Научная статья на тему '2011. 03. 025. Хабиб Б. Изменение климата и сохранение политического режима Северной Кореи. Habib B. climate change and regime perpetuationin north Korea // Asian survey. - Berkeley (cal. ), 2010. - Vol. 50, n 2. - p. 378-401'

2011. 03. 025. Хабиб Б. Изменение климата и сохранение политического режима Северной Кореи. Habib B. climate change and regime perpetuationin north Korea // Asian survey. - Berkeley (cal. ), 2010. - Vol. 50, n 2. - p. 378-401 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИМАТ ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ВОПРОС КНДР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 025. Хабиб Б. Изменение климата и сохранение политического режима Северной Кореи. Habib B. climate change and regime perpetuationin north Korea // Asian survey. - Berkeley (cal. ), 2010. - Vol. 50, n 2. - p. 378-401»

щий доход их родителей. Такую же роль может играть и экономическая помощь членов семьи друг другу.

И.С. Ермаченко

2011.03.025. ХАБИБ Б. ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И СОХРАНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА СЕВЕРНОЙ КОРЕИ. HABIB B. Climate change and regime perpetuationin North Korea // Asian survey. - Berkeley (Cal.), 2010. - Vol. 50, N 2. - P. 378-401.

Вопрос о стабильности режима КНДР начал ставиться аналитиками почти сразу после его установления в 1993 г. По мнению Б. Хабиба (Школа общественных наук университета Ла Троб, Австралия), именно анализ влияния климатических изменений на страну может дать ключ к пониманию проблемы, однако трудность для прогнозирования составляет неясность сроков изменений. По разным оценкам, они варьируются от «настоящего времени до конца нынешнего столетия» (с. 380). Еще одну трудность для анализа представляет необходимость данных не только международных агентств, но и второстепенных источников, которые в условиях информационной изоляции не всегда возможно получить.

Продовольственная проблема обострилась с 1987 г., когда сократились поставки из СССР в КНДР: с 1990 по 1991 г. они упали с 3,2 млрд. долл. до 360 млн. (с. 381). Ситуацию удалось несколько выправить только в 1995 г., когда были заключены торговые соглашения с Южной Кореей и Японией. Однако в 1995-1997 гг. случились наводнения и засухи, нанесшие очередной удар по слабой системе. Считается, что в 1994-1998 гг. от голода умерло от 600 000 до 1 000 000 человек (с. 395). Голод 1990-х дает возможность оценить возможные последствия климатических изменений.

Автор вводит категорию «уязвимости», которая отражает «зависимость системы от рисков в соотношении с лежащими в ее основе социальными процессами и способностью отвечать на риски» (с. 382). Для точности оценки он выделяет в ней пять параметров - два «внутренних» показателя: временное измерение (период, на который проводится анализ, в данном случае - 20 лет) и уязвимость системы. Уязвимость измеряется по трем параметрам: «физическая база» (население, природные ресурсы), «представления о государстве» (парадигма легитимности, образующая политическую идентичность режима) и «институты» (управления, правовая сис-

тема и т.п., которые обеспечивают власть режима над территорией и населением). К «внешним» показателям относятся, по Хабибу, следующие три: среда (sphere; представляет собой совокупность внутренних и внешних влияний на устойчивость системы; для КНДР внутреннее влияние - это, к примеру, сверхцентрализованное принятие решений, а внешнее влияние - это зависимость от поставок энергии, питания), рассматриваемая сфера системы, на которую оказывает влияние фактор риска, и сам фактор риска.

С точки зрения внутренних факторов риска решение 1960-х годов о сельскохозяйственной самодостаточности (составная часть идеологии чучхе) и отказе от внешней торговли изначально было обречено на провал из-за невыгодного географического положения КНДР и спровоцировало голод. Таким образом, физическая база была искусственно ограничена.

Ким Чен Ир возглавляет вооруженные силы (Национальный комитет обороны), а также занимает несколько ключевых постов в Корейской рабочей партии, и режим, таким образом, подвергается дополнительным рискам из-за своей излишней монополизирован-ности. Кроме партийных комитетов, контроль внутри страны осуществляют службы внутренней безопасности, подотчетные также Киму. Ограничения на обмен информации, наложенные из идеологических соображений, отрицательно влияют на способность членов общества реагировать в критических условиях. По тем же причинам система жестко противостоит любым новым идеям, включая инновации в сельском хозяйстве. «Институты» и «представления о государстве» Северной Кореи, таким образом, создают трудности для адаптации системы в целом.

В силу горного характера рельефа обработке поддается только 17-18% территории страны (с. 387), почвы достаточно бедны (повышенная кислотность) и, кроме того, сезонные колебания в температуре от -19 зимой до 25 летом ограничивают во времени период вегетации. До 1991 г. проблему низкой продуктивности почв решали с помощью удобрений, но после сырье, поставляемое из СССР, больше не поступало. В колхозном хозяйстве снимают три урожая в год, основными культурами являются рис, пшеница, ячмень и картофель. Производство кукурузы снизилось в последние годы, так как требует слишком больших поливов. Перерыв между снятием урожая озимых и посевом яровых очень короток в

силу природных условий, а из-за экономии энергии сельскохозяйственные машины могут быть задействованы незначительно, и большую часть работы выполняют люди и скот. Это также увеличивает риск потерь от паразитов и заболеваний. Таким образом, система достигла своего предела развития. Каждое домохозяйство, участвующее в колхозе, имеет право на частный сад площадью примерно 100 кв. м (с. 388), также меньшее хозяйство могут позволить себе горожане. Из-за лучшего ухода урожайность в частных хозяйствах, как правило, выше.

