикует каких-либо ритуалов в принципе - даже случайных прохожих, которых неизменно приветливо встречают в церквях. Другой путь, которым верующие приходят к религии (христианству), - первоначальный интерес лишь к западной культуре. В процессе изучения будущие адепты пытаются познакомиться с Библией, однако, не понимая до конца значения Священного Писания, они обращаются в церковь, чтобы получить разъяснения.

«Дефицит» в области религии будет продолжать существовать. Выражаясь экономическими терминами, это можно сформулировать следующим образом: «предложение» в данной области привязано не к многократно возросшему спросу, но к ресурсам,

необходимым для производства продукта. При разрешении возобновления религиозной деятельности власти руководствовались тем, чтобы разрешить практиковать ритуалы верующим, не способным отказаться от религии (в основном тем, кто был убежденным верующим до культурной революции). Однако новое поколение, воспитанное на коммунистических идеалах, как предполагалось, не должно было начать испытывать интерес к религии. Постановление 1996 г. запрещало строительство новых буддийских храмов, утверждалось, что уже существующие полностью удовлетворяют потребности населения. В среднем на 100 000 граждан Китая приходится около 6,5 официально разрешенных религиозных учреждений (с. 28), что чрезвычайно мало как по сравнению с другими странами мира, так и с докоммунистическим Китаем. В Пекине в 1948 г. было более 400 буддийских храмов, 72 протестанстких и 65 католических церквей, 46 мечетей и 65 даосских храмов, тогда как в 2002 г. насчитывается в общей сложности 107 храмов всех конфессий (с. 28) Следует учесть и то, что с 1949 г. население Китая утроилось.

Существенное препятствие для роста числа храмов представляет также контроль над обучением духовных лиц. Число соответствующих учебных заведений строго ограничено. В настоящий момент в Китае существует 32 буддистских, два даосских, девять мусульманских, 31 католическое и 17 протестантских учебных заведений, готовящих священнослужителей. Прием студентов также ограничен, и в некоторых случаях составляет несколько десятков человек (с. 29). Несмотря на это с 1980-х по 1990-е годы произошел впечатляющий рост духовенства: католического - с 3400 до 4300 человек, протестантского - с 5900 до 18 000, мусульманского с 20 000 до 40 000, буддийского - с 27 000 до 200 000 и даосского -с 2600 до 25 700 (29). Значительно большими темпами увеличивается количество верующих «мирян».

Контролю подвергается также и издание религиозной литературы: каждое издание должно быть одобрено местным комитетом партии, при этом заявки могут подавать только официально разрешенные религиозные организации. Печатание и распространение литературы также осуществляется через подотчетные правительству организации. Строгий надзор вызвал к жизни множество сект и нелегальных проповедников, контрабанду религиозной ли-

тературы. Власти не в состоянии эффективно бороться с этими явлениями.

В условиях избыточного спроса на религию у властей остается три возможности решения. 1. Продолжать искусственно снижать спрос, при том что атеистическая пропаганда показала свою ограниченную эффективность. 2. Повысить цену на желаемый продукт (автор имеет в виду не экономические, а социальные издержки). Но и этот путь не может оказаться вполне эффективным, поскольку мировая общественность бдительно следит за соблюдением прав человека в Китае. 3. Увеличить предложение. Данный путь представляется наиболее эффективным, однако основной проблемой является столкновение официальной атеистической идеологии и необходимого снятия ограничений на религиозную деятельность. В любом случае в ближайшие годы китайскому правительству придется решить вопрос избыточного спроса на религию со стороны населения.

А.А. Лисицына

ИСТОРИЯ

2011.03.036. ЛИ ХУАЙИНЬ. ОТ РЕВОЛЮЦИИ К МОДЕРНИЗАЦИИ: СМЕНА ПАРАДИГМЫ КИТАЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ В ЭПОХУ РЕФОРМ.

LI HUAIYIN. From revolution to modernization: The paradigmatic transition in Chinese historiography in the reform era // History a. theory. - Middletown, 2010. - Vol. 49, N 3. - P. 336-360.

Американский синолог (Техасский университет, г. Остин) характеризует современную историографическую ситуацию в КНР.

24 января 2006 г. в еженедельном приложении к общенациональной молодежной газете «Чжунцинбао» была опубликована статья профессора Чжуншаньского университета (провинция Гуандун) Юань Вэйши «Модернизация и учебники по истории», вызвавшая суровое осуждение властных структур. Контрольная груп-па1 при Отделе пропаганды ЦК КПК обнаружила в статье «отрицание более чем вековой борьбы китайского народа против иностранной агрессии и прямую атаку на Китайскую коммунисти-

1 Специальные органы контроля за прессой. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.