Повышение средней температуры на 3-4 градуса выше уровня 1990 г. должно, по подсчетам, сократить урожайность риса и кукурузы в Восточной Азии на 10-20% к 2100 г. (с. 389). Климатические изменения привели к учащению в КНДР таких явлений, как наводнения (1995, 1996, 2001, 2002, 2004-2007), засухи (1997, 2000) и сильные заморозки; повышение уровня океана увеличивает сферу распространения тайфунов, что окажет отрицательный эффект на прибрежные районы, деградация почв в результате уничтожения лесных массивов, изменения в цикле осадков, снижение урожаев из-за изменения температуры - все вместе это приводит к снижению продовольственной безопасности.

Таково в целом состояние «уязвимой» системы на данный момент. Однако продовольственный кризис необязательно должен привести ее к коллапсу. Чтобы исследовать возможность адаптации, Хабиб предлагает оценить следующие показатели: 1) экономические ресурсы; 2) доступ к необходимым технологиям; 3) доступность необходимой информации и навыков; 4) инфраструктура; 5) адекватность государственных институтов; 6) пропорциональный доступ к ресурсам.

Экономические ресурсы КНДР весьма скудны. Основные доходы поступают от продажи оружия и (нелегальные) наркотиков. Внешний долг государства огромен. Прекращение советской поддержки нанесло окончательный удар по экономике. Доступ к необходимым технологиям также недостаточен. Сельскохозяйственный сектор живет за счет людских рук и рабочего скота. Техника в плохом состоянии, а ввозить новую нет возможности из-за санкций. Кроме того, даже технику в хорошем состоянии невозможно использовать в полной мере из-за нехватки топлива. Поэтому нет

возможности быстро восстанавливать землю после стихийных бедствий.

Основные проблемы инфраструктуры (включая перераспределение продуктов) сводятся к отсутствию собственных источников углеводородов, 90% которых поступает из Китая, 10% - из России (с. 393).

Распределением продуктов занимается централизованная система, созданная в 1957 г. с целью установления контроля над населением. Однако с началом голода она оказалась неэффективной, в 2002 г. отменена, а затем снова введена, но не во всех административных единицах. Основная ее проблема - задержки с доставкой продовольствия из-за проблем с транспортом.

Распределение продуктов зависит от принадлежности человека к одному из трех классов, на которые разделено население: к «центральному» (главному), «сомнительному» (бывшие представители «малого бизнеса») и «враждебному» (в него записано около четверти населения (с. 394), и, таким образом, доступ населения к ресурсам непропорционален.

Все это говорит о низкой способности системы в целом к адаптации. Однако поведение индивидов и некоторых групп вносит корректировку в эту способность: многие из не-крестьян имеют собственное приусадебное хозяйство, на рынке продаются излишки продуктов из частных хозяйств, а также продукты, ворованные в колхозах. Люди получают помощь от своих родственников и все чаще включают в рацион еду, добытую в дикой природе (лесах). Но все это не предупредило массовой смертности.

Наиболее эффективным способом адаптации для населения становится миграция, однако она имеет серьезные последствия в виде ухудшения коррупции, особенно среди чиновников низкого уровня. В Корее действует контроль над передвижением, однако во время голода у режима не нашлось средств сохранить его в полной мере, и многие даже покинули страну. Уже сейчас желание обогащения заменяет у чиновников другие виды мотивации - желание карьерного роста, страх наказания.

Скорее всего, переход на рыночные механизмы корейской экономики необратим. Простые люди больше не смотрят на власти как на гарант их продовольственной безопасности, и переход к рынку, напротив, требует минимального вмешательства со стороны

2011.03.026-027

государства. Режим в перспективе встретит и идеологические проблемы: если нет реального контроля, то и идеология - это пустая оболочка. Помощь международных организаций, от которой все больше зависит КНДР, имеет оборотной стороной усиление потока информации из внешнего мира. За период голода произошло снижение сложности в экономике и государственных институтах Северной Кореи. Необходима системная реорганизация, которую режим может не пережить.

Таким образом, по мнению Хабиба, происходит упрощение механизма управления. Тоталитаризм - сложная форма социальной организации, которая мобилизует людей с помощью многочисленных институтов, направляемых из центра страны. Чтобы поддерживать это, необходима достаточно большая база ресурсов, и когда она сокращается, то должна сократиться и сложность системы. В случае с Кореей «упрощение» уже происходит de facto. Неизбежное сокращение сложности системы может произойти тремя путями: 1) распад государства на более мелкие политические единицы; 2) лишение доступа к ресурсам определенной части населения (и именно этим путем и идет сейчас Северная Корея); 3) реформирование системы с предоставлением больших политических свобод для населения. У режима КНДР нет возможности избежать сокращения ресурсов, как и нет возможности провести реформы из-за косности системы.

А.А. Лисицына

2011.03.026-027. РИТОРИКА УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЕННЫХ.

2011.03.026. GORRINGE H. Resounding rhetoric, retreating rebels: the use and impact of militant speeches in Tamil Dalit movements // Contemporary South Asia. - Abingdon, 2010. - Vol. 18, N 3. - P. 281-292.

2011.03.027. WEBB M. Success stories: rhetoric, authencity, and the right to information movement in north India // Ibid. - P. 293-304.

В последние несколько десятилетий, отмечает Х. Горриндж (Эдинбургский ун-т, Шотландия), далиты (неприкасаемые) в самом большом южноиндийском штате Тамилнаду сумели организоваться в движение против кастовой дискриминации. В 80-е годы их протест выражался в демонстративных прогулках по улицам, традиционно считавшимся улицами высоких каст, в требованиях об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.